Казань,29 Мая, Среда $ 64.54 € 72.17
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Абстрактные науки. Высшее образование и рыночные отношения

Абстрактные науки. Высшее образование и рыночные отношения
Фото: Ната Смирнова

Казанские вузы, в том числе носящие гордый статус федеральных и «вскормленные» поколениями внебюджетников, продолжают штамповать гуманитариев, игнорируя требования экономики и рынка труда. Однако есть основания полагать, что в обозримом будущем этот тренд сменится на обратный

Начнем, пожалуй, с цитат. Еще в 4 веке до нашей эры Аристотель упоминал в своем трактате такой поучительный эпизод: «Древнегреческого философа Фалеса Милетского упрекали в бесполезности его занятий — причине его бедности. Тогда он, узнав по расположению звезд о будущем богатом урожае маслин, еще зимой раздал все деньги в задаток за маслодавильни Милета и Хиоса. Он нанял их за бесценок, поскольку никто не давал больше, а когда пришла пора, и спрос на них внезапно возрос, то стал отдавать их по своему усмотрению. Так, собрав много денег, он показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, да только это не то, что их заботит. Так он показал свою мудрость». Иными словами, как только появилась необходимость, Фалес Милетский смог монетизировать свои познания — в данном случае, в области астрологии.

Далеко не всем современным философам, а также экономистам, управленцам, менеджерам, юристам и иже с ними, удается конвертировать свои знания в зарплату. И дело здесь не только и не столько в качестве самих знаний — проблема нынешних фалесов милетских в том, что их знания рынку не нужны. А, значит, и цена им невелика. На что же ориентируются будущие фалесы, выбирая институт или университет? Зачастую — на мнение родителей и прочих родных и близких. Порой — на свои умственные способности (выучить параграф из истории и научиться оперировать математическими или химическими формулами — совсем не одно и то же). Иногда — на материальные возможности семьи. Тех же, кто выбирает будущую профессию, руководствуясь своими интересами, желанием созидать и приносить пользу Отечеству — увы, немного. Однако именно к ним в наименьшей степени применима не потерявшая до сих пор своей актуальности поговорка: «Если ты такой умный, то почему не богатый?».

А судьи кто?

Вот выдержка из гораздо более позднего произведения — отчета «Высшее образование и рынок труда», составленного по результатам исследования Центра независимых социологических исследований (проводимого в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года). «Имиджевая привлекательность татарстанских вузов, даже крупнейших из них, остается на низком уровне. И если крупнейшие вузы РТ имеют более-менее привлекательный имидж на региональном рынке образовательных услуг, собирая абитуриентов с относительно высоким уровнем ЕГЭ из Татарстана и близлежащих регионов, то в масштабах Российской Федерации вузовская система РТ не рассматривается в качестве конкурентоспособной». Так, по итогам 2014 года, согласно рейтингу агентства «Эксперт РА», даже Казанский (Приволжский) федеральный университет занял лишь 18 строку в списке лучших вузов России (так же, как и в 2013 году). У остальных крупных университетов — еще более низкие места: КГМУ — 35 (в 2013 г. — 37), КНИТУ (КХТИ) — 54 (в 2013 г. — 41), КНИТУ-КАИ — 60 (в 2013 г. — 59). Остальные татарстанские вузы вообще не вошли в первую сотню.

Данный рейтинг — далеко не единственный. Подобные исследования не первый год проводят, к примеру, РИА «Новости» совместно с НИУ «Высшая школа экономики». Там позиции татарстанских вузов еще скромнее: КГМУ и КФУ — 81 и 82 места соответственно, Казанский государственный финансово-экономический университет — 133, КНИТУ (КХТИ) — 161, государственный энергоуниверситет — 195, архитектурно-строительный университет — 266 место. А КНИТУ-КАИ вообще в этих списках не значится.

Не первый год ранжирует вузы международная информационная группа агентства «Интерфакс» и радиостанции «Эхо Москвы». Позиции казанской высшей школы в их таблице выглядят заметно лучше. В части «Образование» рейтинга российских университетов 2013–2014 годов КНИТУ (КХТИ) занимает 28 строку с 729 баллами (на первом месте, естественно, МГУ им. Ломоносова с 1000 баллами, он и принят за ориентир), КФУ расположился на 50 строке (672 балла), КНИТУ-КАИ занимает 58 место (651 балл). В том же рейтинге, но в части «Бренд» (первое место и 1000 баллов также у МГУ) Казанский федеральный университет занимает восьмое место (731 балл), КНИТУ (КХТИ) — 58 (412 баллов), КНИТУ-КАИ — 70 (всего 354 балла). Интересно, что в данном рейтинге вузы ранжируются еще по такому показателю, как «социализация» (читай — трудоустройство выпускников). И здесь картина почти принципиально иная. Так, КНИТУ (КХТИ) с не самым, судя по всему, привлекательным брендом делит 22–23 строки с Иркутским государственным техническим университетом (731 балл), КНИТУ-КАИ занимает 25 место (723 балла), а КФУ — 29 (711 баллов). Примечательно, что за ориентир здесь взят не МГУ (с 901 баллом он занимает лишь восьмую строку), а Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.

Что на выходе?

Попытки составить внутренний рейтинг вузов предпринимались и в Татарстане: в 2011 году в первый и, к сожалению, пока единственный раз Минтрудсоцзащиты РТ, основываясь на данных министерства образования, центров занятости, самих вузов, Татарстанстата и кадровых агентств Kelly services и Headhunter, составило, образно выражаясь, «выходной рейтинг» республиканских вузов. За основные показатели эффективности в нем были приняты адаптированность выпускников к рабочему процессу, статистика трудоустройства в течение шести месяцев после получения диплома и уровень зарплаты.

В министерстве образования признают, что за прошедшие с момента составления рейтинга годы мало что изменилось, поэтому мы можем смело привести некоторые из его результатов.

Опрошенные в ходе подготовки рейтинга профессура и преподаватели вузов делали свой выбор в пользу КФУ, в то время как ключевые работодатели города лучшими назвали КНИТУ-КАИ и КНИТУ (КХТИ). Однако первыми по скорости трудоустройства были выпускники КГАСУ (почти половина находила работу в первые полгода после выпуска), пятерку лидеров замыкал КХТИ (более 41% трудоустроенных). Федеральный университет стоял лишь на седьмом месте (чуть менее 30%), за ним следовал КНИТУ-КАИ (примерно 23%). Замыкал список негосударственный Институт социальных и гуманитарных знаний (менее 7% успешного трудоустройства).

Пожалуй, наиболее показательными были результаты изучения уровня зарплат свежеиспеченных специалистов: самыми большими заработками — 14,5 тыс. рублей (а это был, напомним, 2010 год) — могли похвастать выпускники Казанского государственного энергоуниверситета (отметим, в 2012-м КГЭУ вообще попал «красный список» Минобрнауки РФ как крайне неэффективный). А выпускники КФУ могли рассчитывать в среднем всего на семь тысяч рублей!

В том, что результаты большинства формируемых ныне общероссийских рейтингов — ориентир весьма, мягко скажем, условный, уверен ректор КНИТУ (КХТИ) Герман Дьяконов. «Все они составляются на основе параметров, не имеющих прямого отношения к понятию «эффективность», — говорит Дьяконов. — Точнее, к характеристикам конечного продукта, а именно — качеству знаний выпускника и его востребованности рынком труда. Определять в качестве главного показателя эффективности и привлекательности вуза входной балл ЕГЭ неверно в корне. Во-первых, откуда взяться высоким баллам, если демография продолжает «садиться», а количество бюджетных мест в вузах — расти? А, во-вторых, сравнивать гуманитарные и технические вузы нельзя в принципе — 80 процентов нынешних выпускников школ идут по самому легкому пути, третьим предметом выбирая обществознание, результаты которого не интересны ни одному техническому вузу или факультету». Ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, в свою очередь, полагает, что институт рейтингов в России еще только формируется, хотя «в принципе дело это полезное и нужное». «Кроме того, не столько важны сегодняшние позиции вуза в том или ином рейтинге, сколько динамика развития, — продолжает Гильмутдинов. — Я уверен, что через три-четыре года, а абсолютно доверять результатам российских рейтингов мы сможем не ранее, чем через это время, КНИТУ-КАИ непременно войдет в ТОП-20 отечественных технических вузов».

Они уезжают. И не обещают вернуться

Еще одна нерадостная ссылка на отчет «Высшее образование и рынок труда в Татарстане»: «…наблюдается миграционный отток наиболее талантливой и целеустремленной молодежи из республики. Этот отток происходит как на этапе поступления в вузы (чему во многом способствовало внедрение системы ЕГЭ), так и на этапе трудоустройства после их окончания. Хотя процент уезжающих молодых людей не столь велик, тревожным для экономики республики является то, что уезжают лучшие… Учитывая существенно отстающий уровень оплаты труда в регионе по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом, малодоступные меры социальной поддержки реально не способны остановить миграционный отток талантливой молодежи».

Такой «экспорт» лучших за пределы региона, во многом обусловленный и географической близостью Казани к столицам, — еще одна причина, пусть косвенно, но все-таки влияющая на позиции татарстанских вузов в отраслевых табелях о рангах. По информации директора недавно созданного республиканского олимпиадного центра Гузель Зариповой, в московские, санкт-петербургские и зарубежные вузы поступают три из четырех победителей всероссийских и международных олимпиад (впрочем, есть и такие, кто при всем богатстве местного выбора отдают преимущество уральским и сибирским университетам). «Этому способствует и проведение открытых олимпиад лучшими вузами страны, в числе которых МГУ, СпБГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана и другие. Если 11-классник занимает на такой олимпиаде по профильному предмету призовое место, он может считать себя зачисленным в вуз уже в феврале-марте — университету даже не важно, какие баллы он наберет на едином госэкзамене», — говорит Зарипова.

Так почему же уезжают лучшие, и есть ли способ развернуть тенденцию, ставшую традицией? Директор лицея № 131 (профиль — физика и математика, лицей занимает лидирующие позиции среди школ республики по количеству победителей всероссийских и международных олимпиад, а также по числу выпускников-стобалльников) Альфия Хабибуллина уверена, что нет: «Помимо субъективных причин, таких как желание молодых людей поскорее оторваться от родителей и зажить «взрослой» жизнью, есть и объективные — их нежелание оставаться в местной студенческой среде, учиться в одной аудитории с теми, кто на две головы ниже их по уровню знаний. Они хотят быть рядом с себе подобными. Ждать того, что после окончания вуза они вернутся на родину, бессмысленно, ибо их профессиональное будущее — в крупнейших мировых компаниях и университетах».

Впрочем, у этой точки зрения есть свои оппоненты. В их числе — директор Высшей школы информационных технологий и информационных систем КФУ Айрат Хасьянов, рассказавший о том, что в этом году ИТИС вошла в тройку самых востребованных институтов страны по количеству абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ. В основе такого успеха, по мнению Хасянова, — выстроенная система грантов, промышленно-прикладная направленность исследований и обучения. «В лабораториях, созданных совместно с предприятиями IT-индустрии, студенты уже с первого курса участвуют в реальных проектах, разрабатывают программное обеспечение, веб-сервисы и мобильные приложения, решают исследовательские задачи по заказу частных и государственных предприятий. На базе Высшей школы ИТИС функционируют более 20 лабораторий, в том числе лаборатории компаний JetBrains, Fujitsu, Samsung, «Барс Груп», Smart Head, FlatStack, iOS Lab и других. Самый «свежий проект» — инновационный центр компании Cisco», — пояснил директор ИТИС КФУ. «Я уверен — сейчас для Казани и Р еспублики Татарстан наступил очень благоприятный момент, чтобы занять лидирующие позиции в области информационных технологий и подготовки научно-образовательной платформы для качественного рывка».

Автор материала, в свою очередь, возьмет на себя смелость предположить, что талантливую, но не звездную молодежь вынуждают к отъезду реалии несколько
иного рода. Какого именно — станет понятно при изучении статистики поступления местных и столичных вузов. Так, например, «порог вхождения» на стоматологический факультет Казанского медуниверситета в этом году составлял 249 баллов по трем предметам. В то же время на аналогичный факультет Первого Санкт-Петербургского государственного медуниверситета им. академика Павлова зачисляли абитуриентов, набравших в сумме 223 балла. Комментарии здесь излишни. 

Дайте, что ли, баллы в руки

Авторы упомянутого выше исследования, проводимого в рамках подготовки стратегии «Татарстан-2030», пришли к еще одному, хоть и не оригинальному, но малоутешительному выводу о диспропорции между спросом и предложением рабочей силы. Приведем еще несколько цитат. «Большинство работодателей указывает на дефицит квалифицированных сотрудников рабочих профессий и переизбыток специалистов с высшим образованием, особенно экономического и гуманитарного профиля. Информантами-работодателями отмечались даже случаи, когда такие специалисты проходили переподготовку на предприятии, чтобы трудоустроиться по рабочей профессии».

Об этом же наглядно свидетельствуют цифры. В общей сложности в учреждениях начального и среднего профессионального образования Татарстана обучается порядка 87 тысяч человек. В то же время количество студентов в вузах, в том числе негосударственных, превышает 190 тысяч. По мнению одного из авторов исследования, научного руководителя Института развития образования НИУ ВШЭ Исаака Фрумина, у молодежи при поступлении в вуз отсутствуют четкие профессиональные установки на будущую трудовую деятельность. «А это лишний раз подтверждает гипотезу о несогласованности деятельности вузов и институтов рынка труда, — считает Фрумин. — В ходе нашего исследования выяснилось, что многие эксперты, представляющие как сторону работодателей, так и профессиональное вузовское сообщество, для решения данной проблемы признавали необходимым сокращение количества мест в вузах, особенно по непрофильным специальностям (см. диаграммы), и ужесточение условий приема в вузы».

К слову об ужесточении. В этом году был снижен минимальный порог ЕГЭ по двум обязательным предметам: с 36 до 24 балов по русскому языку и с 24 до 20 — по математике. В федеральном Минобрнауки необходимость снижения минимального балла ЕГЭ по базовым предметам оправдывали «эффективностью комплекса мер, разработанных Рособрнадзором, …направленных на проведение прозрачного и открытого ЕГЭ». Однако непонятно, почему в таком случае не был снижен порог по всем остальным предметам, ведь списывали в 2013-м не только русский язык и математику. В республиканском образовательном ведомстве — свое видение решения. «Если помните, еще на этапе экспериментального запуска ЕГЭ говорилось о том, что из года в год его величина будет меняться. До тех пор, пока не приблизится к абсолютной объективности, — напоминает начальник отдела высшего образования Управления профессионального образования министерства Равиль Сиразеев. — Так что нынешние баллы, вероятно, картину знаний в этом году описывают более объективно, чем в прошлом». 

Справедливости ради отметим, что минимальный балл по ЕГЭ, необходимый для поступления в вуз, не менялся — в этом году он по-прежнему составлял 36 по русскому и 24 по математике, что уже близко к классической «тройке». И вот здесь, на наш взгляд, есть повод для радости: все те, кто худо-бедно, но все-таки получили школьный аттестат, отправятся не за высшим, а за средним специальным образованием. И в итоге получат профессию, которая не только обеспечит куском хлеба, но и пойдет на пользу всей стране, как известно, давно нуждающейся в рабочих руках. 

К счастью, дефицит в «технарях» в последние годы становится чуть менее острым, что подтверждают и слова представителя Минобрнауки РТ: «Тот самый дисбаланс между техническими и гуманитарными специальностями, который наблюдается последние 15 лет, начинает потихоньку выравниваться. Отчасти свое дело сделала пропаганда. Во многом пробуждению интереса молодежи к инженерии и технологиям способствует увеличение зарплат на предприятиях-работодателях», — констатирует чиновник. Слова представителя министерства подтверждает и статистика предприятий и самих вузов. «Молодые сотрудники предприятий нефтегазохимической отрасли, многие из которых — наши выпускники, озвучивают цифру в 20–25 тысяч рублей. Эти показатели могут быть и выше — в зависимости от региона и конкретной компании. Те, кто работают в «Росатоме», и вовсе говорят о зарплате молодого специалиста до 35 тысяч рублей», — утверждает ректор КНИТУ КХТИ.

В свою очередь, директор департамента трудовых отношений ОАО КМПО (базовый вуз — КНИТУ-КАИ) Сергей Зимин рассказывает, что предприятие готово предложить зарплату в 20 тысяч рублей бакалавру, пришедшему на предприятие в качестве стажера: «Правда, касается это не всех студентов, а тех, кто во время учебы проходил у нас практику и после получения степени бакалавра продолжил обучение в магистратуре. Причем на вечернем отделении — днем он работает у нас. Естественно, по своему профилю. К слову, через полгода стажера ждет аттестация, при успешном прохождении которой с ним заключается договор на более высокую зарплату». Кроме того, в этом году произведен первый набор в три новые группы, организованные вузом совместно с КМПО. «Это ребята третьих-
четвертых курсов, будущие конструктора, металлурги и «двигателисты», — поясняет Зимин. — В вузе они получают теорию, мы же даем практическую часть. К нам они приходят в «ранге» учеников, всего порядка 50 человек. Этого количества достаточно, чтобы покрыть потребности завода в новых специалистах, приходящих на смену пенсионерам и уволившимся сотрудникам предприятия».

И в заключение — о приятном. В следующем году минимальный порог ЕГЭ по математике, необходимый для поступления в вузы, будет значительно повышен —
до 37 (соответствующее распоряжение Росообрнадзора уже вышло). На основании чего автор материала берет на себя смелость предположить, что интерес абитуриентов к техническим специальностям, а, следовательно, и конкурс на них, продолжает расти. Пусть медленно. Но, смеем надеяться, верно.

 

 

На что работает школа?

Вадим Лигай, генеральный директор ОАО «Казанский вертолетный завод»

Сегодня высокотехнологичные компании испытывают недостаток специалистов, способных проектировать, управлять, поддерживать сложные технологические процессы. Именно нехватка редких рабочих профессий и инженерных специальностей может серьезно затормозить производство. Министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов недавно в своем докладе сообщил, что ежегодная потребность в рабочих специальностях к началу 2014 года уже превышала 5 тыс. человек, а в инженерных кадрах с высшим образованием — около 1,5 тыс. человек, и рынок труда сегодня не в состоянии покрыть эту потребность. Не в состоянии, потому что высшая школа работает на что угодно, только не на удовлетворение реальных кадровых потребностей экономики. На фоне все возрастающего кадрового голода на промышленных предприятиях и резкого снижения потока абитуриентов в средне-специальных учебных заведениях доля выпускников гуманитарных направлений достигла 70 процентов от общей массы дипломников.

О необходимости запуска рейтинга сотрудничества образовательных учреждений и предприятий уже заявил президент Татарстана Рустам Минниханов. Справедливости ради отмечу, что к настоящему времени 109 республиканских предприятий заключили в общей сложности 257 соглашений о сотрудничестве со школами и центрами внешкольной работы. Я надеюсь, что это станет первым шагом к возрождению забытой, но проверенной десятилетиями еще в СССР системы государственного заказа на кадры.

Казанский вертолетный завод стал одним из инициаторов тренда. Мы не остановились на традиционном партнерстве в области профессионального образования, подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров с Казанским национальным исследовательским техническим университетом им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) и сотрудничестве с Казанским технологическим колледжем ГОУ ВПО КГТУ (КХТИ): в 2009 году Казанский вертолетный инициировал запуск уникального проекта в части профориентации молодежи. Нашими партнерами стали КНИТУ-КАИ и гуманитарная гимназия № 8 Казани, в которой было сформировано три класса — 9-й, 10-й и 11-й. Первыми участниками эксперимента стали 85 старшеклассников.

Мы не случайно выбрали гуманитарную школу своим партнером — нам важно было понять, почему дети не выбирают в качестве своей будущей профессии техническую специальность. Да потому, что никто никогда не ориентировал детей на это! Мы же просто организовали дополнительные занятия по математике, а вели и ведут их преподаватели КНИТУ-КАИ. Успех неоспорим: дети загорелись не только математикой и физикой — им стала интересна сама отрасль в целом. Они сами себя назвали «вертолетным» классом. Многие из них потом поступили в технические вузы. Целых 78 процентов гимназистов из этого класса третьим предметом на ЕГЭ выбрали физику. Это притом, что раньше выпускники гимназии не становились «технарями» никогда!

Еще нагляднее успехи «вертолетных» классов иллюстрируют результаты ЕГЭ. Средний балл единого госэкзамена по математике в 2014 году составил 59,4 балла (по Казани в среднем 51 балл), по физике — 55,2 балла (по городу — 50,6 балла).

Так в чем же секрет такого успеха? Как ни банально прозвучит, — в неравнодушии, отсутствии формализма и давления на детей. Мы помним каждого (!) ученика из «своих» классов. Мы помогаем при необходимости, в том числе и материально. Никаких обязательств — ни устных, ни, тем более, закрепленных документально, дети и их родители перед КВЗ не имеют. Организуя дополнительные занятия, которые мы сами и оплачиваем, мы просто предлагаем ученикам попробовать себя в точных науках. И я почту за честь, если наши ребята смогут поступить в любой самый престижный вуз. А если к нам на завод придут один-два ученика из каждого выпуска, этого будет вполне достаточно, чтобы оправдать затраты предприятия.

Кстати, наш опыт уже тиражируется. ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» тесно взаимодействует с профильными колледжами. Не забыта и высшая школа — по инициативе завода и при поддержке ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» в КНИТУ-КАИ создан Центр кораблестроения — перспективная кузница кадров для предприятия. Главное — завод тоже создал свой профильный класса в гимназии № 3.

Успехи — наши и наших коллег по отрасли машиностроения — закономерны. Они подтверждают необходимость начинать профориентационную работу как можно раньше. Мой собственный опыт — еще одно тому доказательство. Уже после девятого класса я знал, что буду работать в авиации. Более того, знал, в какой именно вуз буду поступать: после окончания восьмого класса, будучи на летних каникулах, я случайно попал в МАИ, где училась дочь московских друзей моих родителей. Она и сводила меня на «экскурсию» в Московский авиационный. После этого другие институты и университеты перестали для меня существовать. Хотя выбор был: как олимпиадника меня, к примеру, приглашали к себе — причем без вступительных экзаменов — мехмат Новосибирского университета и знаменитая Бауманка.

Сейчас много говорится о необходимости закрытия коммерческих институтов и филиалов. Мое глубокое убеждение: так называемые «вузы», не имеющие собственной базы и постоянного профессионального педагогического состава, необходимо ликвидировать как можно быстрее. Потому что я уверен, что это мошенники от образования, просто выкачивающие из людей деньги. Оплачивая диплом, а не образование своего ребенка, то есть, по сути, оплачивая иллюзии, не только семья несет финансовые потери: у самих молодых людей теряется драгоценное время. И на «выходе», не имея реальной профессии в руках, они идут работать охранниками, менеджерами, продавцами. Все это, повторюсь, происходит на фоне острейшего кадрового голода в промышленности.

В заключение скажу: ранняя профориентация — это увеличенные шансы ребят, особенно мальчиков, на счастливое будущее. Сейчас у нас нет отбоя от школ, желающих приехать на Казанский вертолетный на экскурсию. Я сам видел восторг в глазах посетивших предприятие детей. И поэтому верю — в такие моменты кто-то из них принимает судьбоносное для себя решение.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

16:00

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

23 Мая

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  2. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. В РФ увеличат минимальный размер оплаты труда
    МРОТ планируют увеличить с 1 января 2021 года в связи с пересмотром потребительской корзины в большую…
  2. Госкорпорация «Ростех» запустит в Иннополисе производство Т-500
    Сегодня, 22 мая, в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» пройдет церемония запуска…
  3. Родители татарстанских школьников требуют ввести пятидневную учебную неделю
    «Родительское сообщество Татарстана» направило президенту республики Татарстан Рустаму Минниханову, а также…
  4. В ОПЕК+ отмечают влияние отношений США и КНР на нефтяной рынок
    Участники соглашения ОПЕК+ обсуждают вопрос влияния отношений США и КНР на нефтяной рынок. Об этом сообщил…
  5. Президент РТ поздравил татарстанцев с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией
    Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к жителям республики с поздравлением по случаю Дня официального…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий