Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Искренность как ключ общественного резонанса

Искренность как ключ общественного резонанса
Фото: https://vk.com

Театр – один из видов искусства, границы которого начали размываться ещё в начале прошлого века. В «Дни уличных искусств» жители и гости Казани могли не только максимально приблизиться к актерам, но и увидеть процесс создания постановки. Режиссер одного из таких спектаклей Регина Саттарова встретилась с корреспондентом ЭТ и рассказала о прошлом и настоящем театра и кино.

Регина, расскажите, как Вы пришли к театру? Вы начинали сразу как режиссёр или как актриса?

- В 2012 году я дебютировала сразу как режиссер, пройдя обучение в творческой лаборатории «Свободная сцена» под руководством Фарита Рафкатовича Бикчентаева. Раньше у меня было несколько актерских работ в рамках обучения, но уверенно на сцене я себя почувствовала только после режиссерского дебюта.
Будучи актрисой, Вы выступали только в театре или пробовали себя в кино?

- Меня несколько раз снимали мои сокурсники по киношколе. Всего я участвовала в создании около 35 короткометражек, некоторые из которых вошли в программу фестивалей.

Расскажите о вашей первой постановке в 2012 году? О чем она была, и как тогда все происходило?

- Это был спектакль «Казань, я люблю тебя». Схожий по формату с известным всем фильмом «Париж, я люблю тебя». Участвовать в этом проекте меня позвала Айгуль Давлетшина, не так давно она работала зам.директором по маркетингу и PR в театре Камала, а тогда, в 2012, реализовывала проекты в Доме Актера. Сначала членам комиссии казанские авторы выслали тексты о Казани, комиссия отобрала более 40 текстов, после чего режиссерам дали какое-то время на то, чтобы выбрать текст, «присвоить» его.

Я тогда решила не останавливаться на каком-то одном материале, сделала компиляцию из нескольких. Так получился текст для исполнения. Но тогда, конечно, я такого выражения еще не знала. Помню, меня очень смущало то, что у меня не пьеса, а текст. Довольно сложно было на первых порах объяснить это актерам. Но я была уверена в том, что делаю. Сейчас могу только сама себе удивиться, как у меня воли хватило. Это же такой был эксперимент! Такого на тот момент в Казани еще никто не делал.

В одном из других интервью Вы говорили о том, что ранее попали в «неформальную тусовку». Как субкультурное прошлое повлияло на Вашу творческую карьеру?

- Это было совершенно прекрасное время. Юность. Мы ощущали некое сопротивление окружающему миру, готовы были перевернуть его. Протестовали, конечно. В одежде, в первую очередь. Балахоны носили всякие, хайратники, фенечки, кучу булавок на джинсах, я даже в ухе булавку носила. В то время за это «отхватить» можно было серьезно. Это был вызов. И тогда еще только появились толкиенисты. Но они себя называли исторические фехтовальщики. Мой первый молодой человек был там, что называется «авторитет» в этой тусовке. У меня даже меч был. Аллюминевый. Из санок сделан был. Так я и шла по Баумана в одиннадцатую школу в хайратнике с прической, как у Леголаса, и торчащим из сумки полутораметровым мечом. Слушала тогда группу «Enya». Музыка тогда для нас играла вообще колоссальную роль. По ней определяли «свой-чужой». Вся наша туса тогда любила русский рок. Кто-то БГ, кто-то «ДДТ», и все поголовно– «Кино». У меня дома до сих пор висит гитара с автографом Шевчука. Очень дорожу ей.

67cKDc_Lfrs.jpg

И так музыка неким образом повлияла на Вас в дальнейшем?

- Конечно, ведь именно она толкала нас на свершения в подростковом возрасте, и дальше - уже во взрослой жизни. Но я не решилась заняться музыкой всерьез, до сих пор боюсь петь на людях. В компании могу – на сцене нет. Не могу победить этот зажим никак, да и ладно.
Были ли среди Ваших постановок мюзиклы или другие спектакли с большим количеством музыки?

- В моем авторском спектакле «-30» звучит много записей «Youngblood Brass» - это духовой оркестр, его собрали ученики средней школы деревни Орегон, штата Висконсин.. Еще много музыки в нашем спектакле «Сказки Тукая», его мы сделали совместно с Ильнаром Файзуллиным и казанским Домом актера. Там звучат произведения татарских композиторов.

Пытается ли современный театр вызвать резонанс и провокацию у аудитории?

- Начиная с Шекспира, театр всегда пытался вызвать некий отклик у общества. Это один из прямых инструментов театра, который взаимодействует с публикой не сразу. Сами инструменты несколько изменились с годами, ведь раньше даже появление женщины на сцене могло шокировать, поскольку актерами могли быть только мужчины. Сейчас резонанс может вызвать только искренность, когда человек не пытается казаться кем бы то ни было.

Деятельность акционистов и перформансы (будь то современные или начала прошлого века) можно причислить к театру или это отдельный жанр?

- Сложный вопрос, так как мы приходим к вопросу более теоретическому – «а что же такое театр?». Кажется, что это место, куда приходят люди, садятся на мягкие стулья, загорается лампочка, раздвигается занавес, – и вот это театр. Актер и зритель. Вот и все. Вот и есть театр. Это тоже не я придумала. Пора выходить за рамки комнаты, стульчиков и занавесок, хотя и то, и другое, и третье имеет место быть, конечно.

Видимо, истории с акционизмом и арт-объектами начали стирать рамки между зрителем и актером. В то же время это актуально, - тот резонанс, которые получают такие акции, это происходит в основном в России. В Европе отношение к современному искусству уже устоялось. Русская литература, российская система образования, в том числе и театрального, всегда учила нас искать в каждом творческом действии смыслы, в отличие от западной парадигмы, где красота может быть ради красоты, – к такому выводу мы пришли с Виктором Янсоном, который приезжал на «Дни уличных искусств» в Казани.

В качестве примера могу рассказать историю свое знакомого, побывавшего в Берлине на выставке современного искусства. Одной из центральных экспозиций была муха, расположенная на стенде в большом белом зале. Огромная белая комната, а в ней маленькая обычная муха. Спрашивается: «Зачем нужно ходить в музей, чтобы смотреть на муху?». Но нет, в этом случае важен сам факт того, что ты целенаправленно идешь смотреть на муху в музей. Здесь, как мне кажется, есть ирония, юмор, если хотите. Автор как бы спрашивает: «Давно ли вы пристально смотрели на обычную муху?». И много смыслов вокруг этой мухи можно наворотить. А можно просто на нее полюбоваться. Это круто, мне кажется. Но есть вещи более прямые по характеру воздействия. Как, например, работы Марины Абрамович. Когда она часами сидела на стуле и просто смотрела в глаза зрителю. Каждый находил в этом свое, кто-то просто смотрел на нее. По мне, это и есть современный театр.

А деятельность Петра Павленского (российский художник-акционист, известен своими акциями политической направленности – прим.ред) можно назвать театром?

- Конечно, ведь он сам откровенно говорил об этом. Надо отдать ему должное, он художник большого стиля, пусть с ним часто происходят шокирующие вещи.

Несколько сместим ракурс. Скажите, цирк «Дю Солей» - театр или все еще цирк?

- Это потрясающий цирк высшего пилотажа. Такой же высокий уровень показывал легендарный артист Олег Попов, и горячо любимый мной Леонид Енгибаров. Нужно обладать немалой смелостью, чтобы открыто сказать: «Я могу смешить людей», а потом еще и исполнить свое обещание. Вообще люблю клоунов. Очень.

В чем разница между клоуном и другими комедиантами, например, стенд-аперами?

- Клоун работает за счет мимики, жестов и действий, в отличие от стенд-аперов, которые апеллируют словами. Клоун нем. Клоуну недостаточно просто иметь чувство юмора – он должен видеть парадоксальность во всем, ежедневно видеть ошибки реальности. Ведь что такое шутка? Это - ошибка.

Откуда же появился образ клоуна-страшилки, пугающего детей?

- Дети боятся не клоунов, а студентов-третьекурсников, которые купили костюмы в магазинах «Все для карнавала» и пошли работать аниматорами. Или этого стереотипного чувака в дешевом парике и чудовищным красным ртом. Я по себе знаю, что работа с детьми – это адский труд, требующий постоянной отдачи, ведь они всегда чувствуют, когда человек врет, а когда говорит правду. Это расхожий штамп, эта фраза, но это - истинная правда. Однако многие считают, что для подобной деятельности не нужна особая подготовка, а заработок здесь неплохой по меркам студентов.

Расскажите о Вашем недавнем спектакле в Свияжске. Что там было?

- В Свияжске проходила режиссерская лаборатория по созданию постановок Side Specific, суть которых заключается в представлении того, что могло бы произойти здесь, вот на этом самом месте. Будущий сюжет может пойти либо по исторической линии, описывая некое конкретное событие в прошлом, либо идти по атмосферному пути. Вместе с Павлом Поляковым мы в течение недели жили в Свияжске, написали текст и начали отрабатывать его.

Для нас это был самый экспериментальный проект, поскольку во время июльской жары мы заставили публику сидеть на солнце полтора часа и смотреть на воду и качающийся дебаркадер. Но это была моя режиссерская хитрость, поскольку мы хотели, чтобы зрители ощутили себя на месте островитян, жизнь которых весьма циклична, даже несмотря на то, что сейчас Свияжск стал туристическим центром.

Пока мы готовили постановку, то наблюдали интересную картину: каждый день ровно в пять часов вечера рыбаки уходили на Волгу, а ровно через час они возвращались с уловом. Это и характеризовало жизнь на острове-граде, цикл жизни которого меняется только в зависимости от времен года. Хотя местные жители говорили, что зимой там вообще ничего не происходит.

E1gto2lUcXU.jpg

Какова доля импровизации в таких спектаклях?

- При создании Side Specific мы стараемся достаточно подробно проработать все детали будущей постановки, в том числе и моменты, связанные с импровизацией. Но импровизация, так или иначе, всегда обусловлена рамками спектакля. Но и совсем без нее нельзя, я считаю. Скучно же будет артисту!

Как тогда проходит подготовка к постановке? Расскажите о закулисной работе в общих чертах.

- Для начала необходимо выбрать направление, в котором вся команда будет двигаться дальше. После того, как мы определились, мы участвуем в тренингах, делаем этюды, наблюдения. На третьей или четвертой репетиции появляется текст. Дальше – работа над ним. Это так называемый «застольный период». Обычно у нас уходит на него одна-две репетиции. Потом сразу идем «на ноги». Не люблю долго сидеть «за столом», но это от текста очень зависит. Когда делали «-30» больше месяца сидели.

Что сейчас происходит с «Театром на Булаке»?

- Когда-то это была свободная площадка для выступлений, но с годами там сформировалась своя труппа и режиссерская группа. Стоит отметить, что их пример весьма показателен, ведь это один из немногих независимых театров в Казани, который не только существует на самоокупаемости, но еще и выступает с гастролями. А это очень и очень не просто. Ребята из театра «АКТ» в этом плане, конечно, тоже молодцы.

Получается, что частный театр может существовать так же, как и государственный, зарабатывая при этом примерно такие же деньги?

- В общем-то, да, но здесь есть существенная разница, поскольку в классических театрах есть организованное производство спектаклей. Частные театры работают как Бродвей, по проектному принципу – постановка сыграна, труппа расходится. На новое представление собирается новая команда.

Какие еще отличия между классическим и новым театром Вы могли бы назвать?

- Их не так много, как может показаться. И я, честно признаться, не совсем могу понять, что такое «классический» театр. Когда мы так говорим, то представляем себе чаще всего костюмный театр, и некий определенный уровень условности, который следует, вероятно, назвать реализмом.
Но в таком случае, тот же ТЕАТР.DOC, чем не классический театр? Вот тебе и костюмы, предельно точно соответствующие эпохе, и реализм – пожалуйста! Но нет. То – классика, а то - новый театр.
Забавно это.

Олег Аронсон в своей лекции Восстание масс и сопротивление художников » - прим.ред.) подразделял художников на два класса: модернистов, стремящихся «расшатать» общественные устои, и тех, что занимаются репродукцией. Скажите, классический театр можно сравнить с художниками-репродукторами?

- Пытаясь поставить классическую пьесу, например, того же Чехова, у режиссера появляется отличная возможность проявить себя. Но в то же время это вызов - сколько было уже «Вишневых садов»? Миллиард? Миллион? В то же время ни один спектакль не похож на другой, его каждый раз делают здесь и сейчас живые люди. Вот они – на сцене. Ходят, дышат, живут. Ну или играют, -как повезет. Поэтому сравнение с живописной репродукцией здесь не совсем корректно.

Какова разница между театром и кино с точки зрения режиссера?

- Язык театра и кино кардинально отличаются друг от друга, у них разные пути воздействия на зрителя. В театр невероятное количество условностей, ты неограничен ничем – чашка может быть чашкой, воздушным шаром, домом маленьких червячков, бассейном, чем угодно. В кино такого быть не может, а если и может, то это уже стиль. Это уже какой-то совсем конкретный фильм.
Как-то раз я решила посмотреть за сутки все, что когда- либо было снято по Ильфу и Петрову. Конечно, смотрела «12 стульев» Захарова и Гайдая. У Захарова мир фильма, декорации, - все говорит о том, что он театральный человек. И снято его кино в основном в павильоне. У Гайдая – все не так. И свет по-другому стоит, и монтаж, и цвет, и объем звука, и актерское существование, и съемок на натуре гораздо больше. Это я такой банальный пример привожу, но для меня это тогда так наглядно было, так ясно. Вот театральный человек, а вот - киношник. И то и другое хорошо, разумеется.

Часто актеры играют и в кино, и на сцене. Как им удается приспособится к переменам локаций?

- На мастер-классе Никиты Михалкова я задала ему вопрос «Есть ли разница между актерской игрой в театре и в кино?». Он ответил, что нет, и все равновелико. Я с ним согласна частично. Но все-таки разница есть. Хотя бы в масштабе жеста. Когда учишься в театральном, тебе с первого курса говорят «мелкий жест!». Это значит, измельчил, - зритель в третьем ряду не увидел, грубо говоря. В кино же бровью можно сыграть. Чуть дрогнул на крупном плане, – вот и оценка действия. В театре вообще бровями нельзя играть. Мне кажется, что театральным артистам проще перестроиться, принять условия. Но все это вопросы ремесла, опыта.

Может ли театр получать такие же гонорары, как и кино?

- Если сравнивать с кино в широком понимании, то да. Это удалось Вячеславу Полунину, создавшему в 1980-е годы нашумевший театр «Лицедеи». Его выступления с успехом проходили по всему миру. Думаю, что и труппа его живет вполне неплохо.

Но театр не сможет встать на уровень с голливудскими блокбастерами. Голливуд же это глобальная фабрика грез, и грезы создаются такие – усредненные, доступные каждому. Такое кино максимально массовое, оно создано для любого зрителя, будь то китайский уличный торговец, американская домохозяйка или турецкий таксист. В театре это невозможно, культурные коды разные, не будут японцы так же смотреть Вампилова, как русские.

6vdCyQADIHU.jpg

Планируете ли Вы снять полнометражный фильм?

-Да, в ближайшие год- два. Нужно защитить дипломную работу по высшим режиссерским курсам. Но я пока не тороплюсь с этим. Пишу не спеша, собираю историю. Мне не просто это, у меня голова театральная, я мыслю одним кадром. Вероятно, и будет однокадровый фильм, хотя технически это очень сложный процесс.
Не знаю, в итоге получится полный метр или короткий. Пока есть наработки по полнометражной истории. Снимать планирую летом будущего года, так что, кажется, что время еще есть. Но его уже не так много, на самом деле. Летом потому что снимать будем на натуре, на Волге. Я вообще ясно осознаю, чувствую, что я - с Волги. Каждый раз, когда в город въезжаю, такая радость – Волгу увидеть. Больше радости только когда лед встает, и когда первый раз видишь ее после зимы. А еще больше радости – первый раз в году купаться, конечно. Могу бесконечно говорить о реке, я - речной человек.

Автор – Александр Токарев

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

16:00

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

23 Мая

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  2. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. В РФ увеличат минимальный размер оплаты труда
    МРОТ планируют увеличить с 1 января 2021 года в связи с пересмотром потребительской корзины в большую…
  2. Госкорпорация «Ростех» запустит в Иннополисе производство Т-500
    Сегодня, 22 мая, в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» пройдет церемония запуска…
  3. Родители татарстанских школьников требуют ввести пятидневную учебную неделю
    «Родительское сообщество Татарстана» направило президенту республики Татарстан Рустаму Минниханову, а также…
  4. В ОПЕК+ отмечают влияние отношений США и КНР на нефтяной рынок
    Участники соглашения ОПЕК+ обсуждают вопрос влияния отношений США и КНР на нефтяной рынок. Об этом сообщил…
  5. Президент РТ поздравил татарстанцев с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией
    Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к жителям республики с поздравлением по случаю Дня официального…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий