Казань,29 Мая, Среда $ 64.54 € 72.17
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Религия и последователи

Религия и последователи
Фото: camaracolomborusa.com

Трагедия в Гюмри, в комментариях к которой многие российские СМИ зачем-то акцентировали внимание на религиозной принадлежности родителей убийцы (пятидесятники), и обыск в здании Саентологической церкви Москвы по подозрению в причастности оной к махинациям с землей напомнили о том, что наше общество состоит не из одних только последователей традиционных религий и атеистов.

Есть среди нас и те, кого рядовой обыватель по доставшейся от советских времен привычке называет «сектантами», и отношение к ним толерантным не назовешь. Насколько это оправданно? За ответом на данный вопрос «Эксперт-Татарстан» обратился к кандидату исторических наук, доценту кафедры религиоведения Юрию Иванову.

 

Наш разговор Юрий Николаевич начал с расстановки всех точек над «i» в вопросе о том, что считать сектой. Таковой в науке принято считать группу людей, отколовшуюся от какой-либо традиционной конфессии на почве разногласий в вероучении, обрядовой практике, организации. Зачастую секты претендуют на некую исключительность в понимании и толковании этих вопросов. В их деятельности всегда большую роль играют один или несколько лидеров. Историческая судьба этих групп различна. Некоторые вырастают в крупные религиозные организации, другие распадаются после смерти лидера. С этой точки зрения многочисленные протестантские организации, действующие в России, можно считать сектами только на начальном этапе исторического существования.

Некорректно использование понятия «секта» и в отношении новых религиозных движений (НРД), зародившихся, по историческим меркам, недавно. Например, появившихся в ХХ веке саентологов. Просто потому, что они ни от кого не откалывались, возникнув самостоятельно на основе синтеза идей религий-предшественников и собственных «ноу-хау». Согласно законодательству Российской Федерации, даже небольшая группа людей, верящих в некую сверхъестественную силу, имеет право зарегистрироваться как религиозная группа, а при определенных условиях и как религиозная община. Кто тогда они — секта? Собеседник «ЭТ» считает, что нет.

Вера и PR

— Имеется ли какая-то статистика относительно численности последователей нетрадиционных религий в Татарстане? Что собой представляет социальный портрет этого последователя?

— С ходу я вам конкретных цифр не назову, но статистика ведется. Найдите в Интернете «Атлас религий и нацио-нальностей Российской Федерации» и получите интересующие вас сведения как в целом по стране, так и конкретно по республике. В целом, можно говорить о стабилизации религиозности и религий в Татарстане — проценты последователей той или иной конфессии не меняются уже достаточно давно. По поводу социального портрета... Чтобы нарисовать его, нужны социологические исследования, но они, к сожалению, не проводятся. А если поверхностно, то это наши с вами сограждане. Попробуйте определить их социальный портрет. В разных организациях он разный, но в целом, мало чем отличается от портрета в исламе, православии, католицизме…

— Существует мнение, что традиционные конфессии — это удел состоявшихся членов общества, в НРД же идут разного рода неудачники, ищущие какую-то опору в жизни. Достаточно посмотреть газеты тех же баптистов. Это перечень историй наркоманов, воров и прочих асоциальных элементов. Прокомментируйте это мнение.

— Я думаю, оно ошибочное. В церковь, неважно в какую, идут, прежде всего, те, кто действительно ищет опоры в жизни. Неверно и то, что в НРД идут одни неудачники. Зайдите на собрание к баптистам или Свидетелям Иеговы, и вы увидите там вполне состоявшихся людей. Многие исследователи, начиная с Макса Вебера, вообще считают, что особое отношение к труду, прививаемое в протестантских общинах, стало ключевым фактором в формировании капитализма. О какой асоциальности в этой связи может идти речь?! А что касается публикаций о наркоманах и алкоголиках, то это своего рода пиар-ход, используемый не только протестантами, но и традиционными конфессиями. И, надо сказать, данный ход очень хорошо действует.

— По моим наблюдением, большинство, скажем так, «традиционалов» считают различные протестантские течения опасными. Дескать, человек, попавший в «секту», обязательно рано или поздно уйдет из семьи, а то и перепишет квартиру на лидера общины. Понятное дело, что в подобных суждениях много стереотипов и, тем не менее, какую-то опасность НРД представляют?

— С моей точки зрения — никакой. Даже более того, некоторые традиционные религии более опасны. Тому подтверждение — история с атакой исламистов на редакцию французского сатирического журнала. Вы говорите: человек ушел из семьи, связавшись с «сектантами». А почему он с ними связался?! Вероятно, для этого были какие-то предпосылки — взаимное непонимание супругов, материальная неустроенность… А мы, не разобравшись, виним во всем ту или иную общину. Конечно, как и в любой организации, «в семье не без урода». Но в целом сегодня я не вижу поводов для беспокойства в связи с деятельностью НРД. Да, в 90-х годах прошлого века отдельные общины демонстрировали определенную агрессивность, но сегодня это в прошлом.

— Однако Интернет пестрит фактами возбуждения уголовных дел против НРД…

— В нашей республике было возбуждено несколько таких дел, и практически все они рассыпались. Последнее такое громкое дело было связано со Свидетелями Иеговы. В конечном счете, они его выиграли. Дважды, в 2007-м и 2010-м годах, власти пытались запретить регистрацию саентологических групп, одна из которых, кстати, оформилась в Нижнекамске. Оба раза саентологи обращались в Европейский суд по правам человека и добивались признания незаконности подобных решений. В любом случае, речь может идти только о запрете какой-то отдельной общины, а не организации как таковой. Но если даже если община или организация лишаются юридических прав и снимаются с регистрации, то благо это или худо — большой вопрос. Верующие ведь остались, и они будут стремиться удовлетворить свои интересы, но уже на «нелегальном положении». Вот и подумайте, что лучше.

Прошли проверку временем

— Как вы оцениваете стремление представителей некоторых НРД обособиться от институтов современного общества — перевести детей на домашнее обучение, а то и вовсе уйти с ними в какие-нибудь отдаленные поселения?

— На мой взгляд, стремление отдельных лидеров изолировать свои общины от современной цивилизации свидетельствует об их слабости. Это характерно, например, для Церкви Виссариона. Положение дел в ней сегодня дало основание исследователям сделать вывод о том, что данная община прекратит свое существование со смертью лидера. А вообще, движение назад, в природу сегодня популярно не только среди верующих нетрадиционных религий, но и, допустим, в среде тех же православных. И это так же естественно, как появление интереса к так называемым органическим продуктам. В конце концов, человек сам определяет свой образ жизни. Нельзя заставить всех жить по одному сценарию.

— Моими соседями по дому является семья баптистов. В семье четверо детей, и все они в течение года по линии своей религиозной организации бесплатно посещают спортивный лагерь, а в прошлом, когда у родителей были проблемы с работой, получали новую одежду и продукты питания. Каковы источники финансирования подобного рода деятельности?

— Экономическое положение любой религиозной организации формируется из разных источников. В том числе и за счет добровольных пожертвований. Каждый дает, сколько может, зная, что в случае чего ему тоже перепадет из общей копилки. Учитывая, как я уже сказал, высокий процент состоявшихся людей в протестантских общинах, суммы, надо полагать, набираются приличные. А куда и на что тратятся деньги — это их дело. И вы правильно заметили, в протестантских организациях осуществляется разнообразная поддержка своих единоверцев. Они ведь не формально обращаются друг к другу «брат», «сестра»: братская помощь — и моральная, и материальная — является для них нормой. Кроме того, они добиваются серьезных успехов в освобождении своих членов от алкогольной и иной зависимости. Это является обязательным требованием в большинстве протестантских общин в силу так называемой «санитарной реформы». У разных общин она понимается немножко по-разному, но в целом речь идет о борьбе за здоровый образ жизни (отказ от потребления табака, алкоголя, использования ряда медикаментов) и некоторые другие морально-нравственные ценности. Достигается все это путем убеждения.

Секрет молодости

— В связи с трагедией в Армении, где российский солдат-срочник Валерий Пермяков расстрелял семью из шести человек, в Интернете много говорили о религиозной принадлежности убийцы. В частности, известно, что его отец является пастором церкви «Вера, надеж-да, любовь». На ваш взгляд, данное обстоятельство как-то связано с преступлением?

— Церковь «Вера, надежда, любовь» принадлежит к направлению пятидесятничества, которое, как и многие другие протестантские церкви, разделяет пацифистские взгляды. Поэтому говорить о религиозной подоплеке конфликта Валерия Пермякова с армянской семьей, на мой взгляд, некорректно. Мы же не акцентируем внимание на религиозной принадлежности многих других делинквентных личностей в нашем обществе! А если бы акцентировали, то оказалось бы, что подавляющее большинство преступлений совершают представители традиционных конфессий, пусть и формальные. В любом случае, прежде чем делать какие-либо выводы, нужно дождаться завершения следствия.

— Практически в любом книжном магазине можно найти литературу кришнаитов, анастасиевцев, Международной коммуны Ошо, включенных знаменитым деятелем антисектантского движения в России Александром Дворкиным в список деструктивных тоталитарных сект. Как вы оцениваете деятельность указанных движений?

 — Для начала скажу, как я отношусь к составителю списка — однозначно негативно. Деятельность Дворкина деструктивна и кроме вражды и ненависти ничего в себе не несет. Это та самая пятая колонна, которая призвана внести раскол в единство россиян на почве религии.

По сути вопроса. Все перечисленные организации принято относить к так называемым новым религиозным движениям. Хотя подобная привязка носит достаточно условный характер. Так, например, кришнаитами интересовался еще Лев Николаевич Толстой, находя в их учении много здравого, интересного. В 50-е годы интерес к кришнаизму проявился в СССР и с тех пор неуклонно рос. Что касается анастасиевцев, коммун Ошо и подобных им организаций, то это продукты ХХ столетия. Всех их объединяет чрезвычайная коммерциализация. Владимир Мегре, автор цикла книг об «Анастасии», задумал свой литературный проект как рекламу конкретной продукции, а именно кедровых орехов, масла. Об этом недвусмысленно говорят последние страницы его первой книги. Фантазия автора и те разумные советы, которыми пересыпано повествование Мегре, сделали книгу привлекательной, а героиню неким божеством.

— Аппетиты движения растут. Прошлым летом я ради интереса побывал с группой анастасиевцев в Камско-Устьинском районе, где новичкам предлагали купить гектар земли под родовое поместье, причем соответствующую документацию обещали выдать через неопределенное время после заключения «сделки»…

— Ну, а мне в свое время «посчастливилось» побывать на презентации Общества трансцендентальной медитации (Институт Махариши). В помещении Дома ученых собралось человек 20–25, в основном пожилого возраста. Собрание вел молодой человек, студент биофака КГУ, который на протяжении полутора часов пытался убедить присутствующих в том, что благодаря прохождению специальных курсов в обществе человек получает доступ к неисчерпаемой энергии некоего Абсолютного Разума. С помощью этой энергии, якобы, можно омолодиться на половину своего реального возраста… При этом речь парня была пересыпана огромным количеством научных терминов из самых разных областей знания. Псевдонаучность — еще одна отличительная черта деятельности практически всех восточных учителей и гуру, и не только их. На меня подобного рода словоблудие впечатления не производит, но кого-то обязательно зацепит, иначе эти движения давно бы исчезли. В конце концов, люди сами определят, какому богу молиться и куда нести свои деньги: в православный храм, мечеть, синагогу или тому же Ошо. Для меня разница небольшая.

Имейте совесть

— Страна вступила в полосу экономического кризиса. Стоит ли в этой связи ожидать ренессанса деструктивных религиозных течений, как это уже было в начале 90-х?

— Думаю, нет. Во-первых, ситуация далека от той, что была в 90-х. Тогда мы наблюдали не просто резкое падение уровня жизни населения, но и крах старой системы ценностей. Адекватной замены не нашлось, и освободившуюся нишу частично заняли организации, подобные Церкви последнего завета (виссарионовцы). Во-вторых, основная масса населения уже определилась с предпочтениями в области религии. Отдельные религиозные организации 90-х, если они не распались, смогли консолидировать вокруг себя своих последователей, но продемонстрировать какой-либо существенный рост не способны.

— Если не ошибаюсь, в США находятся организационные центры баптистов и Свидетелей Иеговы. Можно ли рассматривать эти и другие протестантские организации как агентов иностранного влияния? И если да, как на это должно реагировать государство?

— В СССР протестантские организации в значительной мере рассматривались как некая пятая колонна. Об этом, в частности, свидетельствовало религиозное диссидентство, возникшее именно на почве баптизма, пятидесятничества, адвентизма… В настоящее время существует законодательство, регламентирующее деятельность зарубежных религиозных организаций на территории России. А наши протестанты уже настолько укоренились, что имеют свои общероссийские центры, которые и определяют координацию с зарубежными общинами. Другое дело — Свидетели Иеговы или мормоны, которые в России не являются централизованными структурами и потому нуждаются в иностранной поддержке. В их общинах действительно работают миссионеры из-за рубежа, но говорить о каком-то иностранном влиянии вряд ли уместно. По крайней мере, в практической деятельности указанных общин это не находит никакого проявления. Что касается государства, то оно прежде всего должно гарантировать свободу совести в стране и в случае обнаружения каких-либо правовых нарушений действовать по закону.

— Юрий Николаевич, из сказанного вами создается в целом положительный образ нетрадиционных религиозных организаций. В какой-то мере — это камень в огород православной церкви и наших мусульман, которые могут только критиковать НРД, но не заимствовать у них наиболее эффективные практики взаимодействия с верующими. Чтобы вы в этой связи посоветовали бы той же РПЦ?

— Я не собираюсь давать советы православным или каким-либо еще священнослужителям. И вряд ли здесь возможно какое-то заимствование уже в силу разных подходов. Протестанты работают индивидуально, у них нет формального членства, любому акту крещения, как правило, предшествует некая подготовка, у некоторых общин — весьма серьезная. А в православии ребенка крестили и не спросили, хочет он быть православным или нет. Потом, вряд ли вы можете себе представить православного священника с Библией в руках где-нибудь на улице в качестве миссионера, а уж простого прихожанина и подавно. Поймите правильно, я не выступаю апологетом так называемых «сектантов», просто я не делю религии на плохие и хорошие, свои и чужие, для меня они все одинаковы. В этом мое отличие от экспертов по «сектантству», показываемых по телевизору. Они говорят много негатива, при этом за спиной у них висит православная икона. О какой объективности тут может идти речь?! Про себя могу сказать, что я — атеист. А это значит, я за взвешенную оценку любой религии. Нет плохих религий, есть плохие последователи.

 

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

16:00

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

23 Мая

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  2. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. В РФ увеличат минимальный размер оплаты труда
    МРОТ планируют увеличить с 1 января 2021 года в связи с пересмотром потребительской корзины в большую…
  2. Госкорпорация «Ростех» запустит в Иннополисе производство Т-500
    Сегодня, 22 мая, в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» пройдет церемония запуска…
  3. Родители татарстанских школьников требуют ввести пятидневную учебную неделю
    «Родительское сообщество Татарстана» направило президенту республики Татарстан Рустаму Минниханову, а также…
  4. В ОПЕК+ отмечают влияние отношений США и КНР на нефтяной рынок
    Участники соглашения ОПЕК+ обсуждают вопрос влияния отношений США и КНР на нефтяной рынок. Об этом сообщил…
  5. Президент РТ поздравил татарстанцев с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией
    Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к жителям республики с поздравлением по случаю Дня официального…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий