Казань,29 Мая, Среда $ 64.54 € 72.17
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

«Монолог» с чердака «Театра-Вентилятора»

«Монолог» с чердака «Театра-Вентилятора»
Фото: Диляра Маликова

В феврале этого года "Театр-Вентилятор" отметил свое трехлетие. Творческая лаборатория имеет свою актерскую студию; проводит музыкальные вечера, спектакли, кинопоказы на потолке и другие мероприятия. В программе «Театра-Вентилятора» следующие спектакли: «Влюбийство», «Ныташа», «Земфира Откровение», «Монолог», «Амирнея», «Собака или человек?», «Музыка снега». Яркие названия вместе с креативными афишами и интригующими либретто не оставляют шанса зрителям не заглянуть в театр. Вот и корреспондент «ЭТ» не удержалась и навестила «Вентилятор» 25 марта, побывав на спектакле «Монолог».

Творческая лаборатория находится на 4-м этаже здания по адресу Пушкина, 52. И представляет собой небольшое чердачное помещение. Граница между «залом» и «сценой» отсутствует. «Не наступайте, пожалуйста, на сцену», - говорят ребята из лаборатории зрителям, пробирающимся огромной толпой через стульчики, образующие ряды. Краем глаза я заметила, что актеры, к слову, уже занявшие место на сцене, совсем босые. Теперь стало понятно, почему так настоятельно не рекомендовалось зрителям ходить по «сцене».

Однако небольшое количество квадратных метров не сказалось на уютности помещения. Минимум декораций: кирпичная стена, облепленная чистыми альбомными листами и украшенная белым тюлем, несколько кубов на сцене, с которыми взаимодействуют актеры, и белая нить, натянутая над зрителями с висящими на ней колокольчиками и ангелами. Из освещения – всего пара небольших софитов.

Театр-Вентилятор

Любителям пышных нарядов, богатых декораций и ярких зрелищ здесь явно придется не по вкусу. Впрочем, как и клаустрофобам. В помещении достаточно душно и мало пространства. Тех, кого это не пугает, обстановка «Вентилятора», наоборот, приятно удивит. Ведь именно благодаря такой камерности атмосфера театра особенно теплая, дружелюбная и даже интимная. Как будто ты зашел в гости к хорошим знакомым. Действие спектакля кажется особо реальным, а актеры вызывают неподдельное доверие. И именно на доверие и дружеское общение со зрителями делает ставку «Театр-Вентилятор».

Тепло приветствует пришедших солнечная Диана Нурмухамметова – режиссер спектакля: «Родился «Монолог» из задания для экзамена по сценической речи. Зрителей мы попросим отключить телефоны и мысли. Не стоит пытаться в этих историях найти сюжет, его нет. Конечно, для нас он есть. Но у каждого присутствующих сюжет будет исключительно свой. Все, что мы хотим – чтобы вы нас услышали и почувствовали что-то важное для вашей жизни».

Форма монолога очень сложна и требует от актера высокого мастерства. Из-за отсутствия динамичных действий и ярких декораций актер один на один взаимодействует с залом. И единственным инструментом, заставляющим зрителей сидеть на своих местах, является убедительность актера и артистизм. Излишний напор и драматизм в монологе могут перейти в карикатурность героя. А размеренное повествование быстро наскучивает зрителям и навевает сон. Важно нащупать золотую середину.

Начинается «Монолог» с лаконичной мизансцены: на четыре декоративных куба, расположенных в шахматном порядке, облокотились сидящие за ними актеры. Затем они исполнили пластический танец, экспрессивно нагруженный красным и синим светом и чувственной музыкой. В каждом движении ощущался целый клубок эмоций: боль, переживание, отчаянье. Во время танца каждый из актеров подошел к зрителям и, пожав многим руки, от чистого сердца поблагодарил за присутствие. Этот прием особенно любим многими. Редко когда простой зритель становится активным участником зрелища. Но в «Монологе» границы между артистами и публикой стерты, благодаря знакомым всем людям переживаниям и чувствам, а также активному взаимодействию.

Она ненавидит меня…

Первый монолог зрители услышали от «идеальной» 16-ти летней Наташи (Алиса Гулканян) о вечном противостоянии с соседкой - «плохим подростком». Данный рассказ навеян творчеством Ярославы Пулинович. Безупречная дочь и образцовая ученица рассказывает о своих успехах и переживаниях. Дочь соседки Лиды (тоже Наташа) – полная противоположность героини - постоянно пытается перейти ей дорогу. Алиса Гулканян уверенно себя чувствует в образе подростка. Убедительны ее тон и жесты: то актриса твердо стоит на ногах и возмущенно машет руками, то сидит, поджав ноги и смущенно говоря о своем парне.

Во время монолога зритель не чувствует себя одиноко. Часто Наташа рассказывает свою историю, обратившись к конкретному человеку из зала. Другие актеры тоже на сцене. Иногда они немые и бесстрастные свидетели происходящего, иногда – активные участники действия в виде родителей.

Интересным режиссерским решением стали сцены, когда Наташа надевала наушники, и зал наполнялся музыкой. В эти моменты девушка начинала легко танцевать, давая возможность зрителям отдохнуть от ее истории.

Театр-Вентилятор

Кульминация отлично подчеркнула характер девушки. Расстроенная предательством парня Наташа сидит в ванной и смотрит на лезвия отца. Но потом она задумывается о последствиях и решает отказаться от этой мысли. Сильная девочка встает и сама идет накапать себе пару капель валерьянки, хотя раньше для нее это всегда делала мама.

Театр называли «миниатюрным». Не потому, что бы он был маленького размера…

Следующий монолог представлял собой рассказ Надежды Тэффи «Рюлина мама». Исполнила его Софья Хафизова – героиня с самым спокойным выражением лица. Веселая искренняя история о маленькой огненной женщине, глубоко спрятанной в щупленьком поблекшем теле, помогла разрядить обстановку в зале и приободрить зрителей.

Стоит отметить и костюмы актеров. Они были, как и весь антураж, незамысловаты. Неброские платья, пальто и юбки, сшитые из черной атласной ткани. Отличал их фасон, передающий характер героя, а также детали, нарисованные поверх белой краской. У Алисы Гулканян кокетливое платье в горошек, напоминающий полную луну. У Софьи Хафизовой платье настоящей театралки с надписью «МХАТ» и заколка в форме птички в волосах. У Константина Федина черный плащ с бутылкой в кармане. И у Анны Матвеевой длинная юбка и накидка необычного кроя со звездами.

Театр-Вентилятор

Монологи плавно перетекали друг в друга, соединяясь пластичными танцами актеров. Дымовая машина придавала особой зрелищности и задумчивости действию. После двух монологов актеры за руки вытащили зрителей на сцену и под звуки «Hit The Road Jack» все начали танцевать, предваряя антракт. 

Вы, конечно, спросите: а дальше, Веничка…

Константин Федин рассказал зрителям историю Венички Ерофеева (Венедикт Ерофеев, поэма «Москва — Петушки»), который пытается доехать на электричке до Петушков к своей возлюбленной. Все это время Веничка прикладывается к бутылке и разговаривает с ангелами. Монолог героя эмоционально тяжел для восприятия и немного затянут. Несмотря на проникновенную историю, зритель немного устает, и сопереживать становится тяжелее.  

Театр-Вентилятор

Я умерла на рассвете, между четырьмя и пятью утра…

Завершает спектакль трагическая история о самоубийстве молодой женщины по рассказу «Счастливый конец» Виктории Токаревой в исполнении Анны Матвеевой. Тонкая, белокожая девушка с трогательным лицом и проникновенным взглядом действительно похожа на призрак.

«На меня надели платье макси. Это платье мне привезли год назад из Парижа, и у меня тогда появилась ещё одна проблема: проблема шикарного платья. Оно было совершенно неприменимо и висело в шкафу, шуршащее и сверкающее, как бесполезное напоминание о том, что человек создан для счастья», - Анна Матвеева произнесла это так, что я больше никого не могла представить в этом шикарном платье, кроме нее.

В финале спектакля героиня встречается с Богом, диалог которых актриса исполняет в одиночку. Невероятно быстрая смена выражения лица с просветлённого, любящего Бога до плачущей от осознания своей ошибки женщины и назад, производит неизгладимое впечатление. Кажется, что зритель становится невольным свидетелем чужого, сакрального разговора.

Театр-Вентилятор

Помимо монологов, важное место в спектакле занимают бессловесные сцены пластических номеров. Они не только являются связующим звеном, но и несут собственную смысловую ценность. Как сказала героиня спектакля: «Словами тяжело выразить чувства». Действительно, язык тела с этим справляется намного лучше. Герои монологов могут лукавить. Не все сказанное ими стоит принимать за чистую монету. Только движения и мимика могут верно передать, что творится в их душе. За время спектакля герои и танцуют, и веселятся, и беззвучно кричат, и что-то ищут и дерутся. Временами артисты встают плотно друг к другу в ряд и поднимают правую руку, как бы держась за поручень в салоне общественного транспорта. Этот момент важен для понимания всей сути спектакля. Герои на сцене – не выдуманные персонажи, а простые люди, со своими судьбами и переживаниями, которых мы встречаем каждый день.

Все четыре монолога очень не похожи друг на друга, но именно при таком контрасте они кажутся ярче и важнее. Это истории из нашей обыденной жизни. Все это происходит с нами и вокруг нас каждый день. Но в безумном жизненном ритме мы этого не замечаем. «Монолог» помогает обратить на эти ситуации наше внимание, взглянуть на них со стороны. Это очень сильный спектакль, заставляющий задуматься, все ли мы делаем правильно и не совершаем ли мы ошибки.

Автор - Алиса Маркелова

 

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

16:00

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

23 Мая

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  2. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. В РФ увеличат минимальный размер оплаты труда
    МРОТ планируют увеличить с 1 января 2021 года в связи с пересмотром потребительской корзины в большую…
  2. Госкорпорация «Ростех» запустит в Иннополисе производство Т-500
    Сегодня, 22 мая, в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» пройдет церемония запуска…
  3. Родители татарстанских школьников требуют ввести пятидневную учебную неделю
    «Родительское сообщество Татарстана» направило президенту республики Татарстан Рустаму Минниханову, а также…
  4. В ОПЕК+ отмечают влияние отношений США и КНР на нефтяной рынок
    Участники соглашения ОПЕК+ обсуждают вопрос влияния отношений США и КНР на нефтяной рынок. Об этом сообщил…
  5. Президент РТ поздравил татарстанцев с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией
    Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к жителям республики с поздравлением по случаю Дня официального…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий