Казань,16 Декабря, Суббота $ 58.90 € 69.43
Годовая подписка на журнал за 3600 руб
Оформить подписку

Наступит ли эра стабильности на рынке автострахования?

Наступит ли эра стабильности на рынке автострахования?
Фото: www.livekuban.ru

Согласно исследованиям аналитиков рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), в 2014 году ситуация на рынке ОСАГО была близка к критической. Реальная убыточность возросла до 103–105%, поэтому некоторые компании сворачивали продажи полисов ОСАГО

Неконтролируемого распада рынка удалось избежать лишь за счет повышения тарифов. Осенью 2014 года Центробанк увеличил тариф ОСАГО на 30%. Вместе с тем выплаты за имущественный ущерб поднялись до 400 тыс. рублей. Весной 2015 года было принято решение второй раз повысить тариф ОСАГО - уже на 40%, но при этом расширить тарифный коридор до 20%.

Вместе с тем, за девять месяцев 2015 года спрос на страхование Автокаско резко снизился - количество договоров за год сократилось на четверть (-26,7%). За счет увеличения тарифов взносы сокращались меньшими темпами (-13,1%). В 2014 году - начале 2015 года падение спроса на страхование Автокаско было связано с падением продаж автомобилей и отказом части автовладельцев от приобретения страхового полиса по возросшей цене. Эксперты страховой отрасли рассказали о том, как можно поддерживать стабильность на рынке ОСАГО и как восстановить спрос на Автокаско.

Наталья Данзурун, директор по страховым рейтингам RAEX (Эксперт РА):
- С учетом повышения тарифов и изменения территориальных коэффициентов в 2015 году ситуация на рынке ОСАГО стабилизировалась. Реальная убыточность страховщиков, учитывающая расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, в 2015 году не превышает 100%. Заметно улучшается и ситуация на региональных рынках ОСАГО - трудности с приобретением полисов и получением выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности сокращаются. В 2016 году в условиях стабилизации экономической ситуации с учетом возможной актуализации справочника средней стоимости запчастей, материалов и ремонта, реальная убыточность страховщиков вырастет (значение показателя будет равно 102%). Кроме того, повышение лимитов по ОСАГО окажет негативное влияние на темпы прироста ДСАГО и страхование Автокаско.

Для долгосрочной стабилизации ситуации на рынке ОСАГО необходимо проводить ежегодный мониторинг достаточности тарифов. Корректировка условий обязательного страхования должна происходить своевременно и не зависеть от политической конъюнктуры. На необходимость повышения тарифов и уровень их повышения влияют следующие факторы:
 1. изменение средней стоимости запчастей, материалов и ремонта в справочнике;
 2. изменение судебной практики (развитие ситуации с переуступкой пострадавшими прав требования к виновникам ДТП юристам);
 3. изменение реальной убыточности ОСАГО за счет изменения других ключевых параметров рынка.
Кроме того, для повышения эффективности рынка ОСАГО необходимо установить специальные и формализованные требования к компаниям, занимающимся этим социально значимым видом страхования. Для допуска компаний на рынок ОСАГО должны предъявляться повышенные требования к надежности и финансовой устойчивости, в том числе к минимальному уровню рейтинга.

 Для поддержания интереса к страхованию Автокаско и роста спроса со стороны населения необходимо продвижение продуктов с франшизой и с использованием телематических устройств.
Продукты с франшизой позволяют снизить стоимость полиса Автокаско за счет разделения рисков между страховщиком и страхователем. Распространение продуктов с франшизой выгодно как страховщикам (количество страховых случаев обычно сокращается за счет повышения внимательности страхователей, которые несут часть рисков), так и страхователям (стоимость страховой защиты снижается, при этом крупные убытки, которые способны нанести серьезный удар по финансовому состоянию страхователя, покрываются страховщиком).
Развитие продуктов «умного» КАСКО позволяет менять тариф в зависимости от качества вождения каждого конкретного страхователя, его потенциальной убыточности. Чем аккуратней водитель, тем меньше для него тариф на страхование Автокаско.

Татьяна Никитина, руководитель управления анализа страхового сектора ООО «Национальное рейтинговое агентство»:

- Действительно, сейчас на рынке ОСАГО наблюдается кратковременное равновесие. Страховщики решили проблемы с тарифами, клиенты больше не стоят в очередях за полисами. Но основные "болевые точки" данного сегмента остались прежними: тарифы не находятся в прямой зависимости от риска, судебная практика по-прежнему не в пользу страховщиков. Все это говорит о том, что следующее обострение ситуации не за горами. Но, скорее всего, оно будет не таким сильным, как в прошлом году.

Стабильность можно поддерживать регулятивными мерами со стороны государства или с помощью рыночных механизмов. В случае ОСАГО видится первый вариант, поскольку этот вид декларируется как социально значимый. При таком раскладе приоритет имеют компании федерального масштаба. Уже сейчас на трех крупнейших страховщиков в этом сегменте приходится 57% премий, и темп роста превышает среднерыночные значения.

Переход на рыночное ценообразование маловероятен даже в среднесрочной перспективе. После двукратного повышения тарифов количество заключенных договоров снизилось (на 2,7 млн. за год), то есть люди «проголосовали рублем», либо вообще отказавшись от приобретения полиса, либо заменив его подделкой.

Спрос на страхование кредитных автомобилей может восстановиться после возвращения объемов кредитования к докризисным значениям.

Что касается б/у авто, спрос зависит от тарифов и восстановления реальных доходов населения. Страховые компании провели санации портфелей Автокаско, отказавшись от убыточных сегментов, в результате чего тарифы по некоторым моделям выросли более чем в два раза. С учетом роста страховых сумм (стоимости автомобиля) избежать повышения страховых премий не удалось и по автомобилям с нормальной убыточностью.

Существенных отличий рынка автострахования Татарстана от рынка РФ мы не видим. Как и по всей стране, будет расти доля премий, собираемых филиалами федеральных страховщиков по сравнению с местными компаниями. Коэффициент выплат в регионе соответствует среднерыночным значениям (80,3%), что с учетом комиссионного вознаграждения (в среднем 20%) свидетельствует об отрицательном техническом результате по данному виду.

 

Евгений Уфимцев, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА):

- Российский союз автостраховщиков будет выдвигать предложения об изменении тарифа ОСАГО не раньше апреля, даже в случае роста курса доллара. Нынешние колебания курса носят временный характер. К апрелю мы будем готовить новый вариант справочников оценки ущерба от ДТП, и тогда будет видно, насколько увеличилась стоимость запчастей и как на это повлияло изменение курса доллара.

В проекте плана по либерализации тарифа, который готовит РСА, может быть учтен и вопрос курса доллара и изменения макроэкономической ситуации. Первым этапом либерализации может стать расширение тарифного коридора - поблажки для «хороших» водителей и ценовое ужесточение для «плохих».
Сейчас математики просчитывают зависимость количества совершенных водителем ДТП от количества правонарушений. За ориентир взята планка в пять нарушений в год, так как это наиболее массовая категория водителей - их более 2 млн. Но по итогам расчетов может оказаться, что учитывать нужно и три, и десять нарушений.

В обратную сторону, то есть на уменьшение стоимости ОСАГО за отсутствие нарушений, коэффициент работать не будет. И так существует максимальная 50% скидка за вождение без аварий - мы считаем, что ее достаточно. С нынешними курсом доллара и стоимостью автомобилей минимальной стоимости полиса, которая достигнута многими аккуратными водителями, снижаться уже некуда.
Тем не менее, возможность страховщиков поднимать стоимость полиса лихачам позволит не увеличивать базовый тариф ОСАГО для всех остальных. Раньше мы недобирали на нарушителях и были вынуждены поднять тариф для всех пропорционально, что, конечно, несправедливо.

С начала года автовладельцы, купившие электронный полис ОСАГО, будут получать смс-уведомления о заключении договора. Также с начала года можно будет, не отходя от компьютера, внести изменения в существующий электронный полис. Такие доработки планируется внести в систему е-ОСАГО. Большинство сотрудников ГИБДД имеют электронные устройства для проверки, а если не имеют - могут запросить наличие полиса по рации. 

Подписывайтесь на наш Telegrambot @expertrtbot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
Подписаться Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
17:40 - ЦБ России назначил Тимер банку инвестора 17:05 - В новогодние праздники ГЖД организует дополнительные поезда по маршруту Казань – Москва 16:15 - Татарстанским спасателям вручили ключи от 20 единиц спецтехники 15:40 - Экс-министр экономразвития Алексей Улюкаев признан виновным 15:00 - В бюджет Татарстана ГЖД перечислила около 1,5 млрд рублей 14:20 - В Челнах приняли трехлетний бюджет без дефицита 14:20 - 16 декабря пройдет совместная коллегия с участием министра финансов РФ Антона Силуанова 13:45 - Предприятия Татарстана приглашают к участию в совещании Российско-Австрийской комиссии 13:10 - В Татарстане 16 декабря пройдут сельскохозярмарки 12:30 - «Эксперт Татарстан» наградил победителя в номинации «Новые имена» на конкурсе «Экспортер года» 11:45 - Министерство лесхоза РТ напомнил об ответственности за срубленный незаконно елки 11:10 - Депутат от КПРФ предложил изменения в законопроект о строительстве МСЗ в Татарстане 10:35 - Промсвязьбанк работает в обычном режиме 10:00 - К выборам в президенты России в Татарстане на 1202 участках появится видеонаблюдение 09:15 - Врио глав Дагестана готов перенимать опыт Татарстана 14 Декабря - Законопроекты о сокращении новогодних каникул Госдума отклонила 14 Декабря - В Казани запущен экс экскурсионный тур в Дом-музей Габдуллы Тукая 14 Декабря - К 145-летию со дня рождения Федора Шаляпина в Казани пройдет международный оперный фестиваль 14 Декабря - Еще одна машина Казанского вертолетного завода передана заказчику 14 Декабря - Владимир Путин: экономика вышла из рецессии и перешла в стадию развития
Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Опрос

Как Вы считаете, станет ли Казань местом проведения юношеских Олимпийских игр в 2023 году?

Экономика и финансы

  1. Россияне на покупку кроссоверов и внедорожников потратили 816,6 млрд рублей
    С января по октябрь 2017 года россияне приобрели внедорожников и кроссоверов на общую сумму в 816,6 млрд рублей. При этом выручка автомобильных дилеров составила порядка 96,2 млрд рублей, согласно дан
  2. Курс биткоина превысил 500 тысяч рублей
    В субботу курс биткоина достиг исторического максимума составив $8,658 тысяч.
  3. Акции "Яндекса" установили новый исторический максимум
    На торгах Московской биржи акции "Яндекса" по состоянию на 15:30 мск выросли на 4,6% и достигли 2079,5 руб. за бумагу, установив новый исторический максимум.
Подписаться

Топ

  1. Сборная США может не поехать на Олимпиаду-2018
    В Олимпиаде-2018 может не оказаться сборной США . Такая вероятность высказана официальны представите...
  2. Строительство ВСМ Москва-Казань оценили в 1,3-1,5 трлн рублей
    Примерно в 1,3-1,5 трлн рублей оценили стоимость строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Мос...
  3. Во главе Нацбанка Татарстана встал Марат Шарифуллин
    Марат Шарифуллин назначен на должность управляющего Отделением – Национальным банка по РТ Волго-Вятс...
  4. В Тукаевском районе сменился руководитель исполкома
    В ходе голосования на внеочередном заседании Совета района руководителем был избран Фаил Камаев....
  5. Рустам Минниханов: В ОЭЗ «Алабуге» накоплен опыт мирового уровня, его нужно перенимать
    С выпускниками корпоративного университета особой экономической зоны «Алабуга» встретился накануне Р...

Интервью

Будущее за окном

Будущее за окном

Интернет вещей, как и блокчейн, станет массовым явлением в ближайшие годы. Конкуренцию в бизнесе выдержат те компании, которые успеют перестроиться и вовремя внедрить новые технологии

Куда предпринимателю податься?

Куда предпринимателю податься?

Бизнес в России по-прежнему заявляет о недостатках отечественного законодательства, но для изменения ситуации от государства требуется не так много