Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Соскучились по экзотике

Соскучились по экзотике
Фото: kazanfirst.ru

Айдар Булатов, генеральный директор и совладелец УК «Булатов групп», о сфере общественного питания, истории становления своего бизнеса и трудностях татарской кухни

 

За последние несколько лет сфера общественного питания в Казани значительно увеличилась и представила публике новые форматы. Чтобы узнать, в каком состоянии сейчас находится сфера и как правильно развить бизнес в этом направлении, мы обратились к эксперту рынка.

- Почему вы сейчас работаете не в госструктуре, а занимаетесь предпринимательством?

- Моя первая коммерческая сделка была совершена в семь лет. Я собирал марки, и в этом возрасте совершил первую сделку на рынке филателистов. С тех пор во мне проснулась эта коммерческая жилка. В 18 лет стало возможно зарегистрировать частного предпринимателя (я бы мог начать и в 15). Моя предпринимательская деятельность началась на второй день после 18-го дня рождения, однако уже за полгода до этого у меня был проект, разработанный бизнес-план. Я уже знал, что буду делать.

- Как пришли именно к отрасли общественного питания?

- Общественное питание – одна из составляющих сфер гостеприимства. Во-первых, как и любой татарин, я очень люблю встречать гостей, это душевно близко для меня. Во-вторых, со времен СССР помнилось, что попасть в хороший общепит было сложно – и из-за ограниченности предложения, и по финансовым причинам. С момента начала бизнеса я сам стал активно пользоваться услугами общественного питания. У меня была мечта о своем ресторане. Шаг за шагом мы к этому двигались – нашими стараниями и с помощью Всевышнего мы в этот бизнес пришли.

- Когда это было?

- Первый объект был реализован совместно с нашим долгосрочным партнером – компанией OFS - в 2003-2004 годах. Это Italiano на улице Декабристов. С тех пор началась наша история в ресторанном бизнесе.

- Как вы получили знания в этой сфере?

- В этом случае компетенции были основаны на знаниях наших партнеров. Мы выступали как стратегические партнеры и соинвесторы проекта. Наших компетенций в сетевом бизнесе было достаточно для того, чтобы понимать, где открывать объекты и как готовить финансовую базу. Партнеры брали на себя подготовку концепции и оперативного управления. В дальнейшем мы набирали компетенции в этих сферах, в 2007 году сделали смелый шаг по открытию предприятий общественного питания в Санкт-Петербурге и в Москве.

- Какие личные, а не командные шаги пришлось делать для развития в ресторанном бизнесе?

- После своего первого бизнеса я понял, что один могу сделать гораздо меньше, чем совместно с командой. Поэтому еще тогда осознал, что моя главная задача – правильно подобрать команду и обеспечить ее спокойную работу, чтобы она планомерно развивалась. Могу честно сказать, что официант и повар в моем ресторане знают о своей сфере гораздо больше, чем я, и горжусь этим.

- Насколько продвинулась отрасль общественного питания в городе с того момента, когда вы начинали?

- По сравнению с тем временем, количество мест для посетителей увеличилось втрое. При этом сам рынок вырос только в два раза. Если говорить о тенденциях, то зарождаются они все-таки за рубежом, через три-пять лет они доходят до Москвы, еще через три-пять – до регионов. В случае с Россией – в связи с тем, что в стране был недостаток различных зарубежных кухонь – у нас очень быстро развиваются и приживаются новые концепции.

- Обилие общепита с итальянской и японской кухней – тенденция общемировая, общероссийская или локальная?

- Итальянская кухня давно поглотила европейский рынок, потому что Италия – родина высокой кухни. Если говорить о японской кухне, то ее распространение особенно чувствуется именно в России. Японская кухня в Казани – кухня номер два после итальянской. Я считаю, это связано с тем, что наш менталитет соскучился по экзотике.

- В рестораны ходят больше женщины или мужчины?

- Зависит от концепции. Например, в рестораны узбекской кухни в основном ходят мужчины. В целом же ходят все, а многие – еще и семьями.

- Как сейчас сегментируются объекты общепита?

- Современная тенденция такова, что заведения делятся не по половому и возрастному признакам, а по цели посещения: просто поесть, прийти на встречу или отпраздновать событие. Рынок увеличивается, и сегменты сужаются. Для успешной работы ресторана нужно четкое позиционирование. Поэтому цель визита закладывается еще на этапе бизнес-плана.

- Означает ли существование Ассоциации рестораторов и отельеров, что у представителей отрасли есть общее видение, как развивать эту сферу?

- Два-три года назад все были конкурентами, достаточно закрытыми друг от друга. Рост конкуренции привел к тому, что люди начали понимать – ресторан рядом с тобой откроется независимо от того, будешь ли ты сотрудничать и делиться информацией или нет. Сейчас очень открыты представители бизнеса и в Москве, и в Европе – с тобой откровенно разговаривают, с удовольствием делятся секретами. Поэтому сейчас рынок идет по пути обмена знаниями. Если говорить об Ассоциации – она защищает интересы всех ресторанов, несмотря на то, что входят туда не все. Все сталкиваются с одними и теми же проблемами – например, парковки в городе. Защищая своих членов, Ассоциация защищает и остальных.

- Как развиваются рестораны татарской кухни?

- В рестораны ходят, в том числе, для того, чтобы попробовать блюда, которые нельзя приготовить дома. Поэтому рынок татарской кухни больше рассчитан на туристов, которых в последнее время все больше. Основная ниша ресторанов татарской кухни - чек ниже среднего, потому что это еда повседневная. Важный момент, связанный с татарской кухней – необходимость создания технологий для роста ее популярности. Необходимы стабильные круглогодичные поставки свежей продукции. В целом, те же проблемы и у русской кухни – нет общей концепции и стабильности поставок.

- Для чего вы начали вашу «Фабрику предпринимательства»?

- Это альтруистический проект – и для меня, и для других наставников. Я уже 17-й год в бизнесе, и 14-й год в преподавании. Ко мне пришло понимание, что моя деятельность дает опыт, которым я должен делиться. Меня поддержали многие другие наставники, и мы запустили проект. С точки зрения миссии, этот проект – популяризация предпринимательства. Мы хотим сделать людей вокруг нас успешными. Еще один момент: мы предложили широким слоям населения форму участия в ресторанах в виде паев. Человек может купить пай и стать акционером ресторана с получением дохода больше банковского. Для меня же участие в «Фабрике предпринимательства» – это возможность дать обществу то, что я получил от него.

- Последний вопрос - какая общая черта есть у всех успешных предпринимателей?

- Нет определенных правил, чтобы стать успешным предпринимателем. Каждый предприниматель уникален по-своему. Общие черты есть, и они вырабатываются, как у футболиста.

 

Блиц-опрос

- Почему вы выбрали предпринимательство?

- Не я выбрал, а оно меня выбрало. Я связан с предпринимательством с семи лет, и это – моя жизнь.

- Три важных момента, которые нравятся в предпринимательстве?

- Первый - творчество, возможность видеть результаты своего труда здесь и сейчас. Второй – команда, вместе с которой мы делаем свое дело. Третий – большая идея, к которой ты можешь двигаться.

- Когда случались сложности, было ли желание все бросить?

- Бросить – нет, потому что я не вижу себя в другой сфере деятельности. Были сложные времена, но всегда находились люди в команде, из-за которых я не мог себе позволить просто уйти.

- Какой у вас самый яркий успех в бизнесе?

- Я не могу делить жизнь и бизнес, и самый яркий успех – это запуск «Фабрики предпринимательства», позволившей вырастить уже целую плеяду предпринимателей.

- А в бизнесе? Какой ресторан, например, самый любимый?

- Наверное, последний. Мы всегда живем проектами, это черта предпринимателей, которые загораются и запускают проект. Дальнейшее его поддержание уже передается команде. Мы перезапускаем проект «Туган авылым», и все наши ресурсы сконцентрированы именно на этом проекте.

- Самая большая ошибка, о которой до сих пор жалеете?

- Ошибок у предпринимателей нет, есть уроки. Самый дорогой урок в моей жизни стоил мне порядка трех миллионов долларов.

- Ваши принципы в жизни?

- Мы недавно с наставниками на «Фабрике» выбирали те главные принципы и качества, которые должны быть у предпринимателя. Это – целеустремленность, решительность и ответственность за свои действия и свою команду.

- Чего не должен делать предприниматель?

- Он не должен быть самоуверенным.

- Каковы важные составляющие в успехе бизнеса, и какой процент среди них приходится на удачу?

- Удача благоволит упорным, поэтому 99% упорства и 1% - удачи.

- Есть у вас кумиры в бизнесе?

- Я много у кого учусь в своей практике, а если говорить о наставниках – то первым был мой отец. Он научил меня главному принципу: упал – отжался, встал, пошел дальше. У меня есть научный наставник – Марат Рашитович Сафиуллин, с которым я прошел научный путь, который позволил мне совместно реализовывать большой проект.

- Какую книгу по бизнесу вы могли бы порекомендовать?

- У меня очень большая библиотека бизнес-литературы, я даже начал классифицировать книги – по управлению командой, личностному развитию. В последнее время я стараюсь развивать в компании такое понятие, как эмоциональный интеллект. Одна из последних книг, которая мне понравилась – «Эмоциональный интеллект 2.0».

- Ваша цель в бизнесе через 10 лет?

- Через 10 лет не могу сказать, а через три года мы видим себя международной компанией, которая имеет представительства как минимум в трех мировых столицах.

- Какое место для вас сейчас занимает бизнес?

- Бизнес и жизнь для меня неразделимы, и предпринимательство – не форма деятельности, а способ мышления.

- Есть ли в вашем отношении к бизнесу место суевериям?

- Основные принципы, которые мы проповедуем, встречаются во всех религиях. Поэтому, если говорить о том, что какие-то общие нормы поведения присущи бизнесу – то да. Если говорить о непосредственно суевериях – то я всячески борюсь с ними. Сейчас я не суеверный. Я стараюсь верить во Всевышнего, а в работе полагаться на себя.

 

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий