Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Театр длиною в жизнь

Театр длиною в жизнь
Фото:

Татарский государственный театр имени Галиасгара Камала на протяжении многих лет является визитной карточкой Республики Татарстан. Камаловский театр умело сочетает в себе специфику прошлого и ни с чем не сравнимый опыт, выработанный годами, с современными реалиями театральной жизни

Репертуар интересен широкой публике, ведь его актеры не просто играют свою роль, а преподносят зрителям ансамблевое звучание спектакля, а это ценность театрального искусства. «Работа в унисон – главный принцип нашего коллектива», - утверждает народная артистка Татарстана, заслуженная артистка России Наиля Гараева. Всю свою жизнь она посвятила театральному искусству. Театр Камала стал ее домом, а сцена – источником жизненной энергии и вдохновения. В этом году она отмечает свой 75-летний юбилей. В беседе с корреспондентом «Эксперт-Татарстан» Наиля Гараева поделилась воспоминаниями своего непростого, но яркого пути к творческому успеху.

- Наиля Хакимовна, расскажите, как все начиналось. Когда и почему вы решили посвятить свою жизнь театральному искусству?

- С детства. Важную роль сыграло то, что в нашей семье очень любили театр, искусство. В доме царил культ красоты, и я была воспитана в духе красоты. Безусловно, все это внутренне готовило меня к театральной деятельности. Кроме этого, в школе я обошла все кружки – пела в детском оперном хоре, занималась танцами, ходила в детскую студию при ТЮЗе, окончила музыкальную школу по классу скрипки. Тогда у нас телевизора не было, и я слушала по радио спектакли Вахтанговского театра. В конце 50-х поехала в Москву поступать в Щукинское училище при Вахтанговском театре. В то время они принимали по амплуа, брали героинь. А какая я в то время героиня? Маленькая, скромная, с косичкой, в мамином платье и в маминых туфлях. Одним словом, провинциальная девчонка. Так и Казань была в то время провинцией, не то, что сейчас. В первом туре меня послушали и сказали: «Вы талантливая, но нам по амплуа не годитесь. Возвращайтесь обратно в Казань, там открывается студия при Качаловском театре. Вас обязательно примут». Уехала, естественно, со слезами на глазах. Приехала и подала заявление в студию при Качаловском театре в русскую группу. В то время ведь мы были воспитаны в русском духе, и училась я в русской школе. Но меня заметил Ширьяздан Сарымсаков, в те годы он был главным режиссером татарского театра. Увидев меня, он спросил: «Ты ведь татарочка? Твое будущее - в татарском театре!» Вот так моя судьба вдруг перевернулась, и я стала на свою стезю.

- Расскажите про свой дебют, какие были ощущения?

- Когда я еще была студенткой второго курса меня пригласили на главную роль в пьесе молодого драматурга Хай Вахита «Первая любовь». Тогда в театре не было молодых актеров, я была одной из первых. Естественно, меня переполняли страх и волнение. Но меня окружали такие актеры, как Дэллюс  Ильясов, Гаухар Камалова, Шаукат Биктимиров, Фатих Шарафиев - корифеи своего дела. С ними невозможно было ошибиться или растеряться. Спектакль имел оглушительный успех. Возможно, это связано с тем, что тема пьесы пришлась ко времени.

- Какая из сыгранных ролей запомнилась больше всего и почему?

- В молодости, это, конечно, роль Асель в спектакле «Тополек мой в красной косынке» по Чингизу Айтматову. Вы знаете, тот период моей жизни был непростым, и внутренние переживания были схожи с состоянием моей главной героини. Возможно, именно поэтому мне удалось донести зрителю лиризм и драматизм произведения в полной мере, и я получила за эту роль Тукаевскую премию. Но самая сложная, интересная и запоминающая роль – это, конечно, роль в пьесе Туфана Миннуллина «Родословная». Не зря говорят, что когда ты с трудом что-то преодолеваешь, это становится самым дорогим и ценным. В этой пьесе мне пришлось играть совершенно не похожую на себя героиню – женщину в возрасте, которая курит, пьет, вернулась изГУЛАГа, оставаясь верной своим корням и принципам. Не буду скрывать, тяжело я к этой роли шла. Но победила - и меня снова признали!

- Насколько нам известно, вы активно вели преподавательскую деятельность.

- Да, я преподавала пять лет. Ушла в педагогику, когда у меня не было ролей. Знаете, есть такое выражение «культура страдания». Этот феномен переживает каждый актер, когда не играет в театре. Благодаря преподавательской деятельности я выдержала сложный период и не потерялась, а даже приобрела что-то новое. Путь в педагогику мне открыл Марсель Салимжанов - взял на свой курс ассистентом, где учился мой сын, Фарид Бикчантаев. И, представляете, мне пришлось у него преподавать. Самое приятное - осознавать, что многие мои студенты навсегда связали свою жизнь с театром. Значит, удалось научить любить театральное искусство и быть верным своему делу, а это самое главное.

- 20 декабря состоится премьера спектакля «Здравствуй, мама, это я!» по пьесе Барзу Абдуразакова, таджикского режиссера и драматурга. В нем вы исполняете главную роль, а режиссер постановки - ваш сын Фарид Бикчантаев. Спектакль будет играться на Малой сцене, он рассчитан на двух актеров, а это не частое явление в театре Галиасгара Камала.  Какую историю расскажет спектакль зрителям?

- Вся история — это разговор матери с сыном по телефону. Но в этом разговоре раскрываются не просто бытовые отношения матери и сына, а жизнь людей советского времени. Моя героиня в своем диалоге расскажет зрителю волнующие ее проблемы своего поколения. Кстати, пьеса Абдуразакова уже давно лежала в «портфеле» театра. Почему-то никто за нее не брался. Театр мне предложил, и я решила попробовать.

- Фарид Бикчантаев уже много лет - бессменный главный режиссер театра Галиасгара Камала. Сложно ли вам с ним работать как с режиссером спектакля?

- Сложно. Но не только мне, а вообще нашему поколению артистов. Прежде всего, это связано с изменением сценического языка театра. Сейчас театр немножко другой. Мы, артисты, пришедшие в театр в 60-е, всегда работали на психологической основе. Сегодня психология больше сочетается с игрой. Фарид по-другому работает, у него свое видение спектакля. Он привнес в наш театр новую сценическую форму, иную выразительность.

- Наиля Хакимовна, как вы оцениваете современные тенденции в театральном искусстве?

- Если честно, зачастую я сижу и ничего не понимаю. Как говорил, Салимжанов: «Ты на сцене хоть на голове стой, но я должен понимать, почему ты это делаешь. Мотив твоего действия должен быть оправдан». В языке современного театра зачастую этот мотив отсутствует. Есть, конечно, спектакли, которые я не понимаю, но соглашаюсь, что такая форма имеет место быть. Главное не потерять смысл происходящего. Вы знаете, я испытываю большую гордость и чувство радости за наш театр. Он сохраняет свою основу, свои традиции, свою национальную особенность - и при этом следует новаторским театральным идеям. В нашем театре каждый спектакль – это ансамбль, все звучит в единой тональности. У театра своя природа, свои актеры, которые друг друга понимают и работают в унисон.

- По вашему мнению, каким самым главным качеством должен обладать артист?

- Он не должен быть равнодушным ни к чему - ни к событиям в жизни, ни к судьбам людей. Понимаете, артист передает судьбу человека. Если ты не испытываешь беспокойство за эту судьбу, как же ты сможешь это все прочувствовать, пропустить через себя и передать зрителю? Кроме того, важно быть не просто артистом, а человеком.

- Что вы считаете своим главным достижением в жизни?

- Наверно, что сын мой нашел свое место в жизни, и я помогла ему в этом. Вы знаете, на мой взгляд, для каждого человека достижение – это когда есть продолжение, когда ты оставляешь что-то после себя. Естественно, в жизни невозможно все успеть и всего достичь, можно только приблизиться к этому. Но я счастлива, что являюсь частицей нашего театра. Ведь главная миссия театра – вдохновлять человека новыми надеждами. Любовь нашего зрителя ко мне означает, что я все-таки справилась с этой миссией, и мое творчество подарило людям радость.

- Расскажете немного о вашей жизни вне театра?

- Вся моя жизнь прошла в театре. Вы знаете, реальная жизнь обошла меня стороной, в ней я теряюсь. И это не только мое ощущение, а многих актеров. Для меня сцена – это загадочное место, где забываешь обо всех болезнях и тяготах. Театр – это моя жизнь, мое существование, мое счастье.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий