Казань,29 Мая, Среда $ 64.54 € 72.17
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Скандальное «Причастие» Александра Долбина в Казани: «Сейчас мы переживаем 426-й год Римской империи. У нас все замечательно, а варвары уже гуляют по Мюнхену и насилуют женщин»

Скандальное «Причастие» Александра Долбина в Казани: «Сейчас мы переживаем 426-й год Римской империи. У нас все замечательно, а варвары уже гуляют по Мюнхену и насилуют женщин»
Фото: Яна Вахитова

12-го мая в РКИ «Штаб» состоялась премьера скандального документального кинофильма Александра Долбина (Hi-Van) «Причастие», рассказывающего о проблемах и взаимосвязях культуры и цивилизации.

 После просмотра прошло обсуждение, на котором зрители смогли подискутировать с авторами фильма о затронутых темах. Совместно с приглашенными экспертами фильм обсудили с точки зрения культурно-исторического контекста и особенностей киноязыка.

В качестве приглашенных экспертов выступили: Денис Осокин – писатель и сценарист. Член Российской Академии кинематографических искусств «Ника». Член киноакадемии стран азиатско-тихоокеанского региона.

Сергей Петрушин - доктор психологических наук, профессор, психотерапевт Европейского реестра, директор «Высшей школы частной психологической практики», официальный преподаватель и супервизор практики международного класса Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

Адиля Хайбуллина - киновед; член экспертной отборочной комиссии Казанского Международного Фестиваля Мусульманского Кино; ведущая рубрики «Культурщина» на радио «Миллениум» с обзором киноновинок недели; соавтор и ведущая показов в кинотеатре «Мир» - «Ретроспектива» и «Кинокульт»; педагог Казанского Театрального Училища по дисциплине «Искусство кино».

Айрат Файзрахманов - кандидат исторических наук, заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи, публицист, редактор блога «Европейский Татарстан».

Перед началом показа Александр Долбин выступил перед зрителями со вступительной речью:

 «В фильме мы хотели показать историю, когда 3-го мая 1155-го года на Цинхай-Тибетском нагорье высадилась 101-я трансгалактическая экспедиция, на которой на Землю и попали Тамерлан, Чингисхан и Виктор Цой. Но с собой они привезли некий вирус. Благодаря вирусной мутации, и образовались на Земле личности. Люди стали одухотворенными и интеллектуальными. И когда Чингисхан увидел это, он воскликнул: «Come Together!» И они пошли на Запад, неся с собой любовь. Вторая часть нашего сценария заключается в том, что 6-го августа 2016-го года в Музее имени Марджани состоялась международная конференция по истории, на которой рассматривался вопрос существования и гибели Улуса Джучи (Золотая Орда). На этой конференции появился странный человек, который утверждал, что нельзя сравнивать Орду с Европейскими империями. И этот странный человек не случайно проболтался, что он и есть Джучи-хан. После этого он сразу попал в психушку. В психушке на его спине обнаружили цитаты из научной статьи Тимура Хайдарова (кандидат исторических наук). Так появился главный герой нашего фильма. На наш взгляд, это есть небольшое чудо, как сценарий превращается в кино. Желаю вам приятного просмотра».

Штаб

Сам фильм длился 55 минут, который зрители смотрели молча и заворожённо. После просмотра модератор дискуссии Адель Таккезе  предложил обсудить тезисы из фильма.

Модератор: - Сегодня всякая антизападная риторика воспринимается как государственный курс. Несмотря на то, что в картине очень много антизападный идей, на мой взгляд, она не является пропагандой, потому что автор не является представителем государства.

Вопросы из зала не заставили себя ждать. Одна из зрительниц обратилась к режиссеру с вопросом,  почему он называет данный фильм документальным.

Александр Долбин: - Все, что снято оператором, является документом. Поэтому любое кино является документальным. Когда мы работали над этим фильмом, мы нашли три прижизненных изображения Тимура Тамерлана: китайский художник изобразил его китайцем, османский художник нарисовал османа, венецианский художник нарисовал венецианца. Является ли это документом, исторической правдой? Я считаю, что да. Своих студентов я учу, что единственный и самый лучший документ, который описывает историю – это художественное произведение. То, что снято на пленку, уже является документом, нравится нам это или нет. Конечно же, это выражение моей позиции. А я ничего другого и не мог показать. Еще Феллини говорил, что если его заставят снимать фильм  про аквариумных рыбок, это все равно будет автобиографический фильм. К тому же, для меня создание фильма – это способ познания окружающего мира.

Адиля Хайбуллина: - Существуют четыре вида кино: документальное, художественное, анимационное и научно-популярное. Получается, что все эти четыре вида смиксованы в «Причастии». Все-таки, документальное кино предполагает, прежде всего, фиксацию реальных исторических событий, которые были сняты на пленку архивно. У режиссёра же здесь присутствует попытка что-то разыграть, придумать и попытаться сделать так, чтобы зритель поверил. Я согласна, что это не документальное кино, а некий вариант научно-популярного с авторским. Историческое кино, если оно игровое, не претендует на историческую реальность.

Зритель: - Почему режиссер выбрал именно такой киноязык? Мне, например, он кажется сложным.

Александр Долбин: - Фильм начинался как обычная видеолекция с исторической конференции, где рассматривался вопрос возможных причин исчезновения Орды. Что там сложного в языке, я не понимаю. Если включить канал «Discovery», то такой способ подачи материала можно встретить практически в любом историческом фильме. Этот фильм - не попытка кому-то что-то сказать. Пока мы его снимали, мы узнавали много нового. Например, особая форма одежды монгольских воинов обусловлена не красотой, а безопасностью. Также оказалось, что города, которые сжигала Орда, существуют и процветают поныне.

Штаб

Зритель: - Мой вопрос может быть глупым, потому что я ничего не понял. Я потерялся в сюжете. По ходу просмотра я не понимал, с чьей точки зрения демонстрируется взгляд на историю. Кстати, исторических фактов было очень много, но они никак не были привязаны к вашему мнению.

Зритель: - Хотелось бы спросить о монологах. Писались ли они заранее или все это – экспромт? Сколько было дублей?

Александр Долбин: - Я снимаю кино как раз потому, что тоже считаю себя неумным. В фильме мы пытаемся понять, почему погибла Цивилизация. Из-за Ледникового Периода? Чумы? Но есть же и другие причины, почему-то не рассматриваемые учеными. Мы пришли к выводу, что гораздо большее влияние на судьбы государств оказывают не эпидемии, взрывы вулканов, а именно нарушение связи между учителем и учеником. Причем, такое развитие фильма не было придумано заранее. Мы пришли к нему уже во время съемок.

Мы принципиально записывали чтение текстов сходу, с одного дубля. До того, пока герой не начинал читать перед камерой текст, он не знал, о чем пойдет речь. Если мы говорим о познании мира, то нам важно было проследить рождение мысли. Когда смотришь дикторов по телевизору, которые читают великолепно, быстро, правильно, создаётся ощущение, что они не понимают, о чем читают. Мы пытались зафиксировать момент осмысления впервые увиденного текста.  

Модератор: - Давайте обсудим следующий тезис: «Программа головного мозга записана только на русском языке. Любую мысль можно выразить только на русском».

Сергей Петрушин: - Я услышал в фильме боль режиссера за Европу в фильме. То ли она загнивает, то ли вирус у нее какой-то. И вот я теперь думаю, что как-то ей нужно помочь. Подкупает, что у автора есть своя позиция, и он горит этим. И пытается исследовать этот вопрос с разных сторон. Вы что-то обнаружили, и вам хочется этим поделиться со всеми. Этот азарт мне очень нравится. За съемки на природе отдельное спасибо.

Александр Долбин: - Спасибо вам. На этот фильм из собственного кармана я выложил около 800 тысяч рублей. Государство дало совсем немного. Мы нашли спонсоров, которые вложили еще порядка 700 тысяч. И это, если не считать машины, которые мы разбили и сожжённую баню.

А что касается русского языка, как языка человеческого мозга, то это не я придумал. Существует такая гипотеза. И здесь мы это использовали только для того, чтобы обыграть, почему у нас тамерланы и чингизиты говорят на русском языке.

Модератор: - «Сегодня не мудрецы оценивают правителей, а правители награждают ученых». Александр Юрьевич, куда делись мудрецы и с чем это связано?

Александр Долбин: - В свое время Чингисхан приехал к учителю, и сказал ему, что имеет божественное происхождение. На что учитель ему ответил, что это не так. Чингисхан обиделся и уехал. А что будет сегодня, если ученый выскажет неполиткорректную мысль? В фильме мы рассуждаем, отчего погибли Помпеи. Оттого, что какие-то чиновники не послушали ученых и построили город под Везувием. В 80-е годы в Казани начали строить электростанцию на геологическом разломе. И изначально это было обоснованием, чтобы это строительство запретить. Тогда строительство прекратили. Но сейчас строительство хотят возобновить, и перед нашими учеными поставили задачу найти обоснование, почему этот геологический разлом не представляет опасности для электростанции. Вот о чем речь. Сгорают Помпеи, потому что правители не слушают учителей.

Модератор: - «Появление монголов в XV веке было чудом, которое должно было принести свободу от нахлынувших на Европу сарацинов, которые были выше их в культурном плане».  Айрат Шамилевич, справедливо ли говорить, что приход монголов был действительно спасением для Европы?

Айрат Файзрахманов: - Мы знаем, что XII век - это век противостояния христианской и мусульманской цивилизаций. Это век крестовых походов и прямого военного столкновения. И сарацины, по-другому арабы, мыслили себя мусульманами и, естественно, были главным врагом Европейской цивилизации на тот момент. Очень часто этническое самосознание, как и любое другое, проявляется на основании противопоставления себя чужим. И в этом плане монголы действительно могли ощущаться, как племена, которые противостоят главному врагу – арабам. И победа монголов над мусульманскими городами фактически моментально дошла до Европы. В этом плане с тезисом можно согласиться.

Штаб

Модератор: - Хочется спросить у Дениса Осокина его мнение о фильме.          

Денис Осокин: - В картине было много юмора, о котором было заявлено с первого кадра – «33+»…

Александр Долбин: - Ну «33+» это не юмор, это вполне серьезно. А фильм действительно изначально предполагался в жанре кинокомедии.

Денис Осокин: - Картина сделана на полном пограничье жанров, о котором уже сказали. Киноязык зависит от поставленных задач, даже если они не формулируются. Во время просмотра фильма я в большей степени познакомился с темпераментом автора, его системой интересов. Вы открыли перед зрителями волнующие вас вопросы. Но я все-таки немножко потерялся в фильме, хотелось бы еще раз посмотреть.

Александр Долбин: - Денис, а после просмотра фильма у тебя не появилось желание со мной поработать?

Денис Осокин:  - Мы с Вами познакомились через этот фильм. Дальше будет видно.

Зритель: - В одном из предыдущих тезисов ученые сравнивались с учителями. А в данном тезисе – кризис любой цивилизации начинается тогда, когда властители начинают обращаться не к мудрецам, а к религии и психоаналитикам - Вы противопоставляете ученых психоаналитикам. Почему? Вы не воспринимаете психоаналитику как науку?

Александр Долбин: - Психоанализ для меня вещь комическая. Психоанализ обращается к бессознательному. А наука, наоборот, к сознанию. Как они могут пересекаться? Для меня это большой вопрос. Я этого не понимаю... Проблема современности в том, что мы не знаем, что творим. После того, как мы создали фильм, поняли, что цивилизация пытается уничтожить культуру. А, уничтожая культуру, она уничтожает саму себя.

Сергей Петрушин: - Существует представление, что наука изучает реальность, а искусство занимается субъективным. Но это немного обыденное представление. Наука развивается в рамках определенной парадигмы и ученый всего лишь доказывает ее верность Я вспомнил, как я был на конференции у историков. Меня сразу поразили доклады о том, что исторической правды не существует.

А по поводу психоанализа, - он к науке, собственно, не относится. Это, скорее, психотерапия, лечение. Хотя есть определенная философия. Я считаю, что без знания психоанализа полностью не понять любую кинокартину. Это как не понять картины на религиозные сюжеты, если не знать Библию. Если вы не читали работы Фрейда и не знакомы с «Психоанализом», больше половины содержания этих фильмов пролетят мимо вас. На мой взгляд, любой культурный человек должен прочитать Фрейда. Он - гений.  

Модератор: - Хочу добавить к этому тезису еще один и их сопоставить. «Истина постигается в непрерывном служении учителю, в подражании его образу жизни и смиренному следованию его примеру». Когда звучит этот тезис, мы видим мечеть и подпись «духовная школа». Режиссер до этого говорил о том, что религия - одна из причин гибели цивилизаций. А сейчас Вы утверждаете, что мечеть является духовной школой.

Александр Долбин:-  Во-первых, это не я сказал, это цитата из «Рамаяны». Истинное образование - это то, что заложено в основе всех религий, в том числе и исламской. Но стоит отметить, что религия и вера – разные вещи. Когда в вере нарушается связь между учителем и учеником, она превращается в религию. Взять название «Причастие». Во-первых, этим фильмом мы попытались причаститься к тому опыту, который имеет наш герой: познание и история. Это первое. А второе, то как понимается причастие в христианстве. По идее, причастие - это причастность к той жертве, которую принес Иисус Христос. То есть ты примыкаешь и совершаешь тот же подвиг и приносишь себя в жертву. Но все это выглядит так, что ты вкушаешь тело Христово и его кровь. То есть ты принимаешь жертву или приносишь ее?

Модератор: - Стоит спросить, что думает о фильме Адиля Хайбуллина.

Адиля Хайбуллина: -  Я буду разбирать кино с той позиции как то, что мне дали посмотреть.  Кино все-таки снимается для зрителей. Я понимаю, что Вы хотите разобраться в каких-то вопросах сами для себя. Но здесь важно еще и то, что Вы хотите дать зрителю. Потому что кино – это искусство для кого-то. На мой взгляд, это кино важно и нужно показывать тому человеку, который, так или иначе, близок и заинтересован в поднятой теме. Я понимаю тех молодых людей, которые сказали, что ничего не поняли и ушли. Вы погружаете в атмосферу сразу с самого начала фильма очень активно и агрессивно. Позиция фильма то, что Запад – это некое зло, подается очень отчаянно. И лично мне через 15-20 минут, по большому счету, она стала понятна. Дальше идет размазывание Вашей идеи. В фильме очень много кодов, смыслов, цитат, символов. Разобраться в этом, безусловно, очень сложно. И Вы еще это все подкрепляете картинкой, визуальными эффектами. Это все достаточно сумбурно. Фильм действительно впечатляет и заставляет задуматься. Здесь вопрос о сложности языка. Еще у меня имеется вопрос к чтению в фильме. Вы читаете все четко и понятно. А, например, Тимур Хайдаров имеет некоторые проблемы с речью, и все, что он говорит -  теряется. Начинаешь его слушать, и этот кадр прерывается другой историей, потом опять возникает Тимур. Вы говорили про фильмы канала «Discovery», но как раз они сделаны по очень конкретной, четкой и лаконичной канве. Там очень грамотно идет подача: постепенное погружение в конфликтную ситуацию документального кино. Постепенное, а не исчерпывание темы и своей позиции через пару минут.

Александр Долбин: - Спасибо за такой подробный разбор от всех авторов этого фильма. Кстати, с особым удовольствием, хочу сказать, что в этом фильме приняли участие все мои дети. В частности, как операторы. Моя младшая дочь, которая сейчас находится в зале, принимала самое активное участие. Старший сын, там он сидит, создавал драматургию этого фильма.

Айрат Файзрахманов:-  Этот фильм очень важен для студентов-историков, чтобы они понимали, что в истории есть разные взгляды и мнения. Мне скинули сегодня этот фильм с утра. Я посмотрел буквально первые 5-7 минут и подумал, что фильм о сумасшедшем, в хорошем смысле, историке. Человек страдает тем, что его не принимают окружающие. Таких историков, как Тимур, сложно понять простым людям. Ваш продукт интересен тем, что это переосмысление Золотой Орды с точки зрения «Рамаяны» и вед. Это еще не делал никто.

Александр Долбин: - Очень пошло, когда режиссер объясняет свое кино. Но, тем не менее, почему именно этот актер? Да потому что и тот и другой Тимур (прим. - имеется в виду Тимур Тамерлан и Тимур Хайдаров). Это такая точка соприкосновения и драматургический ход. Мы пытались показать, что же все-таки страшнее: огонь, которым Везувий сжигал города или книги, которые пишет Тимур?

Штаб

Зритель: - Вы говорили, что здесь есть сумбур. Я скажу, как я понимаю этот фильм. Мысль проста, она уже прозвучала. Цивилизация и культура. Вопрос задавали, что можно об этом сказать. Во-первых, существует большое количество определений слова «цивилизация». И еще больше - определений культуры. Но стоит понимать, что культура - это производная от тех идей, которые имеются в обществе. Вообще, я натыкался на достаточно смелые заявления в книгах, что существуют крупные, типологически развитые цивилизации без культуры вообще. Лично я считаю, что цивилизации без культуры не бывает. Может быть, наоборот, есть какое-то общество, которое еще нельзя назвать цивилизацией. Другой вопрос, может ли культура деградировать. На мой взгляд - да. Основная идея фильма в том, что к краху цивилизации приводят не внешние факторы, а скорее изменения внутренние.

Модератор: - Прозвучала такая мысль, что многие сравнивают культуру с искусством. Мы являемся представителями современной культуры, и это слово не может потерять свое значение. Мне не ясен некий упаднический мотив фильма.

Александр Долбин: - Проблема в том, что сейчас под культурой понимают только искусство. Когда русские запустили ракету, для чего это было сделано? Мы сделали это для того, чтобы изучать космос. А американцы полетели на Луну, только чтобы доказать свое величие. Но научной программы у них не было. Чем это кончилось? Тем, что сейчас они пытаются жить с той позицией, которая была уже 60 лет назад. Они пытаются наверстать то, что уже было. И это топтание на одном месте не ведет к развитию. Главный посыл фильма в том, что, грубо говоря, мы переживаем 426-й год Римской империи. У нас все замечательно, а уже варвары гуляют по Мюнхену и насилуют женщин. Все это может кончиться катастрофой.

Обсуждение продлилось до позднего вечера, когда уже, кроме зрителей фильма, в здании «Штаба» никого не осталось. Завершилась дискуссия словами модератора, над которыми предлагалось подумать каждому из присутствующих: «В аннотации к фильму режиссер говорит, что Улус Джучи продолжает существовать и по сей день. А мы являемся его наследниками и жителями. Даже если оно так и есть то, что это меняет? Мы остаемся те же самыми людьми».

Автор - Алиса Маркелова

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

16:00

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

23 Мая

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  2. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. В РФ увеличат минимальный размер оплаты труда
    МРОТ планируют увеличить с 1 января 2021 года в связи с пересмотром потребительской корзины в большую…
  2. Госкорпорация «Ростех» запустит в Иннополисе производство Т-500
    Сегодня, 22 мая, в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» пройдет церемония запуска…
  3. Родители татарстанских школьников требуют ввести пятидневную учебную неделю
    «Родительское сообщество Татарстана» направило президенту республики Татарстан Рустаму Минниханову, а также…
  4. В ОПЕК+ отмечают влияние отношений США и КНР на нефтяной рынок
    Участники соглашения ОПЕК+ обсуждают вопрос влияния отношений США и КНР на нефтяной рынок. Об этом сообщил…
  5. Президент РТ поздравил татарстанцев с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией
    Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к жителям республики с поздравлением по случаю Дня официального…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий