Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

«Быстро, но много о нонконформизме» – Лиза Павлинская знакомит казанцев с истоками современного искусства

«Быстро, но много о нонконформизме» – Лиза Павлинская знакомит казанцев с истоками современного искусства
Фото: Алиса Маркелова

В этот четверг в центре современной культуры «Смена» стартовал лекторий «Современное искусство в России: истоки, герои, контекст». В течение года ведущие отечественные искусствоведы выступят с лекциями об основных этапах становления современного российского искусства. Открылся данный проект лекцией «Структура и звёзды. „Неофициальное искусство“ 1960-х годов», прочитала которую искусствовед, куратор и арт-критик - Лиза Плавинская.

Лекция была посвящена «неофициальному искусству» в СССР — так называемому второму авангарду, или нонконформизму, «за который Сталин отправлял в лагеря на 15 лет, Хрущёв — на 5, а Брежнев высылал из страны». При Горбачёве это искусство уже представляло страну на высшем уровне, при Ельцине - всех, кого отправляли в места не столь отдаленные, выпустили, а при Путине – «оставшимся в живых» предложили стать академиками, и начали изучать их труды в художественных ВУЗах. 

Показать искусство второго авангарда Плавинская решила, так скажем, в лицах. Она представила публике собственную подборку художников, на ее взгляд, наиболее ярко отражающих суть явления.

«Для понимания «неофициального искусства» стоит учитывать одну важную тонкость - для этих художников не существовало СССР ровным счетом так же, как для страны - «неофициальных» художников».

Удивительная черта нонконформизма, по словам спикера, в том, что это – группа совершенно не похожих друг на друга людей, но объединенных при этом общей идеей свободы и бунтарства. 

Для более полного усвоения информации слушателями искусствовед прибегла к делению течений на символизм, абстракционизм, сюрреализм и ташизм. 

Символизм: Владимир Яковлев (1934 – 1998)

Один из самых ярких представителей течения того времени. Был очень тихим и скромным человеком. Работал ретушером в издательстве «Искусство». Судьба его достаточно трагична – большую часть жизни он провел в психиатрической лечебнице. Художник имел проблемы со зрением, и, когда в зрелом возрасте ему удалось это решить с помощью медицинского вмешательства, был очень расстроен, увидев воочию свое творчество. До этого момента он был убежден, что рисовал в реализме. Яковлев перестал считаться себя хорошим художником, несмотря на то, что его работы пользовались огромным успехом.  

Ташизм (течение в абстракционизме 1950—60-х годов. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образы реальности, а выражают бессознательную активность художника - Прим.):

Анатолий Зверев (1931 - 1986)

Считается самым популярным художником – шестидесятником, а в Москве даже есть его музей.

Зверев родился в Сокольниках, и мог бы даже получить хорошее образование в художественном училище, если бы не был выгнан оттуда за неудовлетворительное поведение. Тем не менее, за короткое время обучения художник успел многое для себя почерпнуть.

Популярность художников нонконформистов настигла их стремительно быстро. Каждый был признан еще до тридцати лет. Поэтому это течение насквозь проникнуто чувствами радости, счастья и дружбы.

Однажды, когда Анатолий сделал набросок портрета девушки, она воскликнула: «Да ведь не похожа!». Художник парировал: если он нарисовал ее, то, значит, похожа.  

Как отмечает эксперт, для творца второго авангарда совсем не важна схожесть его работы с оригиналом: «Для него ценен сам момент совершения творчества, момент счастья и возвышения духа».

Франциско Инфанте (род. 1943)

С 1962-го по 1968 год Франциско Инфанте состоял в группе «Движение», члены которой исповедовали принцип коллективного творчества. После выхода из «Движения», под влиянием конструктивизма и творчества Казимира Малевича, он осуществил серию фотоперформансов «Супрематические игры».

Эта серия положила начало его работе с артефактом, которая продолжается по сей день. Внедряя в природную среду искусственный объект, чаще всего зеркало, художник создает непредсказуемые эффекты, не претендуя на изменения реального ландшафта. Все работы Франциско Инфанте создает совместно с женой — художницей Нонной Горюновой.

Оскар Рабин (род. 1928)

В конце 1950-х годов Оскар Рабин вместе с Евгением и Львом Кропивницкими стал основателем неофициальной художественной группы «Лианозово».

Он также был одним из инициаторов и организаторов «Бульдозерной выставки», состоявшейся в 1974 году на пустыре в Беляево и ставшей важной вехой в истории неофициального советского искусства.

После этого на протяжении нескольких лет Рабин с единомышленниками организовывал квартирные выставки. В 1978 году во время поездки в Париж был лишен советского гражданства, и с тех пор находится в эмиграции.

Художник известен, прежде всего, благодаря своим натюрмортам, в которых причудливым образом соединяются обрывки газет, листовок, документов и прочие приметы советского быта второй половины прошлого века. Несмотря на политизированность, его работы пропитаны глубоко эмоциональными и личными переживаниями. С 1965 года персональные выставки Оскара Рабина проходят в Лондоне, Париже, Вене, Нью-Йорке и ряде других городов. 

Абстракционизм:

Владимир Немухин (род. 1925)

В 1943–1946 годах Немухин обучался в одной из московских изостудий. В пятидесятые годы работал оформителем и плакатистом. В 1957 году поступил в МГХИ им. Сурикова, откуда вскоре был исключён за несогласие с принципами соцреализма. Будучи членом «Лианозовской группы», сложившейся в середине 1960-х вокруг Кропивницких и Рабина, активно участвовал в квартирных и публичных выставках авангардного искусства, в том числе и в «Бульдозерной выставке».

После ранних приокских пейзажей, написанных в традиционной манере, а также экспериментов в духе кубизма и живописного абстракционизма, нашел свой стиль в карточном мотиве. Долгие годы варьировал тему игральных карт, превращая поверхность холста в предметную «контррельефную» плоскость, напоминающую старую, «проверенную временем на прочность» стену или игральный стол. Часто писал на бумаге в смешанной живописно-графической технике.

C 1965 года участвовал в зарубежных выставках в США, Польше, Италии, Франции.

Многие картины художника сложны для понимания, но, как известно, нонконформисты зачастую и не стремятся быть поняты, поэтому их творчество так отличается от художников-тоталитаристов.

Дмитрий Плавинский (1937–2012)

В 1951–1956 годах учился в Московском художественном училище памяти 1905 года под руководством Виктора Шестакова, в прошлом главного художника театра им. Мейерхольда. В конце 50-х стал одним из главных организаторов нонконформистского художественного движения. В 1962 году его мастерскую посетил французский писатель-экзистенциалист Жан-Поль Сартр. В 1975 году Плавинский участвовал в первой выставке неофициального искусства в павильоне «Пчеловодство» ВДНХ. С 1990-го по 2003-й годы жил и работал в Нью-Йорке.

Направление своей работы Плавинский называл «структурным символизмом». Соединяя художественное мироощущение Востока и Запада, он тяготел к знаковому, философскому восприятию мира, раскрывая темы макро- и микрокосмоса. Картины художника отличаются сложной многослойной техникой исполнения с применением лессировок (техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета – Прим.).

В 1960-е он обратился к технике офорта (разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм – Прим.), в которой путем многократного травления сумел достичь ощущения живописной глубины. Творчество Дмитрия Плавинского в значительной степени определило лицо метафизического направления в отечественном послевоенном искусстве, оказав, вместе с тем, непосредственное влияние на формирование художественного языка московского концептуализма.

В творчестве художника встречается жанр инсталляции, расцвет которого приходится только на 80-90е годы. «Крест» - одна из первых работ художника в этом жанре. В ней искусно сочетаются образы бревенчатой избы, нательного креста, присутствуют элементы молитвы.

Уложив рассказ о самых важных фактах из жизни художников в маленький временной отрезок, Лиза Павлинская вызвала неподдельный интерес к нонконформистам у зрителей. Публика не скупилась на вопросы, и было заметно, что вечер прошел не зря.

 

Следующая лекция в рамках данного проекта пройдет 26 марта в ЦСК «Смена».

Автор - Алиса Маркелова

 

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий