Казань,29 Мая, Среда $ 64.54 € 72.17
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

«Планы скромные – захватить весь мир»

«Планы скромные – захватить весь мир»
Фото: Tatarstan Business Channel

Главный режиссер объединения «Татармультфильм» Сергей Киатров — о том, что для производства мультфильмов нужно в душе оставаться ребенком

В сентябре 2009 года творческое объединение «Татармультфильм» выпустило свой первый некоммерческий мультфильм — 13 ­минутный «Кисикбаш». Мультипликаторы трудились над ним полгода, и, конечно же, болезненно реагировали на неминуемую критику. «Я немножко его даже стеснялся, потому что я понимал: тут ляп, там ляп. Но сейчас это один из моих любимых мульт­фильмов, потому что у него получилась на удивление классная драматургия, интересная история. Чем больше его пересматриваю, тем больше он мне нравится», — вспоминает главный режиссер объединения «Татармультфильм» Сергей Киатров. С тех пор, конечно, студия ушла далеко вперед — но неизменно занимается экранизацией татарских сказок. Мультфильмы выкладываются на сайте tatarcartoon.ru.

— Одна из основных задач объединения «Татармультфильм» — продвижение нацио­нальной анимации. Что уже сделано в этом направлении?

— Я отвечу по­другому: наша цель — продвижение татарской культуры в целом через анимацию. Потому что татарская культура во всех видах искусства представлена. То, что она должна быть представлена в анимации, было просто делом времени. Наши первые мультфильмы сильно критиковали, но наша позиция была такая (я советую это, кстати, многим людям, это мой девиз): лучше сделать плохо, чем не сделать вообще. Потому что лучше сделать, конечно, хорошо, но бывает иногда, что надо сделать хоть что­то. Многие говорят: «Не сделаешь лучше, чем Дисней, зачем это делать?». Но если так относиться к жизни, то много чего не сделаешь.

— А как добиться того, чтобы продукт получился хорошим?

— Настоящий художник­мультипликатор и все, кто делают мультфильмы, обязаны оставаться детьми в душе. Мы делаем именно детские мультфильмы. Бывают взрослые мультфильмы, но наш путь — это детские сказки, это мультфильмы для детей.

— И как много в вас от того мальчишки, который когда­то гонял мяч во дворе?

— Тот мальчишка остался, просто он немножко оброс бородой. А так это абсолютно тот же мальчишка. Я себя не чувствую на свои годы абсолютно. И не хочу чувствовать, и не собираюсь. Буду держаться до последнего. Я до сих пор хочу стать космонавтом.

— Даже так! И в детстве мечтали?

— Это одна из профессий, о которой я мечтал. Рисовал тоже с детства. В начальной школе я самостоятельно делал диафильмы. Раньше был такой вид досуга — смотреть диафильмы. Может, молодежь не помнит: пленочку надо было пускать через такой фильмоскоп. Я отрезал белые поля от газеты, сам рисовал там кадры. И большую, важную роль уделял титрам. Я писал себя режиссером — со всеми ошибками, которые можно сделать в этом слове.

Но я хотел стать и космонавтом. Относился к этому как к некоей фантазии. Потом, конечно, поступил в училище декоративно­прикладного искусства на художника­оформителя. И, как я шучу иногда, закончил новороссийское военно­художественное училище. Разумеется, такого училища нет.

— Это вы так про службу в армии?

— Три года на флоте, в морских частях пограничных войск. Вот именно там, как мне кажется, я достиг мастерства в рисовании мультипликационных персонажей.

— А что вам там приходилось рисовать?

— Дембельские альбомы. Я там приобрел скорость рисования, что для мультипликатора очень важно. Абсолютно не устаю, когда рисую. Вообще не устаю — для меня это как дышать. Я пытался рисовать в газетах, меня в «Чаяне» несколько раз печатали. Потом работал в оперном театре, делал декорации — и постоянно рисовал карикатуры на коллег. Но однажды произошло чудо: я попал на телевидение. Там у меня появилась возможность делать анимационную рекламу. На тот момент, мне казалось, я достал свою звезду, я реально занимался мечтой детства.

— Вы помните, какие мультики в детстве были для вас любимыми?

— Любимого мультфильма не было ни тогда, ни сейчас. Я любил каждый мультфильм, но за что­то. Я мог влюбиться во второстепенного персонажа, мог влюбиться в атмосферу, которую создает мультфильм. Мне, может, сам мультфильм не нравился, а какая­нибудь машинка из него — нравилась. Если вспоминать конкретно, то «Бременские музыканты», конечно, — это просто была какая­то бомба. Если помните, раньше еще была пластинка, которую заслушивали до дыр. Или «Винни Пух» и «Ну, погоди!» — это, можно сказать, символы советской мультипликации.

— Вы мультики создавали с детства?

— Ну, я не создавал мультфильмы с детства. Но рисовал персонажей, рисовал комиксы, придумывал истории, сюжеты… Кстати, один из самых первых моих мультфильмов — это продолжение «Винни Пуха». В 1990­е годы нас завалили отличными американскими мультсериалами («Утиные истории», «Чип и Дейл»). Я задумался тогда: почему у российской анимации нет такого захода на рынок? То есть, был бы наш «Винни Пух» не трехсерийным, а 50серийным , он стал бы отличным брендом. Хотя он и сейчас прекрасный бренд, но его можно сравнить, не знаю, с какой­нибудь ювелирной работой. На Западе мультфильм является частью продукта; он получается чем­то вроде рекламного ролика — сувенирной продукции, аттракциона в «Диснейленде». Эти продукты будут приносить прибыль еще много­много лет. И когда сравнивают, чей Винни Пух лучше — наш или американский, — я отвечаю, что их нельзя сравнивать. Это два разных продукта. Наш классный, он душевнее. Но их чем лучше? Много серий, более развернутый мир. Мне кажется, они придумывают миры так, чтобы их можно было потом построить и туда билеты продавать

— То есть вокруг мультфильма строится целая индустрия?

— Да. Это даже не коммерческий подход к анимации, это просто правильный подход. При таком подходе мультфильм и его герои будут жить вечно. А не так, чтобы посмотрели и забыли. Стоит отметить, что сегодня российская анимация гордо поднимается из пепла. «Лунтики», «Смешарики», «Маша и медведь» — все они идут уже по этому грамотному пути. И мы движемся в том же направлении. Мы сегодня делаем мультфильм, потом выпускаем книжку. У нас это называется художественно­анимационное издание, его можно купить.

— Какие мультики вы бы не стали давать смотреть детям?

— Я не противник взрослой анимации. Но мультфильм, где ругаются матом или показываются какие­то пошлости, сделать проще, чем создать добрую сказку. Я бы показывал детям веселые мультфильмы. Потому что, когда ты смотришь мультфильм, душой отдыхаешь, смеешься. Не бывает взрослых людей, бывают постаревшие мальчики и девочки. Если человек говорит, что он мультики не любит, мне кажется, он постарел.

— Сколько часов в день вы сами рисуете?

— Сейчас, конечно, немного. Я пишу сценарии, создаю раскадровки, рисую персонажей. Но часто и наши художники­мультипликаторы создают персонажей. Когда мы начинали, у нас в штате не было ни одного человека с профессио­нальным образованием. Но за пять прошедших лет люди сильно выросли, мы вложились в их образование. И дети мне помогают. У меня двое сыновей — 16 и 17 лет. Младший сын не рисует, но, я думаю, когда вырастет, будет продюсером или еще кем­нибудь в области анимации. Старший же — художник, учится в художественном училище. Рисует почти так же, как я, может, даже лучше. То есть, у него, конечно, свой стиль.

— Есть ли у вас любимые мультфильмы из тех, что вы сделали уже в «Татармультфильме»?

— Первый мультфильм любимый, потому что он первый. «Кисикбаш» мы делали полгода, это был наш первый опыт. Параллельно мы делали еще мульт­фильмы. У нас нет жестких сроков, мы считаем, что мультфильм готов тогда, когда он готов. 11­минутный «Шурале» мы сделали где­то за три месяца. Потом стали делать к нему иллюстрированную книгу, и художник, который рисовал иллюстрации к ней, нарисовал Шурале лучше, чем в мультфильме. И мы приняли решение переделать мультфильм, заменили Шурале. В среднем, конечно, мы делаем мультфильмы в срок от месяца до трех.

— Один из последних ваших мультиков, «Зилантовы сказки», взял премию на фестивале мусульманского кино. Что для вас значит эта награда?

— Победить на фестивале — это здорово. Но участие в фестивале для нас — прежде всего возможность показать свои мультфильмы зрителю, увидеть его реакцию. Очень здорово, когда дети приходят — они честные. Если мульт­фильм плохой, ты их ничем не заманишь. Плюс, конечно, участие в фестивале — это опыт общения с такими же мультипликаторами.

— Какой вы можете дать совет начинающим мультипликаторам и вообще художникам, которые решили посвятить себя творчеству?

— Надо смотреть мультфильмы. Потому что сделать мультфильм — это одно, а придумать сценарий, рассказать историю — это другое. Много сейчас примеров, когда дорогостоящие проекты со сложнейшей технологией оказываются неинтересными. Современные мультфильмы, которые мы видим в кинотеатрах, делают не художники, а программисты. Тонкая грань: мультфильмы рисованные, в которых каждое движение художник прорисовывает, портит свое зрение, сидит целыми днями — в них есть энергия. Это как мостовая улица, когда каждый камешек на мостовой чтобы положить, человек встает на колени и подбивает его. А бывает, что и асфальт качественный, и дорога хорошая получается… но без души.

— Над чем работаете в настоящее время, какие планы творческие?

— Планы скромные — захватить весь мир. Это я шучу, конечно. Если серьезно, то мы сейчас экранизируем еще одну сказку Абдуллы Алиша. Есть в разработке и другие проекты, про которые я бы, честно говоря, не хотел пока говорить. Если получится у нас, это будет очень хороший подарок всей республике, всем нашим зрителям. Всем, кто любит и ценит татарскую культуру, культуру родного края.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

16:00

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

23 Мая

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  2. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. В РФ увеличат минимальный размер оплаты труда
    МРОТ планируют увеличить с 1 января 2021 года в связи с пересмотром потребительской корзины в большую…
  2. Госкорпорация «Ростех» запустит в Иннополисе производство Т-500
    Сегодня, 22 мая, в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» пройдет церемония запуска…
  3. Родители татарстанских школьников требуют ввести пятидневную учебную неделю
    «Родительское сообщество Татарстана» направило президенту республики Татарстан Рустаму Минниханову, а также…
  4. В ОПЕК+ отмечают влияние отношений США и КНР на нефтяной рынок
    Участники соглашения ОПЕК+ обсуждают вопрос влияния отношений США и КНР на нефтяной рынок. Об этом сообщил…
  5. Президент РТ поздравил татарстанцев с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией
    Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к жителям республики с поздравлением по случаю Дня официального…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий