Казань,20 Марта, Среда $ 64.32 € 73.00
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Без паблисити нет просперити

Без паблисити нет просперити
Фото: Pixabay.com

Сколько стоит серьезное кино в разных странах исламского мира и окупаемо ли оно? Об этом мы попросили рассказать кинематографистов из Казахстана, Ирана и Турции, принявших участие в прошедшем в сентябре XIV Казанском международном фестивале мусульманского кино

Нашими собеседниками стали: казахстанский продюсер и руководитель одной из крупнейших частных кинокомпаний в Казахстане Tursunov Film Канат Торебай, иранский режиссер Саттар Шамани Голь и его супруга, сценарист Вида Салехи, а также режиссер из Турции, член жюри фестиваля мусульманского кино Мустафа Кара.

 

Инвесторы стоят в очереди

 

Канат Торебай родился 24 апреля 1971 г. Закончил суворовское училище. Курсант Черниговского высшего военного авиационного училища им. Ленинского комсомола. Затем поступил в Казахский госуниверситет на факультет физики. В конце 1990­х пришел в кино. Окончил Пражскую международную киношколу, в начале двухтысячных ушел в кинематографисты. Создал фильмы в Европе и Казахстане, среди них: «Келин», «Мустафа Шокай», «Кемпiр», «Жат» и другие.

 

– Легко ли продюсеру в Казахстане найти инвесторов?

– У нас сложилась такая система, что самым крупным инвестором в кино в любом случае остается государство. Но для продюсера я не вижу большой разницы – иногда получить под свой проект государственные средства сложнее, чем найти частного инвестора. В любом случае, выбить деньги – это всегда очень сложно.

В копилке нашей кинокомпании есть и частные проекты, и государственные. Многие мои фильмы достаточно успешны на международных фестивалях, отмечены наградами. Один из них – «Келин» – до сих пор является единственной картиной за всю историю Центральной Азии, вошедшей в шорт-лист американской киноакадемии «Оскар» (2009).

Также две мои картины были номинированы на «Азиатский Оскар» – это премия Азиатско-Тихоокеанского региона восточного полушария. Поэтому мне немного легче, хотя добиться таких результатов стоило определенных трудов. И до сих пор найти деньги на съемки – достаточно большая проблема, особенно для профессио­нального кино – большого, с большой группой, профессио­нальной техникой, декорациями и так далее.

Могу, не хвастаясь, сказать, что всегда несколько частников стоят в очереди: «Давай снимем кино!» То же самое с государством – я не успеваю закончить один проект, как тут же режиссерам предлагают другой. У нас деньги в основном дают под режиссера, который затем приглашает продюсера. У меня же сейчас тот уровень, когда деньги дают под продюсера, и уже я выбираю проект, режиссера, сценарий.

 

– Какие формы финансирования используются чаще всего?

– Финансирование может быть частное, государственное и смешанное. В случае с госзаказами – это стеснение определенными рамками. И там очень сложно с отчетностью. Но зато и объемы финансирования другие, и со средствами из одного источника работать все-таки легче, чем, допустим, от нескольких частных инвесторов.

Положительный момент работы с частниками – они не ограничивают ни в чем, касается ли это сценария, актерского состава и прочего. Но частник не так часто бывает, тем более, что на данный момент большое кино, по крайней мере, в нашей стране, неокупаемо в принципе. У нас нет такой большой системы кинопроката, как в России, где несколько тысяч киноэкранов.

 

– В каком случае казахский фильм все же может стать самоокупаемым?

– Априори окупаемым является проект с бюджетом примерно в 150 тыс. американских долларов.

Когда бюджет превышает 1-2, иногда 2,5 млн долларов, понятно, что в наших условиях тяжело окупиться – не то чтобы говорить о прибыли. Тем более, никаких налоговых и прочих протекционистских преимуществ кинопроизводство и прокат не имеют. Во Франции, например, иностранные фильмы в кинотеатрах облагаются дополнительным сбором, и часть денег с их проката идет на поддержку местных создателей кинолент.

Понятно, что мы не можем конкурировать с Голливудом, в том числе в плане рекламы. Кроме того, большинство наших фильмов, снятых по госзаказу, несет в себе идеологические моменты, и понятно, конкурировать с чисто жанровым кино, с какими-то комиксами мы тоже не можем, учитывая, что основная аудитория кинотеатров – молодежь до 25 лет. Мы же экранизируем серьезные вещи, тяготеем больше к авторскому кино.

 

Фильмы не для миллионов

 

Мустафа Кара (Mustafa Kara) родился в 1980 году. Окончил факультет радио и телевидения университета «Джумхуриет» (Турция). По окончании учебы работал помощником режиссера у 16 видных турецких режиссеров. Говорит, что на него определенное влияние оказало творчество Тарковского, Феллини и Бергмана. Дебютным фильмом в 2006 г. стал «Остров надежды» (Турция, Великобритания). В 2009 году вместе с Нермин Айтекин основал кинокомпанию «Karafilm Productions».

Представленный на фестивале «Холод Каландара» – второй художественный фильм, являющийся плодом многолетней работы режиссера после документальных и коммерческих фильмов.

 

– Если о цифрах – каков средний бюджет ваших фильмов?

– Самый дешевый обошелся в 700 тыс. долларов, самый дорогой – в 3,5 млн. В среднем – это 1-2 млн долларов. Но я работаю над крупными проектами.

Молодые же режиссеры снимают со средним бюджетом от 50 до 100 тыс. долларов. Есть частники, которые снимают вообще без бюджета, на голом энтузиазме, на желании делать кино – в основном это студенты.

 

– С каким проектом Вы приехали на нынешний фестиваль?

– Я давний друг казанского кинофестиваля и был в столице Татарстана буквально полгода назад на фестивале тюркоязычных стран, куда привез свой фильм. В этот раз ничего не привез, но на фестивале казахская программа представлена – фильмы моих коллег.

В целом не очень люблю фестивали, мне намного привычнее на площадке, где-то в поле, когда идет производство, процесс. Но без паблисити (англ. publicity – публичность, – прим. ред.) нет просперити (англ. prosperity – процветание, – прим. ред.). Если ты не будешь ездить, пропагандировать, представлять, знакомиться, о тебе никто и не узнает. А для кого мы, в конце концов, работаем? – для как можно большего числа зрителей.

 

– Какова ситуация с финансированием фильмов в Турции?

– Как и везде, финансирование осуществляется двумя способами: государством и независимыми спонсорами. Если фильм режиссерский, важный, то поддержку оказывает государство. В турецком министерстве культуры есть особая организация. В нее входят 11 представителей киноиндустрии (актеры, сценаристы, продюсеры, режиссеры и другие) и один госслужащий. Эти 12 человек переизбираются раз в два года. Два раза в год они подают прошение по заявкам. Естественно, все заявки на господдержку оцениваются, сценарии прочитываются, и до 60% заявок получают одобрение на госфинансирование.

Есть и другой способ: продюсер сам финансирует фильм, либо спонсорами выступают частные телеканалы, которых в Турции около 20.

Бывает и смешанное финансирование, когда, например, часть средств выделяет государство, часть – европейские партнеры.

Фильмы развлекательного характера в основном снимаются на деньги продюсера. Но это рискованно.

 

– Ваше кино – авторское, не рассчитанное на массового зрителя. Насколько окупаемы такие проекты?

– Мой фильм получил поддержку со стороны Минкульта. Помимо этого, у меня есть компаньоны в лице государственного телеканала ТРТ, а также продюсеров из Турции и Венгрии.

Конечно, мы проводим свои исследования на предмет того, может ли фильм завоевать зрительские симпатии. Мы отдаем себе отчет в том, что у него не будет той многомиллионной аудитории, которую имеют ленты развлекательные. Но задача заключается в раскрытии характеров героев и обеспечении выход фильма, а также дальнейшем его участии в международных фестивалях, что дает возможность продать его в других странах, получить награды разных категорий.

Представленный здесь фильм «Холод Каландара» принимал участие в 72 фестивалях. 20 из них уровня «А», еще 20 – «В», остальные – «С». Прибыльность зависит от этих уровней.

 

– Каков бюджет фильмов в Турции?

– Если мы говорим о фильме «Холод Каландара», это фильм о простой деревенской жизни. Но он высокого качества, имеет много наград, поэтому на последующие проекты находить средства стало намного проще.

В нашей стране – я сейчас говорю о независимых фильмах – бюджет киноленты составляет от 1 до 10 млн долларов. «Холод Каландара» обошелся в 2 млн долларов. Но фильм себя уже окупил – за счет проката, телевизионных трансляций, наград 20 международных фестивалей.

Отмечу, что эта лента была номинирована на Оскар.

 

В приоритете – проблемное кино

 

Саттар Шамани Голь родился в 1979 году в году в Курдистане. Творческую деятельность начал в 1995 году. Режиссер восьми короткометражных художественных фильмов, 19 документальных и четырех телесериалов. Обладатель более 50 наград, в том числе и международного уровня, в различных номинациях (лучший фильм, режиссура). «Гольнеза» – его первый художественный фильм. На фестивале в Казани фильм получил приз в номинации «Лучший режиссер полнометражного игрового фильма».

 

О фильме-участнике фестиваля «Гольнеза»

Саттар Шамани Голь:

– Мы работаем по социальной проблематике. До первого полнометражного художественного фильма «Гольнеза» создавали и документальные фильмы, и художественные короткометражные. «Гольнеза» посвящен проблемам мигрантов из Афганистана в Иране.

 

Вида Салехи:

– Проблема насилия над женщинами стоит остро во всем мире. Меня эта тема заинтересовала в связи с положением женщин-мигрантов из Афганистана, которые, по сути, являются бесправными. Во всем мире мы видим примеры жестокого обращения и с женщинами, и с детьми. Меня эта тема очень волнует, и я решила поднять проблему.

 

О прокате и финансах

Саттар Шамани Голь:

– В Иране все кинотеатры являются сугубо государственными, частных нет. В них демонстрируются только те фильмы, которые сняты по заказу государства и им же профинансированы. Фильмы на подобную тему снимаются и по госзаказу. И они, конечно, демонстрируются в кинотеатрах.

Наш фильм снят независимо от государства, поэтому он не допущен до широкого показа. Мы его создали больше для фестивалей, и он уже участвовал в 13–14 из них, получил призы по разным номинациям в 17 странах. Например, в Казань мы приехали из Монреаля. Конечно, если какая-нибудь частная или государственная компания заинтересуется, мы можем предложить этот фильм для проката.

Государство вкладывает средства в фильмы, которые связаны с самим государством, с его интересами. Частные же продюсеры более свободны в выборе тематики.

Что касается бюджета «Гольнезы», он составил 120 тыс. долларов. Но для нас это было не так накладно, так как все факторы работали на нас, нам помогали.

 

Востребованные темы

Саттар Шамани Голь:

– На телевидении показывают и западные экшен-фильмы, но перед демонстрацией они подвергаются цензуре – в них убирают или сокращают сцены эротические, связанные с насилием. В кинотеатрах такие фильмы не демонстрируются совсем.

 

Вида Салехи:

– Народ всегда любит комедии. Но мое личное мнение – люди нуждаются в серьезных проблемных фильмах.

В основном демонстрируются фильмы, упрочивающие позиции существующего строя – то есть главенство исламских норм над всем остальным, приверженность Ирана высоким идеалам. Если это в фильме четко не прослеживается, государство не востребует такие фильмы, и частным компаниям не разрешат показ таких лент.

 

Беседовала Роза Ибрагимова

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Еврокомиссия оштрафовала Google на 1,49 млрд евро

17:49

Еврокомиссия оштрафовала Google на 1,49 млрд евро

В результате повышения НДС россияне заплатят 460 млрд рублей

17:20

В результате повышения НДС россияне заплатят 460 млрд рублей

Татарстанцев просят выбрать объекты для благоустройства в 2020 году

16:42

Татарстанцев просят выбрать объекты для благоустройства в 2020 году

Летом Сбербанк запустит функцию по снятию наличных на кассе магазинов

15:59

Летом Сбербанк запустит функцию по снятию наличных на кассе магазинов

В честь 50-летия «КамАЗа» открылась выставка

15:17

В честь 50-летия «КамАЗа» открылась выставка

Набережные Челны – лучший моногород России

14:27

Набережные Челны – лучший моногород России

Дублер Горьковского шоссе в Казани обойдется бюджету республики в 54 миллиона рублей

13:58

Дублер Горьковского шоссе в Казани обойдется бюджету республики в 54 миллиона рублей

Финляндия второй год подряд возглавила рейтинг самых счастливых стран

13:27

Финляндия второй год подряд возглавила рейтинг самых счастливых стран

В ближайшее время возможно обнуление НДС на внутренние авиаперевозки

11:48

В ближайшее время возможно обнуление НДС на внутренние авиаперевозки

Материнский капитал могут продлить до 2024 года

10:51

Материнский капитал могут продлить до 2024 года

Госслужащих ожидает массовое сокращение

10:01

Госслужащих ожидает массовое сокращение

За февраль количество ипотечных сделок по РТ выросло почти на 20%

09:21

За февраль количество ипотечных сделок по РТ выросло почти на 20%

Президент Казахстана сложил свои полномочия

19 Марта

Президент Казахстана сложил свои полномочия

Погода на этой неделе порадует казанцев теплом

19 Марта

Погода на этой неделе порадует казанцев теплом

Visa планирует открыть криптовалютное подразделение

19 Марта

Visa планирует открыть криптовалютное подразделение

Все события

Мероприятия

Все мероприятия

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Прошел V международный форум автомобилестроения РТ TIAF supported by Automechanika 2019
    С 26 по 28 февраля в Казани при поддержке ведущего международного выставочного бренда в области автозапчастей, компонентов и оборудования для автосервиса Automechanika, в пятый раз прошел Международный…
  2. Авто-газо-электро будущее
    26 февраля на территории МВЦ «Казань Экспо» начал работу Международный форум и выставки автомобилестроения TIAF supported by Automechanika
  3. Цифровизация производства, он-лайн торговля и «колхоз без колхозников»
    Министерство экономики РТ и Министерство промышленности и торговли РТ совместно подвели итоги 2018 года
Подписаться

Топ

  1. Гражданам РФ грозит новый налог
    В России в ближайшее время может появиться новый налог с заработной платы, который будет взиматься вместе…
  2. Сергей Когогин протестировал магистральный тягач КАМАЗ-54901
    По сообщениям пресс-службы ПАО «КамАЗ», генеральный директор автогиганта Сергей Когогин протестировал…
  3. Boeing презентовал самый длинный пассажирский самолет в мире
    Компания Boeing представила ограниченному числу участников самый длинный пассажирский самолет в мире…
  4. «Яндекс» тестирует новую социальную сеть «Аура»
    «Яндекс» начал тестировать работу собственной социальной сети «Аура». По сообщению пресс-службы компании,…
  5. Президент Казахстана сложил свои полномочия
    19 марта 2019 года выступая с обращением к гражданам Казахстана, президент страны Нурсултан Назарбаев…

Интервью

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий

Ставки будут расти

Ставки будут расти

О проблемах земельного и жилищного рынка, а также о государственно-частном партнерстве нашему журналу рассказала спикер Гайдаровского экономического форума