Казань,24 Апреля, Среда $ 63.79 € 71.75
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Полис голода

Полис голода
Фото: Ната Смирнова

Новые нормы в законодательстве об ОСАГО ставят страховщиков на грань выживания. Страховые компании будут либо вовсе уходить с рынка, либо существенно сокращать продажи полисов. автовладельцев, желающих застраховаться, тоже ждут большие сложности, а то и вовсе возврат к практике разрешения дорожных конфликтов в стиле 1990-х

1 октября вступает в силу очередной пакет поправок в законодательство об ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), содержащий, в частности, норму об увеличении страховой суммы, в пределах которой страховщик возмещает вред, причиненный имуществу потерпевшего, со 120 тыс. рублей до 400 тыс. (с 1 апреля 2015 года — до 500 тыс. рублей с нынешних 160 тыс. возрастет лимит выплат за причинение вреда жизни и здоровью пострадавшим). Проект закона был подготовлен и вынесен на обсуждение Открытым правительством еще в августе 2012 года, а в декабре того же года внесен на рассмотрение в Госдуму. За прошедшее с тех пор время проблемы на страховом рынке лишь усугубились.

В итоге автовладельцы столкнулись с невозможностью купить полис ОСАГО в «чистом» виде. Пытаясь хоть как-то компенсировать убытки, страховщики последние минимум полгода продают «автогражданку» только с «нагрузкой», принуждая страхователя к заключению договоров на страхование жизни, имущества, здоровья, покупке пакета юридических услуг и т.п. Действия страховых компаний были встречены обществом с негодованием, в ситуацию вынужден был вмешаться даже премьерминистр Татарстана Ильдар Халиков.

Он собрал специальное совещание с руководителями районных и городских прокуратур, на котором силовикам было велено наказывать распоясавшихся страховщиков. А рядовых автовладельцев Халиков призвал сообщать о каждом случае вымогательства на портал правительства. Автор материала, которого проблема также коснулась, последовал совету премьера. И через пару недель ожидания получил официальный ответ от Национального банка РТ (Банк России является регулятором российского страхового рынка), в котором говорилось, что «…страховщик не вправе отказывать в заключении договора ОСАГО владельцу транспортного средства». Однако никаких обещаний предпринять меры воздействия на страховщиков регулятор не дал. Сегодня, спустя несколько месяцев, ситуация осталась неизменной: автовладельцы платят за ненужные им услуги, а страховщики сокращают свое присутствие в регионе.

Лимиты и тарифы

Последние два года стали самыми тяжелыми для страховщиков в части ОСАГО, об этом говорят сами участники рынка. По итогам полугодия выплаты страхователям сократись примерно на 21%, хотя сборы в Татарстане ощутимо выросли — с 1,9 млрд рублей в  первые шесть месяцев 2013-го до 2,1 млрд рублей в  январе-июне текущего года, то есть примерно на 13% (падение выплат объясняется прекращением применения в отношении ОСАГО нормы закона о защите прав потребителей, касающейся возможности получения страхователем компенсаций по всем событиям в рамках исковой давности, а не только по вновь свершившимся событиям). Страховщики отмечают среднерыночный тренд отсутствия прибыли по ОСАГО. «Убыточность данного вида страхования в Татарстане всегда была выше среднероссийской (она рассчитывается как соотношение состоявшихся убытков к заработанной премии — прим. ред.). В ее основе лежат не только сами выплаты, но и ряд обязательных для страховщиков платежей, включая расходы на ведение дела, отчисления в РСА и резервные фонды, в том числе для выплат при досрочном прекращении действия полиса, а также выплаты после окончания срока действия полиса ОСАГО», — говорит доцент кафедры денег и ценных бумаг КФУ, эксдиректор казанского филиала ЗАО СК «Мегарусс-Д» Дарья Алякина.

Понятно, что увеличение лимита страховых выплат вкупе с другими грядущими новшествами приблизит татарстанский страховой рынок к критическому порогу. Страховщики говорят, что компенсировать — хотя бы частично — убытки помогло бы пропорциональное увеличение базовых тарифов, которые, как и лимит выплат, не менялись с момента принятия закона об «автогражданке» (базовый тариф сегодня колеблется от 305 рублей для прицепов к тракторам до 3240 рублей  для грузовых автомобилей разрешенной массой от 16 тонн; для легковых автомобилей он составляет 1980 рублей). «Со времени принятия тарифов выросли цены на товары и услуги, на некоторые, в том числе, на бензин — кратно. Если сегодня приходится тратить на бензин в три раза больше, чем 11 лет назад, то почему в обществе не ведется столь же оживленной дискуссии на тему необоснованности постоянного повышения цен на топливо? — неоднократно задавался в своих интервью вопросом президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин. — Другой пример, еще более связанный со страхованием, — расходы на ремонт автомобиля: цена одного нормо-часа на автомобили ВАЗ (наиболее распространенные и, следовательно, наиболее часто ремонтируемые в нашей стране автомобили) выросла на 50%. То есть, на базовый тариф сегодня можно купить в три раза меньше бензина и осуществить вдвое меньше ремонта, чем в 2003 году, однако повышать его в правительстве считают политически и экономически нецелесообразным».

Дарья Алякина, в свою очередь, приводит следующие данные: «Даже если базовый тариф увеличить на 40%, то, по расчетам агентства «Эксперт РА», с введением новых лимитов совокупные убытки страховщиков по ОСАГО будут превышать 100%. И только при повышении тарифа на 60% ОСАГО начнет приносить страховщикам прибыль».

На наш взгляд, страховщики, мягко говоря, лукавят, когда сетуют на слишком низкие тарифы. Да, базовый тариф каким был в 2003 году, таким и остался. Однако к настоящему времени успел несколько раз поменяться региональный  коэффициент — с 1,3 до двух. Последний раз — в 2011 году, когда для Казани, как города с большим и дорогим автопарком и частыми ДТП, был введен максимальный территориальный коэффициент (вместе со столицей РТ в список наиболее «неблагополучных» городов попали Пермь, Челябинск, Сургут и Тюмень). Впрочем, даже нынешний территориальный коэффициент некоторые представители рынка считают заниженным. С 1 октября он вырастет еще на 15% — до 2,3. Кроме того, пусть и незначительно, но менялись «стажевый» и «возрастной» коэффициенты. С 1,7 до 1,8 вырос коэффициент по допуску к вождению автомобиля неограниченного круга лиц, а также понижающий коэффициент в системе «бонус-малус»: одна совершенная авария приводит к увеличению коэффициента с 1 до 1,55 при покупке полиса на следующий страховой период, два ДТП — уже до 2. Иными словами, «средний чек» при покупке полиса ОСАГО за 11 лет существования «автогражданки» вырос примерно в те же 2,5 раза.

Иные страховщики уверены, что базовый тариф надо не повышать, а просто делать его свободным, как в некоторых странах с гораздо более богатой историей страхования гражданской ответственности. И тогда рынок сам постепенно все расставит на свои места. «Государство не может и не должно заниматься страховыми тарифами, даже если это обязательное страхование, — поясняет директор филиала «ПСК Казань» страховой группы МСК, президент Союза страховщиков РТ Рустэм Сабиров. — ОСАГО должно быть в рынке точно так же, как КАСКО или любые другие виды страхования. Ведь на рынке КАСКО никто не позволит себе работать с большой рентабельностью, задирать тарифы и так далее, потому что цена полиса определяется высокой конкуренцией. Мне непонятно, чем в этом плане обязательное страхование отличается от добровольного».

Сильно умные

Представители страхового рынка предсказывают, что на новых лимитах по выплатам вырастет новое поколение мошенников и так называемых защитников прав потребителей. «Сегодня это — целый сегмент экономики, — говорит генеральный директор компании «КАСКО-Сервис» Азат Муртазин. — С кармана страховщиков кормится целая «плеяда» так называемых автоюристов, экспертов, оценщиков и даже представителей ГИБДД. Случаев, когда страховая премия составляла 120 тысяч рублей, а итоговая выплата, включающая всевозможные компенсации и неустойки, — все 200 тысяч, было сколько угодно. На руку всем этим людям работает и ставшая широко применимой в последнее время практика распространения на обязательное страхование автогражданской ответственности основных новелл Закона о защите прав потребителей, предусматривающих, в частности, существенные штрафы при нарушении сроков выплат».

Чтобы нагляднее проиллюстрировать масштаб явления, приведем несколько цифр. 40% всех затрат страховщиков по ОСАГО сегодня составляют выплаты юристам и иже с ними, а также компенсации судебных издержек и всевозможные штрафы и пени. Каждая четвертая выплата по ОСАГО выбивается через суд. 90% процентов всех выплат приходится на страхователей, которые за страховой премией идут не к своему страховщику, а по совету автоюриста — сразу к судье.

Нормы в обновленном законе, запрещающей обращаться к юристам за помощью в разрешении конфликтов со страховщиками, конечно, нет. Однако там четко прописывается обязанность автовладельца перед тем, как идти к юристу, попытаться получить выплату мирным путем. Маленькая радость представителей страхового рынка по этому поводу не меркнет даже на том фоне, что срок досудебного урегулирования разногласий между страховщиком и страхователем сократился с 30 до 20 календарных дней, включая праздники и выходные.

Еще одна норма, неизбежно влекущая за собой рост убытков страховых компаний, — снижение степени износа деталей и агрегатов, стоимость которых будет возмещаться в рамках действия полиса ОСАГО с 80% до 50%. Чтобы наглядно проиллюстрировать, чего это может стоить автовладельцам и страховщикам, Сабиров приводит следующий пример. «Допустим, человек за 100 тысяч покупает на рынке убитый «Мерседес». Потом он бьется, приходит в страховую компанию и требует заменить, допустим, испорченную дверь на новую, либо вернуть ему половину стоимости новой двери, которая оценивается примерно в такую же сумму, как его битый «Мерседес». Еще одна такая авария, и человек получает страховое возмещение, равное по объему стоимости всей его машины. Таким путем можно обновить если не автомобиль целиком, то кузов точно. Но если человек, образно выражаясь, раньше ездил на трехногой кобыле, с какой стати страховщик должен покупать ему здоровую лошадь?». Согласно экспертным оценкам, с учетом среднего возраста татарстанского автопарка (а он, заметим, относительно молод и дорог в сравнении с другими регионами страны), под 80-процентную планку износа попадала примерно половина автомобилей. Под 50-процентную подпадут все 70% регионального  автопарка. И эта цифра, вероятнее всего, будет расти: падение продаж новых автомобилей продолжается, по итогам года оно составит не менее 25%. С учетом экономического самочувствия населения, вызванного рецессией, дальше этот процесс будет лишь ускоряться.

Попадут под сокращение

Все собеседники, опрошенные «Экспертом-Татарстан», едины во мнении, что новые нормы законодательства приведут к «схлопыванию» рынка и уходу с него игроков — как малых, так и крупных. Что, к примеру, уже сделала входящая в ТОП-15 по объемам сборов по ОСАГО компания «Гута-Страхование», свернувшая свою работу. Стоит отметить, что «Гута» покинула рынок цивилизованным путем: просто перестала заключать новые договоры, продолжив, тем не менее, выплачивать страховые премии по ранее заключенным. ОСАО «Россия» (ТОП-20) повела себя куда менее порядочно, попросту «кинув» клиентов. В итоге, по данным отраслевого страхового портала insurinfo.ru, выплаты из гарантийных фондов Российского союза автостраховщиков по полисам «России» составили рекордную в истории ОСАГО сумму — более 2 млрд рублей.

Наконец, о постепенном сворачивании розничного бизнеса в России уже заявили старейшие страховые компании Европы, в том числе, «Альянс» и «Цюрих». «Мы уже были свидетелями похожего явления несколько лет назад, — поясняет Муртазин. — Правда, природа у него была несколько иная: компании, у которых, возможно, были одни и те же бенефициары, изначально не собирались расплачиваться по своим обязательствам перед клиентами, и, набрав определенную массу взносов, просто «сдулись». В их числе СК «Метрополис» и «Гранит», а в общей сложности их было около десятка. И за такое «кидалово» никто, по сути, не понес никакой ответственности — все обязательства по выплатам переходили к РСА». «Если не будут изменены тарифы и коэффициенты, качество урегулирования будет неизменно ухудшаться, и место добросовестных страховщиков постепенно станут занимать компании, не ориентированные на долгое присутствие на рынке», — соглашается Дарья Алякина.

Однако даже если компания останется на рынке ОСАГО, она, дабы не обанкротиться, будет вынуждена сокращать свою агентскую сеть и закрывать офисы. «Еще год назад в Зеленодольске работали порядка 40 страховых компаний, — рассказывает глава «ПСК-Казань. — К настоящему моменту в городе остались офисы всего четырех СК — заниматься благотворительностью никто не хочет. Страховщику проще закрыться, чем генерировать убытки. Так что нет никакой гарантии, что в городе с населением в 100 тысяч и автопарком не менее 20 тысяч автомобилей просто не будет возможности застраховаться».

Кстати, проблема может коснуться и крупных населенных пунктов. Подтверждением этих прогнозов служит недавнее решение компании «Ингосстрах» о переводе своего основного офиса из Казани в расположенное в 390 километрах от нее село Поповка Бавлинского района (справедливости ради отметим, что традиционно эта СК ориентируется на корпоративное страхование). Да, законодательство требует от страховщика, владеющего лицензией на продажу ОСАГО, наличия хотя бы одной точки продаж в регионе. Так что если кто привык страховаться в «Ингосстрахе» – добро пожаловать в Поповку!

Поправки в закон об ОСАГО полностью изменят сложившийся порядок взаимоотношений страхователя и страховщика.

Директор филиала ООО «Россгострах» в Республике Татарстан, Фарид Хамадеев

Полагаю, что к настоящему моменту многие страховые компании исчерпали страховые резервы, накопленные ими за первые пять-шесть лет действия закона об ОСАГО — убыточность по виду ОСАГО у многих страховщиков уже превысила стопроцентный порог. «Особый» путь развития российского рынка автострахования подтверждают недавние заявления крупнейших европейских страховщиков о том, что они сворачивают розничный бизнес в России.

К счастью, на рынке немало компаний, у которых довольно качественный и сбалансированный страховой портфель. Так, в нашем филиале сборы за полгода составили более 1,48 млрд рублей, при этом на долю ОСАГО приходится не более 25 процентов. Суммарная же доля автострахования в «Россгострахе» 52 процента, остальные 48 процентов — это низкоубыточные виды страхования. Однако на рынке немало компаний, чей портфель на 70, а то и все 80 процентов сформирован из автострахования (ОСАГО, ДСАГО и КАСКО). Думаю, у таких СК убыточность явно переваливает за 100 процентов.

Страхование КАСКО, будучи добровольным, позволяет страховым компаниям довольно оперативно менять тарифную политику и организацию выплат. Три года назад многие крупные страховщики столкнулись с проблемой запредельной убыточности (выше 100 процентов) по КАСКО, которая повлекла за собой заметное увеличение тарифных ставок. К настоящему времени этот ситуация выправилась благодаря введенной практике страхового возмещения не путем прямых выплат, а посредством направления пострадавшего автомобиля на ремонт в автосервис (к счастью, суды встали на сторону страховщиков, отказывая истцам в материальной выплате, если в договоре указано, что страховое возмещение производится посредством ремонта). Как только такая практика стала повсеместной, тарифы по КАСКО начали снижаться.

А ведь всего три года назад на этом поле «кормилось» несколько крупных мошеннических группировок. Представитель одной из них, к примеру, в течение года побывал в… 53 авариях, причем на одном и том же автомобиле. То есть, очередное ДТП он совершал каждую неделю! В итоге за год страховая компания выплатила ему порядка пяти-шести миллионов рублей — сумму, на которую можно было купить несколько новых машин.

Примеров, менее криминальных, но не менее показательных — масса. Однажды в полицию поступило заявление от «пострадавшего», который приехал на ночь в гости к другу, а поутру не обнаружил в своей дорогой иномарке… кожаных сидений, которые стоят чуть ли не 600 тысяч рублей. Или вот еще был случай: в страховую компанию за возмещением ущерба обратился владелец внедорожника, который «ехал вслед за грузовиком, из кузова которого сыпался щебень, который разбил ему все передние фары и фонари». Вот так — не капот, не бампер, а исключительно фары, каждая из которых у этой модификации иномарки стоит не меньше 70 тысяч рублей.

К сожалению, увеличение лимита страховых выплат по ОСАГО с большой долей вероятности приведет к оживлению мошеннической среды. Однажды мы уже были свидетелями подобного явления, когда желающие подзаработать использовали недоработки в законе и правоприменительной практике, касающейся ДСАГО. Схема была такая: автовладелец страхует свой, как правило, недорогой отечественный автомобиль по ОСАГО и ДСАГО, а через неделю после покупки полисов «происходит» авария Причем, как правило, с участием гораздо более дорогого автомобиля, с владельцем которого страхователь, естественно, в сговоре. Далее следовало обращение в СК о выплате по ОСАГО, а сразу же после принятия решения о выплате ОСАГО в суд поступал иск по ДСАГО на максимальную страховую сумму.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Польша сообщила об ухудшении качества российской нефти

09:45

Польша сообщила об ухудшении качества российской нефти

27 апреля во всех районах республики пройдет акция «Ден посадки леса»

23 Апреля

27 апреля во всех районах республики пройдет акция «Ден посадки леса»

Белоруссия планирует начать импорт альтернативной российской нефти

23 Апреля

Белоруссия планирует начать импорт альтернативной российской нефти

Россияне стремятся продать дачи из-за нового налога

23 Апреля

Россияне стремятся продать дачи из-за нового налога

Утверждены даты праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам

23 Апреля

Утверждены даты праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам

Проект ВМС Москва — Казань отложен, но не закрыт

23 Апреля

Проект ВМС Москва — Казань отложен, но не закрыт

Замминистра экономического развития РФ Оксана Тарасенко примет участии в пленарной сессии II Международного форума ParkI

23 Апреля

Замминистра экономического развития РФ Оксана Тарасенко примет участии в пленарной сессии II Международного форума ParkI

Минниханов провел заседание Инвестиционного совета Татарстана

23 Апреля

Минниханов провел заседание Инвестиционного совета Татарстана

На проведение WorldSkills 2019 Татарстану выделят 4,6 млрд рублей

23 Апреля

На проведение WorldSkills 2019 Татарстану выделят 4,6 млрд рублей

Цена нефти марки Brent закрепилась выше $74 за баррель

23 Апреля

Цена нефти марки Brent закрепилась выше $74 за баррель

Минэкономразвития РФ предсказал рост реальным доходам россиян

23 Апреля

Минэкономразвития РФ предсказал рост реальным доходам россиян

За 2018 год Счетная палата выявила нарушений на 772,7 млрд рублей

23 Апреля

За 2018 год Счетная палата выявила нарушений на 772,7 млрд рублей

С 23 апреля частично перекроют движение по улице Рахматуллина

23 Апреля

С 23 апреля частично перекроют движение по улице Рахматуллина

РЖД оборудует вагоны душевыми кабинами, холодильниками, кондиционерами и сейфами

23 Апреля

РЖД оборудует вагоны душевыми кабинами, холодильниками, кондиционерами и сейфами

Международный форум ParkI в Казани соберет российских и зарубежных участников

22 Апреля

Международный форум ParkI в Казани соберет российских и зарубежных участников

Все события

Мероприятия

Все мероприятия

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Второй Международный форум ParkI в Казани соберет гостей из 30 регионов России и 50 стран зарубежья
    Всё больше предприятий в России концентрируются в индустриальных парках, особых экономических зонах и территориях опережающего социально-экономического развития. В Татарстане промплощадки получили большое…
  2. «Инноскоп» – доступ к инновациям России
    Цифровая платформа Российского центра открытых инноваций «Инноскоп» является перспективным инструментом выстраивания коммуникации между участниками инновационного процесса
  3. Прошел V международный форум автомобилестроения РТ TIAF supported by Automechanika 2019
    С 26 по 28 февраля в Казани при поддержке ведущего международного выставочного бренда в области автозапчастей, компонентов и оборудования для автосервиса Automechanika, в пятый раз прошел Международный…
Подписаться

Топ

  1. Водителей предлагают разделить на любителей и профессионалов
    Вчера на официальном портале проектов нормативно-правовых актов были опубликованы поправки в федеральном…
  2. Минтруда прояснил, как татарстанцы отдыхают в мае
    На сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты опубликована информация, проясняющая, как…
  3. МСП Татарстана в 2019 году получит в поддержку более 2-х млрд рублей
    Министр экономики республики Татарстан Фарид Абдулганиев сообщил журналистам, что в текущем году на поддержку…
  4. В Казани предпенсионерам помогут найти работу
    Мэр Казани Ильсур Метшин на «Деловом понедельнике» в мэрии города сообщил, что предпенсионерам помогут…
  5. Белоруссия планирует начать импорт альтернативной российской нефти
    По заявлению Сергея Гриба, являющегося заместителем гендиректора по коммерческим вопросам Белорусской…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий