Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Перформанс вместо фуршета: «Encounters / Столкновения» Алексея Васильева

Перформанс вместо фуршета: «Encounters / Столкновения» Алексея Васильева
Фото: Диляра Маликова

Центр современной культуры «Смена» (Казань) и междисциплинарный центр Department of Research Arts (Москва) представили третий проект совместной программы «Не-места» — выставку «Encounters / Столкновения» художника Алексея Васильева. Выставка представляет собой цикл портретных работ, созданных в разное время и выполненных в типичной для художника экспрессивно-художественной манере на больших листах и рулонах промышленной бумаги. За каждым портретом, со слов Васильева, стоит своя история — столкновение с реальной или выдуманной биографией, эпизодом из жизни персонажа.

Открытие выставки состоялось четвертого мая в «Смене». На вернисаже художник удивил всех пришедших перформансом: он нарисовал картину на одной из стен выставочного зала. Когда Алексей Васильев решил сделать паузу, корреспондент «ЭТ» побеседовала с ним о его выставке, отношении к искусству и общении со зрителями.

- Алексей, расскажите об основной идее выставки: по какому принципу Вы подбирали картины для нее?

- У этой выставки как раз нет никакой основной идеи. Это мои старые работы, подготовленные для разных проектов в свое время. Когда ребята из «Смены» предложили сделать выставку, то попросили привести все готовые работы, чтобы посмотреть на мое творчество. Из этих работ получилась выставка – так называемый «салат». Хрень полная короче (смеется). Кое-что хотели взять еще, но работы поломались, развалились при переезде.

Вообще, я мог не приезжать на открытие выставки. Но раз уж я здесь, ребята из «Смены» попросили меня порисовать (прим.ред. – имеется в виду провести перформанс).

- То есть данный перформанс не был Вашей инициативой?

- Нет, но до этого я иногда рисовал на открытиях выставок. Прежде всего, я не считаю это перформансом. Скорее, это обычное рисование вживую. Я же не пытаюсь выразить какую-то идею или что-то сказать людям. Это просто так, чтобы зрителям было повеселее. Такая замена фуршета.

Смена

- Получается, что для Вас искусство – прежде всего, возможность выразить себя, нежели донести до зрителя некую философскую концепцию?

- По большому счету, мне нечего сказать глобально. Хотя, я не совсем доволен современным режимом, когда заходишь в магазин после работы, и у тебя все равно не хватает денег. И мои родители, и бабушка тоже нуждаются в деньгах. Но, тем не менее, я не вижу разницы, между обычным художником и тем, который «против». Разве что-то изменится от моего протеста?...

- То есть Вы считаете, что выражение протеста в искусстве бессмысленно?

- Не в этом дело. Почему я должен в своем творчестве обязательно выражать какую-то социальную позицию? Айвазовский, или кого сейчас любят, просто рисовал свои волны и не вкладывал в это политический подтекст. Я никогда не был привязан к политике, и не хочу быть привязан. Потому что у меня это само по себе не получается. Мне нужно надумывать. Если когда-нибудь случится нарисовать что-то политическое, то пускай будет. Специально это делать я не буду. Может, для выражения социальной позиции у меня нет каких-то данных или не хватает таланта. Мне нравится возить эти линии, мазюкать там себе... Например, вот сейчас кайфово то, что я нарисовал в выставочном зале, а вечером завтра приду, посмотрю на свою картинку и подумаю: «Ерунда». Скорее всего, так и будет, и придется перерисовывать.

- То есть Вы скептично относитесь к своему творчеству?

- По-разному. Иногда да, иногда нет. Сейчас просто чувствую себя не очень: стою в этом зале, как на стриптиз-шоу.

- Почему Вы рисовали в наушниках?

- Мне было некомфортно. Я давно не рисовал при людях. Музыка играет не та, да и вовсе долго не играла. Еще я постоянно слышу свой голос с видеозаписи позади себя, которая, кстати, повторяется каждые десять минут.

- То есть Вам нужна определенная атмосфера для творчества?

- Именно! Я никогда не рисую с фотографии. Всегда рисую с натуры, потому что человек создает нужную атмосферу, которую я передаю в своих работах. В атмосфере вся соль. Мне совсем неважно точно передать реальность. Например, если женщина позирует в одежде, я могу нарисовать ее голой. Если человек одет в черное, он может получиться в красно-розовых тонах. Когда люди приходят позировать, перед этим мы можем поболтать час-другой. К тому же, когда ты рисуешь кого-то, вы внимательно рассматриваете друг друга. Каждый человек своим присутствием сильно влияет на мое настроение, которое отражается в картинах.

- Для Вас произведение искусства - это товар или что-то далекое от коммерции?

- Я бы хотел, чтобы искусство создавалось как нечто некоммерческое. Но жизнь сейчас устроена так, что деньги рулят всем. Хочется верить, что произведение искусства самодостаточно. Но, по крайней мере, в России почему-то принято считать, что получить вознаграждение ты должен здесь и сейчас. Хотя есть художники, которые не признаны на рынке, но пользующиеся успехом в своей профессиональной среде. И музыкантов много существует, которые не хотят лезть в телевизор. Но при этом они собирают залы. И ты приходишь к ним на концерт, слушаешь, и понимаешь, что они не хуже тех, кого каждый день показывают по телевизору.

- Искусствоведы определяют Ваш стиль как неоэкспрессионизм, Вы с этим согласны?

- Согласен.

- А что Вас привлекает в этом стиле?

- Ничего. (Пожимает плечами) Так просто рисуется само по себе. Не я его выбираю, а он меня. Вообще, очень глупое занятие - анализировать то, что я делаю. Это я так для себя считаю. Чем больше я говорю, тем меньше рисую. Потому что все по полочкам раскладывается и становится неинтересно. Пропадает элемент неожиданности.

Смена

- Есть ли художники-неоэкспрессионисты, творчество которых Вам близко?

- Я не очень разбираюсь в классификации стилей. Мне нравится тот же Фрэнсис Бэкон (английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи - прим.), Эгон Шиле (австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма - прим.), кто-то еще. В разные периоды – разные художники. Если я играю русский рок, например, не значит, что я слушаю только русский рок. Я принципиально не изучаю биографии художников и книги об искусстве. Иначе, хочешь - не хочешь, но начинаешь подстраиваться под них, и это накладывает большой отпечаток на твое творчество.

- Некоторым зрителям любые постмодернистские работы приходятся не по душе. Как Вы относитесь к репликам, что Ваше творчество – не искусство?

- Меня это уже не задевает. Я привык к таким отзывам. Но бывают случаи, когда люди выражают свое неприятие в агрессивной форме. Некоторые подходят ко мне на выставках и спрашивают: «Что ты за хрень рисуешь? Пойдем поговорим». Я спокойно с ними разговариваю, и потом многие из этих людей начинают ходить на все выставки и звать меня выпить. Когда происходят подобные ситуации, необходимо завлечь зрителя, в первую очередь, самим собой.

- А важны ли для Вас отзывы зрителей?

- В последнее время да. Я начал думать о своей аудитории. И это очень мешает. Потому что ты не можешь угодить всем, даже если захочешь. Когда ты свободный, ты делаешь то, что хочешь. А сейчас у меня стал появляться страх сделать что-то не то, ошибиться.

- Что Вас вдохновляет?

- Я не верю во вдохновение. Искусство – оно как работа. Стоит только начать и через час тебя уже не оттащить от холста. Нужно просто включиться. Я считаю, что существует еще и вдохновение для того, чтобы не рисовать. И я ищу, скорее, его.

- Пробовали ли Вы когда-нибудь создавать работы в реалистическом стиле?

- Пробовал, когда учился в художественной школе. Помимо художественной школы, у меня нет художественного образования. Но я и не вижу в нем смысла. Я же рисую не для того, чтобы кому-то что-то доказать или быть услышанным. Я рисую, потому что мне нравится сам процесс. И так случилось, что результаты этого процесса нравятся искусствоведам, кому-то из галеристов.

 - Не мешает ли Вам отсутствие художественного образования?

- Наоборот, очень помогает. Когда я хочу что-то нарисовать, не задумываюсь, правильно ли так делать или нет. Поэтому у моего творчества нет рамок. Когда ты образован, ты ограничен определенными правилами. Хотя сейчас я сам многому научился. Например, что нельзя оставлять кисточки в акриле, они там засохнут. Такие технические штуки. Ну это я так, примеры привожу совсем тупенькие.

-Почему Вы предпочитаете акрил?

-Да он сохнет быстро. Маслом я пробовал. Для галереи, конечно, масло лучше. Но я обычно стараюсь картинку за раз нарисовать, ну за два. А если нанести масло, особенно толстый слой, то оно долго сохнет. Акрил, к тому же, можно с водой разводить. Не нужно кучу растворителей. Вообще, я в последнее время стал в строительных магазинах просто колер покупать.

Смена

- Вы начали рисовать, будучи студентом педагогического университета. Как Вы к этому пришли?

- Я раньше рисовал, как и все в детстве. Просто я всегда спортом занимался. Из-за этого времени ни на что не оставалось. Не было такого, что бы я шел и вдруг  НЛО  увидел, меня осенило, и я стал рисовать. Как-то само собой получилось. Просто в возрасте ты осознаннее начинаешь подходить к этому процессу и регулярнее. Вот регулярно рисовать я стал как раз со времен художественной школы... (Задумался)

Некоторые московские художники считают, что я с черного хода зашел в эту тусовку. Ну, как все это обычно бывает: сначала ты должен пойти в художественную школу, потом получить высшее художественное образование. Хотя, если приехать в Москву, походить год-два на выставки, уже можно сделать свою. И образование тут совсем не нужно. Просто ты уже будешь на волне, будут нужные знакомства. Вопрос в том, сколько потом ты выставок сделаешь, и будет ли вообще из чего их делать. Хотя я не понимаю зачем эти выставки вообще. Ну вот правда.

- А почему Вы тогда в них учувствуете?

- А иначе будет не совсем искусство. Искусство должны видеть люди. С другой стороны, все-таки хочется быть оцененным.

- Ситуации, в которых Вы могли бы оказаться с персонажами Ваших картин, достаточно необычны, судя по названиям работ: «Вечерняя орбита пчелы возле арбуза и тополя», «Она натирала бананы мятной жвачкой», «Синдром рыбака», «Разрезая полароид» и «Язык жеста». Как Вы придумываете такие ситуации? (за каждым портретом, со слов Васильева, есть своя история — столкновение с реальной или выдуманной биографией, эпизодом из жизни персонажа. Для художника ключевым является не столько портретное сходство с человеком, сколько ситуативный контекст с привнесенными извне смыслами, в котором Алексей оказывался или мог оказаться вместе с конкретным человеком или персонажем - прим.) 

- Многие ситуации действительно случались с людьми, которых я рисовал. Они мне их рассказывали. Остальные истории я придумываю. Вот как сейчас, например. Изначально я же собирался совсем другое нарисовать на стене.

Смена

- Расскажите реальную необычную ситуацию, которая приключилась с Вами и персонажем Вашей картины?

- Вот я начал говорить про это в видоинтервью, и понял, что почти все забыл. Вспомнил только историю, не о том, как все было, а что потом с женщиной случилось. Это про картину «Поливать шампанским», где тетенька сидит с пульверизатором. Я рисовал эти работы для выставки в Швеции. Одна женщина очень захотела купить эту картину, но их нельзя было продавать, потому что их возили через посольство. И тогда она попросила сделать ей постер и прислать. Я спросил, чем ей так понравилась картина. И она ответила, что сама точно так же живет, как женщина на картине, и у нее дома тоже такая бутылка из-под шампанского с пульверизатором. Прикольно, когда совпадают такие вещи. Тогда тебе уже не кажется, что ты такой идиот.

- Зачастую в Ваших работах местом действия становится пространство повседневности. Почему повседневность так для Вас привлекательна?

- Потому что это не так пафосно и высоко. А, может быть, на мне так отразилось творчество таких писателей, как Чехов, Довлатов, Буковски, Лимонов. Чехов, к примеру, писал простыми словами о простых вещах, и тем самым понятен любому иностранцу.

- В Вашем творчестве много отсылок к литературе. Помимо художественного искусства, Вы увлекаетесь еще и литературой?

- Да. Это в названиях (работ - прим.) проявляется. Этакий недоделанный писатель. Но я знаю, что не смогу написать рассказ какой-то или книгу. Максимум, могу вести полудневник.

- Были ли Вы раньше в Казани?

- Нет, я здесь впервые.

- И какие у Вас впечатления от города?

- Мне тут понравилось. Уже успел сходить в Кремль. Даже два раза. Из лука стрелял и арбалета. Особенно мне были интересны спортивные объекты. Я хотел попасть на какие-нибудь соревнования, но, к сожалению, уже не сезон. Вообще, я хочу поездить на машине, осмотреть интересные места вокруг города. Я люблю путешествовать.

- Вы и сейчас интересуетесь спортом?

- Да. Мне нравится хоккей, футбол. Я люблю кататься на велосипеде. Любовь к спорту заложилась во мне еще в юности, как часть жизни.

- Каковы Ваши планы на будущее?

- Сделать выставку про Казань (в рамках программы «Не-места» - прим.). У меня есть только наброски. Пока я просто ходил по улицам, осматривался, что-то записывал. Ребята из «Смены» беспокоятся, пора бы уже начать рисовать.

Автор -Алиса Маркелова

 

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий