Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

«Выскочить за рамки имеет право только художник»

«Выскочить за рамки имеет право только художник»
Фото: из архива И. Хасанова

Идя на интервью с художником Ильгизаром Хасановым, я думал о подведении культурных итогов года. Но Ильгизар в полном соответствии с приведенными выше его словами мои планы обрушил - вместо разговора по существу получился разговор по душам

К этому располагала и обстановка в мастерской художника. Небольшая комната, сплошь заставленная артефактами советской эпохи. Одни предметы просто лежат, другие уже включены фантазией художника в замысловатые арт-объекты. Здесь и каракулевая шапка-ушанка, одетая на голову жутковатого персонажа из папье-маше – то ли ребенка, то ли взрослого с шашкой в руке. И согнутая в колене нога в штанине и ботинке периода хрущевской «оттепели». И вырезанная из фанеры лошадка с нарисованной детской рукой агрессивной мордой… Всего не перечислишь. Сразу понимаешь, что современное искусство сложнее и многограннее просто искусства, трафаретные образцы которого в изобилии предлагаются казанскими арт-салонами. О специфике и условиях существования современного искусства в основном и шла речь во время нашего с Ильгизаром Хасановым разговора.

«Женское» и «Мужское»

– Ильгизар, чем уходящий год был знаменателен для вас?

– Год был насыщенным на события. Начать с того, что в феврале-марте в «Смене» у меня проходила выставка «Женское». Это большой проект, объединяющий живопись, скульптуру, инсталляцию, фотографию. Все сделано мной и во всем присутствует тема женщины. Там и женские достижения, – балет, полет Терешковой в космос – и мода, и какие-то бытовые вещи… И все это привязано к 60-м, которые я очень хорошо помню, потому что это время моих родителей и моего детства.

Теперь я работаю над продолжением этого проекта, выставками «Мужское» (логично, да?) и «Красное». Для третьей части я вот уже десять лет собираю красные предметы советского периода – игрушки, одежду, аксессуары… С их помощью я расскажу историю условных мальчика и девочки, а красное будет висеть в воздухе как купол.

– Красный интересен вам потому что он был идеологическим цветом в СССР?

– И поэтому тоже. Я в этой атмосфере вырос. Вокруг было много игрушек и вещей красного цвета, начиная от шапки Деда Мороза и заканчивая государственным флагом. Следующее поколение на это будет смотреть как на некую экзотику, а я жил в это время, был им оформлен. Еще красное является синонимом красивого.

– Как чувствует себя «Смена»? В прошлом году, когда мы с вами общались, вы сомневались в том, что центр удастся сохранить…

– Это перманентное состояние продолжается три года. Все держится на энтузиазме 7-10 человек. Беда в том, что энтузиазм - штука не вечная. Но пока «Смена» растет и развивается. На первом этаже, где раньше была автомойка, сейчас книжный магазин и есть свободное пространство, в котором планируется открыть бар. Не ресторан ушлый, а заведение с адекватной «Смене» культурной начинкой – привозом музыкантов и прочее. Добавьте сюда лекторий, выставочное пространство, издательство, кинотеатр… В центре Казани сложился полноценный культурный кластер.

Сильно выручают наши партнеры. Например, московская галерея «Триумф». Она экспонировала у нас Павла Отдельнова, работающего в жанре индустриального пейзажа. Еще были выставки некрореалиста Евгения Юфита, ныне покойного, Саши Паперно. Это все первоклассные художники, известные далеко за пределами России.  На днях мой сын Роберт, он руководит «Сменой», приехал из Швейцарии. Его приглашал местный совет по культуре «Про Гельвеция». До этого он был в Дюссельдорфе, в Институте имени Гете. Итогом этих визитов должны стать совместные культурные проекты. То есть, «Смена» получает международное признание.

 

Вандальный инцидент

– Упомянутые вами организации спонсировали проекты русского тюза и творческой лаборатории «Угол»…

– Они так проводят экспансию своего искусства. Причем, современного. Весь ряд – от контемпорари балета до контемпорари арта. Главное условие, чтобы ваш проект продвигал их авторов и коллективы. В России более консервативная система, стержнем которой является Минкульт. У него хватает ресурсов на продвижение каких-нибудь кокошников, а вот на современное искусство – увы. Правда, сейчас придумали Росизо, все ГЦСИ под него поставили, но страна огромная, поэтому при таком подходе опять будут ездить какие-то московские люди, одни и те же. Я сколько раз за границей выставлялся, всегда за свой счет.

За продвижение современного искусства за Западе отвечают неправительственные фонды. А государство путем налоговых и прочих преференций мотивирует бизнес вкладываться в них. В нашей стране подобного рода институции находятся в зачаточном состоянии. По Татарстану я могу назвать только фонд «Живой город». Он финансирует «Угол», при его поддержке 13-14 августа в Казани прошли «Дни уличных искусств».

– У вас там был какой-то проект?

– Целых два. В саду «Эрмитаж» у меня был проект, связанный с Велимиром Хлебниковым. У него есть поэма «Зангези», территориально написанная в Казани. Поэт слушал беседы птиц и переносил их на бумагу. Я эти тексты взял, выпилил из фанеры буквы, покрасил их и закрепил на растяжках на высоте четырех метров. Ты по парку идешь и везде видишь тексты Хлебникова. Я таким образом вернул их туда, где они были услышаны, то есть в кроны деревьев – там же птицы чирикают. Самое интересное, что накануне открытия фестиваля вандалы все это погромили. Для меня это был шок… Мы, не только «Смена», но и вот этот фонд, мэрия, правительство, продвигаем культуру, но никто не знает, как быть с другой стороной – с вандализмом, который присутствует в Казани. Когда-то были группировщики, гопота, теперь культурные вандалы. Гопота, может быть, даже и не заметила бы, а эти нацелены на то, чтобы покрушить.

– Что собой представлял второй проект?

– В фуксовском садике я поставил лавку, посвященную Горькому. Примерно на такой и в этом самом месте молодой Пешков пробовал застрелиться. И я вывел метафору, она слегка циничная, что он застрелился как читатель, но родился как писатель. Смысл метафоры не все поняли, а он простой: ребята, не надо так легко с жизнью обращаться. Мы не знаем, кем мы будем завтра, что нас в будущем ждет. В лавку я врезал револьвер, дальше траектория, желобок и книга «Мои университеты» с портретом писателя. Его в ту ночь спас сторож, охранявший расположенный неподалеку монастырь. Горький выздоровел и сразу же уехал в Нижний, где стал очень крутым беллетристом. Это не значит, что из-за выстрела, но этот поступок его потряс. Он, кстати, потом не любил об этом случае вспоминать.

Притормозим!

Вы интересуетесь советским периодом. Общество – тоже. На ваш взгляд, это движение снизу или результат государственной политики в сфере идеологии?

– По себе я думаю так: это нормальное движение снизу. Через отдельные свои яркие особи, просматривая выставки, театральные постановки, люди вспоминают молодость. Так человек устроен. В старости мы стараемся вернуться в то время, когда мы были в силе – это наше детство, молодость. А государство просто хочет этим воспользоваться. Я хотя и много рефлексирую о советском времени, не идеализирую его. Мне как художнику тогда было очень грустно. Так сильно в советское время попирался здравый смысл… Он везде и всегда, конечно, попирается, но важна степень. Раньше вообще ничего нельзя было делать вне идеологии. Вернее, делать-то ты мог, но только в стол без права показа.

– А если бы вам предложили создать обобщенную картину сегодняшнего дня, какие бы предметы вы использовали?

– Наверное, каких-нибудь игрушечных солдатиков. Слишком много в нашей жизни вдруг стало войны. Она стала темой, от которой невозможно отмахнуться, выключив телевизор. Война уже задела сознание людей.

– На примере кино, телевидения видно, что цензура или, если хотите, табуированность возвращается. В живописи это наблюдается?

– И в искусстве пытаются… Это как тренд, как мода. В прежнем виде и надолго, конечно, не вернется, но на какое-то время - да. Те, кто бил мои или, точнее, хлебниковские буквы в «Эрмитаже», они ведь тоже своего рода цензура. В цивилизованном обществе вердикт по поводу того, что хорошо, а что плохо в искусстве выносит экспертное сообщество, а здесь эту роль на себя взяли вандалы. Потом они кого-нибудь краской обольют или меня темным вечером на улице встретят… Мы о чем говорим? О процветании, развитии нашего общества или о деградации? В любом обществе есть вандалы, их не искоренить. Важно, под каким контролем они существуют. У нас они сегодня, к сожалению, подменили собой экспертное сообщество, и создается впечатление, что это результат попустительства государства. Воспользоваться этим нельзя, потому что это ведет к тотальному разрушению. Когда уроду говоришь, что он крутой, он окончательно сходит с катушек. У него же тормозов нет.

– Есть мнение, что тормозов нет и у некоторых художников…

– Культура существует для того чтобы человек оставался в рамках человека. Понимая, что в рамках-то комфортнее и правильнее – и по закону, и по морали. Выскочить за рамки имеет право только художник. Он исследует общество, задевает его болевые точки. Очень часто под удар художников попадает церковь. Не вера как таковая, а церковь. Это не означает, что художник глумится над чувствами верующих, нет, он указывает на недостатки. Когда он что-нибудь такое эпатажное и скандальное делает – это не столько вызов, сколько проверка на вшивость. Художника бояться не надо, он не потянет за собой хулиганов. А если на вандалов опереться, они потянут за собой других вандалов.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий