Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Летающий театр

Летающий театр
Фото: https://yandex.ru

В фойе Камаловского театра для меня самое привлекательное место не буфет, а витрины с подарками и призами театра – свидетельство его гастрольной и фестивальной активности. Похоже, скоро коллекция театра пополнится новыми экспонатами – главный режиссер Фарид Бикчантаев недавно вернулся из гостевой поездки в Норвегию.

Поездка была связана с участием театра в международном проекте норвежской компании Ibsen International «Новый текст, новый этап». «На нас вышли представители компании, – рассказывает Фарид Рафкатович, – и спросили: «Есть ли у вас молодые драматурги?» Мы послали на выбор несколько пьес, из которых им приглянулся текст Сюмбель Гаффаровой. Вместе с другими участниками проекта она посетила Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, где проходили международные лаборатории молодых драматургов».

Однажды зимним днем

– Норвежцы ищут новые тексты как таковые или написанные на определенную тему?

– Второе. Была задана тема – миграция, не важно – миграция ли это целого народа, социальной группы или отдельного человека. К участникам были приставлены режиссеры, под чьим руководством каждый написал пьесу. И вот в Норвегии, в городе Тромсё показывались отрывки из этих пьес. Это очень представительное мероприятие - были авторы из Китая, Норвегии, США, Италии… Спектакль по пьесе Сюмбель в перспективе будет поставлен на нашей сцене и потом, если приедет из Китая человек, занимающийся дальнейшим продвижением проекта, его, возможно, отберут для показа в Гуанчжоу в декабре. Кроме того, в Тромсё мы разговаривали с норвежской стороной о переводе на русский язык пьес Юна Фоссе. Дело в том, что на сегодняшний день только две пьесы этого норвежского драматурга переведены на русский. Одну из них – «Однажды летним днем» – мы поставили у себя в театре. Спектакль номинировался на «Золотую маску» и был тепло встречен публикой на фестивале в Шанхае.

– Норвегия и Китай не самые близкие по культурному коду страны…

– Но при этом они сегодня плотно сотрудничают, особенно в культурно-театральной сфере. Организуют площадки для продвижения своего духовного наследия в глобальном масштабе и приглашают к сотрудничеству другие страны и регионы, в том числе Татарстан. Это, пожалуй, самое главное – в таком крупном международном проекте засветилась наша республика.

– А о чем конкретно пьеса Гаффаровой?

– Мы пока даже не решили, с каким названием пьеса выйдет на афиши. Рабочее название – «Забавные истории моего деда». О человеке, который в войну оказался в немецком концлагере, а когда война подошла к концу, чтобы не попасть уже в советский лагерь, убежал за границу. Он осел в Канаде. Наступают 90-е годы, у героя появляется возможность вернуться на Родину. Он и хочет этого и в то же время боится. Вся пьеса построена на воспоминаниях героя о том, как он перебрался в Канаду.

– У пьесы есть реальная основа?

– Сюмбель говорит, что ее родственники сейчас заняты поисками брата бабушки. Он тоже пропал на войне, вернее пришла похоронка, но родственники имеют причины ей не верить. Пьеса – своего рода вариант того, что могло произойти с этим человеком.

 

Женщины идут

– Я слышал, у вас есть планы переформатировать конкурс «Новая татарская пьеса»…

– Мы хотим сделать из этого лабораторный процесс, задача максимум – воспитать абсолютно новое поколение драматургов. Очень интересно, как они видят этот мир, как они хотят понять его, сегодняшнюю жизнь. Устраивать конкурс между состоявшимися драматургами уже не совсем корректно – и по отношению к ним, и в контексте взаимодействия поколений. Мы решили поменять формат и этим сейчас занимаемся. Маститые драматурги в конкурсе участвовать точно не будут. Тот же Ильгиз Зайниев – это уже не новое поколение. Он – состоявшийся драматург. На каждый конкурс Ильгиз подает свои тексты, и они неизменно оказываются в победителях, хотя конкурс анонимный.

– Чего ждать от фестиваля «Науруз»?

– У нас каждый фестиваль посвящается какой-либо стране или народу. В прошлый раз выбор пал на казахстанское театральное движение, в этом году ждем в гости представительную якутскую делегацию. Есть задумка привезти на фестиваль Сергея Потапова – режиссера, чьи спектакли идут не только в Якутии, но и в таких, казалось бы, непохожих странах, как Эстония и Казахстан. Хотя все его постановки имеют выраженный национальный колорит.

– Фарид Рафкатович, вы ведь еще и преподаватель. Поделитесь впечатлениями от молодого поколения режиссеров, актеров.

– Они живее, они быстрее. Людям моего поколения кажется, что сделанное живо и быстро априори неглубоко. На самом деле, я по своему сыну сужу, это не так. Иногда поражаешься стремительному схватыванию вещей, до которых мы добирались с трудом, через тома литературы. Здесь мы в большом проигрыше, а не они. Минусы искать не хочу. На мой взгляд, он только один – нынешняя молодежь меньше идет в актерскую, режиссерскую профессию. Вообще, востребованность творческих профессий в дефиците. Потому что мир очень материализовался – материальные ценности доминируют над духовными. Отсюда желание молодых людей найти себя в бизнесе, в юриспруденции. Надо семью кормить, а заниматься какими-то абстрактными вещами тяжело и финансово ущербно. Это объективная реальность. Каждый набор – это очень ограниченное количество абитуриентов. Радуешься, что хоть эти ребята и девчонки пришли.

В тоже время хочется отметить и другую тенденцию. Сейчас какой-то матриархат наступает. Женщины рвутся во все профессии, в том числе в театр. Их всегда тянуло к творческим профессиям, но сейчас особенно. Самое удивительное, что все больше женщин-режиссеров. Их стало так много, что просто с ума сойти! Хотя режиссура – это лидерская профессия. Видимо, рынок уже не вмещает новых бизнес-леди, и женское начало пробует себя реализовать в этой сфере. В Альметьевском театре работает Нафиса Исмагилова, в «Углу» - Регина Саттарова. Еще есть Юля Захарова. Причем, в Татарстане женское начало в театре еще слабо представлено, по сравнению с Москвой, например.

– Камаловский театр, насколько я знаю, сотрудничает с «Углом»…

– Конечно. Сегодня только была Инна Яркова, мы опять сидели, придумывали, планировали что-то. Я бы сам с удовольствием поставил в «Углу» какую-нибудь вещь. И она не против того, чтобы это был татароязычный спектакль, ориентированный на публику, понимающую язык. Другое дело, что татарская режиссура хорошо востребована – в республике много татарских театров, есть площадки для реализации, а русских театров – раз-два и обчелся.

– В продолжение фестивально-конкурсной тематики. Какие виды на фестиваль «Ремесло»?

– Последнее «Ремесло» прошло совсем недавно, в декабре, а о новом я пока еще не думал. Но изюминку какую-нибудь обязательно сделаем. Нам в этом очень помогает Олег Семенович Лоевский – театровед, завлит, продюсер… Одним словом - человек-театр. Благодаря его связям в этот раз к нам приехали такие звезды, что все, кто по каким-то причинам не заявился на фестиваль, после кусали локти! Приезжал Дмитрий Черняков – это мировая звезда оперной режиссуры, но он и драматические вещи ставит. Приезжал Адольф Шапиро – тоже очень крупный наш режиссер. Был сделан упор на связку «режиссер – композитор», «режиссер – сценограф», «режиссер – художник»… Чтобы молодые режиссеры учились работать с представителями других творческих профессий, не только актерами и драматургами, над созданием действительно качественного продукта.

 

В ожидании расширения

– Спектакль по Фоссе, о которым вы упомянули, идет на малой сцене. Расскажите о планах ее развития.

– Малая сцена сейчас очень активно заработала. На ней идет шесть спектаклей, из них два детских и четыре вечерних. Идут пьесы молодых авторов, а также Шекспир – «Ричард III», Фоссе, Салават Юзеев, Абдуразаков. Кто-то называет малую сцену экспериментальной площадкой, но я считаю более подходящим эпитет «камерная». Это немножко другой контакт со зрителем, и зритель от него в восторге. Многие зрители даже предпочитают большому залу малый. Причем, ходит туда, в зависимости от спектакля, самая разная публика. На «Ричарда III» и Фоссе ходит много молодежи.

– Какую вещь лично вы сейчас репетируете?

– Пьесу Ильдара Юзеева «Белый калфак». Премьера намечена на апрель. Это такая фантазия на тему 80-х. Сюжет разворачивается вокруг телемоста, - они тогда были очень популярны на телевидении, – между татарами, которые здесь, и татарами, которые в эмиграции. В действительности, конечно, ничего подобного не было. Это вечная история запретов, всевозможных фобий - как с той стороны, так и с нашей. Кроме того, в пьесе поднимается тема национальной идентичности. Что есть национальное? Где располагается природа этого национального? Эти вопросы там будут, наверное, больше всего фигурировать.

– По случаю 110-летия театр готовится к реконструкции. Неужели она вам требуются? Вы ведь, вроде, как всегда на особом счету у государства.

– Это не более чем миф. Просто мы очень активно работаем и такое ощущение, что мы летаем. Мы действительно летаем, но материально-технические условия театра не совсем соответствуют нашему статусу. Реконструкция давно назрела. Надо обновлять внутреннее оснащение – звук, механику сцены, световое оборудование. Мы не имеем права отставать от сегодняшнего дня, от тех технологий, которые используются в лучших театрах страны. Нам надо реально расширяться, потому что это здание было открыто в 1985 году впопыхах. У нас цеха находятся в двух километрах от театра, что очень неудобно, очень маленькие гримерные – по пять человек в комнате. Пошивочный цех сидит в душных комнатах. В театре нет репетиционных помещений, ни одного. Нет сварочных, гараж в другом месте. Это и неэкономично, и просто неудобно. Театр посетил президент, он ознакомился с нашими проектами и предложил свой. Если все пойдет по плану, то там, где сейчас стоянка, появится пристрой, за счет которого можно будет переоборудовать внутренние помещения. 

Автор - Алексей Егоров

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий