Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Любимое дело спасет вас в кризис

Любимое дело спасет вас в кризис
Фото: Снежана Ионова и Сирень Ганиев

Творчество может принимать разные формы. Имея базу художника, человек способен реализовать себя в совершенно разных областях, будь то изобразительное искусство или скульптура. И даже экономический кризис здесь может сыграть на руку. Корреспондент ЭТ встретился с Сиренем Ганиевым – мастером, занимающимся аэрографией и изготовлением скульптур из стеклопластика. Пообщавшись, художник рассказал свою историю и поделился некоторыми секретами работы.

Как вы пришли к созданию скульптур и аэрографии? Расскажите свою историю

В начале карьеры я занимался лаковой миниатюрой – небольшими шкатулками из папье маше с рисунками на татарскую национальную тематику. Эти шкатулки пользовались большим спросом у первых лиц республики. Однако, со временем у меня началось ухудшаться зрение, поэтому я больше не мог работать с мелкими деталями.

6I437PxgkOs.jpg

4tc2xergYoM.jpg

tcQ2WjekbpY.jpg

В середине нулевых родственники предложили мне сделать аэрографию для своего автомобиля – тогда это было в новинку для Казани. Горожане стали интересоваться новым способом придать индивидуальность автомобилю. В 2004 году я начал сотрудничать с автосалоном «Апельсин», где на их базе украсил множество машин. Самыми известными стали аэрографии для автобусов футбольного клуба «Рубин» и грузовиков «Чистый город». Я также делал аэрографию на новом четырехместном самолете, созданном в Казани фирмой МВЕН, который затем показали на авиасалоне МАКС в 2011 году. Тогда он занял первое место по дизайну.

suJKZ9dLCqQ.jpg

QCh9lq8USyg.jpg

hXqrJvLWU1E.jpg

C9YHEtBV-cs.jpg

До 2008 года не было отбоя от клиентов – на аэрографию выстраивались целые очереди, а некоторые заказывали ее буквально на каждую новую машину. Затем ударил кризис, оказавшийся заметным для автомобильного рынка. Полгода просидев без заказов, я решил переключиться на украшение интерьеров, магазинов и зданий. Так, применяя автомобильные краски, в здании аквапарка «Ривьера» появились рисунки, стойкие к хлорированной воде. Это удивило руководство парка, ведь им приходилось перекрашивать бассейны каждый полгода, а рисунки как стояли, так и стоят.

У меня появилось свободное время, которое я начал посвящать хобби, переросшему в мое нынешнее дело. Так я сделал несколько фигур рыбок, дельфина и акулы из стеклопластика для аквапарка «Ривьера».

Довольные моей работой, через некоторое время, они вновь пригласили меня – на этот раз сделать фигуры их талисмана «ривьерика». Сейчас на очереди находятся около 36 таких фигур, и у администрации комплекса есть план раскрасить их в разном стиле. Нечто похожее вы могли увидеть в Казани год назад около «Чаши», когда проходила выставка «мишек» от каждой страны-участницы FINA. Новая выставка «ривьериков», вероятно, будет приурочена к открытию колеса обозрения.

I9zZbSJJPWM.jpg

BVOSi4rE6_I.jpg

opoeIOlopu8.jpg

Вы имеете специальное образование художника или всему научились сами?

Я учился в художественном училище на мастера лаковых миниатюр. Выбранный профиль образования оказался достаточно широк, ведь нас учили не только теории искусства, но и разным способам творчества, среди которых была даже иконопись. В итоге, выпускники этого направления могли работать в разных сферах творчества. Они могли стать иконописцами, реставраторами или миниатюристами. Последний профиль и выбрал я вместе с 10 выпускниками из Альметьевска, в связи с чем, мы открыли мастерскую. Наше объединение просуществовало вплоть до дефолта 1998 года.

Как видите, последний кризис был далеко не первым, однако после каждого из них происходили некоторые перемены в моей деятельности. И если я остаюсь художником, занимаясь любимым делом, значит, все было к лучшему. Всегда нужно посвящать время тому, к чему лежит душа – человек найдет способ приспособится к окружающим обстоятельствам и извлечь из этого свою выгоду.

Судя по всему, в этой мастерской вы не занимаетесь аэрографией. Расскажите о вашей текущей деятельности?

В настоящее время я больше занимаюсь фигурами из стеклопластика. Из-за начавшегося в 2014 году экономического кризиса люди снова стали меньше покупать машин, а значит и основных клиентов для аэрографии становится меньше. Приходится иначе использовать свой художественный потенциал.

Как изготовляются фигуры из стеклопластика?

Работа проходит следующим образом: вначале я леплю заготовки из пластилина– заливаю жидкой резиной с отвердителем одну половину тонким слоем, добиваясь нужной толщины, затем разделяю вторую половину. Когда заготовка полностью залита и высохла, нужно укрепить форму пятью слоями стеклопластика чтобы резина сохранилась и не разваливалась.

Все части формы разделены между собой так, чтобы позже их можно было легко снять с заготовки и работать с ними дальше, тиражируя изделия многократно.

Есть ли у вас помощники?

Да, мне помогает мой сын. Он выкрашивает гелем резиновую форму, таким же гелем покрывают корабли и самолеты, выстилает слои стеклопластика внутри заготовок. Тонкий слой геля позволяет фигурам выдерживать вес троих человек, а сантиметровый слой становится прочнее стали. Затем я собираю две половины фигуры, выравниваю их и покрываю грунтом для покраски.

А так – я чаще работаю в одиночку.

kfCsXKkHsFQ.jpg

Or7VlJ2hebI.jpg

fy3bnLAxCro.jpg

DSC_1671.jpg

DSC_1677.jpg

Вы успели поработать в разных областях и масштабах творчества. Отличается ли работа с лаковыми миниатюрами от аэрографии для машин и самолетов?

Особой разницы я не ощущаю. Это та же работа художника, где отличается только масштаб. Соответственно, изменяются также инструменты и сырье, с которыми я работаю.

Сколько времени у вас занимает создание одной аэрографии?

Все зависит от размера полотна, будь то машина или другая поверхность. Говоря об автомобилях, желательно делать это в течение суток, однако так не всегда получается. Если рисунок сложный, то необходимо подготовить эскизы и трафареты. Для покраски машин всегда необходимо чистое помещение без пыли, которым может обеспечить только автомастерские. Здесь я сотрудничаю с несколькими автосалонами, для которых это тоже выгодно – часто клиентами становятся владельцы поврежденных авто.

Как не странно, но нанести аэрографию часто проще и дешевле, чем просто закрасить участок кузова. Проблема заключается в том, что крайне трудно подобрать краску, идентичную оригинальной. Порой, при одном освещении кажется, что все сошлось, а при другом видно, что кузов подкрашен.

После того, как рисунок нанесен, его необходимо покрыть лаком.

LpPA0NXS6jQ.jpg

Tuw9uAqsT8o.jpg

z5SRH7yZgQg.jpg

Какими инструментами вы пользуетесь для работы с аэрографией?

В мастерской есть аэрографы и покрасочные пистолеты. Снизу к ним подключаются сжатый воздух, а сверху – баллон с краской. Такие инструменты достаточно быстро изнашиваются. Под давлением краски наконечник иглы со временем разрушается, и подаваемая струя становится все шире, а в дальнейшем поток краски становится прерывистым. Из-за этого я предпочитаю использовать дешевые аэрографы на один-два раза, поскольку даже если дорогие и качественные инструменты долгое время лежат без работы, в их каналах стираются резиновые прокладки и засыхает краска, после чего они становятся непригодны.

Впрочем, теперь я больше работаю с большими рисунками, поэтому могу применять не самые тонкие аэрографы.

DSC_1689.jpg

DSC_1699.jpg

DSC_1703.jpg

Вы чаще работаете с готовыми эскизами или сами создаете их?

Обычно идея рисунка обсуждается с заказчиком. После этого я создаю образ готового продукта в будущем, который затем согласовывается с клиентом. В зависимости от его статуса иногда готовлю полноценные «паспорта» с изображениями того, как будет выглядеть аэрография или фигура.

Опираетесь ли вы на известные художественные стили или работы, когда создаете свои произведения?

В целом, я работаю с индивидуальными заказами, поскольку чаще всего людям интересно реализовать собственные идеи. Однако несколько раз я рисовал аэрографию в биомеханическом стиле. Нечто похожее делал Г. Р. Гигер, создатель образа Чужого, который также использовал аэрограф. Но в своих рисунках я стараюсь отходить от откровенных тем, свойственных швейцарскому художнику – ведь мои аэрографии видны всем горожанам.

4uNG36tqx3I.jpg

62TZJQh4s4k.jpg

Делали ли вы другие репродукции знаменитых художественных работ?

Не точную копию, но, будучи вдохновленным произведениями эпохи Возрождения, я однажды сделал аэрографию на капоте авто с изображением ангела, возвышающимся над Казанью. Точную копию с картины Леонардо да Винчи.

Собираетесь ли вы совместить два своих основных занятия – аэрографию и фигуры из стеклопластика?

Чаще всего у меня заказывали белые или фигуры с небольшой текстурой, стилизованной под разные породы камня. Те 36 «ривьериков», о которых я говорил, будут раскрашиваться не мной, а другими приглашенными художниками, которые покажут свое видение и стиль. В то же время, я верю, что в скором времени чаще буду комбинировать аэрографию с фигурами из стеклопластика

Вы пробовали делать фигуры из других материалов?

Обычно этим занимаются профессиональные скульпторы, а я все же больше художник. В то же время, фигуры из таких традиционных материалов как бронза, глина, гипс или даже бетон уступают скульптурам из стеклопластика, который более долговечен и дешевле. Сейчас реставраторы чаще применяют именно этот материал для восстановления старых барельефов зданий или памятников.

Конечная стоимость также зависит от того, какой художник или какая компания создала произведения. К примеру, недавно я слышал, что в Москве фигуру из стеклопластика в человеческий рост установили за 3 млн рублей, тогда как ее реальная стоимость – около 200 тыс. рублей. Очень часто мы переплачиваем за бренд и то значение, которое автор вкладывает в свою работу.

То, чем вы занимаетесь, является искусством или предметом повседневного дизайна?

Я воспринимаю себя как мастера – человека, который качественно исполняет свою работу. Но, несмотря на то, что я применяю технику, с помощью которой художники создают свои полотна и выставляют их в галереях, трудно сказать – искусство это или нет. Ведь чаще всего автолюбители заказывают достаточно простые вещи с точки зрения искусства, в то время как можно выполнить более сложные аэрографии.

Автор - Александр Токарев.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий