Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Голубое топливо для транспорта

Голубое топливо для транспорта
Фото: gazprom.ru

Цивилизованный мир активно переходит с бензина и солярки на более экологичные и экономичные  виды топлива, и Татарстан стремится не отставать от глобальных тенденций

На прошедшем с 6 по 9 октября V Петербургском международном газовом форуме ООО «Газпром газомоторное топливо» анонсировало внедрение нового топливного бренда Ecogas. Этот товарный знак зарегистрирован в июле 2015 года для привлечения внимания потребителей к природному газу как новому виду моторного топлива. Реализуется он через сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций "Газпром", строительство которых ведет "Газпром газомоторное топливо"

Сегодня природный газ в качестве моторного топлива используется уже более чем в 80 странах. В 2014 году общемировое потребление компримированного природного газа (КПГ) превысило 40 млрд кубометров в год, а парк газомоторных автомобилей насчитывал 22,5 млн единиц (в прошлом году он вырос на 27% по сравнению с 2013 годом). 

Потребление природного газа в качестве моторного топлива растет и в России, реализация КПГ через газозаправочную сеть «Газпрома» увеличивается на 5–8% в год. По прогнозу компании, к 2017 году она вырастет почти вдвое – до 754 млн кубометров (в 2014 году продано 405 млн). В текущем году «Газпром» построит 25 газозаправочных станций, до конца 2016-го планируется ввести в эксплуатацию еще порядка 40, а в 2017-м — 70. С учетом уже действующей заправочной инфраструктуры, к концу 2020 года российская сеть газовых заправок «Газпрома» будет насчитывать порядка 500 объектов.

Газомоторная инфраструктура

В Татарстане сейчас работают 10 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) - три в Казани, по одной в Набережных Челнах, Бугульме, Нижнекамске, Мамадыше, Альметьевске и Буинске. Их загрузка колеблется от 5% до 48%, в среднем составляя 14,57% при текущей мощности 78 600 000 м3 в год. В 2012 году на них реализовано 4,5 млн кубометров компримированного природного газа, в 2013 году – 7 млн, в 2014 году - 10,5 млн. По итогам этого года планируется продать 12 млн кубометров. Цена КПГ – 10,5 рублей за кубометр.

В III квартале 2015 года планируется ввести в эксплуатацию три новые АГНКС в Зеленодольске, Нижнекамске и Бугульме, а к концу года завершат реконструкцию и запустят станцию в Набережных Челнах. После ввода трех новых АГНКС общей мощностью 26 280 000 м3 в год загрузка всех станций в Татарстане снизится и в среднем составит 11,67%.

«Газпром газомоторное топливо» собирается построить в республике еще 12 АГНКС: в 2016 году – восемь станций (две в Казани и по одной в Набережных Челнах, Альметьевске, Елабуге, Лениногорске, Азнакаево и Алексеевском), в 2017 году – четыре (три в Казани и одну в Набережных Челнах). Также компания планирует расширить сеть газомоторной инфраструктуры за счет установки блоков компримированного природного газа на территории действующих автозаправочных станций компаний-партнеров. Уже есть соглашение о сотрудничестве с АЗС «Татнефти»: к 2016 году планируется разместить на них 12 блоков КПГ (четыре в Казани, два в Набережных Челнах и по одному в Нижнекамске, Бугульме, Заинске, Нурлате, в Лаишевском и Тюлячинском муниципальных районах).

К 2018 году ООО «Газпром газомоторное топливо» намерено создать сеть газомоторной инфраструктуры в республике, включающую 25 АГНКС, 28 блоков КПГ и передвижной автогазозаправщик. К 2023 году количество заправок в Татарстане планируется довести до 60.

6 августа 2015 года состоялось совещание по вопросам развития газомоторной инфраструктуры на основе сжиженного природного газа на территории Республики Татарстан с участием генерального директора ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаила Лихачева, на котором стороны одобрили технико-экономическое обоснование проекта строительства комплекса по сжижению природного газа и сети крио-АЗС. Инвестиции в проект составят около 8 млрд рублей.

 «Строительство заправок (КПГ) - небольшая проблема, у нас их 196, а средняя загрузка - 17%, многие законсервированы, потому что нет техники», - говорил 14 мая 2014 года на совещании о перспективах использования газомоторного топлива председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков. По его словам, компания работает с регионами, чтобы загрузить хотя бы половину заправок и вывести их на рентабельность. Для того чтобы процесс расширения газомоторных автопарков в регионах был синхронизирован со строительством газозаправочной сети, «Газпром» заключает соглашения о сотрудничестве с регионами. На сегодняшний день такие соглашения подписаны с 40 субъектами РФ.

Справка

В рамках V Петербургского международного газового форума состоялась конференция «Газомоторное топливо: новые рынки, новые возможности». В ней приняли участие заместитель Председателя Правления ПАО «Газпром», Председатель Совета директоров ООО «Газпром газомоторное топливо» Виталий Маркелов, генеральный директор E.ON Global Commodities SE Уве Фип, заместитель генерального директора Sindy Ван Фэнлинь (Китай), Президент Green Energy, Inc. Сесилия Парк (Корея), Председатель Правления — генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев, представители федеральных органов власти. Выступающие отмечали, что на этапе становления газомоторного рынка особенно важна роль государства. Его позиция как регулятора отрасли подразумевает разработку стимулирующего комплекса мер для потребителей по переходу к использованию на газ.

Газомоторная техника

Всего в 2014 году в России было продано 2170 транспортных средств на КПГ, из них 2045 - российского производства. Прогнозируется, что в 2015 году отечественный газомоторный парк увеличится на 6 тыс. единиц - как за счет переоборудованной техники, так и благодаря выпуску газомоторных автомобилей. В этом году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев своим распоряжением распределил 3 млрд рублей субсидий на закупку автобусов и техники для ЖКХ , работающих на газомоторном топливе, между 23 регионами. Средства выделялись в соответствии с правилами предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». По расчетам Минпромторга, по этой программе может быть приобретено 1497 автобусов и 1000 единиц техники для ЖКХ, произведенной на территории Таможенного союза и работающей на сжатом газе. Субсидии на автобусы - от 130 000 рублей до 3 млн, на спецтехнику - от 100 000 рублей до 3,8 млн. Ранее Минпромторг сообщал, что получил заявки примерно на 3,2 млрд рублей субсидий на закупку 1242 газомоторных автобусов и 526 единиц техники для ЖКХ. «При этом объем финансирования этой меры господдержки в 2015 году составляет 3 млрд рублей. Таким образом, Минпромторг России сможет удовлетворить порядка 94% от каждой региональной заявки», - сообщал «Интерфакс». Татарстан планировал закупить 338 единиц такой техники, Башкирия - 200, Воронежская область - 168, Крым - 160, Самарская область - 143, Кабардино-Балкария - 139, Краснодарский край - 114. По сравнению с 2014 годом, в нынешнем году у каждого региона есть утвержденная подпрограмма по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива.

По данным пресс-службы полпреда президента в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича, в прошлом году из 3,7 млрд рублей субсидий 1,7 млрд получили 10 субъектов ПФО, которые вошли в пилотный проект министерства. На эти деньги планировалось закупить 736 автобусов и 78 единиц техники для ЖКХ. В прошлом году Татарстан получил 764,4 млн рублей субсидий на газомоторную технику – все деньги освоены, закуплено 304 автобуса и 52 единицы техники для ЖКХ. Рассматривается возможность снижения ставки на единый вмененный налог с 15% до 7,5% для автопредприятий, использующих технику на природном газе, сообщала пресс-служба Бабича.

В этом году по программе субсидирования Татарстан получит 320 единиц газомоторной техники. Распоряжением Правительства России республике выделят 554,2 млн рублей федеральных субсидий, еще 103,3 млн рублей поступит из бюджета РТ.

По данным ГИБДД,  парк метановых автомобилей Татарстана составляет 2901 единицу, из них грузовые – 1260, автобусы – 1486. Постановлением кабмина РТ от 26 апреля 2013 года утверждена государственная программа «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013–2023 годы», согласно которой за время ее реализации парк газомоторной техники должен достичь 15 тысяч единиц.

В соответствии с поручениями президента России Владимира Путина и согласно распоряжению Правительства страны планируется перевести на использование КПГ до 50% автобусов, 30% техники ЖКХ и 30% техники специального назначения.

Справка

Нижегородская область планирует закупить по государственной подпрограмме «Внедрение газомоторной техники на автомобильном транспорте» на 2015-2020 гг. 250 автобусов. «В Нижнем Новгороде всего четыре заправки КПГ, - говорит Николай Проволоцкий, заместитель гендиректора нижегородского «Реал инвеста» (оператор на рынке сжиженного газа). - Но технология сжижения газа позволяет устанавливать на автопредприятиях мини-заправочные станции, и такие проекты есть». По словам Проволоцкого, автобусы будут ходить из нескольких парков, и одной мини-станции может быть достаточно на 20-30 автобусов. Цена такой станции - около 2 млн рублей.

«Казанские перевозчики отказались от закупки под государственные субсидии 190 экологичных (выбросы CO в атмосферу примерно в 10 раз ниже, чем у дизельных) автобусов «НефАЗ» на газомоторном топливе», - заявил на пресс-конференции в марте этого года председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков. Впрочем, эти машины готовы купить Набережные Челны для нового автобусного парка города, им же достанутся и субсидии.

Корпоративный автопарк – на газ

Правительством Татарстана ведется подготови­тельная работа к заключению соглашений с «Газпром газомоторное топливо» о реализации совместно с республиканскими предприятиями ряда пилотных проектов. А именно: в сельском хозяйстве - по эксплуатации техники на газомоторном топливе и созданию газозаправочной инфраструктуры; на водном транспорте - по созданию сбытовой инфраструктуры газомоторного топлива и пассажирского судна-газохода.

На Петербургском международном газовом форуме ООО «Газпром газомоторное топливо» и холдинговая компания «Ак Барс» уже подписали соглашение о сотрудничестве для реализации «сельскохозяйственного» проекта на территории Татарстана. «Газпром газомоторное топливо» обеспечит строительство газозаправочной инфраструктуры в местах локализации автомобильной и специальной техники агропромышленных предприятий холдинга. «Ак Барс» же займется созданием парка сельхозтехники, работающей на сжатом и сжиженном природном газе. Планируется, что в период с 2016 по 2020 годы доля газомоторной техники в общем парке автотранспорта агропромышленных предприятий республики увеличится до 200 единиц, а доля специальной газомоторной техники составит до 100 единиц. 

«За ближайшие пять лет весь корпоративный автопарк «Газпрома» может быть переведен на газомоторное топливо», - заявлял в июле этого года, отвечая на вопрос «Интерфакса», председатель совета директоров «Газпрома» и первый гендиректор специализированной компании «Газпром газомоторное топливо» Виктор Зубков. Он особо подчеркнул, что руководство компании ездит на автомобилях на природном газе. «Транспорт, а его очень большое количество, мы переведем полностью года через три. Сейчас у нас переведено около 20%, - сказал он. - В этом году мы на 6 млрд рублей закупили техники, это большой объем. Думаю, будем эту цифру каждый год выделять, чтобы к 2020 году полностью перейти на автомобили, которые будут на газомоторном топливе».

Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, участвовавший в апреле в совещании по газомоторной технике на «Камазе», назвал Татарстан лидером по развитию рынка газомоторного топлива России. И небезосновательно - первое место в стране по производству автомобилей, работающих на газу, занимает «Камаз». Миллер также сообщил, что «Газпром» в прошлом году закупил 626 камазовских автомобилей на газомоторном топливе, а на этот год запланировано вдвое больше – 1200. По его словам, за три последних года продажи такой техники в России увеличились вчетверо.

В апреле «Камаз» открыл новое производство газомоторной техники, рассчитанное на выпуск 8000 машин в год. «Мы можем очередями развивать это производство до 15 000 машин», – сказал директор по газомоторной технике «Камаза» Евгений Пронин. По его словам, инвестиции в новое производство составили 450 млн рублей, всего же «Камаз» потратил на разработку газомоторной техники 1,5 млрд рублей. По словам Пронина, газомоторные машины дороже обычных на 15–20 %, но разница в цене окупается за счет низкой стоимости владения машиной на природном газе. А программа субсидирования удешевляет покупку машины на природном газе на 30-60%.

Автор: Денар Сулейманов

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий