Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

От короля скрипки до лучшего в мире цимбалиста - Рустем Абязов раскрыл секреты программы Международного фестиваля L'arte del arco

От короля скрипки до лучшего в мире цимбалиста - Рустем Абязов раскрыл секреты программы Международного фестиваля L'arte del arco
Фото: https://kazanfirst.ru

Уже 15 марта стартует V Международный фестиваль L'arte del arco, что в переводе означает «искусство смычка». В первый день весны в Высшей школе журналистики КФУ состоялась пресс-конференция с Рустемом Абязовым, художественным руководителем и главным дирижером Казанского камерного оркестра La Primavera. Именно поэтому название встречи носило характер долгожданной смены времени года - "Казань. Весна. La Primavera". Не трудно догадаться, о чем он поведал пришедшим – о ближайшей музыкальной жизни коллектива, своем понимании настоящих профессионалов своего дела и, конечно же, об искусстве.

Эпиграфом к разговору стала фраза «Не рояль в кустах». В логотипе, который присутствует на всех афишах, есть изображение ноток, и произведение Антонио Вивальди «Ля Примавера» («Весна») – ее дирижер виртуозно сыграл перед тем, как начать беседу со зрителями. Именно эта мелодия, по мнению Абязова, создает то настроение, которое нам так хочется весной.

Юбилейный, пятый, фестиваль L'arte del arco призван к знакомству татарстанских (помимо Казани есть два выездных концерта – в Набережные Челны и Нижнекамск) слушателей с топ-солистами в области струнно-смычкового искусства.

С каждым годом фестиваль набирает обороты, - для участия в нем приезжают потрясающие инструменталисты, образуя очень сильный состав музыкантов. Это фестиваль оркестра La Primavera, поэтому все, кто приезжают, играют совместно с оркестром.

Хедлайнером фестиваля в этом году станет всемирно известный скрипач, носящий почтенное звание «короля цыганской скрипки» - венгр по национальности, живущий в Бельгии, Роби Лакатош. Вместе с этим фееричным музыкантом приедет цимбалист Ено Иштван Листеш. В Казани еще никогда не было солирующих цимбалистов (цимбалист - тот, кто играет на цимбале; цимбала - струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами - прим.) , а он считается лучшим в мире. Эти два человека всегда выступают в паре. У Лакатоша есть  ансамбль, с которым он дает концерты, но целый ансамбль, по понятным причинам,  пригласить не могли, поэтому скрипач согласился играть под аккомпанемент казанского оркестра, но вот без цимбалиста приезжать отказался. Таким образом, у фестиваля и появилась еще одна «бомба».

Программа фестиваля вдоль и поперек состоит из сюрпризов. На первом концерте, в день открытия фестиваля, выступят один из лучших на сегодняшний день альтистов России и не только - Илья Гофмани итальянский скрипач очень высокого уровня Доменико Нордио. Второй концерт – это упомянутый выше концерт с хедлайнером Лакатошом.

А завершать фестиваль будет впервые за его историю классический струнный квартет - один из лучших российских государственных квартетов имени Глинки из Москвы, который так же сыграет совместно с оркестром. В истории фестиваля уже было приглашение квартета, но оно было совсем необычным - это был квартет виолончелистов, а здесь классический – скрипки, альт, виолончель. Но программы фестивалей – это разговор отдельный.

- Мы всегда стараемся знакомить публику с произведениями, которые звучали редко или вообще никогда не звучали ни в Казани, ни в Татарстане, и в этот раз особенно богата программа на эти премьеры, - рассказывает Рустам Абязов, - и, мне кажется, что уже еще не состоявшийся фестиваль можно считать удавшимся, если все эти музыканты приедут. Почему я говорю «если»? В прошлом году на фестивале в качестве хейдлайнера тоже на открытие должен был приехать скрипач мирового уровня - Жиль Апап. Все было уже хорошо, но он не успел сделать визу, и нам буквально в последний день пришлось его менять - нашли очень хорошего музыканта, но все-таки осадок остался. Надеюсь, что такого на этом фестивале больше не случится. Конечно же, не все зависит только  от виз - визы сделаны, - уточняет он. -  Человек может заболеть, опоздать на самолет, - мало ли что может случиться. У нас нет замен, потому что мы твердо уверены, что все будет хорошо. Правда, мы Жиль Апапа все-таки вытащили в Казань и  играли с ним в октябре открытие нашего сезона. И это был действительно просто фурор! Такого в Казани еще не состоялось.  Я думаю, что с Роби Лакатошом будет примерно такой же случай. Пока все идет по плану.

Также дирижер поделился своим пониманием словосочетания «цыганская скрипка»:

- Я считаю, что это достаточно понятное явление, цыгане играют с большой охотой на скрипках. Так не исполняют цыганскую музыку, некоторые музыканты относятся к этому пренебрежительно. От знаменитого произведения «Чардаш» Монти некоторые академические музыканты воротят нос. С другой стороны, музыка написана в 1904 году, пережила практически век, до сих пор любима в любой точке мира. Где бы ее не сыграть, она воспринимается и вызывает огромную важность. Не бывает музыки первосортной и дальше. Есть хорошая и плохая. Хорошая живет, плохая умирает. Что касается Роби Лакатоша, у него блестящее классическое образование. Он играет на скрипке классику и свои произведения, связанные с цыганской, околоцыганской, румынской, молдавской музыкой. Мы его показываем в двух ипостасях. Первое отделение он играет классику «Времена года Вивальди» с помощью меня и ансамбля. А во втором отделении он будет исполнять свои коронные скрипки. Там такие произведения: знаменитые цыганские «Две гитары», но они будут совершенно в другом, классическом варианте. Блеск, с которым он исполняет, завораживает.

Программа, как уже сказал Абязов, богата на премьеры. Какие же они?

Первый концерт откроет классика – это «Времена года» Вивальди. Все второе отделение – премьеры, которые никогда не звучали в Казани. Хотя названия, возможно, и покажутся знакомыми, но это совсем другие произведения.

Во втором концерте Норбер сыграет классический скрипичный репертуар – знаменитое Рондо для скрипки с оркестром A-dur Шуберта, Интродукцию и Рондо-Каприччиозо для скрипки с оркестром Сен-Санса и рапсодию «Цыганка» Равеля. Скрипичную сонату  Франка в переложении для альта с оркестром в аранжировке своего отца исполнит Илья Гофман. Оркестру предстоит передать то фортепианное звучание, которое есть в оригинале. Остальные произведения  сделаны специально для него, то есть это тоже казанские и татарстанские премьеры.

Третий концерт построен таким образом, что в первом отделении квартет сам показывает свое искусство. Играет он «Итальянскую серенаду» Вольфа и знаменитый квартет «Смерть и Дева»  Шуберта. Во втором отделении совместно с оркестром прозвучат «Радиф» Книппера, Young Apollo Б. Бриттена.

Эксперименты – неотъемлемая часть фестивалей оркестра. Почему La Primavera так их любит и будет ли эксперимент нынче?

- Мы любим экспериментировать, но не совсем обязательно, что только на фестивалях. Вообще в своем творчестве. У нас бывают и академические концерты. Фестивали тоже бывают академические, и вообще каждый из них посвящен какому-то определенному направлению. Мы соединяли академический оркестр и этно-музыкантов, классику и джаз, объединили вокруг музыки очень много видов искусств, играли  с битбоксером Бурмистровым, в ноябре у нас прошла мировая премьера рок-литургии. Рок в сочетании с классическим оркестром, - и такое мы любим. Что касается L'arte del arco - это все-таки академический фестиваль, и это осознанно, тут мы не хотим делать каких-то экспериментов, а стараемся поразить слушателей блестящим исполнением и интересной программой, - признался Рустем Юнусович.

Он также добавил, что помимо концертов, оплаченных гонорарами, в условия конкурса для приглашенных музыкантов входят проведения бесплатных мастер-классов для детей и учащихся студентов музыкальных учреждений. Обычно все соглашаются.

Напоследок главный дирижер Казанского камерного оркестра поделился, как же можно определить профессионализм дирижера:

- Кажется, что дирижер ничего не делает, но, на самом деле, это не так. Были попытки создать оркестры без дирижера, в том числе и в нашей стране. Но они не увенчались успехом. Должен быть человек, вокруг которого все вертится и который может, в хорошем смысле, навязать свою волю, чтобы музыканты исполняли произведение так, как нужно дирижеру. В этом вся сложность. Если при этом дирижер интересен как музыкант, он может через оркестр передать свои мысли, идеи и интерпретацию произведения - это уже профессионально. Но это дело тонкое - тоньше, чем Восток.

Автор – Анастасия Бахтигареева

 

 

 

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий