Казань,01 Декабря, Воскресенье $ 64.08 € 70.55
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Наслаждение спонтанностью: как прошел гала-концерт Шаляпинского фестиваля

Наслаждение спонтанностью: как прошел гала-концерт Шаляпинского фестиваля
Фото: Диана Беркутова

20 февраля в театре оперы и балета имени М. Джалиля в рамках XXXV Международного оперного фестиваля имени Федора Шаляпина состоялся гала-концерт, который стал заключительным мероприятием фестиваля.

Так что же произошло в этот день на сцене оперного театра? Для чего артисты перебивали друг друга прямо во время концерта, а дирижер танцевал? Ответы на эти вопросы и постарался узнать корреспондент ЭТ.

Концерт открыла увертюра к опере Джузеппе Верди «Сицилийская вечерня».
Затем во вступительном слове народного артиста Татарстана Эдуарда Трескина зрители узнали некоторые интересные факты про самого Шаляпина и про сам фестиваль.

О Шаляпине и фестивале

В 1898 году знаменитый музыкальный и художественный критик Владимир Стасов в своей статье так писал о выступлении Шаляпина: «Радость безмерная! Великое счастье на нас с неба упало. Новый великий талант народился. <…> Боже, какой великий талант!».

Прошло почти 120 лет со дня опубликования этой статьи, но фигура Федора Ивановича Шаляпина не стала менее «громадной» и значительной, - скорее, наоборот. То же самое можно сказать и об оперном фестивале имени нашего великого земляка. Стартовав 35 лет назад как культурное явление республиканского уровня, фестиваль стал явлением международного масштаба. Старейший в мире оперный фестиваль встал в один ряд с крупнейшими оперными фестивалями мира. Невозможно назвать имена всех выдающихся исполнителей, которые выступали на этой сцене во время шаляпинских фестивалей. Достаточно назвать несколько имен, чтобы представить его уровень: Ирина Архипова, Мария Биешу, Елена Образцова, Рене Папе, Ильдар Абдразаков, Юрий Борисенко, Анна Нетребко, Альбина Шагимуратова…

Недаром в 1928 году Федор Шаляпин писал Максиму Горькому из Парижа: «Взгрустнул немного, прочитав в письме о твоем пребывании в Казани. Как живой встал перед глазами этот прекраснейший из всех городов мира город».

Шаляпин всюду возил с собой кожаный портфель, в котором был маленький ящичек. Никто не знал, что в нем находится, и только после ухода из жизни великого певца, стало известно, что там находилась горсть родной казанской земли.

Легкость, спонтанность, непринужденность…

Концерт состоял из двух отделений, включая всего 33 номера. Среди них: ария дона Базилио из оперы «Севильский цирюльник» и увертюра к опере «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини, сцена бури из оперы «Отелло» и хор ведьм из оперы «Макбет» Джузеппе Верди, сегидилья из оперы «Кармен» и фарандола из оперы «Арлезианка» Жоржа Бизе, финал концерта №1 для фортепиано с оркестром Чайковского и другие.

d67yuv_nFQc.jpg

На сцене выступили Василий Ладюк и Нурлан Бекмухамбетов из Московского театра Новой Оперы им. Колобова, Елена Максимова из Венской Государственной оперы, пианист Евгений Михайлов из Казани, артисты Большого театра Михаил Казаков и Анна Аглатова, Гульнора Гатина и Венера Протасова из казанского театра оперы и балета, артист Национальной Оперы Украины им. Шевченко Сергей Ковнир, солист московского театра «Новой Оперы» Василий Ладюк, исполнитель из Британии Рональд Самм, артисты Мариинского театра Сергей Скороходов и Ахмед Агади. Дирижировали в этот вечер Марко Боэми из Италии и Михаил Грановский из Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета.
uTbd0AUXToU.jpg
Почти после каждой композиции зрительный зал раздавался криками «Браво!» и бурными аплодисменты. Песенка герцога из оперы «Риголетто» - «Сердце красавицы склонно к измене» еще во время фестиваля вызывала хорошие впечатления, но на этот раз Нурлан Бекмухамбетов исполнил с особой задорностью. Запомнился и нежный «Дуэт цветов» из оперы Лео Делиба «Лакме» в исполнении Анны Аглатовой и Елены Максимовой.

Интересно было наблюдать за тем, как взаимодействуют между собой артисты на сцене и дирижер. Исполнение было настолько легким и непринужденным, что во время последних номеров артисты позволяли себе как бы заигрывать друг с другом, вступать во время чужой партии, «соревноваться», кто громче. Задорная четверка из Ахмеда Агади, Нурлана Бекмухамбетова, Рональда Самма и Сергея Скороходова исполнила заключительный номер – ария Калафа из оперы «Турандот» Джакомо Пуччини.

Харизматичный дирижер Марко Боэми ничуть им не уступал. С самого начала концерта, казалось, он не только дирижировал оркестром, но и поддерживал артистов, переглядывался с ними. Во время куплетов Спортинг Лайфа из оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина в исполнении Рональда Самма Марко пританцовывал вместе с ним, одновременно работая с оркестром. Все это пришлось по душе зрителям и вызвало улыбки, смех, а затем и бурные продолжительные овации.

Мнение о том, что завершение фестиваля было полно спонтанности не только для зрителя подтвердил и солист театра «Новая Опера» Нурлан Бекмухамбетов.

ЭТ: Нурлан, Вы участвуете в фестивале не в первый раз, скажите, в чем уникальность Шаляпинского фестиваля, на ваш взгляд?

- Да, я участвую здесь не впервые, но именно в этом году я влился спонтанно, как-то незапланированно, влетел, как сокол на добычу (смеется).
А уникальность его состоит в том, что здесь собираются певцы из многих стран, и мы друг с другом незнакомы, и за какие-то один-два дня мы становимся настолько близкими и родными, что на сцене рождается какое-то таинство, потому что энергетика от каждого певца, и, конечно же, от зала идет сильная. Легкость, которая витает во время концертов, передается нам, и выступления проходят с наслаждением, как и весь фестиваль, я думаю.

ЭТ: Чем запомнился Вам именно этот фестиваль?

- Тем, что я «влетел» на него неожиданно (смеется).
На самом деле, так и было. Вот буквально 14 февраля я участвовал в опере «Любовный напиток» (опера Гаэтано Доницетти – прим.) в Москве, а 16-ого утром мне звонят и говорят, а не мог бы ты у нас на фестивале спеть «Риголетто»? А «Риголетто» был 17 февраля. Я согласился, ночью прилетел, и вечером уже спел спектакль (Нурлан исполнял роль герцога в этой опере - прим.).
RCCYjwDpAGY.jpg
ЭТ: Отличается ли публика европейская от нашей?

- Я думаю, любая публика, какой бы она национальности не была, если увидит вот это таинство, то она почувствует то, что ты хотел передать. Мы же все одинаковые, мы чувствуем одно и то же: плачем одинаково, когда нам больно, радуемся одинаково, когда нам весело.
5XMReSlqFY8.jpg

Так, завершился XXXV Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина. За 20 фестивальных дней на сцене театра оперы и балета им. М. Джалиля прозвучало 12 опер, было сыграно 65 ролей в исполнении именитых оперных исполнителей, задействовано около 80 человек в хоре и около 70 - в оркестре, прогремело тысячу «залпов» аплодисментов.

Автор - Диана Беркутова

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Когда потребитель выходит из энергосети...

15:54

Когда потребитель выходит из энергосети...

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

26 Мая

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  2. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий