Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Куда катится автомобильный рынок в Татарстане?

Куда катится автомобильный рынок в Татарстане?
Фото: inkazan.ru

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых автомобилей в России в первом квартале 2015 года упали на 36,3%, составив 383,7 тысячи экземпляров. Этот процесс выбивает из колеи не только дилеров, но и производителей. С рынка уходят достаточно популярные у татарстанцев марки Opel и Chevrolet. Кто следующий, и сможет ли автомобильный рынок вернуть потерянные позиции?

Нарастающий кризис в сфере продаж автомобилей сейчас не обсуждает только ленивый – и это при том, что 2014 год многие татарстанские дилеры признавали успешным. По словам председателя совета директоров ГК «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева, его компании, несмотря на снижение продаж во втором и третьем кварталах, удалось завершить год с небольшим, но все же ростом - 3 процента (было продано 59 546 новых автомобилей и 9 254 авто с пробегом). Направление «трейд-ин» показало рост более чем в два раза - 111%. Безусловно, в ажиотажном спросе на автомобили в четвертом квартале прошлого года свою роль сыграли падение курса рубля и инфляционные ожидания. Затем цены «догнали» взлетевший курс доллара, и за первый квартал 2015-го рынок просел почти на 40%.

 

Потеряли даже лидеры

Выживать в сложившихся условиях получается далеко не у всех; даже признанные лидеры российского авторынка заметно упали по продажам. По данным АЕБ, спросом продолжают пользоваться отечественные автомобили. На первом месте остается Lada, продажи которой сократились в марте на 26% по сравнению с мартом прошлого года (до 27,4 тыс. машин). Парадоксально, но падение продаж более чем на четверть не помешало компании увеличить свою долю на рынке до 20%. Продажи Hyundai почти вдвое меньше автовазовских - 13,9 тыс. за март (минус 15%, доля рынка выросла на 3,2 процентных пункта). Третью строчку занимает Kia с результатом 12,1 тыс. машин в марте. Рыночная доля компании также увеличилась - на 1,4 процентного пункта. На четвертом месте Toyota - 9,7 тыс. машин, минус 34%, рост доли рынка 0,9%. Замыкает пятерку лидеров продаж Renault. За март в России было продано 9,5 тыс. машин этой французской марки, падение составило 43% - что соответствует рыночному тренду.

Кризис начался еще в 2014 году, из-за него продажи легковых автомобилей и LCV в России сократились на 10,3% - до 2,49 млн единиц. По словам вице-президента Российской ассоциации автомобильных дилеров Олега Моисеева,при такой тяжелой ситуации на автомобильном рынке могут закрыться более 1000 дилеров, около 100 тысяч человек останутся без работы. «Рынок уверенно идет к падению до -50%, - заключает он. - Апрель и май будут самыми тяжелыми. Дальше все будет зависеть от макроэкономики».

В Татарстане в текущем году обстановка на автомобильном рынке будет еще хуже, чем в 2014-м - такого мнения придерживаются специалисты аналитического агентства «Автостат». По их данным, спрос на новые машины в республике снизился более чем на 14%. При этом регион смог войти в топ-10 по числу покупок новых авто. Это еще один парадокс: в целом российский автомобильный рынок упал на 11,9% к прошлому году, снижение спроса по РТ составило 14,3%, но это не помешало республике занять четвертое место по продажам новых авто. Всего с начала года было продано 76,9 тысяч автомобилей.

Эксперты в ближайшее время не ожидают перелома в ситуации. При благоприятном развитии событий татарстанский рынок продолжит снижение, которое не превысит 5%. Пессимистичный же сценарий предполагает снижение до 15%. Все будет зависеть от внешнеполитической ситуации, цен на нефть и колебаний бивалютной корзины. При этом российские эксперты прогнозируют 30-50 процентное падение рынка.

На местном уровне участники авторынка от прогнозов по развитию отрасли в 2015 году предпочли воздержаться. Тем не менее, часть из них настроена весьма оптимистично и рассчитывает на снижение рынка в размере 5-7%, считая, что доступность кредитов не позволит ему обвалиться окончательно.

 

Производители пострадали больше всех

Наиболее болезненный удар кризис нанес по производителям авто: после резкого падения рубля им пришлось ощутимо поднять цены, что не замедлило сказаться на сбыте. Как следствие, еще в середине марта стало известно, что руководство General Motors в середине текущего года законсервирует завод GM Auto в Санкт-Петербурге. Также американский автопроизводитель объявил об уходе с российского рынка бренда Opel и большей части моделей Chevrolet. Кроме того, в компании заявили о прекращении в 2015 году контрактной сборки автомобилей на ГАЗе в Нижнем Новгороде. Позже концерн анонсировал распродажу автомобилей Opel с беспрецедентными скидками (до 30-40%). Многих татарстанцев волнует вопрос сервисного обслуживания этих автомобилей - на дорогах республики их немало. «У дилеров GM полный набор инструментов, в том числе и программных, для обслуживания машин, - говорит коммерческий директор татарстанского журнала «Автоклуб» Вадим Садыков. - В это вложены деньги, которые американцы на ветер не бросают. Текущие дилеры этих марок автомобилей еще долго будут обслуживать продукцию GM. Просто процент таких машин от общего числа сервисных работ будет с каждым годом уменьшаться у всех игроков рынка».

Вполне вероятно, что вслед за GM деятельность на российском рынке приостановят и другие компании - уже ходят слухи о прекращении поставок машин в Россию такими концернами, как Ssang Yong и FIAT, поговаривают о возможном уходе и некоторых японских компаний, чьи продажи за март рухнули на 80-90%.

Большие убытки по всей России, включая Татарстан, также несет Ford. Ford Sollers локализовал в России производства в Волжске, Елабуге, а в 2014 году и в Набережных Челнах стоимостью 900 млн долларов – именно судьба последнего решалась во время девальвации. «Их штаб-квартира дольше других думала, поскольку ситуация особенная: или закрывать новый завод, как это сделал Opel, или еще побороться за долю рынка по примеру конкурентов, которые давят скидками, - рассказывает Вадим Садыков. - А выжить будет трудно: май по спросу ожидается еще хуже. Получается, что рынок сейчас отдает часть того, что заработал на ажиотажном спросе». Впрочем, Ford еще в прошлом году снизил продажи в России на 38% - до 65,9 тыс. машин. В январе продажи упали еще более чем наполовину.

Московский автозавод Renault в феврале также приостановил выпуск машин. Основная причина - неполная загрузка из-за продолжающегося падения рынка и перенос в 2014 году производства части моделей на АвтоВАЗ.

Специалисты не исключают, что в этом году автопроизводителям придется и дальше сокращать производства. На заводах вновь предстоят простои, сокращение смен и рабочей недели. Хотя массовых увольнений удастся избежать, поскольку оптимизацию персонала провели практически везде еще в прошлом году.

Согласно данным Автостата, лишь сегмент автомобилей премиум-класса не понес потерь в ходе текущего кризиса. Lexus, Mercedes и BMW показали прирост продаж, а Porsche и вовсе сделал скачок на 120% по сравнению с 2014 годом. По словам специалистов, это закономерное явление. «Как всегда в кризис, хорошо раскупаются дорогие модели люксовых брендов, - говорит Вадим Садыков. - Более дешевые модели в основном покупают в кредит, а так как процентную ставку подняли до небес, сделав ее буквально запретительной, их продажи упали. В свою очередь, состоятельные клиенты решили инвестировать свои деньги в дорогие автомобили».

 

Кредит рынок не вывезет

Понятно, что без нормализации сферы автокредитования рынок своих потерь не отыграет. При этом предсказать здесь что-либо трудно даже экспертам.

«Делать долгосрочные прогнозы в нынешних условиях сложно, - констатирует Вячеслав Зубарев. - В 2014 году доля проданных в кредит автомобилей составила почти 40 процентов. Количество одобренных кредитов начало снижаться с осени. Сначала банки стали более придирчиво относиться к заемщикам, а в декабре многие из них подняли процентные ставки. У некоторых ставки по автокредитам выросли почти в два раза. Падение количества проданных в кредит автомобилей к концу года составило 40 процентов по сравнению с декабрем 2013 года. Сейчас продолжается дальнейшее снижение кредитования. В январе 2015-го доля проданных в кредит автомобилей составила только 19 процентов».

При сохранении нынешнего положения дел будущее автокредитования представляется экспертам довольно мрачным. Банкиры Татарстана также настроены скептически. «Мы ожидаем дальнейшего снижения спроса на автокредиты, - говорит исполняющий обязанности управляющего банка ВТБ24 в Татарстане Александр Михалицын. - Это вызвано в первую очередь ростом ставок, а также реальным снижением доходов населения». «Массированного возобновления рынка в 2015 году ждать не стоит, - считает управляющая операционного офиса «ИнвестКапиталБанка» в Казани Элла Богданова. - В краткосрочной перспективе рынок автокредитования не восстановится. Вследствие этого мы прогнозируем увеличение интереса клиентов к кредитам на поддержанные автомобили, а также на недорогие отечественные авто».

Итак, с российского рынка ушли Chevrolet и Opel, серьезные проблемы у Ford и еще у ряда брендов... кто будет следующим? По словам Вадима Садыкова, нелегкие времена на российском рынке предстоит испытать японским автомобилям, цены на которые также ощутимо выросли. Если в течение ближайшего полугодия уровень продаж сильно упадет, то некоторые из брендов или уйдут полностью, или сократят число дилеров.

 

Китайцы переходят в наступление

Однако свято место пусто не бывает и на авторынке. Освобождающиеся ниши, очевидно, займут более живучие его игроки – в первую очередь китайский автопром, продукция которого в последние годы уже не вызывает былых насмешек и нареканий по качеству. А главное преимущество всевозможных «китайцев» никуда не делось - цена продукта по-прежнему более чем приемлемая. «После кризиса 2008 года китайские авто практически исчезли из продажи, теперь же объемы их продаж будут расти, - отмечает Вадим Садыков. - Дело в том, что до 2008 года к нам шла «первая волна»: с вонючим пластиком, тонким «железом», малой надежностью и проблемами с обслуживанием и запчастями. Наверное, единственным исключением был GreatWall Hover. Сейчас ситуация иная. Китайские авто в целом не хуже любой другой бюджетной машины, а цены на них существенно ниже, чем на прочие иномарки. Правда, двигатели тут в основном морально устаревшие, но и в этом есть плюс – они надежнее современных. Так что продажи «китайцев» будут только расти».

Кто сможет составить конкуренцию китайскому автопрому в новых условиях? «Наверное, лучше всего будут продаваться недорогие Kia и Hyundai, - отмечает Садыков. - Также стоит ожидать дальнейшего роста продаж Datsun on-Do и Datsun mi-Do, выпускаемых Автовазом (в «девичестве» «Гранта» и «Калина»). Волжский автозавод действительно серьезно доработал исходные машины, ходовые качества и надежность здесь гораздо выше, чем у Lada. Если их поддержать рекламой, то продажи могут расти быстро. Постепенно некоторые наработки Datsun применяются и в производстве Lada, а значит, качество и привлекательность последней увеличатся». Большие надежды ведущий российский автопроизводитель возлагает также на старт продаж нового седана Vesta и кроссовера Xray, который запланирован на начало 2016 года.

Государство нам поможет

В общем, авторынок в России переживает непростые и противоречивые времена. Дилеры, в том числе татарстанские, в этой ситуации традиционно уповают на государство. Так, вице-президент по развитию ГК «КАН АВТО» Сергей Чернов уверен, восстановление автомобильного рынка напрямую зависит «не только от политики и решений банков, но и от желания (или нежелания) государства поддержать автомобильный рынок».

И государство, в общем-то, не подвело. Минпромторг РФ в 2015 году запустил сразу две программы поддержки отечественного авторынка (в первую очередь – автопрома), которые, по замыслу, должны помочь вернуть его на докризисный уровень. Они касаются двух направлений: льготного автокредитования и льготного лизинга, и являются дополнением к хорошо зарекомендовавшей себя в прошлом году программе обновления парка автомобилей, которая будет действовать и в 2015 году. В прошлом году она позволила дополнительно продать более 188 тысяч машин.

Эти программы распространяются на транспортные средства, произведенные в 2015 году. Согласно условиям первой, при внесении заемщиком предоплаты за приобретаемый в кредит автомобиль в размере не менее 20% его стоимости, ставка по кредиту будет снижена на субсидируемую государством сумму в размере 2/3 ключевой ставки ЦБ, действующей на дату заключения кредитного договора. Тогда для покупателя обслуживание взятых сегодня в кредит денежных средств не превысит 15% годовых. И это не все меры поддержки сектора, на которые пошли власти. В этом году только программа утилизации позволила дополнительно реализовать в первом квартале порядка 40 тысяч автомобилей. 

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий