Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Поэзия неевклидовой геометрии

Поэзия неевклидовой геометрии
Фото: Фарит Губаев

Казанская поэтесса, переводчик, эссеист, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, член Союза российских писателей и  Союза писателей Республики Татарстан Лилия Газизова в столице Франции на Книжном салоне «Русская литература: второе издание» презентовала свой сборник стихов «Люди февраля», вышедший в 2013 году в московском издательстве «Воймега»

Газизова пришла в поэзию в начале девяностых годов с благословения Анастасии Цветаевой, которая написала в предисловии к ее первой книге: «Стихи Лилии Газизовой настолько не похожи на стихи других поэтесс, настолько оригинальны, что даже и найти им название было нелегким делом. Они одновременно тянутся и к старине, к истории своего народа, и вместе с тем являются новаторством».

В беседе с «ЭТ» казанская поэтесса поделилась впечатлениями о Париже, а также рассказала, как ей удалось сделать поэзию не просто увлечением, а главным родом своей деятельности.

— Лилия Ривкатовна, кто еще представлял русскую литературу на втором книжном салоне «Русская книга в Париже»?

— Начну с того, что приглашение принять участие в Книжном салоне исходило от главы Франко-русского литературного комитета Ирины Рекшан. Наша делегация была очень представительной: Андрей Битов, Виктор Ерофеев, Валерий Попов, Александр Снегирев, Герман Садулаев, Валерий Бочков, Михаил Елизаров, Гузель Яхина — все они являются яркими представителями современной русской литературы и... прозаиками. Так получилось, что из поэтов я была одна. На протяжении всего форума мы презентовали свои книги, обсуждали вопросы современной литературы на круглых столах, встречались с читателями, издателями. Второй книжный салон еще раз доказал, что интерес Франции к нашей литературе с каждым годом только возрастает. Об этом свидетельствует и увеличивающееся число переводов, и повышенное внимание молодых французских издательств к русским текстам.

— Насколько нам известно, в последний день салона участников принял в своей резиденции Чрезвычайный и Полномочный посол РФ во Франции Александр Орлов, который в своем приветственном слове сказал, что литература по-прежнему продолжает объединять Россию и Францию. На ваш взгляд, каким образом происходит это соединение?

— Как известно, влияние французской культуры в XVIII-XIX веках в Европе и России было преобладающим. После реформ Петра I, а затем Екатерины II наступил период взаимного интереса и влияния друг на друга. Первыми русофилами во Франции были Вольтер и Дидро. Для меня Париж — это и русская литература в изгнании. Назову только одно имя — Георгий Иванов. Его творчество я изучала в аспирантуре Института мировой литературы РАН. Кстати, на мероприятиях Салона я познакомилась с известным исследователем литературы русской эмиграции Ренэ Герра. Париж — это не просто город мечты и романтики, а часть русской культуры. Вообще, Франция и русская литература — тема неисчерпаемая. Например, интересно то, что в основе французской литературы лежит эстетика, в русской акцент делается на этику. Есть о чем поразмышлять.

— На встречах с писателями из России наверняка в большинстве присутствовали наши соотечественники, в свое время эмигрировавшие во Францию?

— Мероприятия, которые прошли в мэрии 16-го округа, одного из самых респектабельных в Париже, посещали как французы, так и наши соотечественники. На каждого писателя был отведен час времени, в рамках которого мы имели возможность рассказать о своем творчестве и презентовать свои книги. Было очень приятно слышать вопросы о Казани, о моей республике. Если говорить о русской литературе Казани, то она связана с традициями, заложенными Гавриилом Державиным, Максимом Горьким, Велимиром Хлебниковым, Василием Аксеновым, Вероникой Тушновой, Рустемом Кутуем — всех не перечесть. Кстати, татарская культура очень влияет на творчество современных русских поэтов республики. Казань — город пересечений: Европа и Азия, Запад и Восток, Волга и Кама, православие и мусульманство. В таком котле поэты не могут не рождаться.

Хорошо известны Всероссийский Державинский фестиваль поэзии, Международный Аксенов-фест. Уникален международный поэтический фестиваль имени Николая Лобачевского, единственный в мире литературный фестиваль, который носит имя великого математика.

— Вы же и являетесь организатором этого фестиваля. Кроме того, у вас есть еще один крупный авторский проект — Международный Хлебниковский фестиваль «Ладомир». Расскажите о них подробнее.

— Поэтический фестиваль имени Н. Лобачевского в конце прошлого года прошел в пятый раз. Думаю, оригинальность и перспективность данного проекта состоит в синтезе поэтического и научного начала в формате одного форума. В рамках фестиваля проходит Научно-практическая конференция «Влияние неевклидовой геометрии на художественное сознание», в котором принимают участие поэты, математики, философы, историки. На мой взгляд, неевклидова геометрия — это и есть суть поэзии. Настоящая поэзия всегда неевклидова, потому что она предлагает читателю взглянуть на знакомые предметы и явления под иным углом зрения. Современная поэзия невероятно усложнилась. Мастерство уже даже не вопрос. На первое место выходит личность автора. Если личность маленькая, то и поэзия соответствующая. Значит, нужно растить в себе личность. И искать свой угол зрения.

Что касается Хлебниковского фестиваля «Ладомир» — он традиционно проходит в апреле. Казань — знаковый город в судьбе Велимира Хлебникова, который провел здесь десять лет жизни: учился в гимназии и университете, участвовал в студенческих волнениях, был арестован. Здесь написаны его первые стихотворения.

Ожидается очень интересный состав участников. Планируется приезд одного из ведущих русских поэтов Америки, главного редактора международного журнала «Интерпоэзия» Андрея Грицмана. Он, кстати, является основателем русского поэтического клуба в Нью-Йорке, членом американского и российского пен-центров. Одним словом, география участников фестиваля с каждым годом только расширяется. Объясняется это просто — чем больше я езжу, тем больше узнаю ярких поэтов и приглашаю их к себе.

— На ваш взгляд, нуждается ли литература сегодня в поддержке государства?

— Нуждается. Но это сложный вопрос. Писатель и власть — это отдельная тема для разговора. А давайте мы обойдем эту тему.

— Хотелось бы теперь поговорить именно о вашем творчестве. Сборник стихов «Люди февраля» — о чем он? Кому посвящается?

— Книга «Люди февраля» вышла в московском издательстве «Воймега». Это одно из лучших издательств современности. Почти каждый поэт России мечтает именно там издать свою книгу. В нее вошли верлибры последних лет.

Если можно вообще пересказывать поэзию, то люди февраля — это влюбленные, которые сидят в уютных кафе, гуляют по улицам, отчаянно мерзнут, но не желают расставаться друг с другом. О личном аспекте умолчу.

— Ваши стихи написаны довольно в сложном жанре поэзии — верлибр. Почему вы выбрали именно эту форму стихосложения?

— Примерно семь лет тому назад я полностью перешла на верлибры. Это та форма, которая мне оказалась впору. Я свободно в ней себя чувствую. С французского верлибр переводится как свободный стих. Мне показалось, что именно через эту форму я могу наиболее полно и точно раскрыть себя и передать свои мысли и ощущения читателю.

— Большую роль в вашем творчестве сыграла встреча с Анастасией Ивановной Цветаевой, которая написала предисловие к вашей первой книге «Черный жемчуг». Расскажите, при каких обстоятельствах состоялась эта встреча?

— Анастасия Ивановна действительно сыграла важную роль в моей жизни. И это были, прежде всего, человеческие уроки. Познакомились мы в коридоре Дома творчества писателей в Переделкино. Меня представили ей как самую юную обитательницу Дома. Анастасия Ивановна пригласила меня к себе, где мы имели очень долгую беседу обо всем на свете. И в том числе, конечно, я читала свои стихи. С этого момента начались наши дружеские отношения. Я не раз останавливалась у нее дома, будучи в Москве. Анастасия Цветаева была человеком высочайших этических норм. Я до сих пор стараюсь следовать ее заветам. Вот один из них: нельзя говорить о человеке, что он плохой, допустимо лишь сказать, что он совершил плохой поступок.

 Однако, несмотря на то, что она была яркой личностью и автором замечательной прозы, ее знают больше как сестру великого поэта и автора удивительных «Воспоминаний».

— Когда вы написали свое первое стихотворение? И как близкие люди отнеслись к вашему творчеству?

— Стихи я начала писать еще в школе, продолжила в институте. Признаюсь, поначалу мое увлечение поэзией родителями не одобрялось, так как это уводило меня в сторону от запланированного ими графика моей жизни. Богемный образ жизни отличается от обывательских будней. Но когда появились первые публикации, к моему творчеству стали относится серьезно. Папа стал мной гордиться и дарить мои книги своим друзьям, знакомым.

Вообще, в юности мне было интересно многое: физика, геометрия, биология, спорт. Я была кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике. Даже мечтала стать олимпийской чемпионкой. По настоянию родителей поступила в мединститут. Учеба в нем расширила мои представления о человеке. Это, думаю, повлияло и на мою поэтику. Шесть лет я проработала детским врачом. Маленькие пациенты меня любили. Думаю, я была неплохим врачом. Но потом я сделала выбор в пользу литературы и поступила в Московский Литературный институт имени А. М. Горького. Параллельные занятия медициной и литературой были свойственны многим писателям — Антону Чехову, Викентию Вересаеву, Василию Аксенову, Веронике Тушновой, из мировых классиков — Франсуа Рабле, Станиславу Лему, Луи Селину. Но, рано или поздно, все делают выбор. И я для себя навсегда выбрала поэзию. Кстати, на концерте Бориса Гребенщикова, который имел место в рамках Книжного салона в Париже, мне пришлось оказать медицинскую помощь милой девушке, у которой случился эпилептический припадок. Концерт, увы, был прерван. Но с девушкой, и это главное, все в порядке.

— Все же сделать поэзию своим главным родом деятельности удается не каждому пишущему человеку. Как вам это удалось?

— Возможно, я хотела этого больше, чем остальные. Предлагала свои стихотворения в журналы. Когда я первый раз пришла в журнал «Юность», Александр Ткаченко — на тот момент он был заведующим отделением поэзии журнала, похвалил мои стихи и спросил: «Когда бы вы хотели опубликоваться?» Я была совсем юной девушкой, со мной так никто не разговаривал. Я ответила: «Когда вам будет удобно». И это была моя ошибка. Вскоре журнал раскололся на две редакции — «Юность» и «Новая юность». Естественно мои стихи «потерялись». После этого случая я поняла, что на вопрос «когда?» ответ должен быть только таким: «Немедленно». Я немного шучу, конечно. Но на самом деле публикация — не самоцель, но важно быть услышанной. Кстати, стихи в «Юности» все же были опубликованы в 1996 году. Тираж журнала тогда был немногим больше 20 тысяч, что казалось мне очень скромным после миллионных тиражей в советское время. Никто не ждал, что пройдет еще немного времени, и тиражи литературных журналов упадут до нескольких тысяч.

— Вы также занимаетесь переводами татарской поэзии на русский язык. Это больше из чувства долга или у вас действительно есть к этому интерес?

— Каждый русский поэт, живущий в республике, естественно занимается переводами. В силу разных причин — не только из чувства долга. Среди моих друзей очень много поэтов, пишущих на татарском языке стихи, которые я перевожу на русский язык. Но в последние годы, на мой взгляд, татарская поэзия находится в тупике. Она не прошла многие этапы развития, которые прошла мировая поэзия. Последний яркий всплеск в татарской поэзии был в 90-е годы.

Меня удивляет часто повторяемая нашими писателями фраза, что татарская литература имеет тысячелетнюю историю. Без сомнения, это прекрасно. Плохо то, что люди не желают развиваться, переходить на новый уровень, боятся экспериментировать. Я допускаю, что эксперименты могут никуда не привести, но, однозначно, они откроют что-то новое, интересное. Когда человек учится ходить, он много раз падает. Но мы же не делаем выбор в пользу того, чтобы всю жизнь ползать.

— Какое послание читателям вы закладываете в своих произведениях?

— Очень давно мне уже задавали этот вопрос. Тогда ответила, что я хочу своими стихами удивлять и восхищать. Позерство, правда? Наверно, в своих стихах я хочу выразить свое ощущение этого мира. Вообще, я начала писать, потому что взрослый мир разочаровал меня. Я была книжным ребенком, на этапе социализации увидела, что люди не умеют дружить и любить, как в книгах. И мне пришлось адаптироваться к реальному миру. Познав дисгармонию реальности, я начала обретать гармонию на бумаге.

Сегодня я принимаю мир таким, какой он есть, и в своих произведениях стараюсь делать акцент именно на симпатичных очертаниях действительности. «Чернуха» не свойственна моим стихам. Кстати, одна из вступительных тем сочинения в литинституте называлась «Чернуха» и «очернение» в советской литературе». Но я выбрала другую тему.

— Какая из ваших поэтических строк лучше всего отражает ваш характер?

— Есть строчка в моем стихотворении «Не глупо» — «я точно знаю, что рождена для счастья». В 20 лет эти слова несут один смысл. Сегодня я их интерпретировала бы следующим образом — «несмотря ни на что я хочу быть счастливой — и люблю этот мир».    

 

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий