Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Казанские вертолеты как драйверы экономического роста

Казанские вертолеты как драйверы экономического роста
Фото:

Одно из крупнейших машиностроительных предприятий России — Казанский вертолетный завод — подводит итоги 2015 года

Пример КВЗ — это хороший кейс для тех, кто опасается последствий экономического спада. Он наглядно демонстрирует, как можно через методы эффективного управления предприятием смягчить кризисный удар и сохранить объемы производства.

Об этом мы беседуем с заместителем генерального директора холдинга «Вертолеты России», генеральным директором Казанского вертолетного завода, депутатом Госсовета РТ Вадимом Лигай.

— Вадим Александрович, сразу хочется спросить, как вам удается при таком количестве должностей распределять возрастающую нагрузку? Возможно, секрет в делегировании полномочий?

— Конечно, приходится что­то делегировать. Часть функций отошла моим заместителям. На каком­то этапе пришлось ввести новую должность — исполнительный директор завода. Но при этом все стратегические вопросы решаю сам. Несмотря на то, что два­три дня в неделю приходиться работать в Москве, электронный документооборот помогает всегда быть в курсе дел, происходящих на КВЗ.

— Чем запомнился уходящий год?

— Год был очень насыщенным и запоминающимся. Главным событием для завода, безусловно, стал юбилей предприятия — ведь именно 75 лет назад началась история Казанского вертолетного завода. Тогда был создан ленинградский авиационный завод № 387, который чуть позже был эвакуирован в Казань и объединен с заводом обозных деталей № 169. Завод развивался вместе со страной, переживал с ней тяжелые времена. Поэтому 70­летие со дня Победы в Великой Отечественной войне является для завода значимым событием. Ведь именно у нас производились все легкие ночные бомбардировщики По­2, всего за пять лет было построено более 10,5 тысячи боевых самолетов.

В сентябре этого года мы завершили очередной большой этап модернизации и технического перевооружения предприятия — при участии президента Татарстана Рустама Минниханова и представителей руководства авиационной отрасли России открыли новый корпус агрегатной сборки.

Еще одно значимое для нас событие — прошедший московский авиакосмический салон МАКС­2015. В его рамках вертолеты производства КВЗ Ми­38 и Ансат в VIP­комплектации были продемонстрированы президенту России Владимиру Путину, министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову, главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову, а также королю Иордании, вице­президенту, премьер­министру Объединенных Арабских Эмиратов, правителю города Дубаи и другим представителям иностранных делегаций.

— Что можно сказать об экономических итогах года?

— Это был непростой год для предприятия. Тем не менее, по его итогам мы ожидаем, что наша выручка перешагнет отметку в 50 млрд руб­лей. В следующем году также планируем рост основных финансовых показателей.

 — Влияют ли санкции в отношении России на деятельность КВЗ? Как развивается и реализуется программа импортозамещения?

— Безусловно, санкции не способствуют плодотворному сотрудничеству промышленных корпораций в развитии совместных проектов, имеющих стратегическое значение для всего мира. Любые санкции или запреты на сотрудничество противоречат логике устойчивого развития мировой экономики и разрушительно влияют на технологические цепочки ведущих мировых промышленных компаний. Со своей стороны мы остаемся открытыми для любого рода международного сотрудничества и партнерства. Мы продолжаем исполнять все договорные обязательства с нашими международными партнерами и заказчиками.

При этом необходимо отметить, что ключевыми рынками сбыта для нас остаются Россия, страны СНГ, Индия, Китай, а также перспективные рынки Латинской Америки и Ближнего Востока. Доля США и Европы в портфеле поставок составляет порядка 10%.

Программа импортозамещения реализуется в рамках федерального плана на всех предприятиях холдинга. Один из ярких примеров реализации программы — разработка и создание вертолета Ми­38.

— В последние годы КВЗ активно работал над модернизацией производства, в 2013­ом создали механообрабатывающее производство, которое позволило увеличить производительность труда в 2–2,5 раза. А что сделано в этом направлении в 2015 году?

— В этом году завершены реконструкция и переезд на территорию Авиастроительного района агрегатно­сборочного производства. Стоит отметить, что при строительстве нового агрегатно­сборочного корпуса КВЗ были реализованы технические решения, направленные на минимизацию таких негативных факторов производства, как шум, вибрации и неритмичные звуки. В частности, на потолке корпуса установлены шумопоглощающие панели, которые не дают распространяться шуму от пневматического инструмента.

Помимо этого на предприятии внедрена безбумажная технология сборки вертолетов Ансат. Рабочие места оснащены компьютерными терминалами, на которые можно в онлайн­режиме загружать все необходимые для сборки чертежи. Таким образом, отпала необходимость в ручной передаче чертежей от конструкторов к цехам сборки.

К моменту окончания программы модернизации, то есть в 2018 году, КВЗ станет единой площадкой — все производства сосредоточатся на территории Авиастроительного района. Освободится площадка в Кировском районе, это позволит воплотить в жизнь планы города по размещению в этом месте набережной и большой парковой зоны.

Всего на программу реконструкции и модернизации производства планируется потратить более 12 млрд руб­лей.

— Над какими перспективными моделями сейчас работает КБ КВЗ?

— Вложения в создание новой перспективной техники в такой наукоемкой отрасли, как вертолетостроение, достаточно велики — это десятки лет и десятки миллионов долларов. Учитывая серьезную конкуренцию на рынке сверхлегких вертолетов, их невысокую стоимость по сравнению с более тяжелыми машинами и единичный спрос со стороны бизнеса, данный проект требует тщательного и продуманного подхода.

— Расскажите о конкретных моделях, выпускаемых КВЗ. В частности, каковы перспективы дальнейшего развития программы Ансат после создания модели с медицинским модулем и VIP­салоном?

 — Сейчас программа вертолета Ансат только набирает обороты. Получение сертификата типа совсем не означает, что продукт не нуждается в модернизации. На данный момент мы запланировали и внедряем ряд конструктивных улучшений для выполнения наиболее специфичных задач. Программа будет реализована по следующим направлениям. В первую очередь, улучшение пассажирской версии вертолета до условий повышенной комфортности — установка дополнительного освещения, вентиляции, обогрева, тепло— и звукоизоляции, системы кондиционирования. Медицинская версия вертолета предусматривает быструю конвертацию из медицинского варианта в пассажирский и обратно. Помимо этого, наземное оборудование для обслуживания расширяется в зависимости от потребностей эксплуатантов и на данный момент включает в себя все необходимые элементы для регламентного обслуживания техники. Упрощается и рационализируется регламентное обслуживание техники. Для увеличения дальности полетов модернизируется топливная система — в разработке проект установки авариестойкой топливной системы объемом около 750 кг и установка дополнительных топливных баков объемом до 200 кг.

 — Когда может возобновиться серийная сборка Ми­14?

 — На данный момент холдинг в качестве производственной площадки для серийного выпуска вертолета Ми­14 рассматривает Казанский вертолетный завод. Работа будет идти совместно с ведущими авиационным институтами и заказчиками из ВВС России. Вертолет очень востребован, авиация Военно­морского флота ждет его, поэтому мы максимально быстро постараемся дать вторую жизнь этой машине. Ми­14 обладает рядом уникальных характеристик, в том числе по грузоподъемности и возможности посадки на водную поверхность. Ми­14 не выпускался в течение последних 20 лет, поэтому сейчас идет речь о возобновлении производства уже новой модификации этого вертолета, которая будет соответствовать современным требованиям.

 — На данный момент все двигатели для Ансат и половина двигателей для вертолетов семейства «Ми» поступают из­за рубежа. Возможно ли полное импортозамещение в этом вопросе? И если да, то к какому сроку?

 — В рамках различных программ «Вертолеты России» сотрудничают с такими производителями двигателей, как российская ОДК (в ее состав входит компания «Климов» — разработчик двигателей серий ТВ3–117 и ВК­2500), французская Turbomeca и другие компании. «Вертолеты России» занимаются выполнением программы импортозамещения на всех вертолетах, выпускаемых предприятиями холдинга. Например, вертолет Ка­52 «Аллигатор» выпускается с использованием агрегатов отечественного производства. На вертолетах Ми­28Н «Ночной охотник» в этом году заменят на отечественные еще три агрегата. На вертолетах устанавливаются двигатели ВК­2500 компании «Климов». В конце прошлого года был выпущен первый вертолет Ми­8АМТШ­В, а в ноябре этого года — его арктическая модификация Ми­8АМТШ­ВА, в которых все основные детали отечественного производства.

 — КВЗ всегда занимал активную общественную позицию, финансировал социальные проекты. Яркий пример — участие предприятия в восстановлении парка «Крылья Советов». Работа была проделана огромная. Есть ли планы на следующий год?

— В 2016 годы мы продолжим реконструкцию парка. Кроме меня в попечительский совет парка вошли еще 10 руководителей крупных промышленных предприятий Авиастроительного района. Как председатель этого попечительского совета я курирую всю работу по улучшению состояния парка. В следующем году мы планируем завершить второй этап реконструкции. Хочется не только придать этому месту цивилизованный вид, но и сделать его центром городской культурной жизни. Мы стремимся к взаимодействию с группами активных горожан, которые должны внести свои предложения по обустройству зоны отдыха. Только тогда вложенные средства окупятся полностью, а парк станет живой и интересной точкой притяжения не только для жителей Авиастроительного района, но и для всех горожан и гостей Казани.          

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий