Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Проза жизни и творчества татарского тюза

Проза жизни и творчества татарского тюза
Фото: Борис Садовников

Татарский тюз в ожидании переезда в новое здание. Уже несколько лет кряду, что, однако, не мешает труппе театра во главе с главным режиссером Ренатом Аюповым создавать спектакли, становящиеся событием в культурной жизни республики

Поводом к этому интервью стало включение Рената Мирзахасановича в шорт-лист кандидатов на присуждение Государственной премии РТ имени Габдуллы Тукая. Об этом, о творческих результатах и планах последних лет, а также о положении дел в татарском театре режиссер рассказал корреспонденту «ЭТ».

В черном-черном кабинете

— Ренат Мирзахасанович, на последнем казанском кинофесте вы дебютировали как кинорежиссер с телесериалом по роману Абдурахмана Абсалямова «Белые цветы». Поделитесь своими впечатлениями от этой работы.

— Здесь надо сразу оговориться, что это был не стопроцентный кинодебют. Как режиссер я отрабатывал с актерами психофизическую технику, делал с ними мизансцены, разбирал авторский текст, а непосредственно съемками занимался оператор Алмаз Нургалиев. В проект я пришел по инициативе продюсера Миляуши Айтугановой, которая искала человека, хорошо знающего эпоху — действие фильма разворачивается на излете 60-х, — и способного внедрить ее дух в сознание актеров. Сначала планировалось, что фильм будет состоять из четырех серий, но в итоге получилось десять.

Съемкам предшествовал серьезный кастинг, и я очень рад, что примерно треть актеров дал татарский тюз. Они не так засвечены в кино и благодаря кочевому образу жизни, который ведет театр, сохранили особые доверительные отношения со зрителем. Вместе с тем это именно актеры, привыкшие работать на чувства, на шестнадцатый ряд зрительного зала. Пришлось убрать в них театральную напыщенность, заставить говорить естественным языком без повышенных интонаций. Потихонечку, с большим трудом, но мы от этого ушли. Сериал изменил и меня самого — я стал больше внимания уделять внутреннему состоянию актеров на сценической площадке.

— Есть ли планы продолжить работу в кино?

— Продюсер Миляуша Айтуганова пригласила меня принять участие в сьемках фильма по «Неотосланным письмам» Аделя Кутуя. Больше ничего сказать пока не могу — планы они и есть планы.

— Кочевой образ жизни вашей труппы должен закончиться после переезда в здание бывшего кинотеатра «Победа», находящееся пока на стадии реконструкции. На каких площадках приходится выступать труппе сегодня?

— Мы выступаем на этой площадке (театр кукол «Экият»), и спектакли, которые не требуют механизации — подъема декораций, — проходят легко. А вот спектакли с подвесными конструкциями, их у меня много было на Гладилова, не могут здесь идти. Так же и с освещением. Здесь прожектора излучают концертный свет — холодный, искусственный, противопоказанный отдельным нашим постановкам. По понедельникам и средам мы выезжаем в школы и детские сады. Больше всего дружим с детскими садами. Мы показываем им спектакли по правилам дорожного движения («Супер-светофор»), пожарной безопасности («Приключения спички-хулигана»). Кроме того, наш театр много гастролирует по районам, по тем деревням и селам, куда другие театры не заезжают. В этом большая заслуга директора театра Мансура Ярмиева. Наконец, у нас есть патриотический проект, поддержанный Кабмином, — спектакль «Отчий дом» по пьесе Туфана Миннуллина. С ним мы гастролируем по войсковым частям России, где служат ребята из Татарстана. Солдаты смотрят спектакль очень внимательно, с любовью. После представления проходят встречи военнослужащих с актерами, чаепитие с гостинцами из Татарстана, и, конечно, селфи на память.

Очень мешает отсутствие собственного дома. Актеры сейчас живут в ожидании. Даже на Гладилова, где мы работали в театральном здании, выстроенным Алафузовым для своих рабочих, мы себя чувствовали неуютно. Это было аварийное, склонное к самоубийству здание, в котором каждый раз после завершения сезона мы благодарили Бога, что у нас ничего нигде не провалилось, что и зрители, и техперсонал коллектива не пострадали.

— Но на удаленность от центра города вам теперь жаловаться не приходится. Как отреагировал на перемену места зритель?

— Зритель активно подтягивается. Сначала приходят здание посмотреть. Потом вдруг понимают, что здесь другой мир, другая атмосфера. Они думают, что это только театр кукол, а здесь, оказывается, ставят и более серьезные спектакли. Школьников много. Мне очень нравится, что инициатива сбора зрителей идет даже не от нас, а от самих школ деревень и районов. Они хотят одним выстрелом убить несколько зайцев: посмотреть Казань, здание и какой-нибудь молодежный спектакль. В репертуаре есть спектакли, которые совпадают с учебной программой: «Серый в яблоках» Ибрагимова, «Галиябану» Файзи, «Башмачки» Гиззата, «Король Лир» Шекспира, «Снежная королева» Шварца. Мы даже рады, когда к нам приезжает всего один класс, а в этом классе всего 19–20 человек. С удовольствием играем и для такой маленькой аудитории. Нам очень важно сохранить ту тропинку в наш театр, по которой зрители идут к нам вот уже 29 лет.

— Я знаю, у вас большие виды на новое здание театра. Поделитесь ими.

— В нем будет особое театральное пространство, которое мы называем «черным кабинетом». Там не будет четкого деления на зрительскую зону и сцену. За счет специального оборудования эти два пространства будут соприкасаться под разными углами, а зрители получат возможность не только смотреть, но иногда и принимать участие в спектакле. На первый план выйдут артисты с их живыми интонациями, тембром голоса, дыханием. Это создаст новый уровень доверия между зрителями и актерами. Молодежи нравится, когда с ней общаются в доверительном тоне.

Вместе с пространством изменится и репертуар. Я не смогу опираться в нем только на татарскую литературу, обязательно будут спектакли по произведениям русской и европейской классики. Понадобятся новые режиссеры, молодые и не боящиеся экспериментировать, потому что я один не осилю такое пространство. Я приглашу и моих однокурсников по Щепкинскому училищу, московских коллег, молодых режиссеров Татарстана и актеров, которые смогут в этом «черном кабинете» увлечь зрителя магией театра.

Будь как слон

— В университете культуры у вас есть группа студентов. На каком они сейчас учатся курсе?

— На четвертом. В следующем году выпускаются и, к нашему счастью, почти все остаются в профессии. Двое ребят — Ильдар Гатауллин из Казани и Иржан Бикчентаев из Китая — будут защищать диплом режиссера, остальные вольются актерами в труппу театра. Они с первого курса были вовлечены в наши спектакли, получили огромный опыт взаимодействия с профессио­нальными артистами. Дипломные спектакли Ильдара и Иржана могут остаться в репертуаре театра, сейчас идет непростой этап отбора пьес для постановки.

— Какие-то конкретные наметки, что это будут за тексты, есть?

— Иржан показал мне один акт из «Плахи» Айтматова и, если у него получится, это может стать вторым рождением данного произведения. А Ильдар собирается ставить сказку американского писателя Теодора Сьюза «Слон Хортон ждет птенца». Этому доброму слону подкинула яйцо безалаберная птица Майзли, которой захотелось погулять. «Ну, посиди немножко, я только воды попью и тут же вернусь», — сказала она слону и улетела. И слон — он же обещал, он держит слово — влезает на дерево и начинает высиживать яйцо. В таком состоянии его находит охотник и как редкий экземпляр сдает в цирк. Слон и там не расстается с яйцом, вместе с цирком гастролирует по всему миру. В одном из цирковых путешествий его увидела Майзли. Она требует от слона отдать ей яйцо, и в этот самый момент из яйца вылупляется… Кто бы вы думали?

— Слон?

— Не просто слон — слон-птица. Слоненок с крыльями, который полетел к слону со словами «папа, папа». Зрители аплодируют, они думают, что это представление, а на самом деле это жизнь. «Я — твоя мама», — говорит Майзли, но необычный птенец остается со слоном. Сказка — ложь, но в ней намек… Здесь это и верность своему слову и то, что праздный, безответственный образ жизни в конечном счете приводит человека к одиночеству.

— Ваше поколение и поколение, с которым вы работаете в университете культуры, — сравните их.

— Мы были фанатично преданы своему делу. Отчасти потому, что нигде, кроме театра, нас не ждали. У моих студентов есть выбор. Они могут проявить себя не только в театре, но и в кино, на эстраде, как тамады, наконец. В связи с этим они ленятся — мало читают, ищут готовые решения в интернете, благо смартфон всегда под рукой. А если ты не читаешь, образное мышление формируется с трудом, виртуальное просто губит этих молодых людей.

Три возраста Тукая

— Над чем вы сейчас работаете?

— В этом году исполняется 130 лет со дня рождения одного из основоположников татарского театра Габдуллы Кариева. Наш театр носит его имя, и мы решили отдать должное этому человеку, поставив единственную написанную им пьесу «Артист». Пьеса несовершенная, поэтому мы попросили Ркаиля Зайдуллу расширить и адаптировать текст под современного зрителя. И в этом же году республика и весь тюркский мир отмечает 130-летие Тукая, в связи с чем мы готовимся провести декаду спектаклей о жизни и творчестве великого поэта. Всего в репертуаре театра четыре спектакля о жизни и творчестве Тукая, но больше всего мы показываем три. Это «Сенной базар», «Зайтуна» Рабита Батуллы и «Расскажи мне, бабочка» Туфана Миннуллина. Я назвал спектакли по очередности постановки их на сцене, но с точки зрения знакомства с биографией поэта, надо смотреть с конца списка. В декаде спектакли будут идти именно так, чтобы в первый день зритель увидел маленького Апуша, во второй — историю любви поэта к Зайтуне Мавлюдовой, в третий — панорамный большой спектакль о Тукае в расцвете творческих сил. За эти три спектакля коллектив татарского тюза выдвинул меня на соискание Государственной премии Габдуллы Тукая.

Трилогия о Тукае — это и история взросления нашего маленького тюза через эти спектакли. Важной вехой здесь стала постановка «Сенного базара». Работая над спектаклем я, конечно же, вдохновлялся одноименной поэмой Тукая. Это очень сложное многогранное произведение, и мне всегда хотелось дать ответ на вопрос: как ее сюжеты возникли в сознании поэта. Показать, так сказать, его творческую лабораторию. Получился театр в театре с ярко выраженным моментом клиповости. Молодежь любит клипы, и я в данном случае говорю на ее языке: произошло какое-то событие — и тут же дается другой пласт. Работа над спектаклем навела меня на мысль расчленить его сюжет на кое-какие эпизоды и сделать спектакли о любви Зайтуны и маленьком Апуше.

— Вы постоянно обращаетесь к классике или к пьесам авторов, которых считают живыми классиками. Каково ваше мнение о творчестве молодых татарских драматургов?

— К сожалению, татарская драматургия переживает кризис. Те люди, которые пишут для театра, идут по проторенному пути. Это повторы старых тем, поданные под другим соусом. Они уже неинтересны ни режиссерам, ни артистам. Каждый год проводится конкурс «Новая татарская пьеса», там бывает, что из 30 пьес одна-две интересных промелькнут, но этого явно недостаточно. Что делать? На театральном форуме «Науруз» один из приглашенных театральных критиков сказал: «Ребята, вам нужно открыть факультет драматургии при университете культуры или еще где, так как у вас беда с драматургией». И он прав. То, что мы в литературе копаемся — это хорошо, конечно, но для театра такое копание пагубно. С детской драматургией дела обстоят еще хуже. Выручает проза.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий