Казань,29 Мая, Среда $ 64.54 € 72.17
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Художник, клоун или провокатор? - художественный экстремизм Кристофа Шлингензифа

Художник, клоун или провокатор? - художественный экстремизм Кристофа Шлингензифа
Фото: https://yandex.ru

Личность Кристофа Шлингензифа – яркая, спорная и невероятно обаятельная, однако до сих пор неизвестная широкой публике. Как и его работы, - до сих пор не изученные и не доступные, находящиеся в ожидании своего исследователя. 29 марта в творческой лаборатории «УГОЛ» прошла лекция германиста и специалиста по немецкой литературе Елены Шевченко, познакомившей Казань с творчеством этого неординарного человека.

Кристоф Шлингензиф за свою недолгую и яркую жизнь прослыл провокатором, театральным и политическим клоуном, да еще невесть как.  Начинал Кристоф как режиссер кино, однако его дальнейший пусть был связан с постановкой множества акций, перфомансов, спектаклей и ток-шоу по всем миру.

Он родился в 1960 году, в небольшом городке под Дюссельдорфом. По словам самого Кристофа, он рос в «экстремально мелкобуржуазной среде». Возможно, именно это и стало причиной его будущего художественного радикализма?...

Всем известны особенности немецкого характера – любовь к порядку, системе, дисциплине мышления. Эти качества приводят к тому, что почти каждое явление немцы доводят до совершенства формы. Отнюдь неслучайно, что  Германия – страна, подарившая миру  гениев классической музыки, литературы и философии, на обратной стороне которой - классический национал-социализм.

В 1976 году в жизни Кристофа Шлингензифа произошло судьбоносное событие – знакомство с немецким художником Йозефом Бойсом, -  одним из крупнейших теоретиков экспрессионизма, автором множества арт-объектов и перфомансов.

Отец Шлингензифа был членом Союза предпринимателей, который часто приглашал на свои встречи известных деятелей искусства. Так, одним из них стал Бойс.

Художник монотонно рассказывал о себе и искусстве, в то время как предприниматели засыпали. Позже Кристоф признавался, что из речей Бойса не понял ничего, но тот потряс его как явление. Интуитивно, он чувствовал театральность ситуации, которая напоминала перфоманс:  эксцентричный художник в шляпе, жилетке и шубе, а вокруг - спящие немецкие предприниматели.

В тот вечер Бойс произнес некое пророчество - он сказал, что через 7 лет существующая система рухнет. Отец Кристофа это высказывание записал и запомнил, и все будущие годы были наполнены ожиданием возможного будущего.  Этот момент стал определяющим для будущего Кристофа, потому что все его дальнейшие проекты порождают сомнение в настоящей реальности и провоцируют альтернативное развитие ситуации.

Следующей точкой соприкосновения Кристофа с Йозефом стал флуксус, что означает собой сочетание хеппенинга (форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью - прим.) и перфоманса. Так, принцип стирания грани между жизнью и искусством лег в основу творчества Шлингензифа.

И это была далеко не последняя ниточка, связывающая его и Бойса. Например, Кристоф повторил бойсовский перфоманс «Как объяснить картины мертвому зайцу»(1965), во время спектакля «ATTA ATTA» (2003), перефразировав его название(«Как объяснить театр мёртвому зайцу»).

И это не последний культурный код, который можно встретить в творчестве Шлингензифа. Его работы всегда имели исключительно постмодернистский характер.
В детстве Кристоф был страстным любителем кино и с 8 лет не расставался с маленькой камерой. Детское увлечение, чуть было не ставшее профессией, осталось с ним в его театральной деятельности – мало какой театр настолько заточен на использование кинематографических элементов, как театр Шлингензифа.

Он приходит в театр в очень сложное время. В связи с волнительными событиями в стране, с объединением Германии, театру поступил культурный заказ от общества – отреагировать. 

Однако реакции не последовало. Театры не стали штамповать злободневные спектакли, что привело к разговорам о кризисе немецкого театра. Но это был не кризис. Это была трансформация.

Театр становится пост-драматическим. Он отходит от текста, от литературы, и все больше тянется в сторону театра-представления. Более того, выходит за рамки здания. Театр появляется в спорте, политике, рекламе. Границы размываются и становятся все более тусклыми.

Появление Шлингензифа было необходимостью. Неслучайно подзаголовком его «АТТА АТТА» была следующая фраза: «Искусство вырывается, и жизнь врывается».

На этом пересечении реальности и театра и создавал свои проекты Кристоф.

 - Достаточно вспомнить один из его самых скандальных проектов под названием  «Иностранцы, пожалуйста, покиньте е Австрию». Проект, направленный против ксенофобии, был назван австрийцами фашистским, - говорит лектор.

Шлингензиф создал политический хеппенинг – напротив здания венской оперы он установил несколько контейнеров с беженцами, просившими убежища и надпись «Иностранцы, вон!». На специально созданном сайте австрийцы могли проголосовать и решить, кто из двенадцати беженцев покинет страну.  В конце каждого дня одного и з них подводили к границе и выставляли из страны.

Возмущение австрийцев не помешало им каждый день хладнокровно решать судьбу живых людей.  Шлингензиф показал изнанку европейской толерантности, его двуликость и сложность.

Политика так и не ушла из более поздних работ Шлингензифа. Он был ярым противником всякого рода угнетения и не понимал, почему люди, в частности евройпейцы, считают себя выше других, властителями судеб. Например, его возмущал термин «страна третьего мира». - Какие же страны являются «первым» миром? Кто был настолько высокомерен, что поставил себя во главу целого мира? - задался вопросами Кристоф.

В театре Шлингензифа - эпатажном, скандальном, абсурдном - нашло свое отражение не только его удивительная личность,  но и все особенности нашего времени, включая восприятие современного человека.

Подводя итог встречи, Елена Шевченко заметила:

«Шлингензиф не выстраивал рациональную картинку, он раздражал все рецепторы, воздействуя на все органы восприятия, разными образами. И одновременно для него было важно, чтобы у человека появлялись разные ассоциативные потоки. Казалось бы, миллионы раздражителей и картинок, - их невозможно собрать в едино, но это модель нашего современного мира».

Автор - Алсу Гарипова

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

16:00

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

23 Мая

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  2. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. В РФ увеличат минимальный размер оплаты труда
    МРОТ планируют увеличить с 1 января 2021 года в связи с пересмотром потребительской корзины в большую…
  2. Госкорпорация «Ростех» запустит в Иннополисе производство Т-500
    Сегодня, 22 мая, в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» пройдет церемония запуска…
  3. Родители татарстанских школьников требуют ввести пятидневную учебную неделю
    «Родительское сообщество Татарстана» направило президенту республики Татарстан Рустаму Минниханову, а также…
  4. В ОПЕК+ отмечают влияние отношений США и КНР на нефтяной рынок
    Участники соглашения ОПЕК+ обсуждают вопрос влияния отношений США и КНР на нефтяной рынок. Об этом сообщил…
  5. Президент РТ поздравил татарстанцев с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией
    Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к жителям республики с поздравлением по случаю Дня официального…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий