Казань,29 Мая, Среда $ 64.54 € 72.17
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Фестиваль мусульманского кино: К диалогу казанского и мусульманского

Фестиваль мусульманского кино: К диалогу казанского и мусульманского
Фото: Кадр из фильма «Путь Халимы» — победителя Х Казанского международного фестиваля мусульманского кино

Простые истории для простых людей: рассказ об интересном человеке, знакомство с бытом и традициями, внимание к проблемам инвалидов — таковы тематические группы документальных фильмов Х фестиваля мусульманского кино. а вот религиозная составляющая из мероприятия исчезает

В Казани прошел Х международный фестиваль мусульманского кино. Юбилейный кинофорум, несомненно, стал если и не значительным событием в культурной жизни республики, то событием однозначно интересным с точки зрения возможности поразмышлять над итогами десяти лет фестивальной истории и возможными перспективами на будущее.

Идея проведения международного фестиваля мусульманского кино возникла в ходе мероприятий, посвященных 1000-летию Казани. Ее «мотором» стал президент телевидеокомпании «Исламский мир» Зауди Мамиргов, получивший поддержку тогдашнего президента республики Минтимера Шаймиева и председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина. Тогда же, в сентябре 2005 года, состоялся и первый кинофорум. Кинофестиваль, называвшийся тогда «Золотой Минбар», стремился соответствовать понятию «мусульманский» — демонстрировал ленты, отображающие историю и культуру народов, на которые оказала влияние религия ислама. В результате конфликта интересов в высшем менеджменте казанского кинофорума с 2009 года московская дирекция была отстранена от участия в организации этого мероприятия, и оно целиком перешло в ведение министерства культуры Татарстана. Но Москва сохранила за собой исключительные права на бренд «Золотой Минбар», поэтому форум был «переформатирован». Отныне он стал именоваться «Казанский международный фестиваль мусульманского кино», а его символом вместо минбара, символизирующего исламскую проповедь, стала башня Сююмбике, сплетенная из витков кинопленки. Из списка наград исчез и приз «За вклад в дело исламского призыва». Впрочем, «развод» московской и казанской дирекций стал причиной возникновения далеко не всех особенностей «эволюции» КМФМК, некоторые тенденции подспудно возникали и развивались из других предпосылок.

Не иранским кино единым

Многие фильмы на первом КМФМК, особенно из Ирана, представляли собой дагват (проповедь ислама) средствами кинематографии. Иранское кино в 2005 году вообще стало для казанского зрителя открытием — его образная простота, зрительный ряд, лишенный спецэффектов. На протяжении всей фестивальной истории оно находилось на гребне внимания и успеха, исправно получая фестивальные награды, в том числе главную — гран-при за лучший полнометражный игровой фильм. На II КМФМК его удостоилась кинодрама «Слеза холода» режиссера Азизолы Хамиднезаде, на IV — «Ми для мамы» Расула Моллагалипура, на VIII — «Крупица сахара» Сейид Реза МирКарими. Вместе с тем, начиная с 2007 года, в программу постоянно отбирались ленты стран бывшей Югославии. Всякий раз они становились вехами в истории кинофорума: III КМФМК запомнился фильмом «Грбавица» Ясмилы Жбанич о боснийской материодиночке, родившей дочь от серба, V — «Снег» Аиды Бегич про обезлюдевшую боснийскую деревню, VII — «Бельведер» Ахмеда Имамивича о попытке жить после геноцида в Сребренице. Жюри не оставило без внимания эти картины, но присуждало призы второго ряда: за лучшую роль, за сценарий. Наконец, в 2013 году высшей награды удостоились «Круги» (Франция—Словения—Сербия—Хорватия—Германия) режиссера Срджана Голубовича.

Только что завершившийся Х КМФМК вновь ознаменовался триумфом югославской темы. Победителем стал фильм «Путь Халимы» Арсена Остойича (он уже имеет 29 наград различных фестивалей и был номинирован на соискание премии «Оскар» от Хорватии). В фильме рассказывается о том, как мусульманка Халима искала останки своего сына, погибшего в ходе вооруженного конфликта в Боснии и Герцеговине. Сербы разрушили семью боснийской крестьянки, увели из дома, а затем расстреляли ее мужа и сына-подростка, который составлял смысл ее жизни. После окончания вооруженного конфликта Халима отправилась искать останки своих близких. С помощью анализа ДНК Комитет ООН по делам пропавших без вести идентифицировал останки мужа Халимы в одной из братских могил. Сына же найти не могли, потому что вдова не сдавала свою кровь — мальчик не был биологическим сыном Халимы. Тогда несчастная отправилась на поиски настоящей матери… История, положенная в основу фильма, реальна: режиссер прочел о похожем случае в газете.

Работа над сценарием заняла у Остойича, убежденного в том, что сценарий — основа фильма, несколько лет. Положа руку на сердце, надо признать: децентрализованный сложно-переплетенный сценарий «Кругов» виртуознее «Пути Халимы», основанного на частых флэш-бэках: героиня постоянно возвращается в памяти к событиям, в одночасье разрушившим ее семейное счастье. К тому же сюжетный мотив — генетическая идентификация по костным останкам — грозит стать назойливым штампом. Он уже использовался в «Бельведере» и, неожиданно, в конкурсной игровой картине «Перекресток» турецкого поэта, сценариста и режиссера Файсала Сойсала (ее герой Юсуф занимается в Боснии-Герцеговине идентификацией жертв войны с сербами). Впрочем, в целом фильм — суфийская мудрость, выраженная языком кино. Через всю картину красной нитью проходят такие простые и одновременно глубинные идеи, как всемогущество любви, что, как известно, в суфийской традиции является синонимом Всевышнего; о том, что миру присущи как сложность, так и простота, зеркально отражающая эту сложность.

Минимизация политики…

Второй явно прослеживаемой тенденцией десяти лет существования КМФМК является убыль политической остроты. Весьма накаленным был II КМФМК, проходивший под девизом «Веротерпимость и политкорректность», выбор его был обусловлен прогремевшим на весь мир «карикатурным скандалом» и ростом исламофобии. В фокусе зрительского внимания в 2006 году закономерно оказались антиамериканские ленты «Долина волков» (Турция), «Дорога в Гуантанамо» (Англия), «Рашель — американская совесть» (Палестина) и «Американский фашизм» (США). Затем на церемонии открытия III КМФМК из анонсов вырезали кадры японской документальной ленты «Янки, отправляйтесь домой!» — об американских военных базах, находящихся на территории Японии и Кореи со времен Второй мировой войны (купюра вызвала возмущенные возгласы участников из Страны Восходящего Солнца). На IV КМФМК во время пресс-конференции с иорданцами Хазимом Битаром и Рифки Ассафом возник спор о палестино-израильском конфликте. Поводом стала игровая короткометражка «Вид», где израильский снайпер в течение дня наблюдает через прицел винтовки за палестинцами — мужчиной и женщиной. В 2010 году в программу V КМФМК Ганс Шлегель включил израильско-германский фильм режиссера Дзора Захави «Для моего отца» — историю о террористе-смертнике. Содержание картины возмутило арабских кинематографистов и журналистов. Они грозили свести на нет свое участие в казанском кинофоруме.

Возможно, события Арабской весны отодвинули на второй план темы израильскопалестинского конфликта и мировой гегемонии США. В таком случае непонятно, почему кинематографисты так мало внимания уделяют волне демонстраций и путчей, начавшихся в арабском мире 18 декабря 2010 года. На Х КМФМК эти события стали содержанием всего лишь одного короткометражного документального фильма — «Глаза» (Иран, Мохаммад Реза Фаргуси) о зарождении революции в Йемене, показанной глазами фоторепортера… в никабе — девушки по имени Надим Абдуллах.

Простые истории для простых людей: рассказ об интересном человеке, знакомство с бытом и традициями, внимание к проблемам инвалидов — таковы тематические группы документальных фильмов Х фестиваля мусульманского кино. «И потому я настоящий русский» (Россия) — об узбечке из Кыргызстана, работающей сиделкой в Москве; «Сны о Дунае» (Иран) — исследование на тему любви и дружбы между различными народами, а также — о близости культур Ирана и Венгрии; «Бастарды» (Великобритания) — посвящен жизни незаконнорожденных детей в Марокко, где до недавнего времени было очень жесткое законодательство в отношении этой группы населения. «Еще вьется над крышей дымок…» (Россия, Башкортостан) рассказывает об охотнике-отшельнике со своей особой философией, более 60 лет живущем в лесу.

Лучший короткометражный неигровой фильм Х КМФМК — «Калифорнийские мусульмане» (Франция) Суфиана Берричи — рассказывает о взаимодействии мусульманской и западной культур. В фильме отражена насыщенная жизнь мусульман Сан-Франциско — города, где проживает около 200 тысяч мусульман, преимущественно выходцев из Юго-Восточной Азии. Там имеется исламский колледж «Зейтун» и исламский институт, основанный в 1996 году. Возглавляющий это учебное заведение шейх Хамза в фильме говорит о том, что ислам укоренялся на различных территориях отнюдь не за счет силы, а за счет образования, создания учебных заведений. Именно это направление, по мнению шейха, наиболее перспективно в США, поскольку здесь, в отличие от Европы, система образования не огосударствлена полностью. И, значит, существуют широкие возможности основания учебных заведений «снизу», по инициативе частных лиц или институтов гражданского общества — в том числе и религиозных общин. Ленту отличает яркий, динамичный и при этом информативный визуальный ряд.

«Калифорнийским мусульманам» созвучен документальный фильм «Блаженная тоска» Даниэлы Дар-Креитз. Герои картины — коренные австрийцы, решившие принять ислам. Такие стремления возникли в Австрии благодаря особому отношению правительства этой страны к мусульманам на протяжении последнего столетия. К сожалению, осталась без призов короткометражная игровая лента молодой датчанки Шарлотты Шиоле «Любыми средствами — в чадре», рассказывающая о молодой парижанке. Однажды она почувствовала необходимость укрыться от пристальных взглядов окружающих, и облачилась в мусульманскую одежду с закрывающим лицо никабом. И тут неожиданно обнаружилось, что пристальных взглядов, проникающих даже сквозь черную ткань паранджи, стало значительно больше, причем взгляды ее соотечественников-европейцев были враждебными. В фильме имеется еще одна незатейливая мораль: ношение никаба еще не делает мусульманкой.

На Х КМФМК возникло странное и ранее не наблюдаемое тематическое сгущение: кино о том, как снимается кино. Режиссер «Иранского фильма» (Марокко, Египет, Нидерланды) Яссин Эль-Идриси представил в картине историю молодого кинорежиссера, который испытывает бюрократические сложности со съемкой фильма об Иране в самом Иране, и поэтому вынужден создавать свою работу «в иранской стилистике» в Марокко. А иранский режиссер Хабиб Бави Саджед в документальной ленте «Пробуждение через кино» представил свое видение влияния арабского кинематографа на исламскую революцию в Иране.

Любопытно, что вместе с убылью политической остроты кинофестивальной конкурсной программы гаснет и боевой дух казанских абыстай — заядлых зрителей мусульманского кино. Показали они свой норов еще на первом кинофестивале. В его программу было включено 25 фильмов для внеконкурсного показа, в том числе о Валерии Пороховой — «Любовь моя — Коран». Однако в назначенный час просмотровый DVDдиск к киномеханику не поступил. Тогда инициативная группа из полутора десятков разгневанных мусульманок, вопреки сложившимся представлениям об их кротости, потребовала «из-под земли достать» документальную ленту о переводчице Корана. И они добились своего — в течение часа «Любовь моя — Коран» с извинениями была доставлена и показана. В дальнейшем религиозные тетушки в платках столь же пристрастно отсматривали программы последующих фестивалей и активно участвовали в обсуждении фильмов, часто раскачивая ситуацию до митинговых страстей. Однако на юбилейном кинофестивале их присутствие было совершенно незаметно.

… и религии

Исчезновение мусульманской религиозной составляющей, пожалуй, самая значимая из закономерностей, проявившихся на Х КМФМК. Эта составляющая может выражаться по-разному: через тематику картин, культурно-этническую принадлежность создателей, страну происхождения. Но надо помнить, что за понятиями «мусульманский» и «исламский», несмотря на всю их универсальность, всегда в той или иной мере должны и будут стоять ключевые моменты именно религиозного плана — такие как строгий монотеизм и набожный, благочестивый образ жизни.

В этом плане обратил на себя внимание неоднозначностью короткометражный иранский фильм «Танец земли», посвященный народным гончарам из иранского села Менд близ города Гонбад. Сюжет с гончарами уже не раз встречался в фильмах из мусульманских стран, поскольку он языком понятных образов иллюстрирует кораническую картину сотворения мира Творцом. Особенностью этой картины стало то, что на примере процесса создания простых глиняных горшков иллюстрируется учение о четырех основополагающих стихиях (земля, вода, воздух и огонь), причем Бога здесь олицетворяет огонь. То есть, в фильме предлагается зороастрийская интерпретация, а вовсе не мусульманская. Впрочем, режиссер Маджид Амири не видит тут серьезных противоречий, ибо религия зороастризма является основой нацио нальной культуры иранцев и вполне адаптировалась к исламу.

Надо сказать, в этом году тема ислама тонула в обилии внеконкурсных показов. Очень насыщенными, но мало имеющими отношение к определению «мусульманский» были программы европейского, румынского и восточноазиатского кино (Южная Корея, Индия). Понятно присутствие на КМФМК программы организации Turksoy (ибо в 2014 году Казань названа столицей тюркского мира), а также туркменского кино, представленного работами Ходжакули Нарлиева — председателя жюри кинофестиваля. К остальным же внеконкурсным программам возникает множество вопросов, поскольку чем более они насыщены, тем дальше отходят от мусульманской составляющей и концепции фестиваля. Не лучше ли ему стать просто казанским? В этом случае число сбитых с толку зрителей убавится в разы.

И все же на Х КМФМК, хотя он и не сделал кинематографических открытий, были представлены работы, достойные определения «мусульманское кино». Примером такого фильма, рассказывающего историю чеченского народа в трагический для нее момент, и четко выдержанного в этических и эстетических нормах, приемлемых для мусульманской религии и ментальности, стал лауреат кинофорума в номинации «короткометражный игровой фильм» — лента «Февраль» режиссера Руслана Магомадова. В рамках одного эпизода фильм повествует о страшных днях депортации.

Татарские красивости

Что касается татарстанского кино, то шесть кинофестивальных лет выявили в его развитии четкую закономерность: сценарии успешных картин создавались на основе переработки добротной литературной основы, а не лихо закрученной драматургии. На IV КМФМК «Трехногая кобыла» по повести Айдара Халима (режиссер Нурания Замалеева) была названа «первым достойным татарским полнометражным игровым фильмом», картина победила в номинации «лучшая операторская работа». На VI КМФМК первый гран-при принес татарстанскому кинематографу фильм «Бибинур» (режиссер Юрий Фетинг) по повести Аяза Гилязова «В пятницу вечером». В 2014 году не стала исключением и лиро-поэтическая картина Салавата Юзеева «Курбан-роман. История с жертвой» — экранизация повести Ильдара Абзярова. Еще до фестивального показа в кулуарах казанского кинофорума о «Курбан-романе» горячо дискутировали, укоряя режиссера за избыток красивостей. Что ж, фантазийная орнаментальность и влияние клиповой эстетики — одна из особенностей молодого татарстанского киноискусства.

А вот замечания заместителя председателя ДУМ Татарстана Рустама Батрова были более серьезны: он утверждал, что режиссер слишком вольно обошелся с текстом литературного первоисточника. Кроме того, по мнению Батрова, известного исламского ученого «реформистской» направленности, в фильме полностью искажен смысл мусульманского жертвоприношения (курбана). Тем не менее, «Курбанроман» не только был удостоен специальной премии мэра Казани, но еще и заслуженно победил в номинации «Лучшая мужская роль». Победу в ней принес фильму актер Даниил Шигапов. Собственно, весь актерский ансамбль блестяще исполнил режиссерский замысел. Благодаря Ляйсан Дусаевой, Эрнесту Тимерханову и Александре Елагиной «Курбан-роман» привлекает не лобовой иллюстрацией расхожей идеи о том, что «любовь побеждает смерть», а тонкой нюансировкой нестандартного любовного четырехугольника.

Напомним, что в конкурсную программу X Казанского кинофестиваля помимо картины Юзеева вошли неигровые ленты «Туфан есть Туфан», анимационный фильм «Зилантовы сказки», короткометражка «Цветы запоздалые» и игровой фильм Алексея Барыкина «Сухая река» по сценарию Дениса Осокина. Чтобы взяться за кинематографическое воплощение космоса Осокина, надо немножко сойти с ума, считает Барыкин, посмотреть на мир его глазами, что совсем непросто. В основе «Сухой реки» — заветная карта, поэтизирующая Парк Урицкого, Сухую реку, Горбатый мост, заброшенный уголок Парка Горького, а также городская магия и ритуалы, позволяющие героям приручить того или иного «гения места». Не случайно Барыкин пригласил на главные роли известных казанских актеров Ангелину Мигранову и Родиона Сабирова. «Эта пара самостоятельно организовала в Казани театр «Акт», — пояснил он. — Они работают с такими экспериментальными форматами, как пьесы абсурда, что для нашего города нечто странное. Кроме того, эти ребята — любящая, трогательная пара, их любовь была кстати в этом фильме, она буквально озаряла картину».

Неудивительно, что «Сухая река» наполнилась почти языческой атрибутикой. А всем известно, что язычество и мусульманство — вещи несовместные, что не может не вызвать вопросов о включении картины в конкурсную программу КМФМК. Но еще больше вопросов вызывает внеконкурсный показ фильма «Ломбард» Фаниса Камала по повести Загита Махмуди «Апокалипсис», показанный вне конкурса 5 сентября в Доме дружбы народов. Мало того, что это непрофессио нальный казус, так еще персонажами фильма являются деревенские алкоголики и прочие потерявшие нравственный облик сельчане. Главный герой вообще — в прошлом работник свинофермы.

Итак, Казанский кинофестиваль вступил во второе десятилетие своей истории. С какими перспективами? Скажем прямо — со смутными и неопределенными. Конечно, его организация и работа пресс-службы наладились и стали безупречными, Учтены замечания общественности, а потому не допускаются промахи, портившие церемонии открытия и закрытия в КРК «Пирамида». Такие, например, как появление декольтированной Анастасии Заворотнюк в качестве ведущей, склонность Максима Аверина путать Татарстан с Казахстаном и прочие конфузы. В этот раз, как и последние дватри года, торжества в «Пирамиде» следовали благородному сдержанному канону, соответствуя названию и миссии КМФМК. Александр Гордон и Сергей Щербаков были достойными соведущими актрисе Театра Тинчурина Резеде Саляховой. С приветствиями, стихами и песнями выступали режиссер Алла Сурикова, актрисы Алена Бабенко и Ирина Алферова, певец Альберт Асадуллин. Тем не менее, в ныне сложившейся вокруг кинофорума ситуации можно решить дилемму «казанский — мусульманский», изъяв из названия последнее слово. Это позволит уже на «законном» основании расширить жанровую, географическую и эстетическую палитру фестиваля. В противном случае, надо упрочить и усилить стремление отборочной комиссии самостоятельно искать по всему миру фильмы, соответствующие концепции КМФМК, а не формировать конкурсную программу из порой случайных заявок.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

16:00

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

23 Мая

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  2. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. В РФ увеличат минимальный размер оплаты труда
    МРОТ планируют увеличить с 1 января 2021 года в связи с пересмотром потребительской корзины в большую…
  2. Госкорпорация «Ростех» запустит в Иннополисе производство Т-500
    Сегодня, 22 мая, в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» пройдет церемония запуска…
  3. Родители татарстанских школьников требуют ввести пятидневную учебную неделю
    «Родительское сообщество Татарстана» направило президенту республики Татарстан Рустаму Минниханову, а также…
  4. В ОПЕК+ отмечают влияние отношений США и КНР на нефтяной рынок
    Участники соглашения ОПЕК+ обсуждают вопрос влияния отношений США и КНР на нефтяной рынок. Об этом сообщил…
  5. Президент РТ поздравил татарстанцев с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией
    Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к жителям республики с поздравлением по случаю Дня официального…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий