Казань,21 Января, Воскресенье $ 56.59 € 69.40
Годовая подписка на журнал за 3600 руб
Оформить подписку

Бизнес-блог

Бизнес-блог
Фото: Максим Стяжкин

Все чаще основной бюджет рекламных кампаний уходит в соцсети. О том, как организована эта работа изнутри, нашему изданию рассказал координатор блог-проектов Максим Стяжкин

Кто такой блогер

- Давайте сразу к главному. Насколько развит сейчас блог-бизнес в России вообще и в Татарстане в частности?

- Вообще, в целом в республике это все в совершенно зачаточном состоянии. На это есть определенные причины с точки зрения бизнеса. Главное – это то, что у нас нет такого понятия, как фундаментальный бизнес, нацеленный на долгую жизнь. Потому что, например, в Татарстане больше пытаются сделать спринт-бизнес, где можно собрать побольше денег, все схлопнуть и начать такой же проект. Наверное, поэтому отчасти блог-бизнес не развит сильно и не на все сферы так хорошо работает.

- Кто такой блогер с точки зрения бизнеса?

- Вообще, блогер – это человек с определенной жизненной, социальной позицией, которую можно просмотреть в перспективе его действий в соцсетях. Но в Казани это не совсем так. Здесь блогеры – те, кто смог максимально быстро и не всегда «белыми» способами набрать себе аудиторию для размещения рекламы.

- В таком случае, какие сферы в Татарстане сейчас наиболее прибыльны для блогеров?

- Здесь это сфера мероприятий – можно прийти, сделать постотчет, чтобы читатели были в курсе городской жизни. Также популярны такие сегменты, как доставка продуктов – какие-то фитонаборы и прочее, а также одежда. Притом последнее актуально не для всех. Как вы понимаете, работа, например, с мужским бельем встречается намного реже, чем с женским. Кроме того, стоит выделить сопровождение брендов – сохранение определенного уровня лояльности. Не стоит забывать про IT и автосегмент, но для авто – это больше сопровождение бренда.

- То есть, в основном, это часть PR-акций?

- Не совсем. Если говорить о PR, то здесь множество составляющих. Например, SMM – это чисто маркетинг социальных медиа. Особняком стоят амбассадорство и лидеры мнений. Они готовы поддерживать крупные бренды, которые, в свою очередь, «растят» лояльных блогеров. Важно, какие цели есть у рекламной кампании. На это работают и мероприятия – хорошая кампания была у Кока-Колы и Альфа-банка во время Кубка конфедераций.

- Как организована работа блогера с точки зрения официального оформления – все ли регистрируются как ИП?

- Тут есть некоторые сложности. Обычно при выполнении конкретных заданий с заказчиком заключается договор подряда. Схема, при которой на словах все организуется – «Давай, ты выполни, а я тебе на карточку перекину» - не совсем чиста с юридической точки зрения. Вот для борьбы с этим и существуют рекламные агентства и координаторы, которые проводят всю документацию. В этом случае блогер заплатил налоги и ни о чем не думает. Если блогер напрямую работает с заказчиком, то тогда малому бизнесу все равно, с кем сотрудничать, а вот уже крупным организациям для отчетов необходимо оформленное юрлицо.

- Не случалось ли, что заказчики не платили, получив продукт?

- Это опять-таки зависит от юридической стороны. Здесь два направления возможного обмана: со стороны заказчика и со стороны блогера. У меня есть «черный список» блогеров, которые не размещали рекламу по договоренности, которые попадали под судебные разбирательства из-за невыполнения рекламных обязательств, либо делали рекламу некорректно – в Татарстане таких человека три есть. И есть сложности со стороны заказчиков. Но все мы стараемся переходить на предоплатную систему или на юридические согласования. Без договора ты в любом случае рискуешь. Поэтому обязательно должно быть утвержденное техническое задание. Иначе ничего нельзя требовать с блогера – он сделает так, как захочет.

Что внутри

- Каково соотношение в блогах рекламных и нерекламных материалов? Ведь если будет больше первых, то никто не будет все это читать, а если вторых, то блогер не заработает…

- По моей практике, минимальный порог – это один к десяти. То есть, один рекламный пост на девять нерекламных материалов. Средний и еще позволительный – один к шести. Но я сталкивался и с блогерами, которые не размещают ничего кроме рекламы, таких уже тяжело «блогерами» назвать. Тогда бюджет тратится на поддержку аккаунта, чтобы не падала его активность. Если говорить обо мне, то я часто просто рассказываю о людях, которые могут представлять определенную компанию или бренд. Получается непрямая реклама, которая тоже работает. В целом же, все зависит от продолжительности рекламных кампаний, когда ты должен что-то выкладывать каждую неделю в определенный период.

- По площадкам для постов – что сейчас популярно и где уже не стоит размещаться?

- Исторически лидером был ЖЖ, но он отмирает. Это связано с тем, что эта площадка не обновляется. Не стоит на нее идти начинающему блогеру. Инстаграм же, наоборот, набирает популярность и будет активно существовать еще как минимум года два, два с половиной. Твиттер, к сожалению, уже умер для многих сфер, даже многие новостные издания, особенно западные, перестали в нем публиковаться, хотя для России, для Запада по-прежнему в чем-то актуален. На пике сейчас Ютьюб - читаемость материалов падает, многие выросли аудиовизуалами, которым нужна картинка. Всегда будет популярен Фейсбук, но не так много лидеров мнений, которые могут развивать здесь свою страницу. Вконтакте нужен, прежде всего, для перехода трафика на какие-то сайты по ссылкам, а Одноклассники ориентированы на аудиторию 35+. Они удобны не как площадка для блогеров, а как площадка для размещения рекламы. Отдельно стоит Телеграм – довольно спорная площадка. Она не развивается сама по себе – либо за счет рекламы в других каналах, либо извне – ты должен попасть в какую-нибудь подборку, чтобы тебя начали читать. Чем хорош Телеграм – это самая активная по увеличению читателей площадка. В этом плане, если просматриваемость материалов блогеров на других площадках в пределах 30-50 процентов, то в Телеграм-каналах этот показатель от 65 процентов.

- Сейчас популярны фуд-обзоры. Как правильно их проводить?

- Информация в таких обзорах не имеет ценности при отсутствии контекста. Иначе получится просто «пришел-поел-написал». Поэтому лучшие обзоры по еде – это когда собираются несколько блогеров, зовут шеф-повара и делают подборку определенных блюд. И шеф рассказывает все об этих блюдах. В итоге, это, во-первых, плюс для самих блогеров – они начинают лучше разбираться в теме. Во-вторых, это дает возможность блогерам познакомиться друг с другом. В выгоде и клиент, который всех собрал – он получает лояльность. Но об этом мало кто думает. Сейчас, когда у всех несколько аккаунтов в соцсетях, нужно уметь делать качественный и оригинальный контент.

Региональный компонент

- Насколько сейчас реально жить только за счет блогерства?

- На данный момент очень тяжело. Если мы берем Москву, то тебе достаточно иметь в районе 35-50 тысяч подписчиков, чтобы жить в формате 120-140 тысяч в месяц. В Казани же пока нет таких людей, кроме, наверное, Нияза Аксанова, которые жили бы на блог. Это связано с тем, что некоторые моменты в Татарстане ломаются. В частности, бартер. Если тебе дают что-то новое или лимитированное, ты рад об этом сказать, потому что у тебя есть эксклюзивную вещь. Но если ты работаешь бартером за еду, то тратишь свое время, деньги на проезд и так далее. Это просто нецелесообразно.

- Все-таки сколько в Татарстане должно быть подписчиков, чтобы сделать блог единственным местом работы?

- Тут есть момент – сколько в Татарстане и в России. Статистика говорит, от 25 тысяч подписчиков. Но практика показывает, что для нормальной стабильной жизни их должно быть больше 40 тысяч. Если от ста тысяч, то можешь позволять себе путешествовать бесплатно на авиалиниях.

- Есть ли заказы из районов Татарстана?

- Пока практически нет. Они, в основном, поступают из тройки больших городов – Казань, Набережные Челны, Альметьевск. Иногда можно что-то увидеть с Нижнекамска. И все. Тут вопрос аудитории блогера. Если он работает локально, то из городов никогда не выйдет. Но при более качественном контенте может подняться на уровень всей республики и далее.

- В целом же, во сколько оценивается блог-рынок республики и страны?

- В Татарстане он сейчас добирается до миллионного оборота в месяц. Понятно, что в России это уже миллиардный рынок. В рублях, разумеется.

- В чем разница между Санкт-Петербургом/Москвой и Казанью?

- В первых двух городах у всех сторон, которые общаются при заказе обзоров, есть определенный гайд по работе и четкая концепция того, с чем работает блогер и с чем не работает. У всех есть два-три сценария развития, механика, которую можно предложить бренду. В Казани такого пока, к сожалению, нет.

- Что с пиар-специалистами – теми, с кем вы договариваетесь?

- Это тоже проблема. Наши пока так и не научились правильно общаться. Что самое интересное, больше всего таких неграмотных специалистов в татарстанских рекламных агентствах. Был случай, когда человек, не узнавая стоимость размещения, тебе в лоб кидает предложение раз в пять-семь ниже по цене и сразу выдвигает жесткие требования по размещению. Местный бизнес пока не успевает догнать по качеству общения блогеров, которые тянутся к столичному формату. Нужно и обучение блогеров, и обучение бизнеса работе с блогерами. Я довольно часто сталкивался с пиарщиками, которые могут нахамить, используют манеру общения «быдло-тоном». Но надеюсь, этого будет все меньше.

Автор - Ринат Бакиров.

Подписывайтесь на наш Telegrambot @expertrtbot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
Подписаться Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
18:00 - Министр сельского хозяйства: 81 племенное хозяйство работает в Татарстане 13:00 - В течение минувшего года в Татарстане возведено 183,7 тыс. квадратных метров жилья 11:00 - Камский детский медицинский центр вошел в число победителей программы «Лучшие товары и услуги РТ» 19 Января - За неделю в Казани детей называли Тейя, Айнель, Иления, Адам, Даян, Катарина, Ролан, Оскар 19 Января - Вместо Рафиса Бурганова в Госсовет вошла Елена Минакова 19 Января - Инфляция в России по прогнозам ЦБ в I квартале составит 2,5% 19 Января - Казань примет в феврале командный европейский чемпионат по бадминтону 19 Января - В Казани пройдет поэтическая встреча с Дмитрием Кравченко 19 Января - В Казанской ратуши сегодня назовут победителей программы «100 лучших товаров России» 19 Января - Президент Татарстана поручил министерству образования разобраться с абонентской платой в детсадах 19 Января - Аэропорт Казани в прошлом году обслужил рекордное количество пассажиров 19 Января - Соглашение о минимальной зарплате для работников внебюджетного сектора подписано в Татарстане 19 Января - Рустам Минниханов: Татарстан намерен расширять границы сотрудничества с Казахстаном 18 Января - 19 января по Татарстану ожидаются слабый снег и около 20 градусов мороза 18 Января - В июне будет запущен авиарейс Казань-Батуми 18 Января - Челнам на ремонт дорог будет выделено почти 2,3 млрд рублей 18 Января - В Татарстане открыта третья ледовая переправа 18 Января - За год в Татарстане произошло 46 тыс. преступлений, почти 2,6 тыс - экономические 18 Января - В Челнах в Крещение будет оборудовано 4 места 18 Января - На сайте ПФР можно подать заявление на получение материнского капитала
Все события

Мероприятия

Все мероприятия

Корпоративные Блоги

Все блоги

Опрос

Как Вы считаете, станет ли Казань местом проведения юношеских Олимпийских игр в 2023 году?

Экономика и финансы

  1. Банковский год
    Банковская система – кровеносная система экономики. Поэтому и говорить о том, что происходит и будет происходить с банками, невозможно без понимания того, что происходит с экономикой страны в целом
  2. Россияне на покупку кроссоверов и внедорожников потратили 816,6 млрд рублей
    С января по октябрь 2017 года россияне приобрели внедорожников и кроссоверов на общую сумму в 816,6 млрд рублей. При этом выручка автомобильных дилеров составила порядка 96,2 млрд рублей, согласно дан
  3. Курс биткоина превысил 500 тысяч рублей
    В субботу курс биткоина достиг исторического максимума составив $8,658 тысяч.
Подписаться

Топ

  1. Министр сельского хозяйства: 81 племенное хозяйство работает в Татарстане
    В Татарстане на сегодняшний день насчитывается 81 племенное хозяйство. В это число входит 19 племенн...
  2. В течение минувшего года в Татарстане возведено 183,7 тыс. квадратных метров жилья
    В Татарстане за минувший год введено 102% по сравнению с предыдущим периодом. Это составляет 183,7 т...
  3. Камский детский медицинский центр вошел в число победителей программы «Лучшие товары и услуги РТ»
    В число победителей конкурсов «Лучшие товары и услуги Республики Татарстан» и «100 лучших товаров Р...
  4. За неделю в Казани детей называли Тейя, Айнель, Иления, Адам, Даян, Катарина, Ролан, Оскар
    531 ребенок родился за минувшую неделю в Казани, их них 283 мальчиков и 248 девочек....
  5. Вместо Рафиса Бурганова в Госсовет вошла Елена Минакова
    Депутатское удостоверение новому депутату Госсовета Татарстана вручил его Председатель Фарид Мухамет...

Афиша

Все события

Интервью

Будущее за окном

Будущее за окном

Интернет вещей, как и блокчейн, станет массовым явлением в ближайшие годы. Конкуренцию в бизнесе выдержат те компании, которые успеют перестроиться и вовремя внедрить новые технологии

Куда предпринимателю податься?

Куда предпринимателю податься?

Бизнес в России по-прежнему заявляет о недостатках отечественного законодательства, но для изменения ситуации от государства требуется не так много