Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Покровитель Мельпомены

Покровитель Мельпомены
Фото: Пресс-служба театра им. К.тинчурина

Всякое творчество перед тем, как воспарить к вершинам духа, должно ощутить под ногами твердую материальную основу

Расхожая фраза о том, что театр начинается с вешалки, немного устарела. Отнюдь не только с вешалки. Еще - с удобной стоянки, уютного буфета и многих других вещей, которые на первый взгляд кажутся мелочами. Однако именно эти мелочи создают неповторимую атмосферу настоящего театра. Еще современный театр не построишь на чистой идее - нужны костюмы, декорации, хорошая сцена… Как это ни банально звучит, театру нужны деньги, они обеспечивают соответствующую материальную базу. И вот тогда на прочном фундаменте возможен праздник для истинных театралов.

О том, как нужно поддерживать необходимый уровень материального обеспечения, «ЭТ» побеседовал с директором ГБУ «Татарский государственный театр драмы и комедии имени Карима Тинчурина» Фанисом Мусагитовым.

- Фанис Наилович, почему театр? Как вы здесь очутились при вашем многогранном управленческом опыте?

- Знаете, я с детства люблю театр. Буквально с шести лет на сцене – играл в школьных спектаклях. Ставили мы тогда сами, сами придумывали декорации. Каждый день что-то делали. После армии я, уже учась в институте, ходил заниматься в народный театр, который базировался тогда в ДК Химиков. В общем, это тот случай, когда профессия и увлечение сошлись в одной точке.

Я работаю с этой сфере с 2001 года. В июле того года пришел руководить татарским ТЮЗом, а ровно через год перешел сюда. В начале моей деятельности столкнулся с тем, что в театре очень мало живых наличных денег. Поэтому, прежде всего, приходилось работать финансистом. Ведь помимо педагогического образования я имею еще два – по финансам и менеджменту.

Как-то увидел в бухгалтерии татарского ТЮЗа векселя так и не построенной ТатАЭС. Понятно, что тогда они практически ничего не стоили. Но благодаря старым связям мне удалось превратить эти обесцененные векселя в две «Газели», «Волгу» и «буханку» из Ульяновска. Это было совсем не плохое подспорье по тем временам.

- Какие вопросы приходится решать директору театра каждый день?

- Самые разнообразные. В основном, конечно, хозяйственные. Театр – это не только представления, это и здание, которое нужно содержать. А денег, как известно, всегда мало. Приходится применять смекалку.

До второго обхода нашего театра Рустамом Миннихановым (он тогда был премьер-министром) мы с ребятами разобрали доски в полу. Чтобы показать ему наши этажные перекрытия – бревна 1850 года! Хорошо, что у Рустама Нургалиевича глаз на такие вещи наметан. Теперь у нас железобетонные перекрытия. Вообще, у здания нашего длинная история, театр здесь появился еще в 1913 году…

В 2006 году у нас тоже был памятный случай – в фойе убрали одну доску… и рухнул потолок. Понятно, что в таких условиях любому театру трудно существовать. Сейчас у нас все отреставрировано, вплоть до ручек дверей. «Татнефть» подарила нам три грузовика дорогих люстр из Чехии. В мае 2010 года открылись после реконструкции гримерки.

В том же году своим приказом мэр Казани Ильсур Метшин передал нам два ветхих дома, находящихся поблизости. Пришлось их разобрать, зато сейчас на их месте удобная стоянка для сотрудников театра и посетителей. Она приносит пусть небольшой, но доход. Оставить машину на вечер (например, на время спектакля) стоит 50 рублей. Надо учитывать, что поблизости нет аналогичных стоянок, да еще и охраняемых. Посетители оперного театра тоже иногда оставляют у нас свои автомобили.

В 2011 году мы написали письмо Минниханову по поводу отопления. Дом ведь старый, и его система отопления оставляла желать много лучшего. И Рустам Нургалиевич опять нам помог – дал поручение ГИСУ. Теперь у нас есть новая котельная.

Вот такие вопросы и приходиться решать в ежедневном режиме.

- А в чем заключаются особенности руководства таким объектом как театр?

- Главная особенность – творческая атмосфера. Ведь артисты и режиссеры - как дети. Приходится вникать в каждую проблему и, разумеется, решать ее. В театре работать с коллективом в целом не получится, надо работать с каждым индивидуально. Тут ведь не завод. У нас в театре работают 60 артистов и еще 60 человек обслуживающего персонала. Главный принцип взаимодействия с творческим человеком – в первую очередь с ним надо разговаривать именно как с человеком с его плюсами, минусами и душевными терзаниями, а только потом – как с профессионалом.

А вообще, я часто вспоминаю высказывание Наполеона: «Чем управлять театром, я лучше буду управлять страной». Творческого коллектива не бывает без внутренних противоречий. Но я не жалуюсь, наоборот, получаю удовольствие.

- Есть ли у Тинчуринского театра помимо основной деятельности какие-нибудь параллельные проекты?

- Сегодня театр должен искать новые формы не только в подаче материала, но и в зарабатывании на хлеб насущный. Одними только спектаклями население в театр привлечь нельзя. Наш рекламный отдел без дела не сидит. Он проводит адресную работу с различными организациями, активен в соцсетях.

В рамках театра уже три года регулярно проходят квесты. Их продолжительность примерно полтора часа. Всегда поздно вечером – после окончания вечерних спектаклей. За это время участники могут попробовать себя в роли режиссера, актера, костюмера, гримера…

Также мы организуем экскурсии по театру. Зрители могут побывать за кулисами, узнать, как создается спектакль. Проводим знакомство с отдельными цехами. Эти проекты пользуются популярностью.

За отдельную плату у нас можно после спектакля получить магнит со своей фотографией. Да мало ли что еще…

29 ноября мы провели конкурс детского творчества, посвященный Кариму Тинчурину. Победившие в каждой номинации дети получили статуэтку «Хрустальный Карим». Надо сказать, что этот конкурс уже стал традиционным. Мы привозим на него детишек из Набережных Челнов и Буинска. Участников очень много. Это ведь тоже определенный маркетинговый ход. Таким образом, мы готовим себе будущую публику.

Театр активно занимается благотворительностью. В 2015 году мы были удостоены звания «Благотворитель года».

И это все дополнения к главной деятельности. Вы знаете, что мы – самый гастролирующий театр в Казани? За год мы играем около 90 спектаклей в других городах. Это не считая 360 спектаклей, которые мы показываем в родных стенах.

- И каких результатов вам удалось добиться с помощью этой маркетинговой политики?

- Средняя наполняемость наших спектаклей – 73 процента. А если учитывать льготников, то все 100. Я считаю, что это совсем не плохие показатели.

В Казани всего за один день (а для будней это, как правило, вечер) проходит около 14 мероприятий на татарском языке. И когда среди 14 выбирают нас, то мне кажется, это успех.

- Директор театра должен вмешиваться в творческий процесс?

- Я не считаю себя большим специалистом в хореографии или в литературе, например. Я менеджер, моя задача – продвинуть конкретный проект и создать условия для выпуска спектакля. Мое мнение: каждый должен заниматься своим делом.

Но при этом, нужно помнить, что без спроса не будет кассы. А, следовательно, театр будет ограничен в средствах. От этого никому лучше не будет.

Как зритель, я могу высказать свое мнение. Мы должны идти на два шага впереди зрителя, и для этого спектакли должны быть актуальны. Вот у нас в театре, например, сейчас начался разворот в сторону музыкальных спектаклей, хотя оперы, конечно, не ставим. Спрос очевидно есть – потребности зрителей в этой сфере полностью не удовлетворены. Сколько ребят заканчивают консерваторию и не знают, куда трудоустроиться! Сколько хороших композиторов готовы создавать новые произведения, но не хотят писать «в стол»! А будет спрос - появится конкуренция среди авторов и, значит, будут новые шедевры.

Понимаете, есть «я хочу», а есть «я могу». И эти стороны не всегда совпадают. Поэтому какой-то контроль за творческим процессом должен быть, причем с оглядкой на кассу. Касса ведь – это лакмусовая бумажка для определения уровня спектакля. Иначе получается, что мы тут, пусть неумышленно, но расхищаем бюджетные средства. А кому не нравится контроль – добро пожаловать в частные театры. Недостатка в них в Казани на сегодня нет.

На сегодня мы отрабатываем половину бюджетных средств, вложенных в театр, тогда как некоторые театральные коллективы - только пятую часть. Раньше такие показатели, как у нас сейчас, были только у цирка.

Сегодня на законодательном уровне не прописана ответственность постановочной группы за выпускаемый продукт. Полномочия у нее большие, а ответственности нет! Впрочем, это вечный вопрос. У меня есть свое видение решения данной проблемы. Выход простой: надо, чтобы размер гонорара постановочной группы зависел от посещаемости спектакля. Но, увы, пока ситуация обратная.

- Какие личные качества помогают вам в работе?

- В первую очередь, это терпение. Как говорится, терпение и труд все перетрут. Разумеется, мне помогает жажда новых знаний. Человек, особенно связанный с творчеством, не должен останавливаться в своем развитии. Ну, и у меня есть надежный тыл – любящая семья.

Очень помогает боевой настрой. Впереди – много планов. Работать еще и работать!

 

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий