Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Оттенки серого авторынка

Оттенки серого авторынка
Фото: pixabay.com

Рынок подержанных автомобилей показывает стабильный рост – сказывается кризис, новое авто людям не по карману. Как продавцы продают «автохлам» и как этого избежать – выяснял «Эксперт Татарстан»

По итогам 2017 года объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 5 млн 301 тыс. единиц, показав тем самым рост на 2,1% к результату 2016 года (5 млн 192,7 тыс.). В лидерах среди субъектов РФ традиционно находятся Москва с областью, суммарная доля которых составила 11,5%. Но, в отличие от 2016 года, рейтинг возглавляет не столица, а Подмосковье, вторичный рынок которого в 2017 году достиг 315,2 тыс. машин, продемонстрировав рост на 4,1%. Третью позицию с долей 5% сохранил Краснодарский край (266,7 тыс. шт.; +7,8%). Татарстан в этом списке – девятый, рынок представлен 132,9 тыс. авто, рост составил 4,6%.

Вторичный авторынок Татарстана по сравнению с большинством российских регионов находится в несколько более выгодном положении. Связано это, прежде всего, с относительно высоким уровнем жизни татарстанцев. Состояние поддержанного автомобиля для продажи и готовность к периодическому обновлению техники дают простор для большого количества участников на рынке.

В этих условиях, чтобы покупка оказалось приятной, а не нанесла ущерб как семейному бюджету, так и жизни автовладельца, важно определить добросовестность продавца.

Хрестоматийные образы при продаже железного коня

На вторичном рынке существует великое множество специалистов, которые работают в условиях разных степеней «серости». Есть так называемые «перекупы». Хрестоматийный образ – ушлый хитрец, который покупает груду металлолома, оставшуюся на месте автомобиля после аварии, склеивает обломки синей изолентой, красит свое изделие краской из баллончика и продает доверчивому покупателю как надежного и почти нового «железного коня». Однако после общения с представителями рынка можно прийти к выводу, что столь карикатурные мошенники встречаются весьма редко, по крайней мере, на вторичном авторынке в Татарстане. В большинстве случаев перекупы занимаются тем, что покупают подержанные или незначительно поврежденные автомобили, приводят их в порядок и продают с наценкой, тем и зарабатывая. Хотя и здесь зачастую не обходится без злоупотреблений, даже в благополучном Татарстане.

Как рассказал один из наших собеседников, автоэксперт и администратор профильного сообщества «ВКонтакте» Дмитрий Медведев, в целом состояние вторичного авторынка на сегодняшний день неплохое. «Была январская просадка – собственно, как и практически в любом виде бизнеса после праздников. Хотя, на каждый слой населения - свои автомобили, и месяц от месяца показатели меняются», – отмечает Медведев. По его словам, мошенничество – это широкая тема: сюда можно включить как недоговорки продавцов, так и куда более тяжелые и криминальные вещи. «В целом могу сказать, что для того, чтобы избежать мошенников, нужно быть внимательным всегда: от проверки автомобиля до конечной покупки. И лучше не пожалеть денег и воспользоваться услугами сертифицированных специалистов, которые проверят подлинность заводских швов по всему автомобилю, а также техническую часть и документы. Признаков, по которым можно определить битый автомобиль, очень много, причем нужно смотреть не только внешнюю часть авто, но и внутреннюю. Настораживать должно наличие швов, отличавшихся от родных, стоит проверить также и стекла. При осмотре машины поможет толщиномер (прибор, который измеряет толщину лакокрасочного покрытия – прим. ред.), но не каждый. В основном, по машине все равно визуально видно, если она кривая или красилась, так как качество нанесения лакокрасочного покрытия отличается визуально, либо остаются недополированные участки», – делится опытом наш собеседник.

Еще один эксперт, который также является администратором профильного сообщества «ВКонтакте»,  - Рамис Гарифуллин - утверждает, что в Татарстане случаи мошенничества встречаются очень редко. «Мошенники приезжают из других городов, и, соответственно, мы с опаской берем такие автомобили, так как наша база ГИБДД по РТ не в полном объеме показывает всю информацию по автомобилю. В настоящее время вторичный рынок начинает потихоньку подниматься», – убежден Гарифуллин. Объясняет это эксперт очень просто. Автовладельцы не хотят сдавать свои автомобили по низкой цене по трейд-ин в автосалон, и хотят, по мнению блоггера, получить дельту, которая ранее оставалась у автосалона.

Еще один автоэксперт, называющий себя «перекупом-подборщиком», Руслан Якупов, согласен с тем, что относительно всех регионов Татарстан самый продвинутый – здесь не продают машины криминальные и с перебитым VIN’ом. «Криминала в Татарстане меньше, чем у соседей. Татарстанцы скептически относятся к покупкам автомобилей из других регионов, таких, как Удмуртия, Москва и Оренбург», – отмечает Якупов. И перечисляет несколько самых простых способов обмана, к которым прибегают мошенники: скрутка пробега; замена деталей кузова на новые, которые толщиномер распознает как не битые; замена кожи на рулевом колесе; замена резинок на педалях. Все это – наиболее распространенные уловки, к которым могут прибегать не только перекупщики, но и опытные собственники авто. К примеру, стоимость скрутки пробега составляет всего около 300 рублей. «Гарантий о пройденном пути нет, – отмечает Якупов. – В плане определения битой машины толщиномер не всегда спасает. Нужно смотреть болты крепления кузова, рамку телевизора (радиатора), лонжероны, выявлять резки, кратеры и, естественно, шагрень (неровность лакокрасочного покрытия машины, которая возникает после неправильного окрашивания – прим. ред.). Толщиномер иногда плохо работает при дожде, холоде или если он сам по себе дешевый».

В целом, с документами также может быть множество нюансов. Допустим, хозяин авто погиб, и машину продает сын по истечению месяца, хотя по закону в права наследования он вступает через полгода. В такой ситуации продажу через суд могут признать недействительной, и тогда предмет наследства делится между всеми детьми. Машину заберут приставы, а деньги за авто навряд ли кто вернет.

При покупке авто наши собеседники предлагают в первую очередь проверять номер VIN на официальном сайте ГИБДД, а также хозяина на наличие долгов у приставов. Находится ли движимое имущество в залоге у банка, можно проверить через Федеральную нотариальную палату, где ведется соответствующий реестр.

На осмотр автомобиля эксперты советуют выезжать уже после проверки машины по всем базам. Там производить поверку кузова, документов, если есть возможность, то проверить VIN через электронный блок автомобиля. И даже паспорт транспортного средства можно проверить – под ультрафиолетом. Не стоит надеяться на дополнительные устные договоренности. Весьма распространены схемы, когда перекуп дает номер своего друга, который обещает все починить качественно и недорого. После сделки ни друга, ни продавца уже не найти.

Тусклые тона премиум-сегмента

В премиум-сегменте действуют в целом те же самые схемы обмана, что и в бюджетном классе, несмотря на то, что здесь совсем другой порядок цен, который, по идее, должен стимулировать покупателей вести себя более осмотрительно. Но есть и некоторые нюансы.

По словам автоэксперта Василия Кисенкова, в этом сегменте факты ДТП, ремонта кузова и прочие недостатки скрывают гораздо более тщательно, не жалея на это денег. Перекупщик, вложивший 50 тысяч рублей в сокрытие последствий аварии, в которой побывало авто, может этим увеличить стоимость проданной машины на сотни тысяч рублей. И все же чаще всего подобные автомобили покупают у официальных дилеров, поскольку стоимость их изначально велика, и покупатели этого сегмента, как правило, могут себе позволить переплатить за надежность.

Василий Кисенков считает, что вторичный авторынок Татарстана ничем не отличается от рынков других регионов РФ. По его словам, самые распространенные мошеннические схемы связаны с залоговыми автомобилями - точно так же, как и в других регионах РФ, где будущие автовладельцы мало осведомлены о юридических проверках. Так же распространена схема получения залога за автомобиль под видом: «ко мне уже едут 2,3,4…n покупателей, и если хотите, чтобы автомобиль достался вам, закиньте мне на карту предоплату 10 тыс. рублей, и я машину никому показывать не буду». После получения суммы на карту продавец, разумеется, пропадает.

«Прикинуться дурачком и скрывать явные недостатки – такой уловкой пользуются абсолютно все мошенники. Фантазия в этом вопросе безгранична. Но опытный специалист может эти уловки определить достаточно быстро. Например, для повышения компрессии в ДВС перекупщики заливают различные присадки. Или же, чтобы покупатель не увидел явный недостаток, в самый нужный момент продавец может поменять отвлечь внимание покупателя на что-то другое, например, расскажет о преимуществах какой-либо опции», – рассказывает специалист по экспертизам авто.

Советы автолюбителям

«Самый простой способ обезопасить себя – обратиться к профессионалам», – подчеркивает Кисенков. Однако если покупатель хочет сэкономить на услугах специалиста, наш собеседник предлагает последовать таким советам: внимательно проверять документы и не бояться задавать «глупые вопросы» продавцу. Если что-то непонятно, попросить объяснить еще раз. Если по каким-либо причинам продавец начинает ускорять сделку или начинает давить, смело отказывайтесь от покупки. Если продавец начинает нервничать, то присмотритесь повнимательнее, может быть он вам предлагает автохлам».

Если продавец готов продать автомобиль через постановку на учет в ГИБДД – увы, и это не является гарантией юридической чистоты! При этом вы можете столкнуться с другой схемой мошенничества. Вкратце описать ее можно таким образом: вы составляете договор купли-продажи, продавец просит деньги вперед, но уверяет вас в том, что все время будет присутствовать рядом до момента получения документов. Вы соглашаетесь на покупку, но в какой-то момент продавец ненадолго отлучается по надуманной причине и пропадает с деньгами, а вы остаетесь с сомнительным авто.

Можно ли при покупке подержанной машины отличить собственника от перекупщика? По большому счету, можно, но перекуп перекупу рознь. Те участники рынка, которые воспринимают свою деятельность как постоянный бизнес, стараются не работать с «убитыми» авто. На сегодняшний день многие покупатели, будучи наслышанными о мошеннических схемах, приходят на осмотр машины, вооружившись толщиномерами и инфобазами. Самые же предусмотрительные приходят со своими подборщиками. Но даже в этом случае нужно учитывать, что специалисты по подбору авто могут чуть ли не в половине случаев сговариваться с перекупщиками, и способов определить честного подборщика нет никаких, делится неутешительным опытом Руслан Якупов.

«Есть и беглые перекупщики – это те, которые думают, что умнее всех: продают и убегают. Такие долго в этой сфере не работают, для них это разовые продажи. Есть еще перекупы «старики из 90-х». Они не говорят всей правды об автомобиле, а лишь рассказывают о положительных сторонах. Самый простой способ докопаться до истины – это при разговоре с продавцом спросить: «Машина на продажу или своя?» Примерно 90% скажут как есть. Либо можно самому сказать, что ты перекуп и поэтому не стоит скрывать дефектов», – советует Якупов.

Наши собеседники разошлись в своих мнениях, но едины в одном: важно выбрать профессионального эксперта для покупки автомобиля.

Андрей Волков, глава детективного агентства «Волков и Партнеры»:

Во всех регионах всегда используются одни и те же схемы. Собственники избавляются от автомобилей после серьезных ДТП, а когда новый владелец, получив такой автомобиль, осознает, что купил груду металлолома, то также попытается его продать. Поэтому если вы увидите, что автомобилем владели короткий срок – это как раз тот случай. Также при продаже автомобиля собственники меняют истинные показатели пробега автомобиля, тем самым увеличивая стоимость. Если автомобиль продают без переоформления, по доверенности, есть вероятность, что автомобиль находится под арестом или в розыске.

Обезопасить себя при покупке автомобиля с пробегом можно только в одном случае – если это машина премиум-сегмента и покупка происходит у дилера. К нам часто обращаются люди, пострадавшие от мошеннических действий при продаже автомобилей. Схем выманивания денег много, но два случая заслуживают отдельного упоминания.

Сделка под видом дилера. Продавец автомобиля размещает объявление о продаже в местной газете, откликнувшийся покупатель просит пригнать авто на станцию дилера. Продавец и покупатель встречаются на СТО дилера, чтобы покупатель мог проверить техническое состояние автомобиля. При этом сам дилер не имеет никакого отношения к этой сделке. Через пару минут к участникам сделки подходит мужчина в фирменной спецовке дилера, чтобы отогнать автомобиль на проверку. Получив ключи, «дилер» куда-то уезжает. Сразу после этого рядом с «покупателем» притормаживает другой автомобиль, и тот тоже уезжает в неизвестном направлении. Продавец остался на СТО один – без авто и без денег.

Покупка по доверенности. Этот случай типичный и наиболее распространенный. Покупатель приобретает автомобиль по доверенности и всем доволен, но через месяц его неожиданно останавливают на посту ГИБДД. Выясняется, что машина находился под арестом, после чего ее передают судебным приставам.

Алексей Данилов, генеральный директор сервиса для проверки информации о подержанных автомобилях Adaperio:

По объемам продаж автомобилей с пробегом Татарстан входит в десятку регионов-лидеров, а главная особенность – в Казани и Набережных Челнах продаются самые молодые подержанные машины в стране. Средний возраст авто на вторичном рынке здесь семь с половиной лет. Для сравнения, в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель составляет 8-9 лет, а, к примеру, в Красноярске – более 13 лет. Благодаря этому вторичный рынок региона пользуется популярностью не только у местных покупателей, но и у жителей соседних регионов. Соответственно, и перекупщики чувствуют себя здесь комфортно, так как спрос на вторичку постоянно растет. Объем рынка подержанных автомобилей вырос за прошлый год на 4,5%, продано около 133 тысяч машин.

Касательно мошеннических схем – их множество, причем нельзя сказать, что существует какая-то региональная специфика – нечистые на руку игроки рынка действуют везде одинаково, используя отработанные схемы обмана покупателя. Самый распространенный способ – скручивание пробега. Как правило, стараются сделать так, чтобы у пяти-семилетней машины пробег был до сотни – в этом случае продать машину можно существенно дороже. При этом реальный пробег может быть и в два, и в три раза больше (а если авто использовалось в такси, то цифра будет на порядок выше той, что отображается на одометре). Причем скручивают пробег как продавцы-частники, так и перекупщики. Кроме пробега есть и другие способы обмана: сокрытие фактов участия машины в ДТП, утаивание реального количества владельцев, продажа машины, числящейся в залоге у банка и даже в угоне.

Чаще всего для того, чтобы ввести покупателя в заблуждение, не требуется особых усилий. Вот вам пример. Продавец хочет продать машину, у которой он восьмой по счету владелец. Как вы думаете, много ли будет желающих стать девятым? Но это поправимо - он идет в МРЭО (Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД), пишет заявление об утрате ПТС и без проблем получает дубликат, в котором о предыдущих владельцах нет ни слова. Поэтому при покупке автомобиля с пробегом следует обращать внимание на то, оригинальный у продавца документ или дубликат. Оригинальный документ выдает таможня (если автомобиль ввезен из-за рубежа) или завод-изготовитель. Если в графе «орган, выдавший ПТС» значится ГИБДД, значит, это точно дубликат. То, что машина была в ДТП и красилась, можно установить с помощью замера толщины лакокрасочного покрытия. Но для обывателя сделать это самостоятельно довольно сложно. То же касается и визуального осмотра. В сети есть множество советов, как по износу водительского сиденья или рычага переключения передач определить пробег. Но что мешает продавцу подновить или заменить эти элементы перед продажей? Поэтому проще всего проверить машину с помощью специальных интернет-сервисов.

В премиум-сегменте все то же самое, разница лишь в том, что когда покупателя обманывают, он попадает на гораздо большие деньги. Вот пример – один из наших подписчиков подбирал недешевую машину Infinity G25 2011 года выпуска. После осмотра остался доволен, нареканий не возникло, пробег на панели - 77 000 км. Однако для полного успокоения он решил все же перед покупкой пробить машину на нашем сервисе. В результате проверки выяснилось, что у машины было шесть владельцев и три ДТП с переворотом. Пробег же по данным техосмотра составлял 230 тыс. км. Вот вам и вывод: покупая авто с пробегом, верить нельзя не только словам продавца, но зачастую и собственным глазам. Особенно если вы не готовы назвать себя автомобильным гуру.

Альберт Муртазин

 

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий