Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Торможение перед новым стартом

Торможение перед новым стартом
Фото: ОАО "Казанская ярмарка"

Предприятия автопрома Татарстана переживают не лучшие времена, но верят в восстановление рынка

Машиностроение в Республике Татарстан является третьей по объему выручки отраслью после нефтехимии и добычи полезных ископаемых. Поэтому не удивительно, что руководство республики уделяет этому сегменту довольно пристальное внимание, что в очередной раз подтвердилось в ходе прошедшего 3–5 февраля на «Казанской ярмарке» Международного форума автомобилестроения TIAF. Организаторами мероприятия стали Ассоциация европейского бизнеса, министерство промышленности и торговли РТ, ОАО «Казанская ярмарка» и российское подразделение «Мессе Франкфурт ГМбх». Открывая форум, президент Татарстана Рустам Минниханов выразил уверенность, что в результате его работы участники познакомятся с новейшими достижениями в автомобилестроении.

В рамках TIAF состоялись пленарное заседание на тему «Автомобильная индустрия в России: тенденции, прогнозы, перспективы», специальная сессия «Экспорт — спасение автопрома?» и целый ряд других мероприятий. На пленарном заседании участники оценили нынешнее положение отрасли автомобилестроения и поделились своими соображениями относительно ее будущего.

С отчетным докладом выступил директор Департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга РФ Александр Наумов. Он сразу акцентировал внимание на трудностях, с которыми столкнулся российский автопром в 2015 году. Всего, по данным Наумова, было произведено около 1,7 млн новых автомобилей разного назначения. Падение данного рынка составило более 35%. По словам Наумова, если бы не поддержка государства, оно могло бы быть больше; отечественные производители, скорее всего, сделали бы только примерно 1,1 млн новых машин. Наумов сообщил, что в текущем году будет действовать восемь федеральных программ поддержки автопрома.

На текущий момент загрузка мощностей у автопроизводителей в среднем по России составляет порядка 40%. «Еще понизить этот показатель мы не можем», — констатировал Наумов.

Федеральный чиновник поделился амбициозными планами правительства по выходу на мировой рынок. Согласно им, к 2025 году экспорт отечественных автомобилей должен быть увеличен в два раза.

В конце своей речи Наумов сделал недвусмысленный реверанс в сторону присутствующих на форуме немецких гостей, заявив, что наша страна обречена на дружбу с европейскими партнерами. Ведь ни один автомобиль в мире, включая даже немецкую классику, не делается без импортных компонентов. В частности, немецкий автопром активно использует в своей продукции компоненты из Турции и Китая. Можно также отметить, что менеджеры компании «АвтоВАЗ», участвующей в выставке, сопутствующей каждому форуму TIAF, сообщили корреспонденту «ЭТ», что в новых моделях Lada Vesta и XRay примерно от 50 до 70% компонентов отечественного производства (в зависимости от модели).

Генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (AEB) Франк Шауфф не остался в долгу и заявил, что его организация гордится сильной поддержкой со стороны властей республики. AEB в Татарстане, прежде всего, нацелена на привлечение в регион инновационных разработок при локализации зарубежных производств. Шауфф отметил, что в политическом смысле российско­германские отношения находятся в непростом состоянии. Однако, по словам немецкого гостя, всегда есть шанс развивать новые контакты. Какими бы ни были политические разногласия, экономические связи рвать нельзя.

Шауфф озвучил прогноз для российского автопрома от немецких коллег. Согласно ему, российский рынок упадет в этом году еще на 5%. Но даже в этом случае он останется достаточно привлекательным для мировых автогигантов, заметил Шауфф.

Генеральный директор «Мессе Франкфурт Рус» Ойген Аллес, поддержав своего коллегу, похвалил татарстанское руководство. По его словам, стратегия развития Татарстана опирается, в том числе, и на усиление международного сотрудничества.

В ходе пленарного заседания выступил заместитель премьер­министра РТ — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов. Фактически его речь представляла собой презентацию промышленного Татарстана. Он вкратце осветил кластерный подход руководства республики к развитию автомобилестроения.

Каримов сообщил собравшимся, что по итогам 2015 года индекс промышленного производства в Татарстане практически сохранился на уровне прошлого года (в отличие от большинства других регионов) и по предварительной оценке составил 100,4%. Совокупный объем отгруженной продукции в денежном выражении — 1 856 млрд руб­лей. При этом доля машиностроения — около 20% (или 369,4 млрд руб­лей).

В своем выступлении министр коснулся итогов деятельности ведущих предприятий автомобилестроения Татарстана — КАМАЗа, Ford Sollers и ЕлАЗа. КАМАЗ, по данным Каримова, за весь прошлый год реализовал свыше 28 тыс. грузовых автомобилей. Его годовая выручка составила порядка 80 млрд руб­лей. Показатель снизился по сравнению с 2014 годом на 28%, но это не помешало КАМАЗу в прошлом году реализовать несколько новых проектов. В частности, организовать производство автомобилей КАМАЗ с газовыми двигателями; интенсифицировать работы по созданию «КАМАЗа» с беспилотной системой управления; запустить «Электробус». План для КАМАЗа на 2016 год — выпустить более 31 100 автомобилей. Также на ближайшие два года запланировано активное инвестирование в развитие модельного ряда автомобилей и модернизацию производственных мощностей. КАМАЗ активно экспортирует свою продукцию в страны СНГ и некоторые страны дальнего зарубежья, всего в более чем 30 стран. Например, в Казахстане, Туркменистане и Азербайджане КАМАЗ — лидер в своем сегменте. Также очень перспективным рынком сбыта обещает стать Иран.

«Форд Соллерс» в 2015 году выпустил более 23 тыс. автомобилей. Плюс компания порадовала сразу несколькими новыми проектами. В сентябре 2015 года запустили завод двигателей Ford Sollers, за прошлый год в Елабуге выпущено 1106 двигателей. Общий объем инвестиций в это проект составил 275 млн долларов. В октябре 2015 года на заводе Ford Sollers в ОЭЗ «Алабуга» начато производство нового Ford Explorer по технологии полного цикла. В июне на заводе Ford Sollers в Набережных Челнах по технологии полного цикла запущено производство автомобиля Ford Fiesta. Производственная мощность данного завода — 115 тысяч автомобилей в год.

Каримов озвучил, что в Татарстане успешно работает более 200 предприятий­производителей автокомпонентов. В 2015 году объем выпуска автокомпонентов в республике достиг 34 млрд руб­лей в денежном выражении. В 400­километровой зоне находятся такие крупные автопроизводители, как ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, ИЖ — и это не считая татарстанских. Поэтому у производителей автокомпонентов, по словам Каримова, хорошие перспективы. Также в числе факторов развития производства комплектующих для автомобильной промышленности глава Минпромторга РТ упомянул наличие в республике развитой нефтехимической промышленности. Каримов отметил, что «сегодня в Татарстане производится широкий спектр продукции нефтепереработки и нефтехимии: полиэтилены, полимеры, каучуки, карбонаты, поликарбонаты и многое другое. На республиканских предприятиях освоено производство новых химикатов и полимеров, востребованных в автомобилестроении — АБС­пластики, новые виды полипропилена и полиэтилена».

Кратко министр представил некоторые индустриальные площадки Татарстана. «КИП «Мастер» имеет производственные площади в 1,35 млн кв. метров. Резидентами индустриального парка являются 254 компании, суммарный оборот которых в 2015 году составил более 25 млрд руб­лей. Здесь трудится около 5 тысяч человек.

ОЭЗ «Алабуга» приглашает инвесторов на 4000 га производственных площадей с уже готовой инфраструктурой. На сегодня общий объем освоенных инвестиций — более 95 млрд руб­лей. В «Алабуге» размещаются 48 компаний­резидентов, на которых работает около 5 300 человек.

Финансовый директор компании «Даймлер — КАМАЗ» (бывший «Мерседес­Бенц Тракс Восток») Оксана Карахова отметила, что их компания уменьшает долю импортируемых из Германии и Японии запчастей, чтобы локализовать производство в России. По прогнозу этой компании, после спада рынка в этом году в 2017 и 2018 годах начнется рост. Карахова отметила, что горизонт планирования у компаний должен превышать период в один­два года.

Во время работы форума небольшую пресс­конференцию провел исполнительный директор и вице­президент «Форд Соллерс» Адиль Ширинов. Он объявил, что компания завершила первый этап присутствия на российском рынке, который длился четыре года. При этом «Форд Соллерс» ни на шаг не отступил от первоначального плана. Общий объем вложенных компанией в Россию инвестиций за эти годы составил 1,5 млрд долларов. Заводы в Елабуге и Набережных Челнах — это ключевые площадки в России, отметил Ширинов. Сейчас в компании сосредоточены на локализации производства в России. На сегодня ее уровень для «Форд Соллерс» достиг, как минимум, 45%. Новый завод двигателей в ОЭЗ «Алабуга» в первой фазе способен выпускать до 105 тысяч двигателей в год. А с учетом расширения — до 200 тысяч двигателей. Однако, по словам Ширинова, локализация не может обгонять девальвацию.

Ширинов поделился планами компании: «Форд Соллерс» намерен вывести на рынок новые модели. Сейчас компания и так присутствует практически во всех сегментах российского рынка — в IV квартале прошлого года ее доля на российском рынке легковых и коммерческих автомобилей составила 4,3%. Также в «Форд Соллерс» планируют довести загруженность собственных площадей до уровня рентабельности. Сейчас такая загрузка составляет около 40%.

Выступающий отказался озвучить финансовые итоги года для компании, однако из его уклончивого ответа было понятно, что на уровень окупаемости вложенных инвестиций «Форд Соллерс» пока не вышел. Стоит отметить, что по данным, предоставленным кандидатом экономических наук, доцентом ЮФУ Ариной Барсуковой, 2014 год «Форд Соллерс» закончил с убытком в почти 5 млрд рублей.

При этом Ширинов призвал и чиновников, и бизнесменов говорить не о проблемах, а о задачах, стоящих перед отраслью. Еще не так давно, в 2012 году, Россия занимала второе место в Европе по объему рынка автомобилей. Это, по словам Ширинова, вселяет определенный оптимизм. В компании прогнозируют, что в 2016 году всего в России будет произведено 1,3–1,6 млн автомобилей.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий