Казань,25 Июня, Понедельник $ 63.24 € 73.72
Годовая подписка на журнал за 3600 руб
Оформить подписку

Форум как двигатель театральной культуры

Форум как двигатель театральной культуры
Фото: из архива театра им. Г. Камала

В Казани в конце мая-начале июня на базе Татарского государственного академического театра им. Галиасгара Камала в пятый раз прошел Международный театрально-образовательный форум «Науруз»

Накануне этого события мы встретились с руководителем литературно-драматургической части театра и программным директором Форума Ниязом Игламовым.


- Нияз Рауфович, Форум проводится с 2010 года как театрально-образовательный. Какова основная цель этого мероприятия и в чем его специфика?

- В 2009 году прошел VIII Международный театральный фестиваль «Науруз», на который приехали коллективы из тюркского мира со своими лучшими спектаклями. На том фестивале были два приглашенных педагога, но из-за плотной насыщенной программы участники фестиваля не могли посещать их занятия. Тогда и решили, что фестиваль и образовательный форум необходимо разделить. Тем более, уровень профессионального мастерства представителей театров тюркских народов нуждался в некой переоценке, пересмотре каких-то взглядов на театральную педагогику, профессиональные кондиции современного актера.

Дело в том, что в мире современный театр очень бурно развивается. Он семимильными шагами идет в сторону смешения всего со всем, что не плохо и не хорошо – это особенность нашего времени. Сегодня нет в чистом виде оперы. Драматический театр использует средства и формы музыкального театра и театра кукол. А театр кукол уже давно заимствует формы драматического, музыкального театра. В драме берут верх пластические, хореографические номера - и так далее. Все это, конечно, требует новых умений, новых навыков от режиссера, от всех участников театрального процесса и от актера прежде всего.

Поэтому в 2009 году приняли решение проводить фестиваль не раз в четыре года, а раз в два года, чередуя театральный фестиваль и образовательный форум. Впоследствии несколько театров взяли эту систему в качестве рабочей модели. Чем она хороша: на фестивале мы имеем возможность увидеть конкретные проблемы театральной и исполнительской культуры за два года. Например, у актеров есть проблемы со сценической речью – тогда мы приглашаем на Форум профильного педагога. Или в режиссуре преобладают очень метафоричные, условные приемы, не хватает деталей психологического плана – тогда зовем педагога-режиссера психологической школы. Если видим, что актеры не умеют двигаться, им на помощь приходят специалисты по сценическому движению, пластической режиссуре.

Кроме того, последние годы были достаточно важными в сфере организации театрального дела. В театрах возникла необходимость переформатирования штатного расписания исходя из реалий времени. Были приняты федеральные законы, регламентирующие театральную деятельность в плане государственных закупок в бюджетной сфере, с которыми еще никто не умел работать. Они как бы уравняли театр с какой-нибудь государственной конторой, у которой происходят однотипные закупки. Да, нам тоже нужны обычные бытовые вещи, но кроме того нам бывают необходимы, например, старый самовар или ковер для декораций. Кроме того, нам было сложно объяснить контролирующим органам, почему один режиссер стоит 300 тысяч рублей, другой полмиллиона, а третий – полтора миллиона, ведь в других областях есть какие-то конкретные ставки.

Затем возникла необходимость проводить PR- и маркетинговые акции. Мы начали вводить маркетинговые стратегии, упрочили систему менеджмента, ввели онлайн-продажи и прочее. Например, наш театр первым в России ввел электронные продажи билетов на гастрольные спектакли, и это было удачной идеей. Стоило всем этим поделиться, и учиться самим - так возникла творческая лаборатория менеджмента и маркетинга.

Отмечу, что подобные форумы практически не проводятся. Их зонально, по округам проводит Союз театральных деятелей России, но последний приволжский форум состоялся в 2009 году. Наш опыт, например, перенял оренбургский театр – стал свои фестивали проводить расширенно.

 

- Кто, какие театры принимают участие в Форуме?

- В принципе, Форум проводим прежде всего для себя, для нашего театра – это первая, главная задача. Но поскольку у всех театров схожие проблемы, почему бы опытом и знаниями не поделиться и с другими? Из СНГ к нам охотно едут коллективы из Казахстана. Азербайджанцы участвуют в фестивале, но не в Форуме. Зато к нам едет вся Россия, начиная с якутов, бурят, – то есть приезжают не только тюркские театры, а все. Естественно, в приоритете коллективы Татарстана, тем более что и республиканское министерство культуры заинтересовано в повышении профессионального уровня татарстанских театров. В целом, участники Форума понимают, что здесь можно многое получить, так как ведущие педагоги приезжают из Европы, из Москвы, Питера.

Из дальнего зарубежья в этот раз у нас в гостях колумбийский студенческий театр при университете города Кали – второго по величине города этого государства. Там преподает сокурсник Фарида Бикчентаева - Алехандро Гонсалес Пуче, который лет 10 назад ставил в нашем театре спектакль «Жизнь есть сон». Его супруга, тоже режиссер, училась у Петра Фоменко. На «Наурузе» коллектив показывает свой спектакль-лабораторию «Чернобыльский идиот», который прежде всего интересен в плане педагогического процесса, тех методик, которые режиссеры используют при работе с актерами. Мы понимаем, что это студенческий спектакль, тем не менее, это должно быть интересно казанцам.

 

- Чем примечателен нынешний Форум?

- Каждый наш Форум – тематический, он посвящается какому-то одному явлению, направлению в театральном искусстве. Один из них, например, был посвящен ритуалам, назывался «Ритуал как основа театрального действия». Тогда к нам приехал коллектив из Бангладеш,  ребята показали ритуал инициации молодого актера – принятия его в труппу. Для них это все серьезно.

Темой другого форума была театральная педагогика, на нем мы рассматривали различные школы, занимающиеся подготовкой актеров.

В свое время мы привозили и якутский тойук, и хакасских и тувинских горловиков, и тувинского шамана, и крутящихся дервишей, и виртуозов башкирского курая, хакасских музыкантов, ансамбли тувинские, хакасские, якутские. В какой-то момент мы поняли, что привезли в Казань уже все. Все, что есть своеобразного в тюркском мире – музыкального, театрализованного, какие-то карнавальные, ритуальные действия. И сейчас взяли паузу. Но, поскольку у нас все-таки фестиваль тюркских народов, мы приняли решение пойти другим путем.

Поэтому нынешний Форум посвящен пространству, времени и тексту. И связующим звеном стал текст «Кысса-и Юсуф» («Сказание о Юсуфе» Кул Гали – прим. ред.), который считает родным для себя достаточное количество тюркских народов. Он близок всем, так как опирается на коранический сюжет. То есть тюркский компонент будет присутствовать в самой структуре Форума.

На наших Форумах происходит диалог культур, обмен опытом. Нам вообще интересны такие эксперименты - люди ими загораются. Поскольку педагоги - не представители тюркского мира, они не были знакомы с этим текстом ранее, для них работа с «Кысса-и Юсуф» – это некий вызов, они прежде ничего подобного не делали. То есть специалисты по актерскому мастерству, сценической речи, пластике, режиссуре будут брать в качестве основы для тренингов наш родной текст. Мне кажется, это здорово! Результаты эксперимента все увидят только в последний день Форума.


- Каков состав преподавателей этого года?

- У нас всегда было много желающих участвовать в Форуме. Ведь с каждым разом он становится интереснее, глубже. В этом году мы проводим его в пятый раз, и уже отлажено, углубленно занимаемся вопросом театрального образования во всех его аспектах.

К сожалению, бюджеты на культуру стабильно уменьшаются. В этом году на проведение нашего «Науруза» мы получили меньше средств из России по федеральной целевой программе, что, конечно, сказалось на том, кого мы можем и не можем привезти. Но мы, тем не менее, собрали очень сильную команду педагогов.

Что касается приглашаемых педагогов, то мы постоянно проводим ротацию. Но есть и постоянные преподаватели, такие как один из лучших специалистов в области театральной педагогики, наш бывший соотечественник, который сейчас живет в Берлине, Юрий Альшиц – он проводит тренинги по всему миру, является автором многих книг для актеров. Юрий Леонович в этом году приехал за восемь дней до начала форума. Он собрал отдельную группу из актрис из разных национальных театров, и в течение 10 дней они работали над японской средневековой пьесой, постановка которой представлена в рамках Форума 30 мая в Доме актера.

Среди преподавателей курсов также Александр Маноцков – один из крупнейших композиторов России, который в свое время работал с Кириллом Серебрянниковым над выпуском курса, и который утверждает, что режиссура и композиторское искусство – это одно и то же, потому что они занимаются с субстанцией «время». Организация временных отношений важна как в драме, так и в музыке – все интервалы, паузы и звуки существуют во времени. Если бы времени не существовало, мы бы не понимали, как они звучат, чем отличаются друг от друга. Они отличаются только количеством времени.

Также из-за рубежа приезжает Марина Давыдова. Она программный директор одного из крупнейших авторитетных фестивалей Европы – Венского фестиваля театрального искусства. Она приедет с циклом видеолекций о современном западноевропейском театре, его поисках, экспериментах, тупиках, новаторских моментах.

Актерское мастерство участникам Форума преподаст известный режиссер и актер Игорь Яцко из Москвы. Он ученик Анатолия Александровича Васильева, и сам был после Васильева худруком театра «Школа драматического искусства».


Традиционно будет творческая лаборатория по театральной критике и работе литературной части. Ее спикеры – председатель экспертного совета «Золотой маски» прошлого года Алена Карась и председатель экспертного совета этого года Александр Вислов, который ведет семинар для завлитов.

За театр кукол в этом году отвечает педагог Эльмира Куриленко из Новосибирска. У нее своя оригинальная методика, она автор учебников и методических указаний, соответствующих федеральным стандартам. Ее студент проведет мастер-класс по карагёзу – традиционному турецкому теневому театру. Это очень интересно в плане выстраивания света - того, как возникает светопередача плоскостной кожаной куклы через тканевой экран.

Самая большая лаборатория – по менеджменту – проводится для директоров театров, специалистов по маркетингу и PR. На ней работают семь педагогов. Они расскажут о театральном законодательстве и изменениях в нем, организации электронных и обычных продаж, позиционировании театра на рынке, конфликтологии в театральном управлении и многом другом.

Лабораторию по теории режиссуры и сценографии ведут молодые художники, недавние выпускники Школы-студии МХАТ Надежда и Геннадий Скомороховы. Это семейная пара: он работает сценографом, она – художником по костюмам. Они расскажут, что такое свет сегодня, как он взаимодействует со сценографией, что такое пространственное решение. Сценография, работа художника – это высокотехнологичная часть театрального дела, и здесь очень важно идти в ногу со временем. Понимать, какие компьютерные технологии нужно внедрять, какие современные полимерные материалы можно использовать вместо, например, дорогостоящей прокатной стали, что облегчает вес декораций в разы.

 

- Есть ли уже какие-то видимые итоги проведения подобных форумов на протяжении вот уже девяти лет?

- Когда я 15 лет назад начал заниматься театром, на республиканской периферии (в Нижнекамске, Альметьевске, Набережных Челнах, Мензелинске) многие спектакли ставились ужасно, это невозможно было смотреть, как правило. Была низкая художественно-постановочная культура. Сейчас же это театры, о которых говорят, пишут. Альметьевский, например, участвовал в «Золотой маске», Мензелинский едет на фестиваль театров малых городов. И это при том, что люди там не поменялись. Я считаю, что наша заслуга в этом есть – в целом наш театр очень мощно двинул театральную культуру в городе, республике.


Роза Ибрагимова

Фото: архив театра им. Г. Камала, Юлия Калинина, F. Garifullin 

Подписаться Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Татарстанская делегация примет участие в Иннопроме-2018

18:03

Татарстанская делегация примет участие в Иннопроме-2018

В Казани отметят День молодежи

17:27

В Казани отметят День молодежи

В 2018 году Татарстан получит из федерального бюджета более 70 миллиардов рублей

15:57

В 2018 году Татарстан получит из федерального бюджета более 70 миллиардов рублей

Завтра в Татарстане ожидается гроза, возможен град

15:27

Завтра в Татарстане ожидается гроза, возможен град

В Татарстане второй день горит мусор на полигоне ТБО

14:40

В Татарстане второй день горит мусор на полигоне ТБО

Названы ТОР-10 лучших моногородов России

13:38

Названы ТОР-10 лучших моногородов России

Билеты на московский аэроэкспресс теперь можно купить в аэропорту Казани

13:13

Билеты на московский аэроэкспресс теперь можно купить в аэропорту Казани

О перспективах социального бизнеса расскажут в Казани

12:03

О перспективах социального бизнеса расскажут в Казани

В Казани в РКБ скончалась еще одна жертва взрыва газа в квартире в Заинске

11:44

В Казани в РКБ скончалась еще одна жертва взрыва газа в квартире в Заинске

В мэрии Казани Дамира Фаттахова наградили знаком отличия «За труд и доблесть на благо Казани»

11:24

В мэрии Казани Дамира Фаттахова наградили знаком отличия «За труд и доблесть на благо Казани»

До конца года в Казани в электронный вид переведут 25 услуг

10:49

До конца года в Казани в электронный вид переведут 25 услуг

В Татарстане состоится «Бизнес десант»

10:33

В Татарстане состоится «Бизнес десант»

Более двухсот многодетных семей в Казани отказались от бесплатных участков

09:59

Более двухсот многодетных семей в Казани отказались от бесплатных участков

Матчи Чемпионата мира-2018 в Казани посетили 127 тысяч зрителей

09:27

Матчи Чемпионата мира-2018 в Казани посетили 127 тысяч зрителей

Сегодня матчи ЧМ-2018 пройдут в Самаре, Волгограде, Калининграде и Саранске

09:10

Сегодня матчи ЧМ-2018 пройдут в Самаре, Волгограде, Калининграде и Саранске

Все события

Мероприятия

Все мероприятия

Корпоративные Блоги

Все блоги

Опрос

Как Вы считаете, станет ли Казань местом проведения юношеских Олимпийских игр в 2023 году?

Экономика и финансы

  1. В Татарстане создан пул соорганизаторов облигационных займов
    22 июня участники финансового рынка Татарстана подписали соглашение о сотрудничестве в рамках развития рынка облигационных займов.
  2. «Казаньоргсинтез» отчитался перед акционерами
    Предприятие «Казаньоргсинтез» завершило 2017 год рекордным показателем производства полиэтиленов за всю его историю
  3. Альбина Никконен: Статистика российского венчурного рынка весьма значительно уступает по масштабам инвестиций зарубежному
    В России роль в увеличении числа инвестиций должны сыграть набирающие обороты фонды, запускаемые госкорпорациями
Подписаться

Топ

  1. В Казани из-за матча Иран – Испания перекроют несколько улиц
    Сегодня в Казани будет ограничено движение в связи с проведением матча Иран-Испания...
  2. В Набережных Челнах «Сабантуй - 2018» пройдет на двух городских площадках
    Массовые гулянья пройдут в Набережных Челнах 23 июня на майдане парка Прибрежный и Ипподроме...
  3. Завтра в Казани откроется городской цветочный фестиваль -2018
    Итоги городского цветочного фестиваля в Казани, который стартует завтра, подведут в конце сентября...
  4. В Заинске сотрудники МЧС Татарстана завершили спасательные работы
    Поисково-спасательные работы после хлопка газа в жилом доме в Заинске завершены....
  5. Набережная озера Нижний Кабан за несколько дней успела стать популярным местом отдыха горожан
    Со дня открытия обновленной набережной на озере Нижний Кабан ее посетили десятки тысяч казанцев и го...

Интервью

Жилье и жулье

Жилье и жулье

«Ручные» нотариусы и цены «ниже рыночной»: как не попасться на удочку мошенников?

Адам Штифтер: «В Казани чувствую себя почти как дома»

Адам Штифтер: «В Казани чувствую себя почти как дома»

Венгрия и Россия имеют давние традиции сотрудничества, с Татарстаном же венгерский народ соединяют давние исторические связи, уходящие в глубину веков. О том, как развиваются отношения, несмотря на санкции, мы попросили рассказать Генерального консула Венгрии в Казани Адама ШТИФТЕРА.