Казань,29 Мая, Среда $ 64.54 € 72.17
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Никто никуда не поедет

Никто никуда не поедет
Фото: Итар-тасс

Согласно прогнозам, направление транспортных потоков в Казани и в краткосрочной, и в отдаленной перспективе не изменится. Городу остается одно: настроить дорожно­транспортную модель в соответствии со спросом на перевозки таким образом, чтобы потери времени и денег были минимальными

Нам есть чем гордиться: согласно данным аналитического центра «Яндекс. Пробки», дорожная ситуация в Казани является лучшей в стране. Почетное лидерство досталось столице Татарстана не просто так: за пять лет подготовки к Универсиаде в городе была реализована программа модернизации улично­дорожной сети (УДС), по масштабам не знающая себе равных: 11 развязок, 41 пешеходный переход, 13 паркингов, кольцевой трамвай и адаптивная система управления дорожным движением.

Город поехал. Однако проблема в том, что город поехал в том же направлении, что и до начала строительства: утром с периферии в центр, вечером — из центра на периферию. Несбалансированность транспортных потоков, вкупе с продолжающим расти невзирая ни на какие кризисы уровнем автомобилизации, приводят к тому, что возможности улично­дорожной сети используются по принципу «то густо, то пусто». Прийти же к среднему арифметическому между «густо» и «пусто» призвана новая комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД), разработкой которой сегодня занимается Санкт­Петербургский Научно­исследовательский проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ). Тот самый, что в 2008 году разрабатывал для Казани программу модернизации УДС, о которой было сказано выше, а годом ранее — новую маршрутную сеть общественного транспорта.

Цель разработки новой КСОДД — поиск возможностей для повышения производительности городской УДС — внимание! — с минимальными издержками и максимальной безопасностью для горожан и окружающей среды. Новая схема будет разрабатываться в рамках гранта программы ООН «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта», выигранного казанским Исполкомом. Отметим, помимо Казани в данной программе участвует еще всего один российский город — Калининград.

Спрос, не связанный с предложением

«Наша задача — грамотно распределить спрос по городской УДС, — говорит один из основных разработчиков новой КСОДД, начальник отдела транспортного моделирования и ИТС НИПИ ТРТИ Станислав Володченко (интервью с ним читайте здесь). — Чтобы это сделать, городу необходима новая транспортная модель. Сейчас она, можно сказать, готова. В ее основе — так называемая поведенческая модель пользователей, которая, в свою очередь, строится на данных прогноза социально­экономического развития города с перспективой до 2020 и 2030 годов, на результатах всевозможных социологических исследований, натурных обследований, в том числе, обследований пешеходных потоков, на изучении организации парковочного пространства на всей территории города и т.д.»

Остановимся подробнее на той самой поведенческой модели, определяющей интенсивность и направление транспортных потоков в городе. Градостроительными факторами, влияющими на спрос на передвижения со стороны населения, является его численность и, главное, плотность в разных районах, а также распределение центров тяготения по отношению к территориям с наибольшей плотностью населения.

Согласно данным института «Казгражданпроект», в основной части города проживает 52% горожан, в Заречье (часть Казани, расположенная севернее Кремля, на правом берегу Казанки)  — остальные 48%. Распределение же плотности рабочих мест происходит в обратной пропорции: в Заречье работает 66% населения, на левобережье — 34%. При этом наибольшее количество рабочих мест приходится на Вахитовский район — 32% от общего количества (179 тысяч мест в абсолютном выражении). По итогам 2013 года, общая численность занятого населения составила более 525 тысяч (43,9% населения Казани). Выходит, даже с учетом того, что в Заречье дислоцируются несколько промышленных зон, по отношению к населению эти районы испытывают колоссальный недостаток рабочей силы. Вахитовский же район с его минимальной плотностью населения задыхается от избытка рабочих мест. На языке градостроителей такое явление носит название селительно­трудовой несбалансированности, прямым следствием которой является ежедневная миграция населения к местам приложения труда.

Центр притяжения

Прогноз Казгражданпроекта не утешает: если все оставить как есть, несбалансированность будет только усиливаться. В перспективе, до 2030 года в городе планируется построить порядка 10 млн кв. м жилья. В Вахитовском районе строить, конечно, тоже планируют — в поселке Аметьево и немного в историческом центре. Однако основное жилищное строительство будет вестись в Кировском (поселки Салават­Купере, Залесный­Сити, Куземетьево, Западное Заречье), Приволжском (Березовая Роща и Салмачи) и в Советском районах (комплексы «Седьмое небо», Светлая долина, Молодежный, Нововознесение, Новая Вишневка; в более отдаленной перспективе начнут осваивать территорию планировочного района Восточная дуга).

Будут возводить и производственную недвижимость. Уже в ближайшие пять лет начнется формирование нового производственного района «Восточный» на площади в 1060 га. После 2020 года Казгражданпроект прогнозирует развитие новой промплощадки в северной части города. Примерно в это же время ожидается расширение производств на КМПО, КАПО имени Горбунова, КВЗ, на заводах «Радиоприбор», «КВАРТ», «КЗСК», «Мелита», а также на «Химграде». Наконец, до 2020 года целый комплекс зданий будет перепрофилирован из коммунально­складских и производственных в статус жилых и культурно­общественных. В Кировском районе «переделке» подлежит Адмиралтейская слобода, в Советском — территория в границах улиц Гвардейская — Родина и на Проспекте Победы, а после 2020 — примагистральная территория трассы Большого Казанского кольца в Приволжском районе.

«Конечно, по мере развития социальной инфраструктуры, будет развиваться и городское пространство, — считает руководитель Центра по разработке Генерального плана Казани института «Казгражданпроект» Талия Мухаметшина. — Появятся новые общественные зоны, новые дороги. Однако для того, чтобы транспортная ситуация в Казани изменилась в корне, необходимо, в первую очередь, наконец, замкнуть Большое Казанское кольцо (БКК). Без этого дорожная модель в городе как была, так и останется радиальной, а не радиально­кольцевой: все транзитные потоки по­прежнему устремляются в центр. Если же завершить, наконец, западные участки БКК, центр города будет практически освобожден от транзита. Однако даже если транзитные транспортные потоки будут следовать, минуя центральную часть города, остается главная проблема: высочайшая концентрация рабочих мест в центре».

На этот счет у градостроителей есть несколько решений, с помощью которых ситуация если и не разрешится кардинальным образом, то будет заметно смягчена. «Необходимо развивать коммерческую застройку на прилегающих к центру территориях, — считает Мухаметшина. — Например, это возможно на пересечении Мамадышского тракта и БКК. Территория под развитие деловой сферы заложена в проекте планировки комплекса «Седьмое небо». Еще одно направление выноса части деловой активности из центра Казани — направление речного порта. Наконец, целесообразным видится строительство деловых центров в районе проспекта Ибрагимова — станции метро «Козья слобода».

Впрочем, если это и произойдет, даже в далеком 2030 году абсолютным лидером по концентрации мест приложения труда останется Вахитовский район. Новая КСОДД разрабатывалась во многом с учетом данного прогноза. Компромиссный вариант базового сценария КСОДД, помимо организации приоритетных условий для движения общественного транспорта, развития транспортно­пересадочных узлов и устройства пешеходных зон вблизи них, развития интеллектуально­транспортных систем, включает в себя ограничение присутствия личного транспорта в центральной части города и  организацию эффективного парковочного пространства. Так что, на наш взгляд, уместно говорить о том, что новая схема разрабатывается преимущественно для разгрузки центра и рассредоточения транспортных потоков.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

16:00

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

23 Мая

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  2. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. В РФ увеличат минимальный размер оплаты труда
    МРОТ планируют увеличить с 1 января 2021 года в связи с пересмотром потребительской корзины в большую…
  2. Госкорпорация «Ростех» запустит в Иннополисе производство Т-500
    Сегодня, 22 мая, в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» пройдет церемония запуска…
  3. Родители татарстанских школьников требуют ввести пятидневную учебную неделю
    «Родительское сообщество Татарстана» направило президенту республики Татарстан Рустаму Минниханову, а также…
  4. В ОПЕК+ отмечают влияние отношений США и КНР на нефтяной рынок
    Участники соглашения ОПЕК+ обсуждают вопрос влияния отношений США и КНР на нефтяной рынок. Об этом сообщил…
  5. Президент РТ поздравил татарстанцев с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией
    Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к жителям республики с поздравлением по случаю Дня официального…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий