Казань,29 Мая, Среда $ 64.54 € 72.17
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Лицо с футболки

Лицо с футболки
Фото:

На первом этаже девятиэтажки по улице Карбышева за ничем не примечательной железной дверью находится офис ООО «Казанская семья» Азата Гарифуллина и Адели Файзуллиной.

У Азата в активе успешный бизнес по созданию презентационного видео, у Адели – опыт работы менеджером на всех крупных спортивных мероприятиях последних лет. Впереди FINA-2015, поэтому для беседы с «ЭТ» время смог выкроить только Азат, благо основной и вспомогательный бизнес находятся под одной крышей. Созданная тандемом фирма занимается дизайном и продажей оригинальных футболок под собственным брендом Kazan Family. Аудитория бизнеса: туристы и продвинутая молодежь.

 

О, это же Тукай!

На продвинутую молодежь приходится всего около 20 процентов оборота Kazan Family. Но именно эта аудитория, считает Азат, является тем маховиком, который раскручивает информацию о бренде. Кроме того, на ней легко апробировать новые идеи. К примеру, кто бы мог подумать, что будет пользоваться спросом футболка с изображением тяжело больного Тукая. Лично мне она кажется вызывающе неэстетичной, но казанским хипстерам, как оказалось, нравится. «О, это же Тукай за несколько дней до смерти! Круто!», – передает реакцию покупателей Азат. Он и сам хипстер, причем не столько по имиджу, сколько по занимаемой жизненной позиции, главная составляющая которой – материальная независимость, выраженная в словах «никогда не работал “на дядю”».

Работать на себя мой собеседник начал на втором курсе биофака педуниверситета - создавал на фрилансе презентационное видео. На последнем курсе, находясь под влиянием учебной практики, Азат понял, что быть педагогом может только в страшном сне. И вслед за первым высшим начал получать второе – на факультете режиссуры и кино КГУКИ. В 2010-м Азат зарегистрировал свою первую компанию – продакшн-студию. Пару лет спустя она ушла с молотка, чтобы дать жизнь новому проекту с привязанным к региону названием и логотипом. В целях рекламы предприниматель решил одеть свою команду в толстовки и футболки с корпоративной символикой. «Форма» привлекла внимание клиентов, и в какой-то момент пришло осознание того, что, добавив чуточку креатива, можно сделать ее создание самостоятельным направлением бизнеса. К этому подталкивала и ситуация на рынке презентационного видео, когда на волне кризиса количество заказов на него резко упало, и освободившееся от основной работы время надо было чем-то занять. Оказалось, что один бизнес удачно дополняет другой.

– Мы много делаем роликов для республики, общаемся с известными людьми и каждому презентуем три-четыре конверта с нашими футболками. Соответственно, это все попадает в Инстаграм, люди начинают спрашивать: «Ты где такую приобрел?» Или другая ситуация. Снимая видео-продакшн для хоккейного клуба «Ак Барс», я познакомился с человеком, делающим для них сувенирную продукцию. И вот уже поступило предложение создать на следующий сезон серию футболок с хоккеистами.

 

Код города

Хоккеисты «Ак Барса» – это пока будущее, в настоящем же любой желающий может приобрести футболку с изображением на выбор Нуриева, Шаляпина, Фешина или того же Тукая. Вроде бы банально, но, во-первых, ничего подобного на рынке сувенирной продукции Казани до сих пор не было, а во-вторых, нестандартной является технология подготовки изображения к печати. В качестве исходника Kazan Family использует не фотографию, а копию с нее, нарисованную профессиональным художником. Тем самым убиваются два зайца: снимается проблема авторских прав (на оригинальную фотографию всегда найдется правообладатель) и появляется возможность наносить полученное изображение не только на одежду, но и, например, в виде баннеров на фасады жилых домов – с фотографии картинка таких размеров выглядит размытой.

Вместе с портретом гения на футболках красуется слоган «My city – my family». «Это ключевой месседж всей стратегии, – объясняет предприниматель. – Футболка от нас - не просто сувенир, но бренд объединения. Ты родился в Казани, для тебя этот город что-то значит, но сейчас ты живешь в другом месте. Kazan Family дарит чувство причастности к городу. Позавчера отправили четыре конверта в Австралию, были заказы из США, Франции, Москвы… Людям по приколу ощущать себя частью большой казанской семьи. Отдельная тема – отдых. Я, допустим, новогодние выходные провел во Вьетнаме и был приятно удивлен, когда незнакомые люди, привлеченные футболкой, подходили и спрашивали: “Ты что, из Казани? Я тоже”».

О правильности выбранной стратегии Гарифуллин судит по результатам участия своей фирмы в последней Kazan Sunday Up Market, ежегодной дизайнерской ярмарке, где можно приобрести продукцию малоизвестных брендов и просто творческих людей. «Я для себя понял, – делится впечатлениями Азат, – что ролик за миллион рублей продать реально проще, чем футболку за 800, столько сил и энергии нужно потратить, чтобы выдернуть человека из толпы и заставить его раскошелиться. И там была такая акция, когда посетители брали пачку лайков и наклеивали их понравившимся брендам. В конце дня лайки подсчитали, и мы оказались на втором месте по популярности. Первое заняла флористическая компания. Мы им проиграли, но ярмарка-то проходила 8 марта».

 

Хипстерский подгон

Kazan Family без пяти минут полгода, поэтому фирма пока не планирует открытие собственной производственной площадки, предпочитая размещать заказы на стороне. До нового года, когда бизнес только-только начинался, в роли производителя выступил партнер из Китая. «Нам повезло, – говорит предприниматель, – только мы оплатили заказ, как доллар резко пошел вверх, и футболки, обошедшиеся нам в 200 рублей за штуку, через неделю стоили уже 300». Так в отдельно взятом малом бизнесе был взят курс на импортозамещение. «Альтернативы и не было, – признается Азат. – С Китаем выгодно сотрудничать, если ты работаешь с большими партиями товара, в нашем случае это от полумиллиона штук. Наши заказы на сегодняшний день не превышают 100 штук, и мы решили, что такие объемы дешевле размещать в Казани».

На вопрос о конкурентах предприниматель отвечает, что их у него нет. Да, есть футболки на Баумана по 300 рублей за штуку с надписью «Казань», но аналогичную по чеку и уровню исполнения продукцию в городе предлагает только Kazan Family. «У нас оригинальный не только принт, но и фасон, – рассказывает о преимуществах своего товара предприниматель. – К примеру, футболка для девочек имеет форму колокольчика. Это и модно, и учитывает индивидуальные особенности: худая девочка в ней кажется нормальной, а девочка в теле – более стройной». Производители «банальщины» подобных изысков не замечают и считают Гарифуллина идеалистом. «Они как мыслят? – объясняет Азат. – Если бы на такие футболки существовал спрос, они бы уже давно появились. На Баумана, возможно, хотя мы поставили стойку в “Ярмарке сувениров” и видим: берут, хотя и не столь активно, как нам бы хотелось. Но еще есть стойки в аэропорту и в хипстерском магазине «Лавка» на Восстания – там динамика продаж более интересная».

В планах предпринимателя – открытие полноценного online-магазина этим летом. На вопрос о том, что мешает это сделать уже сейчас, он отвечает так: лень и загруженность по основному бизнесу. Еще в планах запуск новых принтов. Самая многообещающая тема – президент Татарстана Рустам Минниханов. С ее возможными вариантами можно познакомиться на страничке Kazan Family в социальных сетях или просто заказав футболку в тех же соцсетях – в подарок фирма высылает наклейки с «экспериментальными» изображениями. Мое внимание привлекла «картинка» президента в гоночном шлеме. Гарифуллин комментирует:

– Эта тема будет доработана за счет надписи «Алга!» - «Вперед!». Если абстрагироваться, здесь можно увидеть Гагарина в космическом скафандре и с легендарным «Поехали!», только вместо «СССР» на шлеме написано «Татарстан». Это такой фан. Есть футболки с Путиным, в принципе, аналогия та же самая. Просто образ Путина – это кто? Это крутой мужик на коне и в черных очках. С Миннихановым такая тема не прокатит, потому что он другой. Но у Минниханова есть свои фишки – это его постоянный Инстаграм и, я бы сказал, свойскость. Тема с коммерческой точки зрения очень интересная, особенно с учетом предстоящих выборов. Осталось только после небольших доработок согласовать ее с Рустамом Нургалиевичем.

 

Калькулятор

Первая партия товара обошлась в 20 тыс. рублей. Еще около 50 тыс. ушло на конверты, наклейки и оплату услуг магазинов, разместивших на своей площади стойки Kazan Family. На этом предприниматель заканчивает калькуляцию затрат на запуск нового бизнеса, потому как все остальное, включая аренду помещения и работу художника, неотделимо от расходной части бизнеса основного. В штате ООО «Казанская семья» всего два человека, они же совладельцы бизнеса. Прибыль за неполные пять месяцев работы на рынке сувенирной продукции составила ничтожные 30 тысяч рублей. «Но мы особо и не напрягались, – резюмирует Азат. – В маркетинге есть понятие “партизанской рекламы”. Это когда люди, вооружившись товаром, который надо продвигать, идут на какое-нибудь массовое мероприятие и что есть мочи привлекают внимание СМИ и фотографов. Наш бизнес тоже в какой-то степени “партизанский” - развивается в связке и под прикрытием основного дела».

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

16:00

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

23 Мая

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  2. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. В РФ увеличат минимальный размер оплаты труда
    МРОТ планируют увеличить с 1 января 2021 года в связи с пересмотром потребительской корзины в большую…
  2. Госкорпорация «Ростех» запустит в Иннополисе производство Т-500
    Сегодня, 22 мая, в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» пройдет церемония запуска…
  3. Родители татарстанских школьников требуют ввести пятидневную учебную неделю
    «Родительское сообщество Татарстана» направило президенту республики Татарстан Рустаму Минниханову, а также…
  4. В ОПЕК+ отмечают влияние отношений США и КНР на нефтяной рынок
    Участники соглашения ОПЕК+ обсуждают вопрос влияния отношений США и КНР на нефтяной рынок. Об этом сообщил…
  5. Президент РТ поздравил татарстанцев с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией
    Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к жителям республики с поздравлением по случаю Дня официального…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий