Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Телевидение для медитации - «Археология будущего» в Казани

Телевидение для медитации -  «Археология будущего» в Казани
Фото: Снежана Ионова

28 августа в рамках выставки «Археология будущего» Recycle Group в Казанском «Манеже» была прочитана еще одна лекция о современном искусстве. Автором второй лекции «Художник-пользователь и художник-изобретатель» выступила Ирина Кулик – арт-критик и преподаватель Института проблем современного искусства. На это раз речь шла о том, как технологии отразились в искусстве с середины позапрошлого столетия.

- «Археология будущего» демонстрирует ностальгию по ушедшим техническим средствам. Мы же вернемся в то время, когда технологии будоражили фантазию художников и порождали фантастические идеи, - начала свой рассказ арт-критик.

woBpNLKO12A.jpg

По ее словам, восприятие человека, жившего в XIX веке, начало меняться по мере того, насколько это позволяли технические возможности. Одним из первых общедоступных способов увидеть окружение с высоты птичьего полета стала Эйфелева башня. Именно тогда парижане увидели улицы не крупным планом, а как общую схему города. Башня стала своего рода новым способом коммуникации, своего рода «мостом в небо» – ведь Гюстав Эйфель был, прежде всего, проектировщиком мостов и виадуков. Позднее с помощью башни начали транслировать и радиосигналы, что только подчеркнуло ее символическое предназначение.

UeBZBH6NMko.jpg

Помимо освоения высот, обывателям стала доступна скорость с помощью железнодорожного сообщения. Люди увидели мир не в статичном положении, а в виде движущегося калейдоскопа пейзажей. Картина Уильяма Тернера «Дождь, пар и скорость» демонстрирует не только изменения в общем направлении искусства, но и зарождение импрессионизма, для которых железные дороги стали не только источником вдохновения, но и более удобным и быстрым способом добраться до натурных мест. А тюбики с краской, которые им подарила параллельно развивающаяся химическая промышленность, только усилила мобильность живописцев.

- Говоря об искусстве второй половины XIX века, невольно напрашивается разговор о фотографии, - продолжает мысль Ирина Кулик. - Это техническое новшество очевидным образом оказало одно из сильнейших влияний на искусство, поскольку позволило запечатлеть и увидеть движение целиком. Благодаря хронофото, которое разбивает движение на несколько кадров, удалось подтвердить ранее бытовавшее мнение о том, что лошадь во время галопа на мгновение отрывается от земли, и будто бы находясь в полете.

NKCL1Obl03Q.jpg

Логично, что в дальнейшем хронофото эволюционировало в кинематограф. Однако для художников новый инструмент оказался более сложным в освоении, чем предполагалось вначале. Они начали экспериментировать с изображением, и вместо привычных фильмов начали возникать абстракции, трансформировавшиеся в реальном времени. Ярким примером такого использования кино являются «Диагональная симфония» шведского режиссера Викинга Эггелинга. Иной, более изобретательный подход продемонстрировал отечественный мастер Владимир Баранов-Россине, создавший оптофон – пианино со встроенным многоцветным проектором, менявший изображение в зависимости от нажатых клавиш. Отчасти именно это творение и выводившийся им результат помогли авангардисту изобрести камуфляж – то, без чего невозможно представить современное поле боя.

Вторая мировая война негативно отразилась на восприятии технологий массами. Если раньше техника ассоциировалась с прогрессом и развитием, то после 1945 года у людей остались лишь воспоминания о бомбардировках и танковых наступлениях, уничтожавших города и деревни. Именно немцы, некогда создавшие архитектурную школу Баухаус, разрушенную нацистами еще на этапе своего становления, организовали творческую группу Zero, одной из целей которой стала реабилитация технологий. Особое место здесь занимает Отто Пине, который благодаря «воздушным скульптурам» разрушил стереотип о чистом небе как предвестнике скорых бомба рдировок. Самая известная из них представляла собой полотно, на которое проецировалась радуга во время закрытия Олимпиады в Мюнхене 1972 года.

J8-q8c0GvF4.jpg

Произведения Пине стали частью того, что позднее назвали public art. В этом направлении двигался дальше уже ныне активный художник Олафур Элиассон, пытавшийся пробудить городское пространство как единый социальный организм.

- Однажды Эллисон решил проверить активность жителей Копенгагена, вылив в местную реку зеленый краситель. Он ожидал увидеть, как горожане начнут паниковать или хотя бы проявят некий энтузиазм по отношению к тому, что происходит рядом. Но вместо этого лишь несколько человек позвонило в полицию, на что им ответили: «Все в порядке, в это время года «цветет» вода, - развеселила публику лектор.

Последним способом коммуникации, ставшим объектом пристального внимания художников, оказалось телевидение, которое авангардисты второй половины XX века также решили переосмыслить. По их замыслу, телевизор должен был стать произведением искусства сам по себе, в связи с чем художники начали сотрудничать с телеканалами, как это делал Энди Уорхол на заре возникновения MTV. Другие пошли более радикальным путем – вместо телепередач зрителям в течение некоторого времени транслировали белый экран или видео пламени, превращая телевизор в камин. Корейский художник Нам Джун Пайк, будучи дзен-буддистом, не понаслышке знал о медитации, в связи с чем он настраивал телевизор так, чтобы он показывал только определенные помехи, превращая его в объект для созерцания.

jDwD4QEM7uc.jpg

Подводя итог, Ирина Кулик ответила на вопрос, почему же современные художники не пытаются осмыслить трендовые технологии нынешнего десятилетия – смартфоны, соцсети и прочее:

«Технический прогресс последних лет настолько ускорился, что деятели искусств просто не успевают отреагировать на происходящее. Вероятно, наилучшим примером здесь будет полотно, которое вы могли увидеть в этом зале. На нем изображены уже старые мобильники, как будто их достали археологи через тысячу лет. Именно так и обстоит дело – технологии покидают нас, не успевая оставить следов в искусстве».

Автор – Александр Токарев

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий