Казань,29 Мая, Среда $ 64.54 € 72.17
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Татарстан – долина тангейзеров

Татарстан – долина тангейзеров
Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА ТАГТОИБ ИМ. М. ДЖАЛИЛЯ

Есть ли в репертуаре республиканских театров спектакли, способные спровоцировать скандал, подобный новосибирскому?

В начале весны российская общественность неожиданно отвлеклась от экономических и социальных проблем на перипетии скандала в Новосибирском государственном театре оперы и балета, где опера Вагнера «Тангейзер» была превращена в эротическое шоу с полуголыми актрисами и демонстрацией плаката, изображающего распятого Христа между женских ног. Напомним, тогда митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обратился в прокуратуру, та возбудила административные дела в связи с «осквернением предметов религиозного почитания» в отношении режиссера оперы и директора театра. Уж и плакат был ликвидирован, и новый директор назначен, и спектакль с репертуара снят, а страсти все накалялись. 29 марта местные православные провели масштабную акцию - молитвенное стояние против «Тангейзера» и митинг. «Прогрессивные» новосибирцы парировали 5 апреля митингом «За свободу творчества», где потребовали, кроме прочего, отставки министра культуры РФ Владимира Мединского, назвав его сторонником «мракобесия, беспредела и цензуры» и даже «таксидермистом».

Мало кто видел скандальную постановку, однако по поводу ситуации вокруг нее не высказался только ленивый. Театралы Татарстана следили за событиями в столице Сибири с особым вниманием, потому что туда переехал на ПМЖ «наш человек» - Алсу Фатыхова, в недавнем прошлом заместитель директора набережночелнинского муниципального театра «Мастеровые». Новости поступали с пылу с жару на странице Фатыховой в соцсети.

Так что многим невольно пришлось озадачиться выбором между «православными активистами» и «взбешенными креаклами» и задаться тревожным вопросом: «А возможен ли «Тангейзер» в нашей республике?» (Поясним в скобках, что «Тангейзер» как имя нарицательное употреблять уже вполне можно. Ведь, если судить по заголовкам, налицо разрыв «Тангейзера» с Вагнером, оперой, столицей Сибири и экспансия его не только в другие регионы России, но и в иные сферы культуры. Сейчас его значение, в общем и целом, – культурный жест, провоцирующий оскорбление религиозных, национальных и прочих патриотических чувств населения, катализатор бурления митинговых страстей в СМИ и на городских площадях).

Чумовая Галиябану

Но вначале обратимся к историческому прецеденту. Грандиозный скандал 26 лет назад вызвала легендарная музыкальная пьеса Мирхайдара Файзи «Галиябану», поставленная режиссером Дамиром Сиразиевым. «Галиябану», написанную в начале прошлого века, не раз ставили на лучших театральных сценах не только Татарстана, но и всей страны. Поколения актеров жили мечтой вписать в творческую биографию кого-то из любовного треугольника: Халил – Галиябану – богатый негодяй Исмагил. Первые двое считались татарскими Ромео и Джульеттой.

И вот в 1989 году на сцене Татарского театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина классика впервые предстала осовремененной. Но недолго спектакль Сиразиева (тогда главрежа Тинчуринского) продержался в репертуаре – всего два-три показа. Так что увидеть «Галиябану-римейк» посчастливилось немногим. Среди счастливчиков - известная казанская журналистка Зимфира Гильмутдинова. Спектакль, по ее словам, был «чумовой», невероятно фантазийный. Использовались элементы варьете, каждая фраза обыгрывалась остроумными мизансценами. На окно избы проецировались виды дореволюционных публичных домов, когда отец главной героини, уехав на ярмарку, развлекался в городе с девками. Мать семейства в отсутствие мужа тоже не скучала, окружив себя на саке молодыми парнями.

В татароязычных СМИ прокатилось цунами критических отзывов – режиссеру, естественно, вменяли в вину надругательство над классикой. Особо негодовали актеры и актрисы, игравшие главных героев треугольника в постановках предыдущих лет. А в кулуарах Тинчуринского театра до сих пор ходит байка о том, как разъяренные аксакалы после премьеры искали за кулисами режиссера, намереваясь бить, а Сиразиев спрятался от них за шкафами в своем кабинете.

 

Брак есть сон

В наши дни потенциально тангейзероносен один из самых популярных спектаклей все того же Тинчуринского театра - «Сон». Правда, всплеск возмущения он вызвал лишь раз - у членов коллегии театральных критиков во время ХI фестиваля тюркских театров «Науруз». Возможно, московские театроведы были первыми, кого озадачила пьеса Туфана Миннуллина о проблемах межнациональных браков.

Режиссер Рашид Загидуллин подал драму Миннуллина в формате, любимом татарским зрителем – «тамаша»: смонтировал сюжет с концертно-эстрадными номерами русских и татарских песен под гитару и гармонь. При этом все происходящее между – являлось всего лишь сном драматурга (это оговаривалось в прологе). И сон этот был ужасен!

Русская Елена и татарин Камиль любят друг друга, сожительствуют до свадьбы. У девушки плохая наследственность – странная непутевая мать. После свадьбы солнце семейного счастья предсказуемо быстро затягивают тучи. Елена не может зачать, на этой почве ударяется в религию, вовлекается в псевдохристианскую секту, потом и вовсе начинает пить, становится бомжем. Почти все это мусульманин Камиль терпит с христианской кротостью. Вплоть до смерти повесившейся Елены. О самоубийстве в эпилоге сообщает «драматург» - проснувшийся, надо полагать. А сам сон «Сна» оказался удивительно последовательно-связным и идеологически ангажированным: мол, не женитесь на русских бабах – это генетический тупик.

Между тем публика дышит в унисон деградации Елены, живо реагирует смехом и вздохами на каждую выходку алкоголички. Ну а когда ангельскому терпению Камиля приходит конец и он бьет супругу по лицу, зал взрывается аплодисментами.

Что говорил критик Павел Руднев в 2013 году режиссеру-постановщику после просмотра, по сей день остается тайной. На обсуждение не пустили не только журналистов, но и труппу. К сожалению, к этому времени Туфан Абдуллович уже ушел из жизни, а то бы устроил мини-тангейзер московским критикам. Они бледнели и трепетали перед ним в 2009 году на обсуждении спектакля «Одержимый». «Я пишу для своего народа! – восстал тогда против нападок драматург. – Москва для меня не указ. Русский театр делают не русские люди».

 

Гитлер плюс Сталин равняется опера «Джалиль»

В канун празднования 70-летия Победы несколько «не в тему» смотрится опера-поэма «Джалиль». В репертуаре Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля она с 2011 года. Рецензия на сайте оперы гласит: «Перед постановщиками – режиссер Михаил Панджавидзе, сценограф Игорь Гриневич – стояла довольно трудная задача: посмотреть на события более чем полувековой давности с позиции изменившегося времени, нашего нового знания о прошлом. Поэтому на сцене возник образ сразу двух концлагерей – немецкого и советского, и мелькают портреты сразу двух диктаторов – Сталина и Гитлера».

Сразу после премьеры оригинальное прочтение сочинения Назиба Жиганова назвали историческим событием - так давно опера, созданная в 1957 году, не звучала в театре имени Джалиля.

Но не прошло и четырех лет, как спохватился глава фракции КПРФ в Госсовете Татарстана Хафиз Миргалимов. На заседании парламента в марте текущего года он выступил с политическим заявлением: «Наиболее возмутительно, когда вдруг оскорбительные сравнения используются в родной республике со сцены известного театра. Открывается сцена: в одном углу – Гитлер, в другом углу – Сталин. В нашей республике в главном театре поставили знак равенства между Гитлером и великим вождем, победителем фашистской Германии. Такие сравнения ведут к прямому подрыву исторической роли нашей страны и несут прямую угрозу существования РФ». Миргалимов с трибуны обратился к президенту республики и правительству с требованием «не допускать таких вещей».

Его поддержал председатель Госсовета, лидер татарстанских единороссов Фарид Мухаметшин: «В некоторых титрах конфликты религиозно-идеологические возникают. Есть такие факты. Если кто-то за репертуаром не будет аккуратненько следить, то мы на голом месте эти проблемы будем порождать».

В общем-то, нет ничего удивительного в том, с какой готовностью депутаты Татарстана призвали наладить присмотр за репертуаром театров. Республика еще не оправилась от «тангейзера» годичной давности, когда сдетонировала проверенная временем татарская классика.

 

Смелость города берет

Комедия «Смелые девушки» советского драматурга Тази Гиззата по пьесе, написанной в 30-е годы прошлого века, и раньше была потенциально взрывоопасна. В 2005 году после постановки «Смелых девушек» на сцене Татарского академического театра им. Г. Камала (режиссер - Ильдар Хайруллин) имам-хатыб Закабанной мечети Исхак Лотфуллин хотел добиться снятия спектакля с репертуара. Во всяком случае, просил меня поднять этот вопрос в печати. Пришлось отправиться с ним в театр, и там… история о трех сиротках увлекла и изрядно повеселила Исхак-хазрата. Приключения действительно захватывающие: девушки убегают от голода и нищеты в город. Здесь они узнают, что хозяйка хочет продать их в публичный дом. Они снова убегают, но уже переодевшись в мальчиков, чтобы затеряться в медресе, где становятся предметом вожделения недалеких алчных мулл.

Однако в полной мере свою «тангейзеровость» пьеса (в постановке того же Ильдара Хайруллина) проявила спустя девять лет в Альметьевском татарском драматическом театре. Причем с неожиданной стороны. 19 марта 2014 года во время гастролей альметьевцев на сцене уфимского татарского театра «Нур» комедия оскорбила уже не религиозные чувства мусульман, а «национальное достоинство башкирского народа». Прямо во время спектакля часть возмущенных зрителей покинула зал. Чтобы оперативно погасить скандал, в Уфу срочно выехала первый заместитель министра культуры РТ Ирада Аюпова.

Обидела уфимцев безобидная, на первый взгляд, сцена: врач говорит шакирду, что надо соблюдать гигиену. Но дело в том, что врач - татарин по национальности, а шакирд - башкир. Более того, по словам очевидцев, из уст врача прозвучали слова «вонючий, вшивый башкир». Тут следует принять во внимание, что исполнитель роли шакирда актер Ильшат Агиев - родом из Башкортостана, и в постановке это обыгрывается: Ильшат подчеркнуто брутален, на нем шапка с лисьим хвостом, длинный развевающийся халат, в руках – курай. Очень обаятельный персонаж, и потому ни о каком намерении «столкнуть лбами братские народы, показать башкир униженными и забитыми, склонившими голову перед татарами» речи быть не может. А вот заиграться с таким колоритным партнером, как Агиев, – было вполне возможно, допустив «слова, отсутствующие в оригинальном тексте и нарушающие этические нормы».

Как бы то ни было, официальные извинения уфимским зрителям «за непреднамеренное нарушение этических норм, допущенное труппой Альметьевского татарского драматического театра» прозвучали и были опубликованы на сайте Минкульта Башкортостана.

 

Творцы могут, низы хотят?

Как видим, «тангейзеры» на ниве татарской культуры были и есть, и у них имеется удивительная особенность оживать по неожиданным поводам в непредвиденных обстоятельствах. Поэтому глупо давать советы тому или иному режиссеру поостеречься что-либо делать. Например, главному режиссеру Русского драматического театра им. Качалова Александру Славутскому – перестать показывать православных «православнутыми» (как в «Глумове»). К тому же Александр Яковлевич и без того не переходит грани между насмешкой и циничным глумлением.

На этом средства филологического анализа – с помощью имени нарицательного «тангейзер» – исчерпывают свою эффективность. А социально-экономические подходы вряд ли будут уместны в этой статье. Потому что глубина околотеатрального противостояния в Новосибирске была осмыслена поверхностно, всего лишь как конфликт между «мракобесием церкви» и «свободолюбием творцов». Тогда как речь должна была бы идти о системном кризисе, охватывающем многие сферы российской жизни, в том числе государственное управление и распределение бюджета «на культурку».

В России театр застрял между социализмом и капитализмом. Театральные здания новы, отреставрированы, «но предрассудки стары». Свобода творчества понимается как во времена Екатерины Фурцевой: государство дало денег, и все – и не надо нам никакого контроля, как и что мы делаем. Мол, творчество не может подчиняться «палочной дисциплине», оно не может быть несвободным, это «птица, которая в неволе не размножается» и т.п. С социализмом в России уже давно покончено, но по-прежнему дурным тоном считается заострять внимание на том, что в развитых капстранах всего несколько театров содержатся за государственный счет: Ла Скала, Венская опера, Лондонская опера, Парижская опера. Все! В США ни один театр не бюджетируется государством. Вертятся все сами как могут. И лишь в России количество театров, фестивалей, арт-лабораторий, сидящих на шее у государства, возросло в несколько раз и продолжает возрастать!

И все же митинг бедствующих масс в Казани с лозунгами «Капитализм для всех - значит для всех!», «Долой театральных содержантов!», «Театры должны жить на средства от продажи билетов», «Долой очаги коммунизма для избранных!» вряд ли возможен в обозримом будущем. Пока в республике внятный госзаказ для большинства деятелей театра (а большинство театров - татарские) и вообще искусства – в сохранении языка, обычаев, ментальности народа. Потому деятели культуры в основной своей массе не забывают о свободе творчества как осознанной необходимости.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

16:00

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

23 Мая

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  2. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. В РФ увеличат минимальный размер оплаты труда
    МРОТ планируют увеличить с 1 января 2021 года в связи с пересмотром потребительской корзины в большую…
  2. Госкорпорация «Ростех» запустит в Иннополисе производство Т-500
    Сегодня, 22 мая, в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» пройдет церемония запуска…
  3. Родители татарстанских школьников требуют ввести пятидневную учебную неделю
    «Родительское сообщество Татарстана» направило президенту республики Татарстан Рустаму Минниханову, а также…
  4. В ОПЕК+ отмечают влияние отношений США и КНР на нефтяной рынок
    Участники соглашения ОПЕК+ обсуждают вопрос влияния отношений США и КНР на нефтяной рынок. Об этом сообщил…
  5. Президент РТ поздравил татарстанцев с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией
    Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к жителям республики с поздравлением по случаю Дня официального…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий