Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

КАЗ им. С.П. Горбунова: 10 тысяч шагов к Победе

КАЗ им. С.П. Горбунова: 10 тысяч шагов к Победе
Фото: Архив предприятия

Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова — филиал ПАО «Туполев» в годы Великой Отечественной войны выпускал для фронта пикирующие бомбардировщики Пе-2 и дальние бомбардировщики Пе-8. Каждые сутки предприятие отправляло в боевые части 10–12 пикировщиков, за годы войны их было выпущено более 10 тысяч.

Верой и правдой на протяжении всей Великой Отечественной войны служил самолет Пе-2 - двухмоторный многоцелевой пикирующий дневной фронтовой бомбардировщик. При взлетном весе 8500 кг он развивал горизонтальную скорость у земли 450 км/ч, а на высоте 5000 м - 540 км/ч. Его практический потолок превышал 9000 м, расчетная бомбовая нагрузка составляла 600–700 кг. По скорости самолета Пе-2 мало уступал истребителям и превосходил немецкие бомбардировщики Хейнкель-111 более чем на 100км/ч и Юнкерс-88 - на 75 км/ч. Это преимущество давало ему возможность активно действовать в светлое время суток и успешно отбивать воздушные атаки противника.

За годы войны в конструкцию Пе-2 были внесены десятки серьезных усовершенствований: поставлены форсированные двигатели М-105 ПФ, улучшена аэродинамика, отделка наружных поверхностей, установлено более мощное вооружение, усилена броня, повышена пожарная безопасность. В.М. Мясищев создал принципиально новый высотный скоростной бомбардировщик Пе-2И. Скорость этого самолета достигала 656 км/ч на высоте 5700 м и еще более возрастала при использовании реактивных ускорителей С.П. Королева.

Этот самолет стал основным бомбардировщиком наших ВВС, его роль в боевых действиях невозможно переоценить. Наши летчики любили «пешку» за высокие скоростные и маневренные качества, мощное вооружение и удивительную живучесть.

В преддверии войны задание на выпускаемые Казанским авиационным заводом самолеты Пе-8 и Пе-2 было увеличено в два и два с половиной раза соответственно. Новые задачи потребовали от завода экстренных мер и огромных усилий по наращиванию мощностей, дополнительному техническому оснащению производства, увеличению и подготовке кадров.

В первые месяцы войны полученный боевой опыт показал: пикирующим бомбардировщикам Пе-2 необходима усовершенствованная штурманская оборонительная установка. Немецкие истребители нащупали слабое место в защите кабины пикировщика, из-за чего увеличились потери экипажей и самолетов. У заводских конструкторов возникла мысль разработать спецустановку под пулемет Березина и установить ее, не изменяя конструкцию самолета, в кабину летчика, но «в руки» штурмана. Конструкторы П.А. Чугунов и Л.Л. Селяков разработали макет стрелковой установки «Фронт требует» в опытном цехе. Чертежи опытного образца поручили выполнить бригаде Селякова в течение трех дней. После проведенных наземных испытаний стрелковой установки «ФТ» опытный образец был установлен в кабине летчика самолета и подвергся летному испытанию, которое прошло успешно. Завод приступил к серийному выпуску стрелковых установок «ФТ», и ими стали оборудовать все самолеты Пе-2, уходящие на фронт.

 С Казанью была связана деятельность выдающихся конструкторов ракетно-космической техники - академиков С. П. Королева и В. П. Глушко. Они занимались экспериментами по увеличению скорости самолета путем установки на него реактивного двигателя. 1 октября 1943 самолет Пе-2 с установленным жидкостным реактивным ускорителем РД-1 успешно испытал заводской летчик А.Г. Васильченко (в последующем Герой Советского Союза). За разработку и испытание реактивных ускорителей в 1945 году С.П. Королев был награжден своим первым орденом - «Знак Почета».

В годы войны на заводе родилось множество патриотических починов и инициатив. Небывалый размах приобрело и стахановское движение. Особенно памятной была предмайская стахановская вахта 1942 года.

Бригада имени Зои Космодемьянской была одной из комсомольско-молодежных бригад, бравших на себя повышенные обязательства и настойчиво боровшихся за их выполнение. И в том, что завод завоевал первое место среди промышленных предприятий Казани и переходящее Красное Знамя горкома ВЛКСМ, была заслуга, в первую очередь, этих бригад.

Уже к концу 1942 года на авиазаводе было около 50 комсомольско-молодежных бригад. Более тысячи рабочих выполняли сменные задания на 200 и более процентов. Сборщики-клепальщики А. Бульший, Г. Галимов, И. Марченко, М. Малышев, слесарь-сборщик М. Шагапов, жестянщики М. Сенько, М. Гатауллин и многие другие выполняли даже по пять-шесть сменных заданий в день.

Приказом директора завода с 1 марта 1942 года была введена книжка «стахановца-двухсотника». Ее получили свыше четырех тысяч человек.

Страна высоко оценила героический труд коллектива завода в годы войны. За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 года Казанский авиационный завод № 22 им. С.П. Горбунова был награжден орденом Красного Знамени. На вечное хранение заводу было передано переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР.

 7 мая 1970 года, в канун 25-летия Победы советского народа над гитлеровской Германией, коллектив завода открыл на призаводской территории памятник заводчанам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. Обелиск был сооружен руками заводчан и на их средства. А 2009 году была проведена реконструкция монумента. 231 имя значилось тогда на мраморных плитах памятника. Сегодня, благодаря проведенной поисковой работе сотрудников предприятия, список этих имен увеличился до 254.

Ежегодно в канун Дня Победы у этого обелиска собираются авиастроители, ветераны войны и труженики тыла, чтобы произнести слова благодарности и почтения тем, кто ковал Великую Победу.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий