Казань,23 Апреля, Вторник $ 63.79 € 71.72
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Лицо с футболки

Лицо с футболки
Фото:

На первом этаже девятиэтажки по улице Карбышева за ничем не примечательной железной дверью находится офис ООО «Казанская семья» Азата Гарифуллина и Адели Файзуллиной.

У Азата в активе успешный бизнес по созданию презентационного видео, у Адели – опыт работы менеджером на всех крупных спортивных мероприятиях последних лет. Впереди FINA-2015, поэтому для беседы с «ЭТ» время смог выкроить только Азат, благо основной и вспомогательный бизнес находятся под одной крышей. Созданная тандемом фирма занимается дизайном и продажей оригинальных футболок под собственным брендом Kazan Family. Аудитория бизнеса: туристы и продвинутая молодежь.

 

О, это же Тукай!

На продвинутую молодежь приходится всего около 20 процентов оборота Kazan Family. Но именно эта аудитория, считает Азат, является тем маховиком, который раскручивает информацию о бренде. Кроме того, на ней легко апробировать новые идеи. К примеру, кто бы мог подумать, что будет пользоваться спросом футболка с изображением тяжело больного Тукая. Лично мне она кажется вызывающе неэстетичной, но казанским хипстерам, как оказалось, нравится. «О, это же Тукай за несколько дней до смерти! Круто!», – передает реакцию покупателей Азат. Он и сам хипстер, причем не столько по имиджу, сколько по занимаемой жизненной позиции, главная составляющая которой – материальная независимость, выраженная в словах «никогда не работал “на дядю”».

Работать на себя мой собеседник начал на втором курсе биофака педуниверситета - создавал на фрилансе презентационное видео. На последнем курсе, находясь под влиянием учебной практики, Азат понял, что быть педагогом может только в страшном сне. И вслед за первым высшим начал получать второе – на факультете режиссуры и кино КГУКИ. В 2010-м Азат зарегистрировал свою первую компанию – продакшн-студию. Пару лет спустя она ушла с молотка, чтобы дать жизнь новому проекту с привязанным к региону названием и логотипом. В целях рекламы предприниматель решил одеть свою команду в толстовки и футболки с корпоративной символикой. «Форма» привлекла внимание клиентов, и в какой-то момент пришло осознание того, что, добавив чуточку креатива, можно сделать ее создание самостоятельным направлением бизнеса. К этому подталкивала и ситуация на рынке презентационного видео, когда на волне кризиса количество заказов на него резко упало, и освободившееся от основной работы время надо было чем-то занять. Оказалось, что один бизнес удачно дополняет другой.

– Мы много делаем роликов для республики, общаемся с известными людьми и каждому презентуем три-четыре конверта с нашими футболками. Соответственно, это все попадает в Инстаграм, люди начинают спрашивать: «Ты где такую приобрел?» Или другая ситуация. Снимая видео-продакшн для хоккейного клуба «Ак Барс», я познакомился с человеком, делающим для них сувенирную продукцию. И вот уже поступило предложение создать на следующий сезон серию футболок с хоккеистами.

 

Код города

Хоккеисты «Ак Барса» – это пока будущее, в настоящем же любой желающий может приобрести футболку с изображением на выбор Нуриева, Шаляпина, Фешина или того же Тукая. Вроде бы банально, но, во-первых, ничего подобного на рынке сувенирной продукции Казани до сих пор не было, а во-вторых, нестандартной является технология подготовки изображения к печати. В качестве исходника Kazan Family использует не фотографию, а копию с нее, нарисованную профессиональным художником. Тем самым убиваются два зайца: снимается проблема авторских прав (на оригинальную фотографию всегда найдется правообладатель) и появляется возможность наносить полученное изображение не только на одежду, но и, например, в виде баннеров на фасады жилых домов – с фотографии картинка таких размеров выглядит размытой.

Вместе с портретом гения на футболках красуется слоган «My city – my family». «Это ключевой месседж всей стратегии, – объясняет предприниматель. – Футболка от нас - не просто сувенир, но бренд объединения. Ты родился в Казани, для тебя этот город что-то значит, но сейчас ты живешь в другом месте. Kazan Family дарит чувство причастности к городу. Позавчера отправили четыре конверта в Австралию, были заказы из США, Франции, Москвы… Людям по приколу ощущать себя частью большой казанской семьи. Отдельная тема – отдых. Я, допустим, новогодние выходные провел во Вьетнаме и был приятно удивлен, когда незнакомые люди, привлеченные футболкой, подходили и спрашивали: “Ты что, из Казани? Я тоже”».

О правильности выбранной стратегии Гарифуллин судит по результатам участия своей фирмы в последней Kazan Sunday Up Market, ежегодной дизайнерской ярмарке, где можно приобрести продукцию малоизвестных брендов и просто творческих людей. «Я для себя понял, – делится впечатлениями Азат, – что ролик за миллион рублей продать реально проще, чем футболку за 800, столько сил и энергии нужно потратить, чтобы выдернуть человека из толпы и заставить его раскошелиться. И там была такая акция, когда посетители брали пачку лайков и наклеивали их понравившимся брендам. В конце дня лайки подсчитали, и мы оказались на втором месте по популярности. Первое заняла флористическая компания. Мы им проиграли, но ярмарка-то проходила 8 марта».

 

Хипстерский подгон

Kazan Family без пяти минут полгода, поэтому фирма пока не планирует открытие собственной производственной площадки, предпочитая размещать заказы на стороне. До нового года, когда бизнес только-только начинался, в роли производителя выступил партнер из Китая. «Нам повезло, – говорит предприниматель, – только мы оплатили заказ, как доллар резко пошел вверх, и футболки, обошедшиеся нам в 200 рублей за штуку, через неделю стоили уже 300». Так в отдельно взятом малом бизнесе был взят курс на импортозамещение. «Альтернативы и не было, – признается Азат. – С Китаем выгодно сотрудничать, если ты работаешь с большими партиями товара, в нашем случае это от полумиллиона штук. Наши заказы на сегодняшний день не превышают 100 штук, и мы решили, что такие объемы дешевле размещать в Казани».

На вопрос о конкурентах предприниматель отвечает, что их у него нет. Да, есть футболки на Баумана по 300 рублей за штуку с надписью «Казань», но аналогичную по чеку и уровню исполнения продукцию в городе предлагает только Kazan Family. «У нас оригинальный не только принт, но и фасон, – рассказывает о преимуществах своего товара предприниматель. – К примеру, футболка для девочек имеет форму колокольчика. Это и модно, и учитывает индивидуальные особенности: худая девочка в ней кажется нормальной, а девочка в теле – более стройной». Производители «банальщины» подобных изысков не замечают и считают Гарифуллина идеалистом. «Они как мыслят? – объясняет Азат. – Если бы на такие футболки существовал спрос, они бы уже давно появились. На Баумана, возможно, хотя мы поставили стойку в “Ярмарке сувениров” и видим: берут, хотя и не столь активно, как нам бы хотелось. Но еще есть стойки в аэропорту и в хипстерском магазине «Лавка» на Восстания – там динамика продаж более интересная».

В планах предпринимателя – открытие полноценного online-магазина этим летом. На вопрос о том, что мешает это сделать уже сейчас, он отвечает так: лень и загруженность по основному бизнесу. Еще в планах запуск новых принтов. Самая многообещающая тема – президент Татарстана Рустам Минниханов. С ее возможными вариантами можно познакомиться на страничке Kazan Family в социальных сетях или просто заказав футболку в тех же соцсетях – в подарок фирма высылает наклейки с «экспериментальными» изображениями. Мое внимание привлекла «картинка» президента в гоночном шлеме. Гарифуллин комментирует:

– Эта тема будет доработана за счет надписи «Алга!» - «Вперед!». Если абстрагироваться, здесь можно увидеть Гагарина в космическом скафандре и с легендарным «Поехали!», только вместо «СССР» на шлеме написано «Татарстан». Это такой фан. Есть футболки с Путиным, в принципе, аналогия та же самая. Просто образ Путина – это кто? Это крутой мужик на коне и в черных очках. С Миннихановым такая тема не прокатит, потому что он другой. Но у Минниханова есть свои фишки – это его постоянный Инстаграм и, я бы сказал, свойскость. Тема с коммерческой точки зрения очень интересная, особенно с учетом предстоящих выборов. Осталось только после небольших доработок согласовать ее с Рустамом Нургалиевичем.

 

Калькулятор

Первая партия товара обошлась в 20 тыс. рублей. Еще около 50 тыс. ушло на конверты, наклейки и оплату услуг магазинов, разместивших на своей площади стойки Kazan Family. На этом предприниматель заканчивает калькуляцию затрат на запуск нового бизнеса, потому как все остальное, включая аренду помещения и работу художника, неотделимо от расходной части бизнеса основного. В штате ООО «Казанская семья» всего два человека, они же совладельцы бизнеса. Прибыль за неполные пять месяцев работы на рынке сувенирной продукции составила ничтожные 30 тысяч рублей. «Но мы особо и не напрягались, – резюмирует Азат. – В маркетинге есть понятие “партизанской рекламы”. Это когда люди, вооружившись товаром, который надо продвигать, идут на какое-нибудь массовое мероприятие и что есть мочи привлекают внимание СМИ и фотографов. Наш бизнес тоже в какой-то степени “партизанский” - развивается в связке и под прикрытием основного дела».

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
27 апреля во всех районах республики пройдет акция «Ден посадки леса»

17:50

27 апреля во всех районах республики пройдет акция «Ден посадки леса»

Белоруссия планирует начать импорт альтернативной российской нефти

17:20

Белоруссия планирует начать импорт альтернативной российской нефти

Россияне стремятся продать дачи из-за нового налога

16:45

Россияне стремятся продать дачи из-за нового налога

Утверждены даты праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам

16:05

Утверждены даты праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам

Проект ВМС Москва — Казань отложен, но не закрыт

15:25

Проект ВМС Москва — Казань отложен, но не закрыт

Замминистра экономического развития РФ Оксана Тарасенко примет участии в пленарной сессии II Международного форума ParkI

14:45

Замминистра экономического развития РФ Оксана Тарасенко примет участии в пленарной сессии II Международного форума ParkI

Минниханов провел заседание Инвестиционного совета Татарстана

14:10

Минниханов провел заседание Инвестиционного совета Татарстана

На проведение WorldSkills 2019 Татарстану выделят 4,6 млрд рублей

13:35

На проведение WorldSkills 2019 Татарстану выделят 4,6 млрд рублей

Цена нефти марки Brent закрепилась выше $74 за баррель

11:55

Цена нефти марки Brent закрепилась выше $74 за баррель

Минэкономразвития РФ предсказал рост реальным доходам россиян

11:20

Минэкономразвития РФ предсказал рост реальным доходам россиян

За 2018 год Счетная палата выявила нарушений на 772,7 млрд рублей

10:45

За 2018 год Счетная палата выявила нарушений на 772,7 млрд рублей

С 23 апреля частично перекроют движение по улице Рахматуллина

10:10

С 23 апреля частично перекроют движение по улице Рахматуллина

РЖД оборудует вагоны душевыми кабинами, холодильниками, кондиционерами и сейфами

09:35

РЖД оборудует вагоны душевыми кабинами, холодильниками, кондиционерами и сейфами

Международный форум ParkI в Казани соберет российских и зарубежных участников

22 Апреля

Международный форум ParkI в Казани соберет российских и зарубежных участников

Эксперты дали советы, как продлить жизнь смартфону

22 Апреля

Эксперты дали советы, как продлить жизнь смартфону

Все события

Мероприятия

Все мероприятия

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Второй Международный форум ParkI в Казани соберет гостей из 30 регионов России и 50 стран зарубежья
    Всё больше предприятий в России концентрируются в индустриальных парках, особых экономических зонах и территориях опережающего социально-экономического развития. В Татарстане промплощадки получили большое…
  2. «Инноскоп» – доступ к инновациям России
    Цифровая платформа Российского центра открытых инноваций «Инноскоп» является перспективным инструментом выстраивания коммуникации между участниками инновационного процесса
  3. Прошел V международный форум автомобилестроения РТ TIAF supported by Automechanika 2019
    С 26 по 28 февраля в Казани при поддержке ведущего международного выставочного бренда в области автозапчастей, компонентов и оборудования для автосервиса Automechanika, в пятый раз прошел Международный…
Подписаться

Топ

  1. Водителей предлагают разделить на любителей и профессионалов
    Вчера на официальном портале проектов нормативно-правовых актов были опубликованы поправки в федеральном…
  2. Минтруда прояснил, как татарстанцы отдыхают в мае
    На сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты опубликована информация, проясняющая, как…
  3. До 31 мая движение по улице Ершова будет ограничено
    Исполком города подписал распоряжение, согласно которому, до 31 мая текущего года в Казани будет ограничено…
  4. МСП Татарстана в 2019 году получит в поддержку более 2-х млрд рублей
    Министр экономики республики Татарстан Фарид Абдулганиев сообщил журналистам, что в текущем году на поддержку…
  5. В Казани предпенсионерам помогут найти работу
    Мэр Казани Ильсур Метшин на «Деловом понедельнике» в мэрии города сообщил, что предпенсионерам помогут…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий