Казань,29 Мая, Среда $ 64.54 € 72.17
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

«Горжусь, что работаю в театре Камала»

«Горжусь, что работаю в театре Камала»
Фото: Роза Ибрагимова

ТЕАТР – это слово звучит по-особому и наполнено глубоким смыслом для Галины Козловой, гримера-постижера Татарского государственного Академического театра им. Галиасгара Камала. «Эксперт Татарстан» продолжает знакомить своих читателей с теми, кто работает над созданием спектакля.

Яркая, элегантная, легкая, энергичная, мудрая, очень общительная и одновременно сдержанная – такой я увидела Галину Ивановну, удивительного человека, преданного и влюбленного в свою профессию и театр. О чем бы она ни говорила, все сводилось к выражению благодарности судьбе, Богу за то, что дал ей не просто соприкоснуться с этим волшебным миром, но и самой стать частью его со-творения.

 

- Галина Ивановна, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в профессию?

- Меня всегда тянуло в театр. В нашей большой родительской семье все очень любили петь, я в том числе, а вот о том, чтобы «наводить красоту» кому-нибудь, никогда не думала, хотя прически делать любила.

Прошли годы, окончила школу – а куда идти? Моя старшая сестра узнала, что в казанский театр оперы и балета нужны постижеры, гримеры. Я очень волновалась, что могут не взять. Но меня приняли ученицей мастера.

Признаюсь, в театре мне все понравилось с первого дня, потому что работать нужно было с известными актерами. Помню, мне заведующая тогда сказала: «Ты должна подойти, поздороваться, узнать, что надо, как привыкать к этому человеку». А я в это время переживала, что у меня никогда не получится. Но постепенно все стало на свои места, к работе с актерами я привыкла, в тонкости работы и взаимодействия с ними вникла.

Сейчас на гримеров уже учат – четыре года молодежь осваивает профессию. А я пастижерству училась у мастеров оперного театра – те же четыре года.

По настоянию мужа из-за рождения нашей первой дочери ушла с работы. Но через два года поняла, что без любимого дела не могу. Пошла в оперный, но оказалось, что труппа на гастролях. Когда, расстроенная, я проходила мимо татарского театра Камала, мне повстречался мой коллега по оперному театру, который на тот момент уже работал в камаловском. Он сказал: «Давай к нам!» Так я здесь и оказалась.

 

- Что для Вас театр?

- Наша работа требует того, чтобы любить театр. Было время, когда мы зарабатывали очень мало, но разве я когда-то сказала, что мало? Счастье великое - прийти в театр. ТЕАТР – только прислушайтесь, как слово звучит! Недаром же есть фраза у В.Г. Белинского: «Ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!»

Я очень рада, что Аллах дал мне такое счастье быть именно здесь. У меня в жизни настолько все поменялось, я оказалась в такой атмосфере, что даже и по-татарски захотелось разговаривать. Потому что здесь мы - одна семья. Актеры – замечательные, сопереживающие и отзывчивые люди. Если что-то случится с человеком, они мимо не пройдут. Поэтому мне дорог театр. Я с удовольствием работаю. Даже горжусь, что работаю именно в этом театре.

Говорим на работе татарча и русча (тат. - по-татарски и по-русски, - прим. ред.). Стараюсь и внука научить татарскому. Ведь когда люди приезжают в город из татарских деревень, они стараются выучить русский, а почему другие национальности не могут говорить на языке местного народа?

Знаете, помимо того, что я сама теперь говорю по-татарски, у меня и муж стал понимать и говорить на нем, когда нам домой звонят актеры. Они даже спрашивают у меня, не татарин ли мой супруг. «Нет», - отвечаю. «Так он же по-татарски говорит!» «Да у нас уже все в семье по-татарски говорят». Когда столько лет работаешь здесь и любишь все, что тебя окружает, проникаешься и национальной культурой. Это само идет.

Тепло вспоминаются и ушедшие актеры. А еще, как ездили по деревням Татарстана – длились гастроли по несколько дней. Бывало, там особых условий, комфорта не было: жили в интернате, удобства – на улице, один магазин на всю деревню. Но нас это не смущало. Мы были счастливы, когда люди по окончанию спектакля нас благодарили: «Бик зур рэхмэт».

 

- Когда Вы говорите о театре, у Вас глаза блестят!

- Блестят! Я и актеров стараюсь поддержать. Я знаю, как сложно выпускается спектакль, как они переживают, и я им сопереживаю. Где-то и успокоишь, и говоришь: «Дай бог, чтобы все было хорошо». И когда спектакль зритель на ура принимает, такое облегчение у меня – наверно, не меньше, чем у режиссера. Домой прихожу счастливая и говорю мужу, что все шикарно. То, что мы в театре работаем все вместе сообща, дает определенный отпечаток; все переживают, когда выпускается спектакль. И как только прошла премьера, успокаивается всё.

 

- Что Вам больше всего нравится в вашей работе?

- Мне нравится, когда мои практические советы воплощаются в реальность. Например, у меня есть видение, кому какая прическа должна подойти. И если актрисы следуют моим советам, то стрижки действительно украшают их.

Очень люблю делать прически – и современные, и национальные, но больше всего старинные. Нравится, когда для образа создаю усики, бородку. Мне все это интересно. И когда все получается, то и оценивается всеми участниками и создателями спектакля.

 

- Сколько надо времени, чтобы успеть загримировать актера?

- Все зависит от сложности грима. В основном все актеры визаж делают сами – если он несложный. Когда приходится работать со сложным, бывает, можно и час делать. Но чаще так бывает при съемках кинофильма. А в театре все проще, быстрее.

 

- Случается так, что в течение одного спектакля надо несколько раз перегримировывать одного и того же актера?

- Да, конечно. Например, в спектакле он сначала молодой, а потом его нужно сделать немного постарше. Морщинки добавишь, седину. Можем поменять усики, бородку. И человек уже меняется, «приобретает» возраст.

У нас есть спектакль «Миркай и Айсылу» – там очень тяжелая тема, и герои пачкаются то в грязи, то в крови. Все это мы им делаем, но через минуту по сюжету идет другая сцена, и актеры быстро за кулисами смывают грим и тут же выходят на сцену абсолютно чистыми. Все это дело сноровки актеров. Зрителю иногда непонятно, как это можно так быстро измениться. Но ведь актеры не только быстро грим снимают, они и душу перестраивают на другой лад – а это многого стоит.

 

- Кровь – это обычно кетчуп?

- Не у нас. Если это театр – то чаще аквагрим. Если для кинофильма, то может быть, например, сироп вишневого варенья. Когда 10 лет назад в Казани снимали короткометражный фильм, у меня было такое варенье жгуче-коричневого цвета. Когда мы его использовали в фильме, получилось очень эффектно.

 

- Вы работаете над гримом, но ведь есть общий образ, костюм. Вы как-то это проговариваете с костюмером или с актером?

- По гриму актеры со мной советуются – я могу им подсказать, что и как лучше сделать по образу.

Над образами работает художник. Он приходит с эскизами в каждый цех – к нам, костюмерам, реквизиторам. По эскизам готовых образов мы отдельно и работаем – где, кому, как и что нужно приобрести, сшить.

Помню, в театре как-то ставили «Турандот» – это было что-то! Во-первых, нам тема китайского макияжа была незнакома. Пришлось много всего пересмотреть – и слайдов, и литературы. И на спектакле образы выглядели подобающим образом. С этим спектаклем мы даже ездили на гастроли в Китай.

 

- Как работаете на гастролях?

- Всегда перед спектаклем приходим пораньше, потому нужно занять гримировочные, рассадить актеров, и каждый цех должен расставить свои реквизиты. На сцене – свои, костюмеры вывешивают костюмы, а я вытаскиваю свои парики, усики, бородки – отдельно для каждого персонажа. Когда все готово, начинаем работать с актерами.

 

- Государство тоже отметило Ваши заслуги…

- Да, два года назад получила звание «Заслуженный работник культуры». Но сама я из всего этого выделяю благодарность актеров. Каждый раз, когда они говорят тебе «спасибо!», - это великое счастье. Идешь домой окрыленная, что отработала, что все хорошо. А когда проходишь в театр, и люди тебе улыбаются - «Галя апа, исэнмесез!» – это прекрасно, потому что ты живешь этим и знаешь, что ты нужна. Вот это - самая великая радость.

 

- Ваши дети не пошли по вашим стопам?

- Нет. Муж говорит, что не надо повторять, достаточно одной такой. И я благодарна ему за доверие, за то, что он всегда мне помогал. Хотя он не из мира театра, но тогда понимал и сейчас знает, что я люблю работу.

 

- Вы очень элегантно выглядите – Вы всегда такая?..

- Стараюсь. Работа в театре Камала обязывает. Большой «минус», если ты будешь неухоженной. У нас здесь все очень красивые, и я стараюсь соответствовать.

У нас мама такая была. Она дожила до 90 лет, но я ни разу не слышала, чтобы она сказала «я старая». И я ей очень благодарна, что это она всем своим 10 детям привила такое отношение к жизни. Она всегда говорила: «По одежке встречают, по уму провожают». Все ее дети стали уважаемыми людьми и всегда очень ухоженные. Ведь каждому приятно, когда ты общаешься с культурным человеком. И я стараюсь всегда быть в форме.

 

- Подводя итог интервью, что Вы могли бы сказать о своей профессии?

- Работа эта очень нужная, она не исчезнет, потому что театр будет существовать всегда.

 

 

СПРАВКА

Козлова Галина Ивановна – художник-гример ГБУ «Татарский государственный Академический театр имени Галиасгара Камала». В профессии с 1976 года. Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, ветеран труда, награждена дипломом «Человек года».

 

Роза Ибрагимова

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

16:00

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

23 Мая

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  2. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. В РФ увеличат минимальный размер оплаты труда
    МРОТ планируют увеличить с 1 января 2021 года в связи с пересмотром потребительской корзины в большую…
  2. Госкорпорация «Ростех» запустит в Иннополисе производство Т-500
    Сегодня, 22 мая, в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» пройдет церемония запуска…
  3. Родители татарстанских школьников требуют ввести пятидневную учебную неделю
    «Родительское сообщество Татарстана» направило президенту республики Татарстан Рустаму Минниханову, а также…
  4. В ОПЕК+ отмечают влияние отношений США и КНР на нефтяной рынок
    Участники соглашения ОПЕК+ обсуждают вопрос влияния отношений США и КНР на нефтяной рынок. Об этом сообщил…
  5. Президент РТ поздравил татарстанцев с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией
    Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к жителям республики с поздравлением по случаю Дня официального…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий