Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Бизнес-блог

Бизнес-блог
Фото: Максим Стяжкин

Все чаще основной бюджет рекламных кампаний уходит в соцсети. О том, как организована эта работа изнутри, нашему изданию рассказал координатор блог-проектов Максим Стяжкин

Кто такой блогер

- Давайте сразу к главному. Насколько развит сейчас блог-бизнес в России вообще и в Татарстане в частности?

- Вообще, в целом в республике это все в совершенно зачаточном состоянии. На это есть определенные причины с точки зрения бизнеса. Главное – это то, что у нас нет такого понятия, как фундаментальный бизнес, нацеленный на долгую жизнь. Потому что, например, в Татарстане больше пытаются сделать спринт-бизнес, где можно собрать побольше денег, все схлопнуть и начать такой же проект. Наверное, поэтому отчасти блог-бизнес не развит сильно и не на все сферы так хорошо работает.

- Кто такой блогер с точки зрения бизнеса?

- Вообще, блогер – это человек с определенной жизненной, социальной позицией, которую можно просмотреть в перспективе его действий в соцсетях. Но в Казани это не совсем так. Здесь блогеры – те, кто смог максимально быстро и не всегда «белыми» способами набрать себе аудиторию для размещения рекламы.

- В таком случае, какие сферы в Татарстане сейчас наиболее прибыльны для блогеров?

- Здесь это сфера мероприятий – можно прийти, сделать постотчет, чтобы читатели были в курсе городской жизни. Также популярны такие сегменты, как доставка продуктов – какие-то фитонаборы и прочее, а также одежда. Притом последнее актуально не для всех. Как вы понимаете, работа, например, с мужским бельем встречается намного реже, чем с женским. Кроме того, стоит выделить сопровождение брендов – сохранение определенного уровня лояльности. Не стоит забывать про IT и автосегмент, но для авто – это больше сопровождение бренда.

- То есть, в основном, это часть PR-акций?

- Не совсем. Если говорить о PR, то здесь множество составляющих. Например, SMM – это чисто маркетинг социальных медиа. Особняком стоят амбассадорство и лидеры мнений. Они готовы поддерживать крупные бренды, которые, в свою очередь, «растят» лояльных блогеров. Важно, какие цели есть у рекламной кампании. На это работают и мероприятия – хорошая кампания была у Кока-Колы и Альфа-банка во время Кубка конфедераций.

- Как организована работа блогера с точки зрения официального оформления – все ли регистрируются как ИП?

- Тут есть некоторые сложности. Обычно при выполнении конкретных заданий с заказчиком заключается договор подряда. Схема, при которой на словах все организуется – «Давай, ты выполни, а я тебе на карточку перекину» - не совсем чиста с юридической точки зрения. Вот для борьбы с этим и существуют рекламные агентства и координаторы, которые проводят всю документацию. В этом случае блогер заплатил налоги и ни о чем не думает. Если блогер напрямую работает с заказчиком, то тогда малому бизнесу все равно, с кем сотрудничать, а вот уже крупным организациям для отчетов необходимо оформленное юрлицо.

- Не случалось ли, что заказчики не платили, получив продукт?

- Это опять-таки зависит от юридической стороны. Здесь два направления возможного обмана: со стороны заказчика и со стороны блогера. У меня есть «черный список» блогеров, которые не размещали рекламу по договоренности, которые попадали под судебные разбирательства из-за невыполнения рекламных обязательств, либо делали рекламу некорректно – в Татарстане таких человека три есть. И есть сложности со стороны заказчиков. Но все мы стараемся переходить на предоплатную систему или на юридические согласования. Без договора ты в любом случае рискуешь. Поэтому обязательно должно быть утвержденное техническое задание. Иначе ничего нельзя требовать с блогера – он сделает так, как захочет.

Что внутри

- Каково соотношение в блогах рекламных и нерекламных материалов? Ведь если будет больше первых, то никто не будет все это читать, а если вторых, то блогер не заработает…

- По моей практике, минимальный порог – это один к десяти. То есть, один рекламный пост на девять нерекламных материалов. Средний и еще позволительный – один к шести. Но я сталкивался и с блогерами, которые не размещают ничего кроме рекламы, таких уже тяжело «блогерами» назвать. Тогда бюджет тратится на поддержку аккаунта, чтобы не падала его активность. Если говорить обо мне, то я часто просто рассказываю о людях, которые могут представлять определенную компанию или бренд. Получается непрямая реклама, которая тоже работает. В целом же, все зависит от продолжительности рекламных кампаний, когда ты должен что-то выкладывать каждую неделю в определенный период.

- По площадкам для постов – что сейчас популярно и где уже не стоит размещаться?

- Исторически лидером был ЖЖ, но он отмирает. Это связано с тем, что эта площадка не обновляется. Не стоит на нее идти начинающему блогеру. Инстаграм же, наоборот, набирает популярность и будет активно существовать еще как минимум года два, два с половиной. Твиттер, к сожалению, уже умер для многих сфер, даже многие новостные издания, особенно западные, перестали в нем публиковаться, хотя для России, для Запада по-прежнему в чем-то актуален. На пике сейчас Ютьюб - читаемость материалов падает, многие выросли аудиовизуалами, которым нужна картинка. Всегда будет популярен Фейсбук, но не так много лидеров мнений, которые могут развивать здесь свою страницу. Вконтакте нужен, прежде всего, для перехода трафика на какие-то сайты по ссылкам, а Одноклассники ориентированы на аудиторию 35+. Они удобны не как площадка для блогеров, а как площадка для размещения рекламы. Отдельно стоит Телеграм – довольно спорная площадка. Она не развивается сама по себе – либо за счет рекламы в других каналах, либо извне – ты должен попасть в какую-нибудь подборку, чтобы тебя начали читать. Чем хорош Телеграм – это самая активная по увеличению читателей площадка. В этом плане, если просматриваемость материалов блогеров на других площадках в пределах 30-50 процентов, то в Телеграм-каналах этот показатель от 65 процентов.

- Сейчас популярны фуд-обзоры. Как правильно их проводить?

- Информация в таких обзорах не имеет ценности при отсутствии контекста. Иначе получится просто «пришел-поел-написал». Поэтому лучшие обзоры по еде – это когда собираются несколько блогеров, зовут шеф-повара и делают подборку определенных блюд. И шеф рассказывает все об этих блюдах. В итоге, это, во-первых, плюс для самих блогеров – они начинают лучше разбираться в теме. Во-вторых, это дает возможность блогерам познакомиться друг с другом. В выгоде и клиент, который всех собрал – он получает лояльность. Но об этом мало кто думает. Сейчас, когда у всех несколько аккаунтов в соцсетях, нужно уметь делать качественный и оригинальный контент.

Региональный компонент

- Насколько сейчас реально жить только за счет блогерства?

- На данный момент очень тяжело. Если мы берем Москву, то тебе достаточно иметь в районе 35-50 тысяч подписчиков, чтобы жить в формате 120-140 тысяч в месяц. В Казани же пока нет таких людей, кроме, наверное, Нияза Аксанова, которые жили бы на блог. Это связано с тем, что некоторые моменты в Татарстане ломаются. В частности, бартер. Если тебе дают что-то новое или лимитированное, ты рад об этом сказать, потому что у тебя есть эксклюзивную вещь. Но если ты работаешь бартером за еду, то тратишь свое время, деньги на проезд и так далее. Это просто нецелесообразно.

- Все-таки сколько в Татарстане должно быть подписчиков, чтобы сделать блог единственным местом работы?

- Тут есть момент – сколько в Татарстане и в России. Статистика говорит, от 25 тысяч подписчиков. Но практика показывает, что для нормальной стабильной жизни их должно быть больше 40 тысяч. Если от ста тысяч, то можешь позволять себе путешествовать бесплатно на авиалиниях.

- Есть ли заказы из районов Татарстана?

- Пока практически нет. Они, в основном, поступают из тройки больших городов – Казань, Набережные Челны, Альметьевск. Иногда можно что-то увидеть с Нижнекамска. И все. Тут вопрос аудитории блогера. Если он работает локально, то из городов никогда не выйдет. Но при более качественном контенте может подняться на уровень всей республики и далее.

- В целом же, во сколько оценивается блог-рынок республики и страны?

- В Татарстане он сейчас добирается до миллионного оборота в месяц. Понятно, что в России это уже миллиардный рынок. В рублях, разумеется.

- В чем разница между Санкт-Петербургом/Москвой и Казанью?

- В первых двух городах у всех сторон, которые общаются при заказе обзоров, есть определенный гайд по работе и четкая концепция того, с чем работает блогер и с чем не работает. У всех есть два-три сценария развития, механика, которую можно предложить бренду. В Казани такого пока, к сожалению, нет.

- Что с пиар-специалистами – теми, с кем вы договариваетесь?

- Это тоже проблема. Наши пока так и не научились правильно общаться. Что самое интересное, больше всего таких неграмотных специалистов в татарстанских рекламных агентствах. Был случай, когда человек, не узнавая стоимость размещения, тебе в лоб кидает предложение раз в пять-семь ниже по цене и сразу выдвигает жесткие требования по размещению. Местный бизнес пока не успевает догнать по качеству общения блогеров, которые тянутся к столичному формату. Нужно и обучение блогеров, и обучение бизнеса работе с блогерами. Я довольно часто сталкивался с пиарщиками, которые могут нахамить, используют манеру общения «быдло-тоном». Но надеюсь, этого будет все меньше.

Автор - Ринат Бакиров.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий