Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

"Екатерина II смело копипастила французских философов"

Фото: https://yandex.ru

Недавнее назначение федеральным министром образования женщины-историка и День учителя, который страна отметила 5 октября – хороший повод поговорить с компетентным человеком о преподавании истории в школе. На фоне слухов о введении обязательного ЕГЭ по данному предмету это будет полезно и старшеклассникам, и их родителям

В роли компетентного человека «ЭТ» попросил выступить главного редактора журнала «Преподавание истории в школе» (Москва), одного из авторов монографии «Школьный учебник истории и государственная политика» Энвера Абдуллаева. За внешностью сурового пединститутского препода, оказалось, скрывается человек, знающий современных учащихся и умеющий найти к ним подход.

1vl9xQdXYZg.jpg

Ничего нового

– Энвер Нажмутдинович, единый учебник истории появился, но в трех версиях. Чем они отличаются друг от друга в плане содержания, принципов построения материала?

– Принципиальных отличий между линейками, увы, нет. Практически все авторы и издательства исходят из классического принципа, состоящего в том, что «учебник – это, прежде всего, выверенный текст для заучивания». Попытки реализации заданных ФГОСами нового поколения принципов обучения – системно-деятельностного, проблемного подхода – зачастую носят откровенно формальный характер. Так что заявление нового министра образования о подготовке учебников нового поколения, мягко говоря, не соответствуют действительности. Эти учебники - просто заново переписанные.

– В чем идеологическое своеобразие новых учебников? Есть ли в них положения, вызывающие споры среди историков?

– Про идеологию – странный вопрос. Насколько я помню, запрет на государственную идеологию у нас зафиксирован в Конституции. Учебники издает государство – какая уж тут идеология? Положений же, вызывающих споры, – масса. Событийно они связаны с гражданской войной, распадом СССР, ценой победы в Великой Отечественной, сталинским периодом. Все эти вопросы, надо отдать должное авторам учебников, излагаются довольно нейтрально, «sine ira et studio», так сказать. Сейчас ряд издательств и мы в своем журнале активно печатаем материалы по опубликованному перечню трудных вопросов в изучении отечественной истории.

– Вообще, на ваш взгляд, в учебнике истории должна прослеживаться четкая идеологическая линия? Уместна ли она в потребительском обществе?

– Про идеологию я высказался выше. В учебнике должно, на мой взгляд, должно быть соблюдено как минимум два принципа: максимально объективное освещение картины прошлого и предоставление учащимся возможности работать с этим учебником, а не только, позевывая, читать его. Будучи соавтором нескольких учебников, я сформулировал для себя требования, которым должен соответствовать учебник нового поколения. Причем у нас есть реальный вариант, где все эти принципы реализовываются.

О вавилонянах и грибах

– И что же это за принципы?

– Назову их один за другим. Принцип интереса и пользы. Учебник должен быть интересным и полезным – и для учителей, и для учеников, и даже для родителей. Как своего рода путеводитель по прошлому. В идеале, должно возникнуть желание стащить такой учебник из школьной библиотеки и оставить его себе. Принцип краткости текста. Авторский текст – примерно четверть общего объема учебника. Остальное – задания, ссылки, источники, историография, иллюстрации, схемы, графики и прочее. Иллюстраций – много, в том числе на целые развороты!

Принцип изложения материала - от общего к частному. Авторский текст в размере стандартного параграфа позволяет бросить взгляд «с высоты птичьего полета» на большой период истории (например, на всю Древнюю Русь) и сформулировать общие проблемы данного периода. Он же содержит минимум знаний для запоминания и проверки, но одновременно это и план дальнейшей работы (прямая аналогия – план незнакомого города с кратким рассказом о нем и объектами, которые желательно посетить). Дальше с опорой на обобщающий текст и в связи с ним изучаются частные вопросы.

Принцип вариативности материала для учителя. По каждой теме – набор обеспеченных сценариев уроков, как минимум вдвое превышающих число часов для изучения темы. Уроки самые разные – от развивающих с постановкой учебной задачи до дискуссий, практических занятий, экскурсий, конференций, краеведческих изысканий, театральных постановок… Но везде – деятельность учащихся на первом плане, учитель выступает как организатор, эксперт и консультант. Для каждого урока – четкие рекомендации по сценарию и обеспечение учеников необходимыми материалами или ссылками на них. То есть, если это, например, практическое занятие с источниками – подобранные фрагменты первоисточников. Я вас не утомил?

– Нет, продолжайте. Логично сейчас услышать от вас о принципе вариативности материала для ученика…

– Именно! Дадим ему возможность выбирать, в каких занятиях и проектах принимать активное участие, а в каких - нет. Учебник должен предлагать для разработки сюжеты, ориентированные на разные группы учеников. То есть, если ребенок интересуется математикой, то может на уроке по истории Древней Руси рассказать о вавилонах, а если наркотиками – то о грибах. Надеюсь, все понимают, что последнее утверждение носит шуточный характер, но так данный тезис лучше запомнится!

Принцип накопительной системы оценивания. Каждый вид деятельности оценивается в баллах (например, подготовка сообщения и выступление – до 20 баллов, участие в дискуссии – 5 баллов и так далее). Баллы прописаны в учебнике, чтобы снизить возможности для учительского произвола. Ученик должен иметь возможность сам выстраивать свою стратегию и набрать нужную сумму баллов, выбирая интересные ему сюжеты и виды деятельности. По окончании изучения темы баллы переводятся в школьные оценки.

Принцип открытости. Учебник должен содержать огромное количество ссылок и тэгов на книги, сайты и все возможные ресурсы. И чтобы все ссылки реально работали! Только тогда учебник будет действительным навигатором в современном информационном море. Особое внимание – научно-популярной и художественной литературе, а также фильмам. По каждой теме должна даваться развернутая подборка книг и фильмов. Отсюда логично будет проводить уроки, посвященные экспертизе художественных произведений и фильмов на предмет их исторической достоверности.

Принцип проблемности и связь с современностью. Не обходить острые проблемы, а обязательно уделять им внимание, показывая наличие разных точек зрения и аргументов. Например, по Древней Руси – проблема древнерусского наследия как спорная в отношениях русских и украинцев. «Единственно верных» точек зрения не давать, учить грамотной дискуссии с выстраиванием аргументации. Язык также должен быть современным. Так, фраза «Екатерина II смело копипастила французских философов» имеет право на включение в текст учебника.

Готовность не номер один

– Учитель в рамках действующего законодательства имеет право на самостоятельную интерпретацию отдельных положений учебника? Если да, каковы границы этой свободы?

– Я на своих уроках говорю ученикам все, что считаю нужным. Если в учебнике тиражируется миф или откровенная лажа, я ученикам так и говорю. За свою 25-летнюю практику преподавания, а начинал я в советской школе, ни разу не сталкивался с ограничениями. Так и должно быть. Учитель не только имеет право, он обязан интерпретировать учебник. Иначе он не учитель. Формально законодательством это не запрещается, но я частенько сталкиваюсь, когда путешествую по стране, с тем, что чиновники управления образованием на местах перестраховываются и, стараясь быть «святее папы римского», ограничивают деятельность учителя всевозможными запретами и инструкциями.

– Готовы ли учителя и старшеклассники к введению истории в качестве обязательного предмета ЕГЭ?

– Конечно, не готовы. Но дело не в этом. Введение обязательного ЕГЭ по истории приведет к обвалу уровня проверки и, соответственно, подготовки. Чиновникам легче упростить до идиотизма задания, чем долго и трудно налаживать учебный процесс. Прецеденты были. Я – против введения обязательного ЕГЭ по истории.

– Вы что-нибудь знаете о планах введения этапа говорения на ЕГЭ по истории?

Слухи ходят, предлагаются различные фантастические варианты, но пока ничего конкретного, годного для предметного и профессионального обсуждения, на официальном уровне на этот счет сказано не было. Дело ведь не в том, в какой форме будут проверять знания, а в том, как при этой форме их объективно оценить. Восстановление устного экзамена, если это будет в том формате, который был до ЕГЭ, приведет к резкому росту коррупции и субъективизма при контроле знаний.

Пед-шоу

– От учителей требуют распространения педагогического опыта через публикацию статей в профильных СМИ. Как вы оцениваете уровень поступающих к вам на почту материалов?

– Учитель, прежде всего, должен уметь хорошо провести урок. А распространять свой опыт или оставить его при себе – это его личное дело, требовать и принуждать к этому человека нельзя. Я знаю людей, которые, являясь замечательными учителями, с огромным трудом переносят свой опыт на бумагу. И знаю писучих, но абсолютно пустых и фальшивых педагогов. Обмен опытом можно и нужно устраивать, но бонусы за активное участие или взыскания за неучастие раздавать глупо и бессмысленно. Как в свое время писал Чехов несколько по другому поводу: «Можешь не писать – не пиши…» В какой-то степени это и здесь работает.

– Есть конкурс «Учитель года», с финалистами которого каждый год встречается президент. Как вы оцениваете актуальность критериев оценивания конкурсантов и их профессиональный уровень?

– На мой взгляд, это шоу, которое, в общем-то, неизвестно зачем проводится. Есть мнение, что чиновники-устроители таким образом рекрутируют себе пополнение. С реальными профессиональными проблемами, с которыми сталкивается массовый учитель в повседневной работе, это шоу не имеет ничего общего. Показательно, что когда я общался с конкурсантами у нас в Москве, задавал им вопросы на профессиональные темы, то ответы получал крайне невнятные или не получал никаких. А потом устроители шоу вовсе запретили конкурсантам контактировать и давать интервью. Что есть этот конкурс? Лучшего учителя, по свидетельству самих организаторов, он не выявляет. Как система повышения квалификации учителей он тоже не работает – формат и масштаб не тот. Конкурс бесполезен массовому учителю и выгоден лишь организующим его чиновникам для отчетов. И небольшой креативной тусовке из участников. Для этих талантливых ребят - это один из способов обратить на себя внимание и сделать карьеру, осуждать их за это я не могу. Конкурс пусть, конечно, будет, но не нужно переоценивать его значимость. Судить по нему об уровне и состоянии нашей школы нельзя.

Мужчина здесь не лишний

– Есть мнение, что существует «отрицательный набор» в педагогические вузы. Например, в Татарстане абитуриентов привлекают стипендией и минимальными баллами по ЕГЭ. Вы с этим мнением согласны?

– Ситуацию в Татарстане я специально не мониторил, о ней конкретно сказать ничего не могу, но о состоянии педобразования вообще у меня есть мнение. Дело в том, что учителей у нас готовят как недоисториков, хотя учитель истории и историк-исследователь – это две совершенно разные профессии. Историк, например, идет от частного к общему, из деталей создает целостную картину процесса, события или явления, а учитель идет от общего к частному – имея общую картину, он должен ее по кусочкам вложить в голову своим ученикам. Да и умение работать с людьми, абсолютно не важное для историка-исследователя, для учителя является умением решающим.

Педагогов же учат как недоисториков, недоматематиков, недофилологов... Даже поговорка не эту появилась: «Совести нет – иди в мед, ума нет – иди в пед…» Между тем, пединститут дает важную, нужную и совершенно конкретную специальность, с которой ее носитель не пропадет никогда. Ибо люди никогда не будут экономить на трех вещах: на своем здоровье, на образовании своих детей и на безопасности… Важным, конечно является и то, что профессия плохо оплачиваема и лишена должного социального пакета. Если не считать большого отпуска летом и пенсии после 25 лет стажа.

– Как вообще вы, преподаватель кафедры методики преподавания истории, политологии и права истфака МГОУ, оцениваете уровень своих студентов? Они действительно хотят работать в школе, или их привели на истфак какие-то другие соображения?

– Уровень студентов, конечно, низкий, но сейчас вообще уровень образования падает. Многие на истфак педвуза идут по принципу «лишь бы куда пристроиться», но на каждом курсе есть ядро, которое собирается в школе работать и работает. Я еще преподаю в институте повышения квалификации, и частенько встречаю там своих бывших студентов. Причем, последнее время, что интересно, в школу идет все больше молодых людей, а не девушек. Один из них мне четко объяснил свою мотивацию – мужчина в этой сфере на виду, ему легче пробиться и сделать карьеру. Он, в принципе, прав - некоторые мои бывшие выпускники уже директора школ в Москве или занимают довольно высокие должности в системе образования.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

16:00

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

23 Мая

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  2. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. В РФ увеличат минимальный размер оплаты труда
    МРОТ планируют увеличить с 1 января 2021 года в связи с пересмотром потребительской корзины в большую…
  2. Госкорпорация «Ростех» запустит в Иннополисе производство Т-500
    Сегодня, 22 мая, в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» пройдет церемония запуска…
  3. Родители татарстанских школьников требуют ввести пятидневную учебную неделю
    «Родительское сообщество Татарстана» направило президенту республики Татарстан Рустаму Минниханову, а также…
  4. В ОПЕК+ отмечают влияние отношений США и КНР на нефтяной рынок
    Участники соглашения ОПЕК+ обсуждают вопрос влияния отношений США и КНР на нефтяной рынок. Об этом сообщил…
  5. Президент РТ поздравил татарстанцев с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией
    Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к жителям республики с поздравлением по случаю Дня официального…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий