Казань,20 Февраля, Среда $ 66.20 € 74.82
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

"Хороший управленец делает нужные вещи правильно, а настоящий лидер умеет выбирать и делать правильные вещи"

"Хороший управленец делает нужные вещи правильно, а настоящий лидер умеет выбирать и делать правильные вещи"
Фото: Пресс-служба РАНХиГС

О бизнес-образовании журналу "Эксперт Татарстан" рассказывают участники Гайдаровского форума

Сергей Мясоедов, д.с.н., директор Института бизнеса и делового администрирования, проректор РАНХиГС

– Кейс для руководителей предприятий: какие модели управления наиболее эффективны в российских реалиях? Какие основные постулаты должны быть в ее основе?

– Начну с того, что никаких особенностей трудовых ресурсов, которые принципиально отличают нас от любой другой страны мира, нет. У нас есть национальная специфика, связанная с историей развития страны, особенностями нашего законодательства, экономической системы, традициями, но это все в пределах 15-20%, связанных с локализацией управления в том или ином месте мира. Неслучайно в бизнес-образовании существует лозунг: «Думай глобально, действуй локально», что значит: изучай лучшие мировые практики, а потом, когда будешь внедрять их здесь, в России, делай «переходники» между ними и нашей российской спецификой.

Теперь по конкретике. Есть ряд модных теорий управления: лин-менеджмент, «Четыре «витамина» Адезиса», «Аджайл», «Стратегия голубого океана», «Бирюзовые компании» и другие. О них много говорят. Через пять-шесть лет появятся новые.

Любая модель менеджмента ориентируется на решение определенных управленческих задач. Скажем, Лин (от англ. lean – рус. стройный, – прим. ред.) – это операционно-производственный менеджмент. Он хорош на больших сборочных производствах, был внедрен на КАМАЗе.

Лин-менеджмент замечателен при организации конвейерного производства. Особенно на линейном уровне управления. Он помогает сэкономить ресурсы, навести порядок, мотивировать людей. Для того чтобы вывести оптимизацию процессов на уровень среднего и высшего менеджмента «лин» уже недостаточен. Его надо дополнять проектными тренингами с использованием математических моделей оптимизации процессов по методу «Монте-Карло», которые позволят, помимо прочего, вывести управление процессами на уровень бюджетного планирования, найти резервы для повышения эффективности и производительности труда.

Это производственно-процессный менеджмент, ориентированный на разные уровни управления. Но есть еще самый важный ресурс – люди, развитием мотивации, лидерского и предпринимательского потенциала которых занимается управленческая психология, опорная наука бизнес-образования. Поведенческая экономика, маркетинг, управленческие финансы, организационное поведение и групповая динамика, то есть все составные части менеджмента, либо базируются на поведенческих науках и психологии, либо должны их учитывать, чтобы теория не отрывалась от практики.

У нас обычно считают менеджмент частью экономики. Это неверно и плохо! Менеджмент намного шире и глубже экономики. Это, как минимум, сумма управленческой психологии, социологии, юриспруденции и только после этого - экономики. Да и в этом случае - не классической университетской, мирно спящей на посыле о рациональном поведении потребителей, а поведенческой, отталкивающейся от психологии поведения реальных людей.

Сейчас модно говорить о цифровой экономике и прорывных технологиях: «биг дэйта», «блокчейн», искусственный интеллект и т.д. создаются не ради самих себя, а чтобы помочь в развитии человека, увеличить его возможности. Это понимают ведущие компании и бизнес-школы страны. Три года назад, когда по инициативе Германа Грефа ИБДА начинал разработку первой в России магистерской программы «ФинТек», Греф сказал нам, что новое поколение лидеров России должно иметь одинаково сильное развитие обоих полушарий головного мозга. Чтобы создать синергию возможностей цифровой экономики и человеческого фактора или «мягкой силы». Думаю, что этот посыл сегодня должен учитываться при разработке программ всех ведущих бизнес-школ России.

Менеджмент – это наука и искусство.

Завершу ответ на ваш вопрос посылом, с которого начал. Чтобы быть конкурентоспособным, российское бизнес-образование должно следить за лучшими мировыми практиками, использовать самые современные наработки. Но, делая это, понимать, что как металлические и металлопластиковые трубы при соединении требуют специальных переходников, так и зарубежные модели менеджмента будут у нас релевантны, если мы грамотно адаптируем их к потребностям каждого российского предприятия.

– Многие говорят о смене поколений, в том числе среди руководителей. Что необходимо учитывать при их подготовке?

Люди не рождаются с той или иной системой ценностей и пониманием того, каково будет их место в обществе, что им нравится или не нравится. Как доказали психологи и социологи, общество ментально программирует нас на различных этапах нашего социального развития, объясняет нам, что такое хорошо и что такое плохо. Любая смена поколений – это до известной степени смена парадигмы программирования.

На смену поколениям X (родившиеся с 1963 по 1983 годы) и Y (1983-2003) идет поколение Z. Позитивное в отношении этого поколения – оно не ведает страха, свойственного предшествующим поколениям, которые росли в условиях сильной вертикали власти и поэтому часто тяжело идут на рисковые решения.

Нынешняя среда, экосистема для любого бизнеса характеризуется красивым акронимом VUCA: «V» – это английское volatility (волатильность), «U» –uncertainty – неопределенность, «C» – complexity – сложность всех процессов и, наконец, «A» – ambiguity – двусмысленность. Поколение Z более адаптивное, по-грамотному рисковое – оно готово принимать решения, брать на себя ответственность. Эти ребята растут в мире больших перемен, высоких скоростей обмена информацией.

Часто можно слышать, что поколение Z живет по принципам комиксов – они схватывают сгустки материалов, выхватывают смысл – не окружающую среду, не бесконечное изучение ретроспективы, а сегодняшнее состояние дел «здесь и сейчас». Именно так это поколение хочет учиться, так оно готово работать со стартапами, делать карьеру – быстрыми скачками, зигзагами, переходя из одной отрасли в другую, совершенствуясь, набирая знания и постоянно выходя на все новые реалии. Эти ребята ушли от обобщения информации на территорию смысла.

Мне кажется, что если сейчас удастся вписать потенциал поколения «зет» в наше общество, особенно с учетом их таланта работать с гаджетами, Россия сможет сделать большой скачок в области использования современных прорывных технологий и цифровизации нашей экономики для ее развития.   


 – Есть ли разница между подготовкой лидеров и управленцев? Нужны ли они в большом количестве? Сегодня проходит большое множество тренингов для будущих так называемых лидеров. Не обманываем ли мы себя, когда такой «лидер» не найдет себе в будущем применения, поскольку не увидит себя в системе производства? Насколько западная модель лидерства пригодна для наших российских реалий? 


 – Готовить лидеров на стадионах невозможно. Любые тренинги на стадионе, даже самые замечательные, как те, что делает «Синергия», это не учеба. Это то, что по классике называется edutainment – образовательное развлечение. Я не говорю, что оно не нужно – это создает представление о проблеме, о новых направлениях развития менеджмента. На таком тренинге можно получить некую информацию, чтобы потом сделать выбор и пойти на настоящее обучение. Это, наконец, просто увлекательно! Научиться же лидерству там нельзя. Точно так же, как нельзя выучить иностранный язык, «слушая» запись во время сна. Все панацеи и сказки «по щучьему велению» хороши для того, чтобы развлечься, получить информацию, позитивные эмоции. Но с точки зрения образования (давайте назовем вещи своими именами) это абсолютный «ноль». Не нужно смешивать между собой развлечения, особенно массовые, и серьезную учебу, направленную на изменение личности. Теперь о менеджерах и лидерах. Когда говорят об отличиях обычного управленца и лидера, используют максиму: «Хороший управленец умеет делать вещи правильно (то есть владеет техникой и инструментарием управленческого мастерства), а настоящий лидер умеет делать правильные вещи». Заметьте, первый правильно выполняет те вещи, которые ему подсказали делать другие люди. Лидер же выбирает правильные вещи – это впередсмотрящий, тот, кто видит перспективу, понимает, куда пойдет наука, производство, где будет очередной скачок. Лидер часто бывает природно талантлив, как скажем, Стив Джобс или Джек Уэлч из компании Дженерал Электрик, как Герман Греф или Наиль Маганов. Это люди, которые создавали империи там, где до этого, казалось, нет ничего. Это люди, которые видят правильные направления развития. А теперь я хотел бы добавить к этому еще один момент, даже если это нашим с вами читателям не понравится: не только быть лидером, но и быть грамотным менеджером 90-93% населения любой страны быть не могут. Менеджмент – это всегда наука, поскольку вы используете экономические, статистические, математические инструментарии, особенно при финансовых расчетах и создании оптимизационных моделей. Но менеджмент также всегда еще и искусство, талант, шестое чувство – то, что относится к тацитным (неявным) знаниям. Бизнес-школа пытается отобрать наиболее талантливых менеджеров и предпринимателей (людей, которые уже сделали приличную карьеру, доказали, что это им дано) и затем отшлифовать эту виртуозность их искусства, помочь развить интуицию, дать необходимые инструменты управления, показать те законы, которые вдохновляют людей на подвиги. Вот здесь начинается перерождение менеджера в лидера, который умеет выбрать то, что наиболее правильно делать для будущего компании.  


 – Что вы думаете о российском бизнес-образовании? Чему сегодня нужно учить российский топ-менеджмент? Сколько в России бизнес-школ смогли получить подтверждение качества их программ МВА со стороны АМВА? Как отечественным бизнес-школам добиться признания за рубежом? 


 – На сегодняшний день в России в совокупности действует около сотни бизнес-школ и крупных центров. Из них на уровень того, что бизнес-школами называют в мире, вышло приблизительно 30-40, где понимают, что программа МВА направлена на практическое обучение и карьерное развитие. Отмечу, что программа Executive MBA существует не для среднего менеджмента, а только для высшего эшелона, и ориентируется на стратегию и личностное развитие. Средний эшелон не должен обучаться на программе Executive МВА, а представители высшего звена, соответственно, на программе МВА, где акцент делается на практический инструментарий менеджмента. В рамках бизнес-образования существуют жесткие каноны. Программы МВА и университетской магистратуры очень сильно отличаются. На МВА вы изучаете практику и работаете с теми, у кого есть опыт, создавая знания в аудитории путем обмена опытом, участвуя в мозговых штурмах, тренингах, коуч-сессиях. В магистратуре же штудируется теоретический материал, осмысливается наука об управлении. Что касается аккредитации, есть две организации, которые в России оценивают качество программ МВА. Первая – партнер Российской ассоциации бизнес-образования – Ассоциация программ МВА, созданная в Великобритании выпускниками Гарварда, которая называется АМВА International. На сегодняшний день она аккредитовала программы МВА 14 российских бизнес-школ – данные о них есть на сайте АМВА International. Вторая – это Российская аккредитующая ассоциация: Национальный аккредитационный совет делового образования (НАСДОБР), созданный шесть лет назад в дни Гайдаровского форума. Где аккредитацию проводят представители ассоциаций работодателей, а не вузов или образовательного сообщества. На сегодняшний день НАСДОБР аккредитовал 13 программ МВА России (nasdobr.ru). Сейчас можно увидеть такие объявления: программа МВА, 300 часов, продолжительностью один год. По стандарту АМВА International программа МВА не должна быть короче 18 месяцев и не может включать менее 650 часов аудиторной подготовки. Все остальное – уже фантазии вокруг российских программ профессиональной подготовки: это может быть все, что угодно – второе высшее образование, магистратура, повышение квалификации, гибрид, но только не программа МВА. Вообще, лучшие бизнес-школы России встали на путь получения высших международных аккредитаций и участия в международных рейтингах. В мире бизнес-образования котируются только три международные аккредитации: это аккредитация AACSB International (Ассоциация развития университетских школ бизнеса, штаб-квартира в г. Тампа, США), АМВА International и EFMD (Европейский фонд развития менеджмента). Из 17 тысяч бизнес-школ мира все три имеют только 87 (!). Ведущие российские бизнес-школы уже освоили аккредитацию АМВА. Теперь пора покорять самую высокую вершину мировых требований к качеству бизнес-образования: получать самую престижную, стратегическую аккредитацию – AACSB International. Это длительное восхождение вверх по направлению к мировому уровню качества, оно длится для каждой бизнес-школы пять-шесть лет! Этой весной на аккредитацию AACSB впервые в истории выходит Российская бизнес школа – ИБДА РАНХиГС. За ней следом с отставанием на несколько лет по пути шестилетнего марафона движутся Высшая школа бизнеса КФУ и Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета. Хочу прокомментировать часто звучащие в прессе и социальных сетях заявления, что бизнес-образование и программы МВА не дают практических знаний. В большинстве случаев это связано с тем, что университеты страны - не только частные, но и государственные - для того, чтобы заработать деньги, называют старые теоретические программы второго высшего образования или профпереподготовки «программами МВА». Мой добрый совет: если вы хотите найти хорошую программу, которая поможет вам сделать карьеру, не ориентируйтесь на славу университета. Проверьте на сайтах АМВА International и НАСДОБР информацию о том, получила ли программа МВА выбранной вами бизнес-школы аккредитацию этих организаций. Затем обязательно сходите на «день открытых дверей», посмотрите, какие люди пришли поступать на программу МВА – вчерашние студенты без опыта или серьезные бизнесмены, с которыми будет что обсудить в аудитории. Поинтересуйтесь, какое количество преподавателей не только являются докторами и профессорами, но занимаются профессионально тренинговой, коучинговой, консалтинговой деятельностью; насколько широко в программе представлены кейс-стадиз, тренинги, франшизные деловые игры с использованием Интернет, разработанные лучшими бизнес-школами мира. Ну и, наконец, обязательно найдите выпускников этой школы и спросите у них, помогла ли она сделать карьеру.

И еще одна рекомендация: наиболее объективными в последние годы были рэнкинги (ранжирование) бизнес-образования сайта mba.su.

Этот российский рэнкинг хорош тем, что он показывает силу ведущих бизнес-школ страны в разных направлениях деятельности. Где-то больше преподавателей-практиков, где-то выпускники быстрее продвигаются по карьерной лестнице либо у них больше доходы, где-то наиболее системные научные исследования прикладных проблем. Также серьезным и профессиональным ранжированием бизнес-школ России и СНГ уже несколько лет занимается группа коллег из Уральского федерального университета.

Российскому бизнес-образованию всего 30 лет - первые бизнес-школы были созданы в 1988 году. Тем не менее, целый ряд из них уже получили признание сильных зарубежных коллег и проводят с ними программы МВА, дающие право получить два диплома: российский и зарубежный. Наиболее известные проекты такого рода, успешно работающие на российском рынке уже ряд лет, это программы МВА и ЕМВА на два диплома или зарубежный диплом: Гренобльской высшей школы менеджмента (Франция), Антверпенской школы менеджмента (Бельгия), школы бизнеса Кингстонского университета (Великобритания), Стокгольмской школы бизнеса (Швеция) и др. 

– Какие страны, на ваш взгляд, займут лидирующие позиции в перспективе? Есть ли шансы у России? И что ей предстоит для этого сделать?

– В 1985 году я опубликовал монографию, которая называлась «США: попытки сохранить мировое лидерство». Это было серьезное исследование о противоборстве трех центров соперничества: США, Европы и Японии. Я говорил о том, где удается сотрудничество между тремя центрами, и где нет. С тех пор прошло много времени. На какое-то время мир стал в значительной мере монополярным, а сейчас идет возврат к многополярности – наряду с США и Европой появляются новые геополитические игроки, включая Россию, Китай и, потенциально, некоторые арабские страны.

Я очень далек сейчас от политологии и даже от исследований международных экономических отношений. Последние 30 лет я занимаюсь развитием бизнес- и управленческого образования.

Могу только отметить, что изменения, которые происходят в мире, вероятно, приобретут весьма радикальный характер. Зоны экономического и политического влияния отдельных стран и групп стран меняются на глазах. И задача нашей страны и нашего управленческого образования сделать так, чтобы Россия не оказалась в изоляции, чтобы она осталась видной глобальной державой и заняла более устойчивые позиции в мире.

Я думаю, что совершенствуя российское бизнес-образование, мы будем помогать развитию в России цифровой экономики, содействовать росту активности российского предпринимательства, поддерживать и умножать экспортный потенциал страны. Как говорил профессор Преображенский из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова, «разруха начинается в головах». Россия никогда не была бедна талантливыми и предприимчивыми людьми с сильным управленческим потенциалом. Наша задача – помочь им стать настоящими лидерами экономики, вывести предприятия на мировой рынок и занять там серьезные позиции.

 

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Путин поручил разобраться с делами на предпринимателей

16:30

Путин поручил разобраться с делами на предпринимателей

Владимир Путин поручил пересчитать пенсии

15:30

Владимир Путин поручил пересчитать пенсии

Около 30 тысяч россиян зарегистрировались в качестве самозанятых

15:15

Около 30 тысяч россиян зарегистрировались в качестве самозанятых

Путин предложил давать 450 тыс. рублей многодетным семьям с ипотекой

14:17

Путин предложил давать 450 тыс. рублей многодетным семьям с ипотекой

Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному собранию

13:26

Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному собранию

Глава Татарстана обсудил ход реализации совместных проектов с представителями Linde Engineering

12:00

Глава Татарстана обсудил ход реализации совместных проектов с представителями Linde Engineering

Осуждены десять человек за хищения с Казанского вертолетного завода

11:34

Осуждены десять человек за хищения с Казанского вертолетного завода

КАМАЗ планирует привлечь 2 млрд рублей инвестиций в индустриальный парк Пензенской области

11:00

КАМАЗ планирует привлечь 2 млрд рублей инвестиций в индустриальный парк Пензенской области

В Казани ищут подрядчика для ремонта стадиона в Юдино

10:40

В Казани ищут подрядчика для ремонта стадиона в Юдино

Ленара Музафарова покинула пост главы Кадастровой палаты по РТ

10:10

Ленара Музафарова покинула пост главы Кадастровой палаты по РТ

Республиканский фонд поддержки выплатил пострадавшим вкладчикам 500 млн рублей

09:45

Республиканский фонд поддержки выплатил пострадавшим вкладчикам 500 млн рублей

Проект строительства кольцевой железной дороги вокруг Казани оценили в 50 млрд рублей

09:19

Проект строительства кольцевой железной дороги вокруг Казани оценили в 50 млрд рублей

Минтранс разрешил использовать электронные посадочные талоны

19 Февраля

Минтранс разрешил использовать электронные посадочные талоны

Главбухом Центробанка назначена Ирина Грановская

19 Февраля

Главбухом Центробанка назначена Ирина Грановская

Минэкономразвития оценило ущерб от антироссийских ограничительных мер на конец минувшего года

19 Февраля

Минэкономразвития оценило ущерб от антироссийских ограничительных мер на конец минувшего года

Все события

Мероприятия

Все мероприятия

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Цифровизация производства, он-лайн торговля и «колхоз без колхозников»
    Министерство экономики РТ и Министерство промышленности и торговли РТ совместно подвели итоги 2018 года
  2. Татарстан привлекает инвестиции, но уступает регионам
    Наиболее активно в республику поступают инвестиции из Турции, США, Германии и Китая
  3. Встреча Клуба инвесторов Татарстана: в историческом здании о частной инициативе и новых инвесторах
    В столице Татарстана состоялось итоговое в этом году заседание Клуба инвесторов РТ – оно прошло в реконструированном здании бывшей Шамовской больницы, где благодаря турецким инвесторам открылся пятизвездочный…
Подписаться

Топ

  1. Пенсионный фонд России заранее сообщит россиянам размер будущих пенсий
    Глава Пенсионного фонда Антон Дроздов сообщил, что планируется оповещать тех, кому до выхода на пенсию…
  2. Дмитрий Медведев призвал изменить подход к оценке бедности
    Премьер-министр считает, что необходимо учитывать расходы человека, как это делают во всем мире
  3. Дмитрий Медведев заморозил тариф на вывоз мусора
    Премьер-министр России Дмитрий Медведев заморозил тарифы на вывоз мусора
  4. В Татарстане ожидается гололедица и метель
    Ночью и днем 17 февраля в Татарстане ожидается сильная гололедица и метель, сообщает Гидрометцентр РТ.…
  5. Татарстанцы весны дождутся к апрелю
    Синоптики рассказали, когда татарстанцам ждать весну

Интервью

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий

Ставки будут расти

Ставки будут расти

О проблемах земельного и жилищного рынка, а также о государственно-частном партнерстве нашему журналу рассказала спикер Гайдаровского экономического форума