Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Маршрут страховки

Маршрут страховки
Фото: AVTOIPRAVO.RU

Возможно ли реанимировать рынок моторного страхования

До определенного времени ситуация на относительно молодом страховом рынке оставалась практически неизменной — государство позволяло ему развиваться самостоятельно, лишь обозначив основные аспекты рыночных отношений и возложив при этом контролирующую функцию на министерство финансов (в настоящее время регулятором страхового рынка является Центробанк). Однако подобная схема оказалась не очень эффективной, и рядом с добропорядочными страховщиками на рынке появлялись и исчезали компании-однодневки, основной целью которых был сбор средств, а не выполнение взятых на себя обязательств. К тому же, сохраняющиеся более десяти лет тарифы в моторном страховании при растущих ценах на ремонт и запчасти заставляли даже страховщиков «с именем» искать возможности для усложнения получения страхователем выплат. В том числе занижая величину выплат или отправляя, к примеру, потребителей добиваться справедливости через суд и попутно выписывая направление на ремонт в «серый» сервис.

Все эти факторы способствовали росту напряжения между страховщиками и потребителями услуг страхового рынка, что привело в итоге к изменениям в законодательстве, затронувшим обе стороны баррикад. За последние несколько лет на рынке появились новые, в том числе обязательные страховые продукты (например, обязательное страхование автоперевозчиков и обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта), вместе с изменением тарифной сетки по автострахованию были расширены лимиты выплат по ОСАГО. Органы надзора, регулировавшие отдельные сегменты рынка, были заменены мегарегулятором, а закон о защите прав потребителей распространился в том числе и на страховые взаимоотношения. Для потребителя страховых услуг все эти перемены несомненно к лучшему. Однако, оглядываясь на прошедший 2014 год, в котором эти и ранее принятые законопроекты активно внедрялись и применялись, можно сделать уверенный вывод: ситуация на страховом рынке остается по-прежнему напряженной и неоднозначной.

ОСАГО: запрограммированная убыточность

Во времена стремительного роста автомобилизации (2006–2007 гг.) моторное страхование, будучи мощнейшим драйвером страхового рынка, представляло собой весьма ценный актив в портфеле практически любой страховой компании. Сейчас же ситуация прямо противоположная. Страховщики ищут способы избежать страховать ОСАГО, и даже крупные штрафы, накладываемые за это антимонопольным комитетом, не помогают. Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», среднерыночный коэффициент убыточности по ОСАГО достиг 100% еще в 2013 году, а в 23 регионах России и вовсе превысил величину в 120%. Первые семь месяцев 2014 года показали, что сумма средней выплаты по ОСАГО в РФ выросла на 23% и достигла 33 тыс. рублей. Официальные итоги 2014-го еще не подведены, но, согласно прогнозам аналитиков «Эксперт РА», убыточность по моторному страхованию (КАСКО +ОСАГО) за 2014 год может составить от 108 до 138%.

Генеральный директор «Эксперт РА» Павел Самиев уверен, что в 2015 году ситуация не изменится: «Лидеры страхового рынка, фиксируя постоянные убытки, будут сворачивать свою деятельность в наиболее убыточных регионах, «уступая» рынок компаниям-однодневкам». Напомним, тарифы и коэффициенты ОСАГО выросли в среднем всего на 30%, а вот лимиты выплат изменились куда более существенно — со 120 до 400 тыс. руб-лей. К тому же, с 80 до 50% была сокращена предельная величина износа автомобиля, и это даже учитывая тот факт, что средний возраст автомобилей в РФ немал и составляет 12 лет (в Татарстане — чуть более восьми лет). Недовольства и паники в ряды страховщиков добавило и ослабление нацио-нальной валюты, поэтому дефицит бюджета компаний, работающих в секторе моторного страхования, только усилился. «При такой высокой убыточности невозможно работать даже на имидж», — продолжает Самиев.

Представители рынка уверены — для стабилизации ситуации в секторе моторного страхования необходимо дополнительно увеличить тарифы по ОСАГО. По мнению экс-главы Российского союза автостраховащиков Павла Бунина, «актуальная потребность в увеличении действующих тарифов в ОСАГО составляет от 56,7 до 65%, а ближайшую тарификацию с увеличением на 21–28% в связи, в том числе, с повышением лимита выплат по «жизни» до 500 тысяч руб-лей необходимо делать уже в апреле этого года. По мнению Бунина, принятие поправочных коэффициентов с ежегодным узаконенным их пересмотром как раз и позволит сектору моторного страхования вернуть если не лидирующие, то хотя бы безубыточные позиции.

По расчетным данным «Эксперт РА», для стабилизации ситуации на рынке необходимо пересмотреть регио-нальные коэффициенты по ОСАГО в 63 регионах России. Исследования показали, что самая высокая убыточность по ОСАГО наблюдается в Камчатском крае, Амурской, Ульяновской и Мурманской областях. Cущественный рост регио-нальных коэффициентов, по мнению аналитиков агентства, необходим еще в шести регионах — в Ивановской, Челябинской и Волгоградской областях, а также в республике Чувашия, Мордовии и Адыгее. Незначительное повышение коэффициентов потребуется в Москве, а также в Тюменской и Новосибирской областях.

Клиент всегда прав?

Впрочем, у «ЭТ» есть основания полагать, что и этого будет недостаточно: согласно результатам опроса страховых компаний, проведенного «Эксперт РА», наиболее существенной угрозой для развития российского страхового рынка большая часть опрошенных (32%) считает «работу автоюристов».

Условия для развития «быстрого» страхового рынка, желание ряда компаний сэкономить на выплатах клиентам, распространение новелл закона о защите прав потребителей на услуги страхования — все это создало предпосылки для формирования нового, стремительного развивающегося рынка юристов-посредников, работающих за определенный процент и предоставляющих интересы страхователей в суде.

 Билборды, баннеры в интернете, раздача листовок в пробках и на оживленных перекрестках — вся это реклама формировала и продолжает формировать основной посыл для автовладельцев: если случилось ДТП, сразу обратитесь к нам, к юристам, и мы «заставим страховую компанию платить». Неудивительно, что поток пострадавших в ДТП водителей, выбравших «юридическую поддержку» за комиссионные, только рос. При этом суммы комиссионных за посреднические услуги в ряде случаев были несоизмеримы с объемами самих услуг, и потребителю после получения «выбитых» с помощью посредника денег на качественный ремонт выплат хватало далеко не всегда. При этом практика переуступки прав требования по ДТП от пострадавшей стороны к юридическим компаниям позволяла последним с помощью инструмента штрафных санкций, а порой и мошеннических схем, получать со страховых компаний суммы, в разы превышающие величину полученного ущерба. А доля вознаграждений юристам в общем объеме выплат по страховым случаям, по данным президента Союза страховщиков РТ Рустэма Сабирова, может достигать 40%. Само собой, деньги эти до потребителя страховых услуг не доходили, а оседали в кошельках посредников в виде платы за юридическую помощь.

Не последнюю роль в формировании этой тенденции, которую некоторые представители страховых компаний открыто называют мошеннической, сыграл в принципе низкий уровень доверия населения к страховым компаниям. И в этом есть «заслуга» самих страховщиков: их тотальное стремление экономить на выплатах привело к формированию у потребителей устойчивого понимания того, что «мало лучше, чем ничего». К тому же продолжает сказываться и влияние наследия стихийного рынка «нулевых», когда приобретенный у фирмы-однодневки полис при наступлении страхового случая оказывался просто бумажкой, и искать справедливость (не всегда находя) приходилось в суде.

«Явление под названием «автоюристы» — это следствие накопившегося комплекса проблем страхового рынка. Страховые компании сами спровоцировали такую ситуацию, и обвинять в этом только клиентов, юристов и судебные органы некорректно, — продолжает Самиев. — Более того, старт волне юридической помощи клиентам инициировали сами же страховые компании, необоснованно отказывая клиентам в выплатах и тем самым создавая основу для работы юристов по разным страховым событиям. На первом этапе этой «волны» юристы действительно реально помогали получить компенсацию от страховой компании. И это было никакое не мошенничество, а реальная помощь без подлогов и нарушений. Однако в дальнейшем ситуация стала развиваться по сценарию, в соответствии с которым большая часть судебных разбирательств по страхованию проводилась по мошеннической схеме, с присутствием элементов сговора с судьями и иными причастными лицами. Что касается «вклада» в убыточность самих страховых компаний, то, думаю, он составляет примерно 5–10 процентов от суммы всех выплат, осуществленных ими, и связан именно с мошенниками и «автоюристами». Это видно как раз по тем случаям, где такие выплаты абсолютно необоснованны», — заключает глава «Эксперт РА». Решение же этой проблемы, по мнению Самиева, должно лежать в области судебного права: именно в судах должно сформироваться оппозиционное движение к тренду.

 

Что будет двигать страховой рынок в 2015 году

Ни у кого из экспертов нет сомнений в том, что 2015 год окажется одним из самых сложных за всю историю российского страхового рынка. Впрочем, кризис — неплохая возможность для пересмотра основных параметров развития бизнеса. Многие страховщики возьмут паузу, кто-то уйдет совсем, но те, что останутся, будут определять развитие уже посткризисного рынка, фундамент для которого закладывается уже сегодня.

Павел Самиев, генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА»:

— На этот год положительных факторов для страхового рынка я особо не вижу. В прошлом году был всплеск активности в страховании жизни, причем всплеск «честный», не связанный с кредитами. Были движения в плане снижения расходов и у самих страховых компаний, которые стали уменьшать комиссии агентам, посредникам. Были определенные действия по совершенствованию КАСКО, например, расчет тарифа с учетом стиля вождения клиента, отслеживаемого с помощью специального устройства. Это, безусловно, правильный и оправданный тренд, который в наступившем кризисном году, несомненно, окажет положительное влияние на рынок. Однако по-настоящему глобально положительного фактора, способного двигать рынок заметными темпами, нет: больше чем на 10% он не вырастет. Да и это — весьма оптимистичный прогноз, который может оправдаться только в случае формирования позитивных трендов в экономике в целом. Страхование жизни и добровольное медицинское страхование (ДМС) вырастут больше, чем ОСАГО и КАСКО, которые тормозятся падением спроса на автомобили. Из-за развития негативных макроэкономических трендов заметно упадет корпоративный сектор.

Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков:

— В условиях стагнации экономики рынок вырастет не более чем на 5–10 процентов. Основные драйверы роста: корректировка тарифов по ОСАГО, рост КАСКО и страхование жизни. Что касается ДМС, то в кризис крупные и средние компании действуют чаще всего по единой схеме — сокращают расходы. И к концу 2014 года кризисные тенденции затронули в том числе и сектор ДМС. Уже сейчас, по итогам первых кризисных месяцев, можно ожидать сокращения бюджетов организаций на ДМС, а также формирование волны спроса на более доступные «пакеты медпомощи». Учитывая, что курс американской валюты уже заложен в комплектующие к медицинским приборам и медикаменты, страхователь, вероятно, получит либо сильно урезанный пакет услуг, либо станет заложником демпинговой войны между страховыми компаниями. Учитывая статистические данные кризисных 2008–2009 гг., можно ожидать, что на динамику ДМС окажут давление как оптимизация расходов крупных компаний, так и рост цен на услуги в лечебно-профилактических учреждениях. При этом поддержку сектору рынка будут оказывать те клиенты, которые даже в условиях кризиса требовательно относятся к качеству предоставляемой медицинской помощи.

Михаил Волков, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах»:

— Если оценить прогнозы по объемам автопродаж, по туристическому рынку, по производственному сектору, то картина будет, увы, неутешительная. Без учета страхования жизни мы считаем, что рынок страхования будет падать в 2015 году с учетом инфляции, которая влияет на цифры прироста. Более того, нужно учитывать, что страховой рынок неоднороден, и в определенных сегментах падение будет более чем серьезным. Так, к концу года мы прогнозируем спад в КАСКО не менее чем на 14 процентов. Комбинированные коэффициенты, которые у многих игроков превышают 100% от базового тарифа, будут продолжать расти. 2015 год может стать одним из самых сложных для страхового рынка.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий