Казань,14 Декабря, Четверг $ 59.14 € 69.47
Годовая подписка на журнал за 3600 руб
Оформить подписку

Автострада с интеллектом

Автострада с интеллектом
Фото: пресс-служба SAP

Проблему износа дорог можно решать или строительством новых транспортных маршрутов, или оптимизацией управления уже существующей инфраструктуры с помощью новых информационных технологий.

Одним из горячих вопросов на недавней прямой линии с Владимиром Путиным вновь стал «дорожный вопрос». Президент отметил, что уже 77% российских дорог федерального значения «приведены в порядок», однако с региональными трассами дела обстоят хуже, им нужно уделять больше внимания.

У государства есть несколько стратегий по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры в стране. В программе «Развитие транспортной системы России» на 2010-2020 годы было запланировано потратить на развитие дорожной и транспортной инфраструктуры более 10 триллионов рублей. В ноябре 2016 года на выступлении в Совете Федерации вице-премьер правительства России Аркадий Дворкович, курирующий транспортную отрасль, заявил, что к чемпионату мира по футболу будет потрачено 30 млрд рублей на реконструкцию дорожной инфраструктуры в семи российских регионах, которые являются ключевыми для первенства.

В 2020-2030 годах, согласно программе развития федеральных скоростных дорог, планируется реконструировать или построить более 20 тыс. километров скоростных автодорог, потратив на это около 7 трлн рублей. В марте этого года заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов заявил, что к 2025 году планируется сделать все дороги «интеллектуальными» - оборудовать ИТС (интеллектуальными транспортными системами) для управления дорожным движением.

Эксперты Центра стратегических разработок в стратегии развития Российской Федерации на 2018-2024 годы особо выделили, что в стране необходимо существенно наращивать инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры. Авторы стратегии отмечают, что нужно расширить транспортную сеть, увеличить количество транспортно-логистических хабов до шести и ввести в эксплуатацию не менее 5 тыс. километров скоростных дорог.

Однако текущая экономическая ситуация значительно влияет на реализацию правительственной стратегии. В июне этого года государственная корпорация «Автодор» провела в Сочи международный форум «Инновации в дорожном строительстве», где обсуждалось использование инновационных разработок и высокотехнологичных решений при строительстве дорог. Ранее весной этого года в правительстве отмечали, что для дорожной отрасли наступило время «жесточайших бюджетных ограничений», необходимо сосредоточиться на внедрении новых технологий.

В текущей экономической ситуации стоит ожидать, что экстенсивный путь развития дорожно-транспортной инфраструктуры может занять годы или даже десятилетия. При этом уже сейчас правительству, профильным министерствам на федеральном и региональном уровне нужно решать и текущие проблемы с дорожным полотном, инфраструктурой, транспортными потоками, строительством.

Количество автомобилей у населения продолжает расти. Эксперты считают, что предельный уровень автомобилизации в России составит порядка 550 автомобилей на 1000 жителей к 2020-2025 годам, что среднем в полтора раза больше сегодняшнего уровня – в то время как в течение долгого времени уровень автомобилизации для российских городов при строительстве инфраструктуры составлял 60 автомобилей на 1000 жителей.

В результате стремительной автомобилизации нагрузка на дороги превышает нормативы, из-за чего они быстро изнашиваются и требуют проведения ремонтных работ. Транспортные заторы практически неизбежны – пробки стали привычным явлением для крупных городов и проблемой для популярности властей в обществе. Проблему можно решать или строительством новых дорог, что при дефиците бюджетных дорог становится проблематичным, или же оптимизацией управления уже существующей инфраструктуры с помощью новых информационных технологий.

«Умные» дороги

Почему развитие дорожной инфраструктуры в ближайшие годы невозможно представить без инвестиций в новые технологии? Есть две важные причины – новые технологии помогают оптимизировать поддержку уже существующей инфраструктуры и помогут появлению на дорогах беспилотных автомобилей.

В США, Канаде, Англии активно используются автоматизированные системы управления – для регулирования парковок, путей объезда при авариях, движения в тоннелях и т. п. Благодаря этому во многих городах скорость движения выросла от 20 до 40 процентов, уменьшились количество простоев, число ДТП и степень загрязнения воздуха.

По данным аналитического агентства Infoholic Research, глобальный рынок информационных ИТ-систем для транспортной инфраструктуры в 2016-2022 годах составит 2,66 млрд долларов. Аналитики отмечают два главных фактора для развития этого рынка: разработка новых технологий для дорожной инфраструктуры в сфере интернета вещей и облачных технологий и стремление органов государственной и муниципальной власти внедрять технологии для создания умных городов и подключенной инфраструктуры.

Что понадобится для внедрения системы «умных дорог»? Существует набор решений для сбора и обработки данных о транспортных средствах и дорожной инфраструктуре:

  • детекторы транспортного потока;
  • адаптивные (умные) светофоры;
  • средства автоматической фиксации нарушений ПДД;
  • электронные средства безостановочной оплаты проезда;
  • паркоматы;
  • подключенные информационные табло;
  • системы автоматизированного управления освещением;
  • другие подключенные объекты, например, автоматические дорожные метеостанции, дорожные контроллеры и прочее.

Как работает внедрение ИТ-технологий в дорожную инфраструктуру? В китайском городе Нанкин с населением более 8 млн человек власти внедрили информационную платформу на базе интернет вещей. Ежедневно на дороги города выезжают более 1 млн автомобилей, около 10 тыс. такси и 7 тыс. автобусов. Неудивительно, что город страдал от постоянных пробок. Чтобы попробовать решить эту проблему, городские власти начали внедрять информационную систему для анализа и управления дорожным движением.

Для этого в городе были установлены сенсоры и RFID-чипы (в общественном транспорте, такси, а также в проездных карточках людей для общественного транспорта), которые передают информацию об автомобильном движении в режиме реального времени. Эти данные от сенсоров и датчиков комбинируются с другой информацией о поведении людей, погоде, тарифах. В итоге централизованная платформа обрабатывает большие данные в режиме реального времени, выстраивает алгоритмы и готовит рекомендации для планирования.

Еще один пример по внедрению ИТ-систем для работы с дорожной инфраструктурой – в штате Нью-Мехико в США сотрудники дорожных служб используют мобильные приложения для обработки запросов на обслуживание или ремонт. Мобильное приложение установлено на телефоны сотрудников, и они могут в режиме реального времени получать указания от центральной диспетчерской службы. Новый подход позволил ускорить время отклика на информацию о необходимости ремонта, обработку запросов, сократил на 50% время проведения работ. Также использование мобильного приложения и ИТ-платформы сократило расходы на ремонт.

Создание централизованной информационной системы, в которой доступны данные о дорожной ситуации и инфраструктуре – это ресурс для руководства региона для принятия обоснованных решений в области управления автотранспортным хозяйством. Инструмент позволит оптимизировать финансовые, технические и человеческие службы с помощью создания диспетчерских сервисов для аварийных и оперативных служб. Он также поможет расставлять приоритеты среди возникающих задач с учетом их влияния на дорожную ситуацию в регионе в целом.

Наконец, последний аргумент в пользу развития информационных систем и «умных дорог» - скорое появление беспилотных автомобилей. Для беспилотников необходимо будет создать инфраструктуру с доступом к интернету, картам местности и информации от датчиков и сенсоров в инфраструктуре. Без этого беспилотные автомобили не смогут нормально влиться в поток других автомобилей с обычными водителями за рулем.

В США, где сейчас проходят самые активные тесты беспилотных автомобилей, власти штатов также активно обсуждают необходимость инвестиций в «умные дороги». В штате Огайо планируют инвестировать в оборудование «умных дорог» 15 миллионов долларов. Недавно в материале в The Wall Street Journal американские исследователи отмечали, что необходимо установить оборудование (модемы) для связи ближнего действия (DSRC), чтобы беспилотные транспортные средства могли подключаться к сети и получать данные о местности, обновлять карты и данные.

В России разработка беспилотных автомобилей также идет полным ходом – о своих планах и разработках заявляли компании Яндекс, Камаз, Volgabus. Представители правительства говорили о том, что первый беспилотный автобус появится уже в 2018 году, к чемпионату мира. Возможно, что на общедоступные дороги беспилотники выйдут не раньше 2020-2025 годов – но без подготовленной дорожной инфраструктуры развитие этого направления в России будет практически невозможно. 

Автор: Дмитрий Шепелявый, заместитель генерального директора SAP СНГ.

Подписывайтесь на наш Telegrambot @expertrtbot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
Подписаться Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
09:54 - На пресс-конференцию с Президентом России отправились три челнинских журналиста 09:15 - В аэропорту Казань ночью обледенела взлетно-посадочная полоса 13 Декабря - Ежемесячные выплаты на первого ребенка будут введены в России в 2018 году 13 Декабря - «Скорая» на базе КАМАЗа будет поставляться в регионы 13 Декабря - Министр экономики Татарстана Артем Здунов проведет в Челнах прием граждан 13 Декабря - Президент Татарстана в Италии: У нас есть интерес к использованию технологии утилизации для нефтяной промышленности 13 Декабря - Госдума приняла законопроект об уравнивании МРОТ и прожиточного минимума 13 Декабря - Итальянская компания INALCA создаст в Татарстане откормочные площадки 13 Декабря - Мусоросжигательный завод в Татарстане начнут строить осенью 2018 года 13 Декабря - Россияне стали чаще пользоваться платежными картами 13 Декабря - ЦБ России лишил лицензии банк «Канский» 13 Декабря - В Казани приняли «реалистичный» бюджет 13 Декабря - На дорожные знаки и разметку в Казани потрачено 10 млн рублей 13 Декабря - Резидент ТОСЭР «Набережные Челны» помогает юным спортсменам Татарстана 13 Декабря - KazanSummit в 2018 году пройдет в десятый раз 13 Декабря - В Казахстан из Казани можно снова добраться на поезде 13 Декабря - Олимпиада-2018: более 200 российских спортсменов готовы выступить под нейтральным флагом 12 Декабря - В Челнах в следующем году отремонтируют почти 50 км дорог 12 Декабря - В Болгарии у контрабандистов изъяли биткоинов на 3 млрд долларов 12 Декабря - Татфондбанк подал иск на две компании почти на миллиард рублей
Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Опрос

Как Вы считаете, станет ли Казань местом проведения юношеских Олимпийских игр в 2023 году?

Экономика и финансы

  1. Россияне на покупку кроссоверов и внедорожников потратили 816,6 млрд рублей
    С января по октябрь 2017 года россияне приобрели внедорожников и кроссоверов на общую сумму в 816,6 млрд рублей. При этом выручка автомобильных дилеров составила порядка 96,2 млрд рублей, согласно дан
  2. Курс биткоина превысил 500 тысяч рублей
    В субботу курс биткоина достиг исторического максимума составив $8,658 тысяч.
  3. Акции "Яндекса" установили новый исторический максимум
    На торгах Московской биржи акции "Яндекса" по состоянию на 15:30 мск выросли на 4,6% и достигли 2079,5 руб. за бумагу, установив новый исторический максимум.
Подписаться

Топ

  1. В Татарстане определили самые коррумпированные профессии
    Жители Татарстана назвали самые коррумпированные профессии. В тройку антилидеров вошли сотрудников Г...
  2. Сборная США может не поехать на Олимпиаду-2018
    В Олимпиаде-2018 может не оказаться сборной США . Такая вероятность высказана официальны представите...
  3. Строительство ВСМ Москва-Казань оценили в 1,3-1,5 трлн рублей
    Примерно в 1,3-1,5 трлн рублей оценили стоимость строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Мос...
  4. Банк "Открытие" будет докапитализирован Центробанком
    На 456,2 млрд рублей докапитализирует Центробанк России в рамках мер по предупреждению банкротства б...
  5. Во главе Нацбанка Татарстана встал Марат Шарифуллин
    Марат Шарифуллин назначен на должность управляющего Отделением – Национальным банка по РТ Волго-Вятс...

Интервью

Будущее за окном

Будущее за окном

Интернет вещей, как и блокчейн, станет массовым явлением в ближайшие годы. Конкуренцию в бизнесе выдержат те компании, которые успеют перестроиться и вовремя внедрить новые технологии

Куда предпринимателю податься?

Куда предпринимателю податься?

Бизнес в России по-прежнему заявляет о недостатках отечественного законодательства, но для изменения ситуации от государства требуется не так много