Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

12 «апостолов» и концептуальное противостояние

12 «апостолов» и концептуальное противостояние
Фото: http://www.kinomania.ru/ Алиса Маркелова

В прошедшую субботу, 30 апреля, в рамках лектория «Современное искусство в России: истоки, герои, контекст» прошла третья лекция « НОМА: три поколения московской школы концептуализма», автором которой выступила историк искусства, куратор архива Музея современного искусства «Гараж» Саша Обухова. На лекции она рассказала об основных стилевых и дискурсивных трансформациях, произошедших с «номой» в течение десятилетий.

Московский концептуализм — одно из самых заметных явлений в русском искусстве ХХ века. Часто круг художников, связанных с московской школой концептуализма, называют «номой». Однако термин, предложенный Павлом Пепперштейном в 1987 году, описывает не столько людскую общность, сколько эстетическую традицию в ее многолетнем развитии.

Термин образован от слова «Ном», которым обозначались в Древнем Египте части расчлененного тела Озириса. «Номы» — территориальные единицы Древнего Египта, в каждой из которых, по преданию, была захоронена одна из частей тела Озириса.


12 «апостолов» концептуализма

Разговор о московской школе концептуализма Саша начала с Ильи Кабакова.

801.jpg

Илья Кабаков — российский и американский художник, график, автор публичных проектов и инсталляций, теоретик русской культуры, представитель первой волны московского концептуализма. Родился в 1933 году в Днепропетровске, УССР, СССР. В последнее время работает в соавторстве со своей женой Эмилией. В своём творчестве Кабаков транслирует коллективное подсознание советского человека, вмещая в свои работы и обыденность, и древние страхи, и мистическую надежду.

В 1993 году в главном художественном музее Гамбурга «Kunsthalle» Кабаков построил инсталляцию «Нома, или московский концептуальный круг». Инсталляция представляла собой помещение, разделенное на 12 комнат, каждая из которых была посвящена одному из «апостолов» московского концептуализма 70-80х годов. Внутри каждой комнаты находились документы и журналы, рассказывающие о «владельцах» данного помещения.

komnati-55.jpg

В инсталляции отразились основные характеристики московского концептуализма: тема пустоты и отсутствие главного героя, драма-игра между словом и изображением, разделение личности художника на автора-персонажа и автора-создателя (зачастую автор-персонаж, изображенный в предмете искусства, надевает на себя маску другого человека и не соответствует автору-создателю), собственная форма повествования, свойственная московской школе концептуализма.

Концептуальное противостояние

В рамках данного направления также развивалась «Группа Сретенского бульвара» — неформальное объединение художников, сложившееся в 1960-х годах вокруг теоретика искусства и художника Юрия Соболева-Нолева. Объединение противостояло «Лианозовской группе» и было одним из центров московского концептуализма.

В группу входили Илья Кабаков, Юло Соостер, Эрнст Неизвестный, Эрик Булатов, Олег Васильев, Владимир Янкилевский, Виктор Пивоваров, Иван Чуйков, Эдуард Штейнберг.

Это был круг друзей-художников, у каждого из которых был свой подход к искусству и свои изобразительные средства. В качестве название было выбрано место, где были расположены мастерские и где регулярно проходили встречи художников — Сретенский бульвар.

Отказ от эстетики

Огромным прорывом в творчестве Кабакова стал отказ от эстетики. В серии рисунков «Душ» художник все больше отказывается от изобразительности и приходит к печатной основе. Картина «Диван-картина» 1966 года близка к взгляду западных концептуалистов, склонных к минимализму. На картине изображена белая мягкая поверхность дивана, в которой застрял крошечный круглый портрет.

- Метафизическая белизна дивана – это сияние пустоты, которая все затягивает в себя, - поясняет лектор.

thumb_DSC_0473_1024.jpg

Слово, книги, голоса

Кроме того, в это время художники проявляют большой интерес к слову и работают с книгами. Например, в произведениях «Добро пожаловать» (1974 год) и «Вход – входа нет» (1974-75 годы) Эрик Булатов отказывается от изображения в пользу знаков. Для школы московского концептуализма картина является способом высказывания. В связи с этим примечателен «Дорожный знак» (1976 год) Ивана Чуйкова. Полотно изображает обычный дорожный знак, через который прорываются элементы пейзажа. Получается, что зритель не видит самой дороги, но видит ее знаки.

Все чаще и громче в работах художников звучат голоса, они разговаривают со зрителями. Например, картина И. Кабакова «Чья это муха?». В связи с этим одной из главных форм в творчестве Кабакова становится форма альбома. Эти альбомы автор зачитывал с определенной интонацией у себя дома пришедшим зрителям. В них легко обнаружить черты перформативности (речевые акты, равноценные поступку - прим.). Так художник отказывается от определенных канонов графики в пользу союза искусства и жизни.

001_kabanovin_big_1_1.jpg

Также использовал элементы перформанса и вывел его на первый план Лев Рубинштейн в своей работе карточных записей, вырванных из бытовой речи фраз и реплик.

Продолжила эту традицию группа «Гнездо» своими акциями. Группа была основана в 1975 году. Участники: Михаил Рошаль, Виктор Скерсис, Геннадий Донской. Они были юными учениками Виталия Комара и Александра Меламида, которые только что придумали соц-арт. Одними из самых известных акций были «Высиживание», «Железный занавес», «Помощь стране в выращивании хлеба», «Демонстрация искусства в массы».

800x450.jpg

Лев Рубентшнейн

Акции и перформансы

Среди художников второго поколения московской школы концептуализма стоит отметить Римму и Валерия Герловиных. В их творчестве 70-х годов появляется все больше текста и все меньше изобразительного искусства. Сюда же относится серия работ Андрея Монастырского под названием «Элементарная поэзия».

Особенно интересен его перформанс «Палец» (1978 год) - невзрачная черная коробка, в которую зрителю предлагается просунуть палец. В тот момент, когда он это делает, другой палец указывает прямо ему на лицо. Это прямой символ того, что зритель указывает сам на себя как на предмет изображения. Сейчас в центре внимания находится действие.

palec.jpg

В это время возникает группа «Коллективные действия», основанная в 1976 году. Участники: Андрей Монастырский, Николай Панитков, Никита Алексеев, Игорь Макаревич, Елена Елагина, Георгий Кизевальтер, Сергей Ромашко, Сабина Хэнсген. К 2011 году проведено 125 акций.

Большинство акций КД представляют собой ситуацию, где группы людей участвуют в каком-то неизвестном для них действии. Все, что происходит в подобной ситуации, можно разделить на происходящее в эмпирической сфере (по предварительному плану устроителей акций) и происходящее в сфере психического, то есть переживания того, что происходит в зрительном поле участников во время действия и переживания того, что предваряет и сопутствует действию. Основным полем «разворачивания события» является не столько реальное место акции, сколько сознание зрителя.

Именно в это время большое значение начинает придаваться написанию текстов по следам акций. Из этого вырастает Московский Архив Нового Искусства, содержащий описание акций и перфомансов.

Слава «Мухоморам»!

Тогда же возникает группа «Мухомор», образованная в 1978 году Свеном Гундлахом, Константином Звездочетовым, Алексеем Каменским и братьями-близнецами Владимиром и Сергеем Мироненко. Вот что пишет о «Мухоморах» один из основателей группы Свен Гундлах:

«Основная задача членов группы — слава! Любыми путями, любыми средствами. Ибо мы очень тщеславны, корыстолюбивы, похотливы, бездарны, пошлы, подлы и проч. Но это всё неправда. Просто так многие считают. Правда в том, что мы не занимаемся искусством. Наша деятельность лежит за гранью этого понятия и находится на грани человеческого понимания. Всё это так тонко, что мы сами едва ли что-нибудь в этом смыслим. Наша задача: дать людям жизненные представления, переживания, которые теоретически не выходят за рамки обычных житейских впечатлений, но столкновение с такими явлениями вещь маловероятная.

Наше главное произведение — это наше существование. Никаких ассоциаций, реминисценций и прочей искусствоведческой бредятины! Чувство реальности не должно покидать вас. Вы - просто свидетели. Вот впечатление: автомобильная катастрофа, что она изображает? Ничего. Она просто случилась! Всё остальное вы сами придумываете, у вас возникают мысли: а если бы я был там? Ах, как бренно земное бытие и прочее».

thumb_DSC_0489_1024.jpg

«Мухоморы», помимо активного создания живописи, графики и написания стихов, принимали участие в наиболее значительных событиях неофициальной художественной жизни рубежа 1970-80-х: в создании галереи APTART, составлении папок Московского архива нового искусства, теоретических семинарах концептуалистов.

В завершении лекции историк искусства рассказала о том, что отличительной чертой творчества данных художников является непонимание зрителями смысла произведения.

Это высказывание спикер проиллюстрировала работой Андрея Монастырского «Кепка» (1983 год), которая состоит из лежащей кепки с запиской «Поднять». Если поднять кепку, то под ней можно обнаружить другую записку - «Положить можно, понять нельзя».

KMO_116350_00114_1_t208.jpg

- Тот зазор, который остается от этой акции, наполнен пустым пространством или смыслом, как мусором? - напоследок обратилась с риторическим вопросом к аудитории Саша Обухова.

Автор - Алиса Маркелова

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий