Казань,29 Мая, Среда $ 64.54 € 72.17
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Служба поставки. Новая модель профобразования - ресурсные центры

Служба поставки. Новая модель профобразования - ресурсные центры
Фото: Ната Смирнова

В Татарстане создается новая система обеспечения квалифицированными рабочими кадрами основных отраслей региональной экономики. Сами разработчики называют систему ресурсных центров не иначе как новой моделью профобразования

«Забудь все то, чему тебя учили все эти годы» — подобное напутствие слышал при трудоустройстве, наверное, каждый выпускник техникума или ПТУ. Сам же свежеиспеченный рабочий или мастер в ответ на советы своих наставников отвечал: «Меня учили другому». Схожие диалоги велись на предприятиях на протяжении десятилетий. В итоге страна получила то, что получила — систему профессионального образования, оторванного от реальных потребностей производства, и производство, задыхающееся от нехватки квалифицированных рабочих рук.

Несмотря на то, что картина пока еще типична для наших дней, есть основания надеяться, что в обозримом будущем ситуация изменится. Совершить настоящую революцию в системе среднего профессионального образования (СПО) призвана создаваемая в настоящее время система ресурсных центров. Судя по количеству упоминаний о ней в ходе своих публичных выступлений, президент Татарстана Рустам Минниханов считает ее едва ли не личным проектом. Во всяком случае, заинтересованность налицо: стал бы иначе глава региона говорить о еще пока не существующих ресурсных центрах на сентябрьском Госсовете, посвященном проблемам и перспективам импортозамещения в российской экономике?

Найди отличия

Не то, чтобы создание ресурсных центров (о сути явления — чуть ниже) было татарстанским ноу-хау. Во-первых, данный процесс является логичным продолжением реформы СПО, в рамках которой перестало существовать начальное профессиональное образование, то есть система профтехучилищ (к настоящему времени из некогда работавших в республике 50 училищ остались всего два — Нижнекамское ПТУ № 63 и Высокогорское № 70). Все они были либо закрыты, либо присоединены в качестве лицеев и колледжей к профильным техникумам. Во-вторых, постановление республиканского правительства, которым была принята программа развития профессионального образования и повышения квалификации работников данной сферы на 2014–2020 годы, вышло под эгидой ФЦП развития образования на 2011–2015 годы и Указа президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Нас, например, опередил Нижний Новгород. Правда, в министерстве образования РТ говорят, что нижегородцам гордится, по большому счету, и нечем — столица ПФО обгоняет Татарстан только по количеству ресурсных центров (там их уже 17), но не качеству: «По сути, там просто сменили вывеску на учебных заведениях среднего профессионального образования, не меняя их сути, — говорит начальник отдела развития среднего профессионального образования Минобрнауки РТ Фарида Галиуллина. — Мы же пытаемся изменить саму систему, прежде всего, в части содержания учебных программ и взаимодействия учреждений СПО с компаниями-работодателями — привлечении последних к разработке и обновлению образовательных программ, их администрированию и финансированию. Мобильность и готовность оперативно подстраиваться под конкретные запросы конкретных предприятий — и есть суть ресурсного центра».

Сам глава ведомства Энгель Фаттахов так оценивает роль РЦ в системе профессионального образования: «Ресурсные центры для нас — это особые образовательные организации, в которых сконцентрированы уникальные учебно-методические, кадровые и материально-технические ресурсы, предназначенные для освоения современных производственных технологий и подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов для экономики региона. Центры — это точки роста. На их базе мы попытаемся совместить функционал учебных центров предприятий и государственных образовательных учреждений. Кроме того, РЦ одновременно станут и центрами прикладных квалификаций, ведущими подготовку квалифицированных рабочих по коротким программам».

Впрочем, такая «подвижность» не освобождает РЦ от необходимости работать по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) от 2011 года, в которых прописаны компетенции будущих рабочих и мастеров. И какими бы современными не были вновь полученные студентами знания, они все равно должны поддаваться четкой регламентации. В Минобрнауки утешают: ФГОСы для среднего профессионального образования разрабатывались с учетом рекомендаций отраслевых работодателей. И даже более того — сами стандарты оказались той самой «телегой, катящейся впереди лошади», поскольку писали их на основе сложившейся практики работы студентов колледжей и техникумов на базовых предприятиях. «На моей памяти сколько угодно случаев, когда ребята занимали штатные должности уже на втором-третьем курсах. А самые талантливые к моменту получения диплома работали заместителями начальников цехов», — рассказывает заместитель директора Казанского авиационно-технического колледжа им. Деменьтева (бывший Казанский авиационный техникум) по научно-методической работе Эльвира Соколова.

Инициировать запуск новой специальности (естественно, в рамках ФГОСов), могут и сами учебные заведения: для получения соответствующей лицензии от Минобрнауки РФ необходимо разработать учебную программу и доказать достаточность материально-технической базы. «В настоящее время мы готовим специалистов по восьми основным специальностям, — продолжает Соколова. — Последняя — «Компьютерные системы и комплексы» — была открыта в прошлом году. Между тем, сегодня есть насущная необходимость новых направлений. Например, в подготовке специалистов для обслуживания аэропортов».

Увы, те самые ФГОСы могут стать и серьезным тормозом в формировании «смычки между городом и деревней»: согласно стандартам, сегодня учреждения СПО вольны менять содержание только вариативной части (есть еще обязательная). «Сейчас мы можем в рамках вариативной части давать только теорию, — поясняет Соколова. — А мы бы хотели, чтобы студенты больше времени проводили на предприятиях. Однако вольничать не имеем права — если будут нарушены требования ФГОСов, учебное заведение при любой проверке или аккредитации нарвется на крупные неприятности, вплоть до отзыва лицензии».

Первые среди первых

Как бы то ни было, системе РЦ — быть (возможно, с ее запуском будут приняты долгожданные ФГОСы четвертого поколения, дающие больше свободы в формировании учебных программ и практик учебным заведениям и работодателям). Окончательно сформировать ее в Татарстане планируется к 2020 году — к этому времени ресурсных центров должно быть 25. Первые пять должны появиться уже в этом году.

Перечислим счастливчиков. На базе Елабужского политехнического колледжа создается многофункциональный РЦ для компаний-резидентов ОЭЗ «Алабуга» (якорный работодатель — ОАО «Форд Соллерс»; совместно с ним создаются лаборатории для подготовки специалистов автосборки). Нижнекамский нефтехимический колледж определен в качестве базы для РЦ по подготовке кадров для республиканской нефтехимии (основные работодатели — ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ТАНЕКО). В Казани на базе уже упомянутого авиационно-технического колледжа формируется РЦ, призванный стать кузницей рабочих кадров для КМПО, КАПО им. Горбунова и КВЗ (стоит отметить, что однажды данный колледж уже был участником создания прообраза межрегионального ресурсного центра, объединившего несколько профильных образовательных учреждений по всей стране. Его ядром стал КНИТУ-КАИ, обобщавший общероссийские кадровые запросы. Соответственно, учебные программы и методики были разработаны для нескольких профильных колледжей. Обучение за пределами Татарстана велось, в том числе, дистанционно: из казанского авиаколледжа, к примеру, велись онлайн-трансляции обучения студентов на новом лабораторном оборудовании, полученном, в том числе, в рамках реализации нацпрограммы «Образование»). В Набережных Челнах объединяются три учреждения СПО, чтобы готовить кадры для КАМАЗа. Наконец, РЦ будет открыт в Сарманово (основной заказчик кадров — крупнейший татарстанский холдинг ЗАО «Агросила-Групп»).

Очевидно, что ресурсные центры создаются там, где есть реальный запрос со стороны производства. Однако при определении «пионеров» системы учитывался и такой показатель, как эффективность расходования бюджетных средств и величина внебюджетных доходов. «Неслучайно в качестве одной из пилотных площадок был выбран сармановский аграрный колледж, — поясняет Галиуллина. — У всех подобных колледжей есть учхозы. Однако он один из немногих, кто использует свои учебно-опытные поля не просто для обучения студентов — он даже на них работает с прибылью, которой потом сам же и распоряжается. Например, тратит эти деньги на покупку опытных семян, удобрений и ГСМ. Следующие на очереди — Кукморский и Мамадышский аграрные колледжи».

Отметим, базовые предприятия-работодатели принимают участие не только в непосредственном управлении ресурсными центрами: на них возложены конкретные обязательства по закупке современного лабораторного и производственного оборудования. Из общей суммы в 50 млн рублей на каждый РЦ (помимо средств республиканского бюджета, для отрасли машиностроения предусмотрена и федеральная субсидия), вложения предприятий-партнеров должны составить не менее 25%. В Минобрнауки РТ заверяют, что соответствующие соглашения со всеми якорными работодателями уже подписаны.

Впрочем, официальное соглашение и реальные вложения — разные вещи. Так, единственное, чем помогли к настоящему времени Казанскому авиационно-техническому колледжу якорные работодатели, — это оформление учебных стендов. Источник «Эксперта-Татарстан» в отрасли рассказал, что потенциальных работодателей смущает отсутствие четко проработанных учебных планов: «Странно было ожидать, что компания выложит несколько миллионов под непонятный и непроработанный проект». Кроме того, тот же КВЗ уже выстроил собственную систему профориентации молодежи и подготовки кадров для нужд предприятия (см. «Абстрактные науки»), и если проект действительно пока детально не проработан, инвестирование в него выглядело бы ненужным отвлечением заводских ресурсов.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

16:00

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

23 Мая

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  2. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. В РФ увеличат минимальный размер оплаты труда
    МРОТ планируют увеличить с 1 января 2021 года в связи с пересмотром потребительской корзины в большую…
  2. Госкорпорация «Ростех» запустит в Иннополисе производство Т-500
    Сегодня, 22 мая, в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» пройдет церемония запуска…
  3. Родители татарстанских школьников требуют ввести пятидневную учебную неделю
    «Родительское сообщество Татарстана» направило президенту республики Татарстан Рустаму Минниханову, а также…
  4. В ОПЕК+ отмечают влияние отношений США и КНР на нефтяной рынок
    Участники соглашения ОПЕК+ обсуждают вопрос влияния отношений США и КНР на нефтяной рынок. Об этом сообщил…
  5. Президент РТ поздравил татарстанцев с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией
    Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к жителям республики с поздравлением по случаю Дня официального…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий