Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Газомоторные коридоры соединят Европу и Азию

Газомоторные коридоры соединят  Европу и Азию
Фото: Газпром газомоторное топливо

Исторически транспортный сектор играет значимую роль в экономике нашей страны. Его доля в ВВП России составляет в последние годы около 5% и в перспективе может достичь 11­-12%. Модернизация транспортного комплекса напрямую связана с развитием новых сегментов

Наиболее перспективным на сегодняшний день считается рынок газомоторного топлива. Генеральный директор специализированной компании «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев рассказал об инфраструктурных проектах, направленных на расширение применения природного газа на транспорте.

— Михаил Владимирович, как вы оцениваете современный рынок газомоторного топлива России?

— Сегодня это один из самых быстрорастущих рынков. Ежегодно потребление природного газа в качестве моторного топлива увеличивается на 5–8 процентов. На государственном уровне принято Распоряжение Правительства о переводе на газ пассажирского и дорожно­коммунального транспорта, выделяются федеральные субсидии на закупку газомоторной техники. «Газпром» ведет работу по расширению применения сжатого и сжиженного природного газа (СПГ) в качестве моторного топлива. Создана специализированная компания «Газпром газомоторное топливо», которой присвоен статус единого оператора. Задача компании — комплексное развитие рынка газомоторного топлива Российской Федерации и, в первую очередь, создание газомоторной инфраструктуры.

— Каков потенциал потребления сжиженного и сжатого природного газа в качестве моторного топлива?

— Согласно концепции развития газомоторного бизнеса, разработанной в компании «Газпром газомоторное топливо», прогнозируемый объем реализации компримированного природного газа в качестве моторного топлива к 2020 году может достигнуть 10,4 млрд м3 в год, сжиженного природного газа — 3,8 млн тонн в год. В качестве ключевых сегментов потребления компримированного природного газа рассматривается пассажирский, общественный, легковой коммерческий транспорт и коммунальная техника. Для сжиженного природного газа — это магистральный автотранспорт, тяжелая карьерная, сельскохозяйственная техника, речные и морские суда, железнодорожные локомотивы.

— Какая работа уже проделана компанией для развития рынка газомоторного топлива?

— Проведена комплексная работа, результаты которой станут основой для дальнейшего развития рынка газомоторного топлива. В первую очередь, проанализирован потенциал 85 субъектов России и определены пилотные регионы для строительства газомоторной инфраструктуры. В их числе Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Свердловская область, Москва, Московская область, Санкт­Петербург, Ленинградская область. Подписаны соглашения о взаимодействии с 35 регионами, в которых созданы рабочие группы для разработки программ и планов по переводу транспорта на природный газ. Следующим шагом стала актуализация нормативно­правовой базы, регулирующей рынок газомоторного топлива. Прежде всего прорабатывались нормы и правила, регламентирующие строительство и эксплуатацию объектов газомоторной инфраструктуры. Для этого в федеральные ведомства направлены предложения по совершенствованию отраслевого законодательства. В 2014 году удалось привести в соответствие с сегодняшними реалиями санитарные нормы и правила, нормы пожарной и промышленной безопасности, для того чтобы оптимизировать размещение объектов газозаправочной инфраструктуры. Подготовлены предложения по внесению изменений в Земельный кодекс. Они касаются механизмов упрощенного выделения земельных участков под строительство АГНКС. На рассмотрении находится постановление о снятии государственного регулирования стоимости природного газа в качестве моторного топлива. Главная цель проводимой работы — обеспечение ускоренного строительства и ввода в эксплуатацию объектов газомоторной инфраструктуры. Кроме того мы взаимодействуем с производителями, что позволило расширить ассортимент техники, работающей на природном газе, и обеспечить новые газомоторные объекты современным оборудованием.

— Что является залогом успеха дальнейшего развития рынка?

— Ключевым фактором распространения природного газа в качестве моторного топлива является расширение инфраструктуры. В регионах России ведется работа по расширению сбытовой сети для реализации компримированного природного газа: проектируются и строятся газозаправочные станции (АГНКС). Помимо этого в компании прорабатываются проекты по созданию производственно-­сбытовой инфраструктуры для применения сжиженного природного газа в качестве моторного топлива. Компания по поручению ОАО «Газпром» назначена агентом по реализации проектов малотоннажного производства СПГ на газораспределительных станциях и АГНКС. Создание технологической цепочки «производство — транспортировка — потребление» СПГ на транспорте рассматривается в комплексе. Прежде всего, мы руководствуемся регио­нальным принципом, оценивая потенциал всего субъекта и смежных регионов. При планировании сбытовой сети отталкиваемся от существующих и перспективных транспортных коридоров. Результатом этой работы должно стать создание единой федеральной газозаправочной сети в части КПГ, соответственно, инфраструктура СПГ станет основой для создания международных газомоторных коридоров, связывающих Европу и Азию, Балтику и Черное море.

— В каком регионе будет реализован подобный комплексный подход?

— Первым пилотным регионом станет Татарстан. Соглашение о сотрудничестве между Правительством республики, ОАО «Газпром» и ООО «Газпром газомоторное топливо» подписано в июне 2013 года. В апреле 2014 года подписан План­график синхронизации работ по строительству газомоторной инфраструктуры и приобретению газомоторного транспорта. Инвестиционной программой ООО «Газпром газомоторное топливо» на 2015 год предусмотрено строительство трех новых АГНКС в городах Нижнекамск, Зеленодольск и Бугульма, реконструкция АГНКС в городе Набережные Челны. Кроме этого, в Татарстане подписан План мероприятий по реализации проекта по созданию производственно­сбытовой инфраструктуры СПГ/КПГ. В регионе планируется строительство комплекса по сжижению природного газа и сети КриоАЗС, которая позволит обеспечить заправку транспортных средств и спецтехники как сжиженным природным газом, так и регазифицированным компримированным природным газом. На территории региона располагаются федеральные трассы М5 и М7, соединяющие центральную часть России и Поволжье. Кроме того, в автопарке Татарстана зарегистрировано больше одного миллиона транспортных средств, из которых 134 тысячи составляют грузовые автомобили и автобусы. Потенциальным транспортом для перевода на природный газ является более 32 тысяч единиц техники, эксплуатируемой в жилищно­коммунальном и сельском хозяйстве, строительной, дорожной, нефтегазовой отрасли. Опыт, полученный по итогам реализации пилотного проекта в Татарстане, можно будет применить при создании аналогичных инфраструктурных проектов на территории других регионов РФ.

— Какие регионы рассматриваются для последующего размещения производственно-­сбытовой сети для сжиженного природного газа?

— В качестве потенциальных регионов для развития производственно-­сбытовой инфраструктуры СПГ компания также рассматривает Москву и Московскую область, Калининградскую область и Краснодарский край. В Калининграде уже работает комплекс по сжижению природного газа производительностью 21тыс. тонн СПГ в год. В перспективе он может стать базовым активом пилотного проекта по переводу транспорта на природный газ, что позволит в кратчайшие сроки организовать производственно-сбытовую сеть СПГ/КПГ заправок в регионе. Еще один объект производства СПГ планируется разместить на «Московском газоперерабатывающем заводе» в качестве ключевого звена регио­нальной производственно­-сбытовой инфраструктуры СПГ/КПГ, а также для обеспечения заправки магистрального транспорта в коридоре Москва — Санкт­Петербург. Также на базе завода возможно создание опытно­-промышленной площадки по отработке отечественных технологий и подготовке кадров для создаваемой в стране инфраструктуры. Предполагается, что это позволит нарастить научно­исследовательские компетенции в сфере производства СПГ. В Краснодарском крае планируется строительство комплексной производственно-­сбытовой сети, так как край интересен тем, что по территории региона проходит маршрут федерального транспортного коридора «Москва — Новороссийск», перспективный с точки зрения реализации дополнительных объемов природного газа в качестве моторного топлива для грузового и пассажирского магистрального транспорта. На сегодняшний день на Краснодарский и Ставропольский край приходится около 19 процентов реализации компримированного природного газа в качестве моторного топлива. Дальнейшее расширение потребления возможно путем создания объектов на основе технологий использования сжиженного природного газа.

— Когда планируется приступить к реализации проектов по малотоннажному СПГ?

— Работа начнется уже в этом году. Первым этапом станет определение эффективных технологий и потенциалов производства, мест расположения заправочных СПГ/КПГ комплексов. Результаты анализа будут представлены в технико-­экономических обоснованиях развития регио­нальных топливных инфраструктур, а также проектов развития федеральных транспортных коридоров. Опыт предприятий Группы Газпром показал, что оптимальными вариантами организации малотоннажного производства СПГ являются создание КСПГ на базе ГРС, на базе существующих АГНКС, а также строительство автономных комплексов со стопроцентным ожижением. При этом каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. Мы как агент по реализации проектов в сфере СПГ определим оптимальный формат организации производственной инфраструктуры для каждого конкретного региона, исходя из аналитических данных, полученных нами при оценке регио­нальных рынков газомоторного топлива.

Материал размещен на правах рекламы

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий