Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Режиссер дальнего плавания

Режиссер дальнего плавания
Фото:

Полтора года назад казанский тюз возглавил Туфан Имамутдинов. Новый режиссер принес с собой новый взгляд на театральное искусство, в том числе на то, как ему, искусству, в нынешнее кризисное время выживать

И не просто выживать, а развиваться. Готовясь к этому интервью, я посмотрел три спектакля Имамутдинова и удивился тому, насколько каждый из них не похож на другой по жанру. Новая драма, вербатим, пластический театр… Что дальше? Ответ на этот вопрос надо искать на обновленном сайте тюза в разделе «афиша». Лично я уже поставил перед собой цель в следующем театральном сезоне посмотреть все постановки режиссера. Зацепило…

Страсти по бюджету

– Новая метла по-новому метет. За то время, что вы работаете главрежем, вы произвели какие-то кадровые изменения в театре?

– Без подписи директора я таких решений принимать не могу. Это ограничение, на которое я смотрю философски: не надо жить с взглядом назад, надо жить с взглядом вперед. И потом новые люди в театре все же появились, это выпускники нашего театрального училища и университета культуры. Штаты по определению меняются редко, у нас это 40 человек, но, к сожалению, из них только двое были молодыми артистами. Получалась парадоксальная вещь, когда в детских спектаклях шестнадцатилетних подростков играли сорокалетние мужчины. А ведь мы не просто театр, мы - театр юного зрителя, где юными должны быть не только зрители, но и актеры, не все, конечно, но многие. Результатами набора доволен: тех, кого хотел принять, я принял. Это не назовешь обновлением, это добавление.

– На 2015 год театру не выделили денег на постановочные расходы. Как сложилась ситуация с финансированием в текущем году?

– Через министерство культуры мы обратились к президенту с письмом о поддержке нашего репертуара. Чтобы театру помогли с постановочными деньгами на новые спектакли. Деньги выделили, но это произошло 25 декабря. А есть такой момент, что деньги, выделенные в прошлом году, в начале нового финансового года замораживаются. Во всех учреждениях культуры была такая ситуация. Поэтому в первом квартале мы не имели возможности заказать декорации и начать шить костюмы. Теперь деньги разморожены. Декорации находятся на этапе завершения, и на 8 июля, перед закрытием сезона, ожидается премьера.

В связи с тяжелой экономической ситуацией в стране нам приходится как-то приспосабливаться и искать деньги на стороне: у фондов, различных культуртрегерских организаций - допустим, у Гете-института, у фонда Беля, коммерческих фирм. Театр сотрудничает с отелем Marriot, компанией Selgros, банком «Зенит»… Они нам помогают, а мы в ответ говорим об этом на своих афишках, сайте.

– Подробнее, пожалуйста, о партнерах из числа культуртрегерских организаций.

– На деньги министерства культуры, совместно с фондом Беля и фирмой Selgros мы сделали спектакль «Война глазами детей», на который пригласили из Германии пять артистов, а также драматурга и режиссера Рут Винекен. На «Ван Гога» театру, сотрудничая с отелем Marriot и Французским институтом, удалось пригласить художника по свету из Франции Ивана Матисса. Он провел интересные мастер-классы с нашими артистами. В следующем театральном сезоне планируем продолжить сотрудничество с немецкой стороной.

– Сцена, насколько я могу судить из зрительного зала, мягко говоря, не очень функциональная…

– Ну да, глубина у нас небольшая, нет поворотных кругов, со штанкетным хозяйством проблемы, световое и микрофонное оборудование еще 1989 года… Микрофоны не так давно благополучно вышли из строя и хорошо, что нам удалось закупить два новых устройства. Это все, чем можно «похвастаться» на данный момент. Технические возможности нашей сцены небольшие, но желания огромные. Здесь надо понимать, что самостоятельно театр может обеспечить себя деньгами только на один спектакль в год. То есть, мы сами заработали и на эти же деньги поставили. Речь идет о новогодней сказке. На более дорогие постановки, определяющие репертуар театра, денег не дают. Где-то мы ищем спонсоров, где-то обращаемся с письмами к президенту. Благодаря его поддержке нам выделили деньги на постановку «Маленького принца» и «Самоубийц» Эрдмана. «Самоубийц» мы переименовали в «Страсти по Семен Семенычу». Такое название, на наш взгляд, лучше подходит к жанру спектакля - социальная комедия. «Маленький принц» зритель увидит 8 июля, а «Страсти…», если все сложится, в начале следующего театрального сезона.

К сожалению, на некоторые постановки мы не смогли найти финансирование. Я хотел на новогодний спектакль подключить Полину Стружкову. Она считается одним из лучших детских режиссеров в стране. Была очень хорошая заявка на детский спектакль от Екатерины Гороховской. Велись переговоры о совместной работе с Антоном Маликовым. Но в каждом из этих случаев нам не утвердили смету.

Не только для детей

– В одном из своих интервью вы говорили о рамках, налагаемых на ваше творчество Минкультом. В чем они заключаются?

– С одной стороны, рамки ограничивают свободу, с другой - свобода это и есть нахождение в определенных рамках. Мы пытаемся жить в этом пространстве и делать то, что хотим делать. Разумеется, учитывая желания публики. При этом не должно быть клише, что тюз – это только для детей. К юному зрителю можно отнести любого человека, который вынес из спектакля что-то новое для себя. Мне нравится, когда я говорю со зрителем на своем языке, и он меня понимает. Значит, он уже существовал в нем. Взять того же «Ван Гога». Вы были на этом спектакле, и если почувствовали внутренний отклик, значит эти образы, этот ритм, эта музыка уже жили в вас.

– Спектакль понравился своей необычностью, но были те, кто ушел из зрительного зала, не дождавшись окончания действа…

– Значит, у них не было отклика, и это нормально. Из критиков на спектакль ходил один из основателей фестиваля NET Роман Должанский. Его оценка: это необычно для тюза, такие спектакли должны существовать. Упрекать меня как режиссера в том, что я выбрал формат пластического спектакля, неправильно. Деньги на постановку дал фонд Прохорова «Новый театр», в самом названии которого читается запрос на отход от традиций. Другими словами, если бы мы просили деньги на Островского, Чехова и иже с ними, скорее всего, нам бы их не дали. Запрос делался именно на эксперимент. И так как была нужна работа – без новых постановок театр не может жить, он переходит в состояние угасания – мы рискнули.

– Чем еще хороши экспериментальные постановки, так это дешевизной декораций…

– Если они вообще нужны. 16 марта мы устроили предпоказ спектакля-вербатима «Мне нужен капитан дальнего плавания». Девять актрис театра по очереди выходили на сцену с монологами реальных женщин о... Не буду пока ничего говорить, вы сами все узнаете, когда придете на спектакль. В общем, декорации, костюмы – это вторичное и не обязательное условие для экспериментальной постановки. Главное - идея, ради чего мы ее и делаем.

– Жена с дочкой ходили на «Джельсомино в стране лжецов», и у жены сложилось впечатление, что это спектакль для взрослых. Она увидела там обличение коррупции и другие острые темы.

– Родари – коммунист и обличитель. Если брать Чипполино, там все еще более остро: повышение налогов, уголовное преследование людей, говорящих правду, которым не хочется покидать тюрьму, потому что компания подобралась хорошая. Но при этом Родари считается одним из самых востребованных детских авторов. Каждый волен видеть то, что ему хочется видеть.

Между театром и домом

– Расскажите о контактах тюза и творческой лаборатории «Угол».

– Они нам близки по духу. Ближайший новый проект будет реализован со швейцарским режиссером Дени Майфер по пьесе Паскаля Рамбера «Предел любви». В «Углу» мы устраивали «Чемпионат мира по импровизациям» - артисты импровизировали на сцене, выполняя задания команды-конкурента и отчасти зрителей. Сотрудничество было бы еще более плодотворным, располагай мы малой сценой или хотя бы разрешением от Минкульта на постановку таких вещей на большой сцене. Первое нам в обозримом будущем не светит, второе невозможно в связи с госзаданием на заполняемость зала. Поясню: если мы играем камерные вещи на большой сцене и продаем билеты на 50-60 мест при заполняемости в 260, показатели театра падают в разы. Мы ждем, что Минкульт не станет вводить эти спектакли в госзадание, но прошло три месяца, а воз и ныне там.

– Вы только в тюзе сегодня работаете?

– Последнее, что у меня было за пределами тюза, – это новосибирский театр «Старый дом», где год назад я выпустил «Мамашу Кураж». Отвлекаться на сторонние проекты, когда надо так много сделать здесь, в тюзе, у меня сегодня нет ни времени, ни желания.

– Новосибирск не намного больше чем Казань. Если сравнить театральную жизнь двух городов, какая из них окажется интересней?

– Театральная жизнь в Новосибирске более насыщенная. Там есть замечательный театр «Красный факел», «Глобус», есть тот же «Старый дом», где я работал. Маленький театр, но в нем делали свои спектакли Кшиштоф Занусси, Сергей Федотов, Семен Александровский… Даже одно то, что из Новосибирска каждый год один или два спектакля номинируются на «Золотую Маску», о многом говорит.

– От некоторых русскоязычных писателей республики я слышал жалобы на то, что местные русские театры не мотивируют их на создание драматургических текстов…

– Это тоже требует определенных средств. Устроить конкурс для драматургов – на это денег много не требуется. Но главное не найти хорошую пьесу, а достойно ее поставить на сцене.

– Как вы отдыхаете в свободное от работы время?

– У меня недавно родился сын, это сейчас мое главное увлечение. Можно сказать, что мой график расписан между театром и домом.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий