Казань,29 Мая, Среда $ 64.54 € 72.17
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Вне всякого сравнения

Вне всякого сравнения
Фото: moscowfilmfestival.ru

Казалось бы, как можно сравнивать Московский международный кинофестиваль - единственный в России фестиваль класса «А» - и Казанский фестиваль мусульманского кино класса «икс» (на сайте КМФМК он туманно маркирован как имеющий «статус престижного форума кинематографистов»)?

Да, аура Московского кинофестиваля сформировалась во времена «оттепели», когда он был форточкой в свободный мир. В кассы выстраивались очереди, люди брали отпуска, чтобы провести их во мраке кинозала: хотелось хоть краешком глаза взглянуть не на кино даже, а на жизнь за пределами госграницы СССР. Но с тех пор изменились и границы, и общественно-политическое устройство, и экономический уклад.

В 2005 году, когда открылся фестиваль мусульманского кино (называвшийся тогда «Золотой Минбар»), казанские зрители испытали не менее бурную радость первооткрытия большого мира, хотя поначалу то была «форточка» меньшего размера и не так широко распахнутая – обзор сужался до киноискусства стран Востока и Азии. Однако к 2014 году распахнулись все створки – многообразие внеконкурсных программ Х юбилейного КМФМК (тут и «окно в Европу», и «Авангард Европы», и «Румынское кино») приблизилось к числу программ ММКФ.

К тому же в глобализованном мире оппозиция «столица – провинция» не актуальна, киноклассику, в том числе любой артхаус, можно за пять минут отыскать в сети. И это одна, хоть и не самая важная, причина, благодаря которой 37-й Московский кинофестиваль 19-26 июня проявил себя как достаточно провинциальный. Даже традиционная красная ковровая дорожка привлекла очень мало зрителей. Роль толпы около кинотеатра «Россия» выполнили многочисленные фотографы и корреспонденты российских СМИ, а также кое-какие представители зарубежной прессы.

Главная причина: из-за сложной политической ситуации и режима санкций мировые звезды кинематографа обделили ММКФ своим вниманием. Впервые за всю его историю пришлось менять конкурсные фильмы из Франции, Америки, Италии на другие, потому что режиссеры не смогли приехать в Москву (их присутствие - обязательное условие конкурсной программы). Впервые в столице не было картин с недавнего Каннского фестиваля, бросался в глаза дефицит американских полнометражных фильмов, в основном конкурсе не были представлены обожаемые москвичами-западниками итальянские, немецкие и французские режиссеры. Взамен было предложено подробно познакомиться с кинематографами Турции и Аргентины и подарена возможность узнать, что такое настоящее курдское кино (ему посвятили целый раздел внеконкурсной программы).

 Дранг нах Остен

Таким образом, фокус кинофестиваля оказался где-то на Ближнем Востоке, что, конечно, соответствует тенденциям современного кинематографа, а нам дает основания если не для сравнения «русского «Оскара» с Казанским фестивалем мусульманского кино, то для проведения каких-то параллелей.

Впервые в своей истории Московский международный кинофестиваль представил специальную программу под названием «Турецкое кино вчера и сегодня». В рамках кинофестиваля было показано десять фильмов – как молодых, но уже отмеченных международными наградами кинематографистов, так и заслуженных авторов, включая суперхит «Отчуждение» классика Нури Бильге Джейлана.

Интересно, что «Турецкое кино вчера и сегодня» было увязано с программой «Экранный образ трагедии. К 100-летию геноцида армян», поскольку важной миссией фестиваля является налаживание мирного диалога культур между народами, бывшими когда-то непримиримыми врагами. На Казанском фестивале такое «столкновение лбами» вряд ли невозможно, несмотря на его девиз «Через диалог культур - к культуре диалога». Вспомним, какую бурю негодования у арабских кинематографистов вызвал показ на V КМФМК израильской картины «За моего отца» Дрори Захави.

А вот эту интересную форму работы со зрителем организаторы фестиваля мусульманского кино могли бы перенять: на 37-м ММКФ проходил уникальный конкурс: зрители могли написать небольшое эссе о любом понравившемся турецком фильме и отправить его организаторам, заполнив специальную форму на официальном сайте организации «Кино Турции». Победитель получил возможность побывать на предстоящем 52-м Международном кинофестивале в Анталии.

Отрадно, что столичный фестиваль так же благоволит иранскому кино, как казанский. Практически ни один КМФМК не завершался без призов иранским кинематографистам. Вспомним «Ми для мамы» Расула Моллаголипура (4-й КМФМК), «Слезу холода» Азизолла Хамиднезаде, «Свет в тумане» Панарборхада Резаи (5-й), «Сельму и яблоки» Хабиболлаха Бахмани (7-й), «Крупицу сахара» Сейида Реза Мир-Карими (8-й). А в Москве в этом году дипломом жюри российской кинокритики был отмечен фильм «Море и летающая рыба» Мехрдада Гафарзаде - «доброе кино о колонии для несовершеннолетних». Поначалу в фильме нагнетается ужас: отморозки прессуют «лохов» в столовой и душевой, среди воспитателей есть садисты, то и дело вспыхивают драки. Но чем дальше, тем больше тюрьма становится условностью, картина Гафарзаде дрейфует к полуснам, просторным – во весь экран – голубым пейзажам, даже к анимационному «фильму в фильме»: созерцая движение рыбки и кролика, отпечатанных на стенах с помощью угля и сырой картофелины, подросток Эхсан перестает различать границы нарисованного им моря и материального мира. Почему бы и нет, если материальный мир – тюрьма.

Что касается такого нового явления, как курдское кино, то Татарстан тут, возможно впереди России всей. В минувшем году на Х фестивале мусульманского кино в Казани прошла программа курдских короткометражных картин, а в году нынешнем на 37-м Московском кинофестивале в рамках проекта «Феномен курдского кино» было показано четыре полнометражных ленты – «Воспоминания на камне» (режиссер Шавкат Амин Корки), «Сироты» (Каржан Кадер) и совсем свежие работы, законченные в 2015 году, – «Питца и финики» (Фариборз Камкари) и «Женщина моей жизни» (Антоний Дончев). Как рассказал журналистам программный директор фестиваля Кирилл Разлогов, курдская программа появилась при участии Института востоковедения РАН. Поскольку курды не имеют собственной государственности, национальная кинематография развивалась прежде всего в рамках киноиндустрии стран, где проживают значительные курдские общины. Это, в первую очередь, Турция и страны Запада.

 

Не забудем, но простим

На содержательные параллели выводит конкурсная полнометражная картина «Анклав» (Сербия, Германия) режиссера Горана Радовановича, получившая приз зрительских симпатий 37-го ММКФ. В ней знатока конкурсных программ Казанского фестиваля пленит непредвзятый поиск диалога культур, конкретно, балканских народов, переживших трагический распад Югославии. На КМФМК зрителей часто потрясали до слез боснийские и хорватские картины («Грбавица» Ясмилы Жбанич, «Снег» Аиды Бегич, «Бельведер» Ахмеда Имамовича, «Путь Халимы» Арсена Антона Остожича – гран-при Х КМФМК), но мусульманский формат фестиваля склоняет все же к проговариванию правды одной стороны - обличаются зверства сербов, а боснийцы, хорваты и албанцы предстают миролюбивыми агнцами. Исключение составила лента «Круги» (копродукция Сербии, Германии и Хорватии – гран-при IХ КМФМК), в которой Ордан Голубович не искал правых и виноватых, не бередил многолетние незаживающие раны, а пытался прийти к некой форме «всепрощения».

«Анклав» исследует трагедию в том же русле. Приз зрительских симпатий 37-го ММКФ подтверждает, что именно сербы обращаются к национальной трагедии с пониманием сложности художественной задачи, не ища готовых решений. Радованович пытается найти в себе отстраненность художника, и за этим путем режиссера интересно наблюдать, потому что беспристрастность дается ему с трудом. Пока сербская семья принимает на себя удары судьбы и предстает перед камерой горсткой беззащитных людей в блеклых одеждах, албанская семья демонстрирует силу, многочисленность, буйство красок, звуков и праздничный настрой. Первые смиренно идут за гробом, вторые выкатываются на дорогу свадебным кортежем и без устали палят в воздух (в «Анклаве» вообще много таких прямых визуальных столкновений: православный колокол везут по улице под песнь муэдзина). Мальчик, серб Ненад, выглядит ангелом, и даже порку от нетрезвого отца принимает бессловесно, тогда как его ровесник, албанец Башким, кажется буйным психом: бегает с пистолетом по горам и целится во всех, включая священника. Но, в конце концов, мальчики протягивают друг другу руку дружбы, а албанец, глотая слезы, даже крикнет сербу (чудом выжившему после его проделок и спешно отбывающему в Белград): «Возвращайся!»

Не случайно героями фильма становятся именно дети, мальчишки, живущие в косовском анклаве – обезлюдевшей деревушке Врело. Предполагается, что только дети могут «начать с нуля» мирную жизнь, потому что отцов и дедов уже не заставишь простить друг друга.

 

Знай наших!

Наивно было надеяться, что на Московском кинофестивале как-то заявит о себе татарстанское кино. Зато предсказуемо всплыло имя Дениса Осокина – ведь членом жюри был режиссер Алексей Федорченко, с которым казанского писателя связывает многолетнее творческое сотрудничество. 24 июня в Доме кино состоялся показ картины «Ангелы революции» по книге Осокина «Ангелы и революция». Разумеется, внеконкурсный, год назад мировая премьера фильма стала событием IX Римского международного кинофестиваля и принесла Федорченко почетную премию «Марк Аврелий будущего».

Представляя фильм, режиссер не расточал похвалы литературному бэкграунду, потому что над сценарием колдовал сам при помощи Олега Лоевского. Сначала у Федорченко было две самостоятельные идеи: экранизировать произведение Осокина «Ангелы и революция» и сделать кинорассказ о Казымском восстании народов северного Приобья - хантов и лесных ненцев - против Советской власти. Первый сценарий «Записки чекиста», написанный Осокиным, не склеился. И тогда у режиссера возникла мысль снять фильм о Казымском восстании, где персонажи будут говорить волшебным языком героев Дениса. Таким образом, «Ангелы революции» снят по мотивам реальных исторических событий - о людях, которые случайно попали в тиски между цивилизациями советского авангарда и обских шаманов, а имя Осокина и названия использованных в картине произведений (помимо «Ангелы и революция» там еще были «Танго пеларгония» и «Пролетарские песни»), можно было прочитать в титрах.

Скорее всего, творческое дистанцирование пошло на пользу Федорченко. По мнению критиков, «Ангелы революции» - «самый цельный, последовательный, зрелый и гармоничный» из его фильмов. Федорченко «не только любуется русской иррациональной стихией, но и анализирует ее здраво и горько, с нежным, временами почти незаметным юмором».

Имя Дениса Осокина громко прозвучало 22 июня из уст продюсера Игоря Мишина в Театре киноактера на Поварской на пресс-конференции после показа конкурсной картины Андрея Прошкина «Орлеан». Мишин рассказал, что читал сценарий Юрия Арабова с чистого листа - фамилии авторитетного автора на присланном файле не было. Не дочитав до конца, Мишин уже понял, что очень хочет его запустить. «То же самое было у меня со сценарием Дениса Осокина «Овсянки»», - сказал продюсер. Это было удивительно слышать, так как Арабов (кстати, декан сценарного факультета ВГИКа) на Аксенов-фесте в Казани в 2011 году очень критически отзывался как о сценарии Осокина, так и о самом фильме «Овсянки», тем не менее отмечая позитивность триумфального его шествия по кинофестивалям мира – оно, по его мнению, укрепляло авторитет российской сценарной школы.

Впрочем, восторгаться сценарной идеей «Орлеана» самого Арабова тоже было бы проблематично. Изначально она заключалась в том, чтобы показать историю хорошего маньяка. Автор погрузил его в среду, густо нашпигованную библейскими притчами и культурными кодами - сколь обильными, столь и расхожими. Например, звучное имя Орлеан носит пыльный бетонный городок где-то в глубине России (у всех на памяти ураган 2005 года в Новом Орлеане, похожий на грозную библейскую кару). На окраине городка ожидают прихода Машиаха – иудейского мессии, трон для воцарения, правда, ему почему-то приготовили на городской свалке. Однако вместо мессии в Орлеан является странный господин - «хороший маньяк» в исполнении Виктора Сухорукова. Врач-хирург Рудик (Олег Ягодин), блудница-парикмахерша Лидка (Елена Лядова) и следователь Неволин (Виталий Хаев) становятся объектом пристального интереса этого то ли антихриста, то ли персонализированной совести. Сам он себя называет экзекутором, в свите его огромная египетская кошка. Как видим, ничего оригинального - клоны обветшавших идей - «донашивание тряпья, кишащего чужими вшами», по выражению Пелевина. Из той же серии картина «Гость» Дениса Родимина, где происходит явление Христа падшей российской глубинке.

Тем не менее, «Орлеан» получил приз жюри Федерации киноклубов России – признан лучшим фильмом по итогам рейтингового голосования регионов. Мало того, приз за лучшее исполнение женской роли вручили Лядовой, хотя сыграла она весьма вульгарную малоинтересную особу. Впрочем, режиссер Андрей Прошкин сознательно делал кино «плохого вкуса». Интересным и многообещающим показался лишь Олег Ягодин, актер екатеринбургского «Коляда-театра». Кстати, он был убедителен и в «Ангелах революции», где играл одну из главных ролей.

Осокинская тема вновь неожиданно возникла 25 июня во время показа короткометражных фильмов. В титрах ленты «Картонный человек» молодого режиссера Дарьи Емельяновой мелькнула жена Дениса – Изольда Осокина в эпизодической роли завсегдатая бара. Объяснение простое: основные люди, снявшиеся в фильме, – актеры Музейного театра города Коломны, а Изольда до переезда в Казань там работала.

Что касается фильма, то он многослоен, как сам картон, - одновременно и социальная драма, и псев-док, и абсурд. Дарья пофантазировала о том, как могла бы сложиться жизнь у картонного человека без денег и документов. На экране - фигура, вырезанная детьми из картона, путешествие которой с иронией комментирует реалии российского общества. Первый план в черно-белых красках символизирует детство, последующий переход к цвету представляет собой вступление во взрослую жизнь – с алкогольными возлияниями, арестами и, наконец, неизбежной смертью. Диалогов и музыки в фильме почти нет – звучат естественные шумы и фоны.

Многие с нетерпением ждали показа кинодрамы Александра Миндадзе «Милый Ганс, дорогой Петр», где снималась выпускница Казанского театрального училища Роза Хайруллина, блиставшая на сцене казанского тюза в 1981-1996 годах. Ныне она востребована театрами Москвы и Санкт-Петербурга, ее фильмография впечатляет. На ММКФ 2012 года Роза была признана лучшей актрисой за роль ханши Тайдулы в фильме Андрея Прошкина «Орда» (за ту же роль в 2013 году она получила национальную премию Российской академии кинематографических искусств «Ника»).

Увы, в «Милом Гансе» Хайруллина сыграла лишь эпизодическую роль – мать Зойки, девочки, убитой при взрыве плавильной печи. Она не произносит ни слова, только молчит с каменным лицом. Но сказать, что Хайруллина создала малозначительный образ, нельзя. Ведь «Милый Ганс» родился из концентрированного ощущения режиссером тревоги сегодняшнего времени, а уже из него история про провинциальный стекольный завод в 1940 году с немецкими специалистами, работавшими у нас в канун войны над созданием высококачественной линзы. В сгущенной атмосфере этой тревоги героиня Хайруллиной выглядит как Родина-мать с известного плаката: скоро позовет! А погибшая от ошибки Ганса дочь Зойка считывается с экрана как первая жертва Великой Отечественной.

Вымысел Миндадзе, однако, основан на реальных фактах и взывает к серьезному обсуждению событий противоречивой истории, которую призвано упрощать для учебников. Будут ли в них страницы про то, что немецкие инженеры работали на наших заводах чуть ли не до самого начала войны, а мы отправляли в Германию эшелоны с сырьем…

Жюри неожиданно для многих проигнорировало эту картину, Миндадзе получил только приз от издательского дома «Коммерсант». Для сильного впечатления оказалось мало хорошей операторской работы и невнятной сентиментальной истории советского рабочего и немецкого инженера: они всего лишь изъясняются жестами, переживая грядущую суровую расправу, – один виновник, а другой очевидец взрыва печи.

 

Голь на выдумки хитра

В целом программы Московского кинофестиваля изобилуют эротикой и откровенными постельными сценами. Зрителя, воспитанного целомудренным кино Казанского фестиваля, они могут шокировать. В том же «Милом Гансе» показан «креативный» половой акт с использованием шахматной фигуры, а именно – белого короля, этим «белым арийцем» удовлетворяется Гретхен, коллега Ганса, а он тем самым избегает расовосмесительного союза с русской девушкой.

Полное обнажение актеров имело место в фильмах «Орлеан», «Гость», «Никто не спасется в одиночку». В более легком жанре о сексуальных проблемах молодых рассказала французская мелодрама Жерома Бонелла «Давайте втроем». Скандальную «Любовь» Гаспара Ноа даже после показа в Каннах сочли «практически порно», а в Москве показали глубоко за полночь.

В анимационной ленте «Секс и налоги» (Швеция, Германия) режиссеры Эва Айнкорн и Джуно Дже Ким использовали зоофилические мотивы. В городке Крабштадт затяжная зимняя депрессия жителей лечится порно с животными: например пять львов в стрингах вожделеют белочку в бикини, осьминог развлекается сразу с тремя дамами. Нам бы их, европейцев, проблемы.

Впрочем, обнажение обнажению рознь и иногда оно может оказаться любопытным. Как в новой работе русского художественного дуэта «Провмыза» (нижегородцы Галина Мызникова и Сергей Проворов). Их «Кануны и каноны» отсылают к понятиям, основанным на бинарной оппозиции «высокой» и «низкой» культуры. В центре произведения образ гротескного тела – обнаженный мужчина на горящих ходулях в заброшенной каменоломне, - образ, соединяющий «возвышенное» и «униженное». Когда ходули сгорают, мужчину долго волокут по земле «в поисках этического элемента преодоления неприличия и стыда обнаженного человека».

К слову, «Провмыза» поддерживает творческие связи с Казанью, а именно с искусствоведом Гузелью Файзрахмановой. Пару лет назад Мызникова и Проворов приезжали в Казань и изложили продвинутой публике основы «безвольной режиссуры».

 

На кинофестивале все есть

В целом Московский фестиваль оставил неплохое впечатление: налицо четкая организация, безупречная работа пресс-службы. Но, побывав на нем, начинаешь снисходительнее относится к казанскому киносмотру. Слабого кино с избытком хватает и там и там. Если проникновение кинопродукции среднего качества на КМФМК можно объяснить низким статусом фестиваля, то на ММКФ играет роль непременное условие включения в конкурс - согласие авторов на премьеру в Москве, отягченное политической ситуацией и падающим рублем.

Поэтому звучат предложения - проводить московский кинофест без основного конкурса, сделав его «фестивалем фестивалей», не претендующим на эксклюзивность, но вобравшим в себя всю актуальную палитру мирового кинематографа. Тогда организаторам не пришлось бы из года в год выбирать из худшего лучшее и в итоге награждать гран-при посредственные ленты.

«Золотого Георгия» в этом году отдали черно-белой картине «Лузеры» о жизни депрессивного болгарского захолустья. «Победили неудачники - что может быть символичнее этого решения...» - так оценил решение жюри один московский кинообозреватель.

Впрочем, невозможно оспорить приз за лучший фильм документального конкурса 37-го ММКФ Мэттью Хейнеману за ленту «Земля картелей» (США) - про историю местной организации самозащиты в Мексике, противостоящей производителям и сбытчикам амфетаминов, которые провоцируют хаос и повсеместные человеческие жертвы. Борьба заканчивается тем, что бывшие наркоторговцы оказываются под крылом официальных властей и могут совмещать приготовление наркотика со службой государству. А самый непримиримый идеалист оказывается за решеткой.

Обрадовал и приз Еркебулану Даирову за лучшее исполнение мужской роли в картине «Шлагбаум» режиссера Жасулана Пошанова, представителя казахской «новой волны». Это очень тяжелый фильм о горьких плодах социального расслоения с трагически бессмысленной гибелью главного героя от рук мажора.

Что сказать по этому поводу? Таковая тенденция выявляется на любом кинофестивале: деятели кино любят снимать художественно плодотворные низы общества, сочувствуют им, однако в реальной жизни стараются держаться поближе к источнику денег и социального благополучия.

Автор: Галина Зайнуллина

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

16:00

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

23 Мая

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  2. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. В РФ увеличат минимальный размер оплаты труда
    МРОТ планируют увеличить с 1 января 2021 года в связи с пересмотром потребительской корзины в большую…
  2. Госкорпорация «Ростех» запустит в Иннополисе производство Т-500
    Сегодня, 22 мая, в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» пройдет церемония запуска…
  3. Родители татарстанских школьников требуют ввести пятидневную учебную неделю
    «Родительское сообщество Татарстана» направило президенту республики Татарстан Рустаму Минниханову, а также…
  4. В ОПЕК+ отмечают влияние отношений США и КНР на нефтяной рынок
    Участники соглашения ОПЕК+ обсуждают вопрос влияния отношений США и КНР на нефтяной рынок. Об этом сообщил…
  5. Президент РТ поздравил татарстанцев с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией
    Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к жителям республики с поздравлением по случаю Дня официального…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий