Казань,27 Мая, Воскресенье $ 61.67 € 72.12
Годовая подписка на журнал за 3600 руб
Оформить подписку

«Цензуры в прямом смысле этого слова у нас нет»

«Цензуры в прямом смысле этого слова у нас нет»
Фото: https://yandex.ru

С 30 мая по 3 июня в ТГАТ имени Камала играла труппа одного из старейших и лучших российских театров – Александринского. Вниманию казанской публики театр представил спектакли-лауреаты премии «Золотая маска» «Ревизор» и «Женитьба».

На «Ревизора» я не попал, а вот «Женитьбу» не только посмотрел, но и обсудил (непосредственно перед тем как посмотреть) с исполнителем роли Кочкарева - актером Дмитрием Лысенковым. Итоговое мнение: актер и персонаж очень похожи друг на друга. Оба – напористые, харизматичные и острые на язык. Разговор, естественно, был не только о спектакле вечера.

Ледовое зрелище

– Дмитрий, в чем изюминка спектаклей, привезенных в Казань?

– Изюминка «Ревизора» в том, что используется не канонический текст, а сценическая версия пьесы, подготовленная Мейерхольдом и Кореневым в 1926 году. В интернете можно найти отрывки записи спектакля того времени с Эрастом Гариным в главной роли. Причем, Мейерхольд делал не самого «Ревизора», а мир Гоголя с включением цитат из «Женитьбы», «Мертвых душ», «Игроков». У нас, по сравнению с мейерхольдовским, отображение мира Гоголя получилось не столь масштабным, но это опять же не чистый «Ревизор».

В «Женитьбе» Валерий Владимирович решил, что все действо должно происходить на коньках. На сцене будет лед, правда, искусственный, но, тем не менее, когда-то его невозможно было отличить от настоящего. На премьере, во всяком случае, люди недоумевали, звучали реплики типа «они там вообще о…ли, залили каток на сцене!»

– И для чего это понадобилось режиссеру?

– Об этом лучше спрашивать у режиссера все-таки, но, по-моему, задача была в том, чтобы снять эту пьесу с диванов и поставить на более энергичные рельсы. Это дало возможность выделить совершенно другую энергию. Плюс, если рассуждать о замысле, смыслах, налицо противопоставление мира дивана, в котором живет Подколесин, уютного и маленького, тому безумию, которое разворачивается вокруг него. Когда мы только начали репетировать, в моду вдруг вошли ледовые шоу, все встали на коньки. Фокин, будто предчувствуя что-то, поставил «Женитьбу» на коньки еще в Корее. Правда, там были роликовые коньки. Премьера нашей же постановки странным образом совпала с взрывом безумной страсти к спорту в нашей стране.

 

Нервный человек из Петербурга

– В списке ваших киноработ значится криминальная драма «Танцуют все!» о шпане 50-х годов. Мы с вами ровесники, поэтому мне интересно, как вы пережили 90-е – время гопников и «дележа асфальта»?

– Фильма вы, конечно, не видели, потому что он не может привлечь внимание, это неудача. Деньги, как водится, были украдены, в результате художественный руководитель киностудии доводил фильм, склеивая имеющиеся кадры. Что касается 90-х, то я не был со шпаной и, тем не менее, меня не трогали. Знали, что я человек нервный, если задеть, буду драться по- настоящему. Моя компания в школьные годы – это компания моего младшего брата. Мне было интересно либо с теми, кто младше, либо со старшими. Любил сидеть на кухне, когда родители и их друзья-ровесники пили, курили и беседовали за жизнь. В 90-е все беседовали за жизнь и о будущем страны.

– Как, в принципе, и сейчас.

– Сейчас другая история. Тогда люди видели для страны разнообразные пути развития, многопартийность была не просто красивым словечком. А сейчас все понятно – ты либо «за», либо «не за».

– Недавно в Казань приезжала отборочная приемная комиссия Академии Михалкова для собеседования с выпускниками нашего института культуры и театрального училища. Идея переподготовить кадры с тем, чтобы они потом вернулись обратно, но все, с кем я беседовал, хотят остаться в Москве.

– Естественно.

– А вы почему тогда остались в Питере?

– Я вообще не планировал переезда, когда поступал. Когда закончил, я тоже об этом не думал. Был момент, когда я об этом подумывал, но это был период работы в театре имени Ленсовета. Оттуда тогда ушли все артисты, которых я любил и уважал, мой педагог и режиссер Юрий Бутусов. Умер худрук театра – начался период безвластия, анархии. Вот тогда я присматривался к Москве. Но волею судеб я оказался в Александринском театре. Недавно десять лет отметил работы в этом театре. Перебираться в Москву пока не планирую. Мне сейчас это трудно сделать – у меня есть семейство, перевезти его на непонятную почву было бы, по меньшей мере, рискованно.

 

«След» в карьере

– На ваш взгляд, реально талантливому, подающему надежды актеру или режиссеру найти себе место в Москве?

– У любого регионального актера таких шансов, по-моему, даже больше, чем у актера из Петербурга, - питерских в Москве не жалуют. Вечное соперничество двух столиц дает о себе знать. В Москве много состоявшихся артистов, приехавших из Саратова, Екатеринбурга, еще откуда-то. Конечно, если переезжать в Москву, то нужно это делать не для сериала «След», а для работы в каком-либо театре. Иначе неизбежна деградация.

– У вас, кстати, много ролей в сериалах. Они вам интересны исключительно как источник заработка, или вы обращаете внимание и на качество продукта?

– Когда-то только источник заработка, а сейчас это мировая тенденция – уйти в сериалы. Взять хотя бы «Карточный домик» с Кевином Спейси. Но и российские сериалы стали лучше, исключая бесконечную ментовскую историю. Я сам играл главную роль в сериале о писателе - «Бедные люди». По прежним представлениям, это полный неформат – не про военного, спортсмена или мента, а про писателя.

– Вы и в «Сталинграде» снимались. При всех вложениях фильм явно не на уровне «Они сражались за Родину»…

– Никто и не ставил таких задач. Фильм на совершенно другого зрителя ориентирован. Если в фильме Бондарчука-старшего ровесник говорил с ровесником, прошедшим войну, то здесь сын того самого ровесника обращается к аудитории своих детей и внуков. Совершенно другие средства выразительности. Это разговор с аудиторией на понятном ей языке, с аудиторией, для которой Великая Отечественная так же далека, как война с Наполеоном. Почему я там участвовал? Мне нравились моя роль... Колоссальная работа художников, потом, к сожалению, зарисованная компьютерной графикой... Томаса Кречмана можно было понаблюдать. Хороший голливудский артист, вернее – немецкий артист, сделавший карьеру в Голливуде. Этакая немецкая машина в актерском деле.

 

Если звезды зажигают…

– Александринский театр много гастролирует. Сложилось ли у вас в этой связи видение общих и частных проблем артистов в столицах и в регионах?

– Я могу только сказать об одной общей проблеме. Это недостаток образования – все театральные вузы страны выпускают недоученных людей и не стесняются этого. Отсутствие педагогов и педагогики в театральном деле. Вузы есть, а преподаватели кто?

– Создали Академию Михалкова…

– Ну, Академию Михалкова создали для того, чтобы там учили не бесплатно, правда? Наивные люди оканчивают ее в какой-то надежде, но никакого отношения к реальному театральному и кинопроцессу полученные там знания, по большому счету, не имеют. С другой стороны, любой опыт, даже отрицательный, это все равно опыт, который делает тебя богаче.

– Финансовая проблема есть? Вообще в актерскую профессию сегодня идет молодежь?

– Идет - и гораздо больше, чем в 90-е. Тогда спектакли играли при полупустых залах. Людям было не до театра, они занимались поисками продуктов питания. Потом настали сытые «нулевые», люди начали ходить в театры. Будем надеяться, что мы не только соответствуем их ожиданиям, но и берем на себя функцию по воспитанию вкуса. Про финансовую проблему мне сложно судить, потому что я работаю в театре, получающем президентский грант. В этом смысле у нас нет финансовых проблем. В регионах возможно недостаточное финансирование, но на примере Татарстана этого не скажешь. У вас много внимания уделяется культуре.

– Насколько востребованы пьесы современных драматургов? Не маститые авторы вроде Николая Коляды, а новые имена. Я потому спрашиваю, что у нас есть русскоязычные драматурги, которые считают себя невостребованными из-за того, что в республике приоритет отдается авторам, пишущим на татарском языке.

– У репертуара Александринского театра есть специфика – на основной сцене идут только пьесы из мировой классики. Все свежее ставится на новой сцене. Там драматурги вместе с режиссерами собираются, пишут тексты, кипит творческая жизнь, в которой я, к сожалению, почти не принимаю участия. Сейчас, правда, на большой сцене мы репетируем «Оптимистическую трагедию». Молодой драматург Ася Волошина адаптирует текст Вишневского. Это именно молодой драматург, но у нее уже была своя лаборатория в театре Ленсовета, и в целом по городу идут ее пьесы. Михаил Патласов поставил пьесу «Шум». Это – спектакль-вербатим, в основе которого реальная история подростка-геймера, убившего из обреза одноклассника за унижение...

Я хочу сказать, что если автору есть что сказать, и это что-то в кого-то попадает, в Москве и Петербурге он всегда найдет площадку для постановки своих вещей. Для этого в Питере, например, был On.театр, есть многофункциональная театральная площадка «Скороход»… Михаил Патласов, он, правда, режиссер, вообще из глуши приехал – село Березовки Пермской области.

 

Болтики и винтики

– Дмитрий, поделитесь ближайшими творческими планами.

– В 2017-м юбилей Октябрьской революции, поэтому я занят в «Оптимистической трагедии». Спектакль пока находится в стадии репетиций. Как только мы его выпустим, приедет француз Беллорини с пьесой израильского драматурга Ханоха Левина «Крум» для новой сцены. В кино у меня есть роли в проекте Хотиненко «Меморандум Парвуса» (сериал отснят, сейчас идет монтаж) и у Петра Буслова, снимающего сатирический сериал о коррупционерах. Съемки должны закончиться в ноябре. Вот мои планы до нового года.

– Смотрел на днях последнюю работу Бортко в кино – драму «О любви». Фильм на острую ипотечную тему, но острота эта слабо чувствуется в декорациях парадного Петербурга. Что это – такая форма цензуры?

– Я думаю, просто авторы хотели сделать красивое кино.

– Или отработать деньги от государства, которому перед президентскими выборами нужно как можно меньше негатива на экране?

– Государственные деньги на что угодно идут, на уровне творческой заявки за этим никто не следит. Здесь все решают знакомства и способность без мыла влезть куда надо. А цензуры в прямом смысле этого слова у нас нет. Есть что-то вроде самоцензуры, причем, в сталинском духе, когда режиссеры, продюсеры боятся поднимать какие-то острые темы. Они рассуждают: «Ну, за это нас закроют», «плохо продастся»… А актеры - люди подневольные, мы являемся болтиками в этой конструкции. Совсем мизерные винтики.

С театром ситуация другая. Но в театр ходит хотя бы раз в год всего два процента населения. По сравнению с телевидением, которое смотрит все население страны, это настолько ничтожно, что никому в государственном аппарате нет никакого дела до того, что происходит в театре. Пока, во всяком случае.

– А как же быть с проверкой Следственного комитета в «Гоголь-центре»?

– Скорее всего, это оттого, что кто-то с кем-то не поделился. Вы думаете, в культуре бюджетные деньги не пилят?! Воруют везде одинаково, просто разное.

Автор - Алексей Егоров

Подписаться Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
`]]
17:32 - В Минфине РФ задумались о введении в госзакупках правила «второго участника» 16:50 - Александр Новак назвал среднюю цену на нефть в 2018 году – $65-75 15:55 - В РФ ввели поправки в Воздушный кодекс, повышающие компенсации за задержку рейсов и утерю багажа 14:50 - «Газпром» согласовал с Турцией строительство газопровода до ЕС 13:37 - Медведев заявил, что химпром занимает особое место в экономике России 12:35 - Кремль озвучил дату прямой линии с Владимиром Путиным 11:28 - Центробанк оценил возможность признания криптовалют платежным средством 10:18 - В РТ посевная на финишной прямой – засеяли около 98% площадей 09:11 - «Почта России» внедрит технологию распознавания лиц клиентов 26 Мая - IBM создала карманное устройство для выявления поддельных товаров 26 Мая - Uber в Париже займется разработками летающего такси 26 Мая - Россия намерена получить рекордную прибыль от экспорта сельхозпродукции 26 Мая - В Республике Татарстан введено 1 млн. 73,8 тыс. кв. м. жилья, или 44,7% от плана 26 Мая - Глава Минфина РФ заявил на ПМЭФ-2018, что в стране слишком мало платных дорог 26 Мая - Правительство предложило увеличить расходы Пенсионного фонда России на 92,2 млрд рублей 26 Мая - Продолжает расти стоимость бензина в Татарстане 26 Мая - Татарстанские предприниматели отправились в 10-й юбилейный веломарафон 26 Мая - Сегодня в Татарстане осадков не ожидается 26 Мая - В Татарстане появится мобильное приложение «Проверенный бизнес» 25 Мая - Татарстан в тройке лидеров по инвестиционной привлекательности
Все события

Мероприятия

Все мероприятия

Корпоративные Блоги

Все блоги

Опрос

Как Вы считаете, станет ли Казань местом проведения юношеских Олимпийских игр в 2023 году?

Экономика и финансы

  1. Как Татарстан вливается в мировой халяльный экспорт и систему исламских финансов
    В кулуарах KazanSummit Талия Минуллина рассказала о проблемах и перспективах внедрения принципов исламского финансирования в России и Татарстане, а также сертификации по стандартам «Халяль»
  2. Стандартные проблемы халяль
    Одной из главных тем KazanSummit-2018 стала проблема отсутствия единых международных стандартов «Халяль»
  3. Халяль как образ жизни
    На KazanSummit обсудили проблемы и перспективы исламского финансирования
Подписаться

Топ

  1. Продолжает расти стоимость бензина в Татарстане
    Рост стоимости бензина в Татарстане связан с увеличением оптовых цен на топливо...
  2. Татарстанские синоптики прогнозируют теплую погоду без осадков
    В Татарстане 21 мая ожидается переменная облачность, днем без осадков, ночью местами по республике н...
  3. Татарстан поднялся на новую ступень развития технологий, запустив мобильную связь пятого поколения 5G
    Совершенный мир коммуникаций стал ближе: в Иннополисе заработала тестовая зона сети нового поколения...
  4. В Иннополисе открыли опытную зону сети 5G
    В Иннополисе запустили опытную зону для демонстрации возможностей сети связи нового поколения технол...
  5. Департамент социального питания Казани попался на двойных госзакупках
    Антимонопольный комитет Татарстана привлек к ответственности департамент питания Казани...

Интервью

Адам Штифтер: «В Казани чувствую себя почти как дома»

Адам Штифтер: «В Казани чувствую себя почти как дома»

Венгрия и Россия имеют давние традиции сотрудничества, с Татарстаном же венгерский народ соединяют давние исторические связи, уходящие в глубину веков. О том, как развиваются отношения, несмотря на санкции, мы попросили рассказать Генерального консула Венгрии в Казани Адама ШТИФТЕРА.

Татарстан наращивает несырьевой экспорт

Татарстан наращивает несырьевой экспорт

Во внешней торговле республики наблюдается положительная динамика - количество экспортеров в сфере малого и среднего бизнеса выросло втрое за последние три года. Республика уверенно держится на пути диверсификации, поэтому увеличения сбыта можно ожидать в любой отрасли.