Казань,29 Мая, Среда $ 64.54 € 72.17
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Древесный угол. KASTAMONU заходит на российский рынок, демонстрируя плохо сдерживаемый оптимизм

Древесный угол. KASTAMONU заходит на российский рынок, демонстрируя плохо сдерживаемый оптимизм
Фото: Компания KASTAMONU

Открытый в сентябре в ОЭЗ «Алабуга» завод по производству древесных плит и напольных покрытий турецкой компании KASTAMONU заходит на российский рынок, демонстрируя плохо сдерживаемый оптимизм

Открытие предприятия в ОЭЗ «Алабуга» происходило в производственном корпусе в окружении штабелированных плит МДФ – фактически завод работает уже с мая этого года. На проектную мощность – 475 тыс. кубометров МДФ и 20 млн кв. метров напольного покрытия в год – он будет выведен через два-три месяца. На этом завершится первый этап проекта стоимостью 300 млн долларов. Еще столько же KASTAMONU вложит в запуск производства ДСП мощностью 725 тыс. кубометров в год к 2016 году и ОСП (ориентированно-стружечная плита) объемом 575 тыс. кубометров в год в 2017-2018 годах. Таким образом, завод станет вторым по величине вложений резидентом особой экономической зоны («Форд Соллерс Елабуга» инвестировал в производство 800 млн долларов), а совокупные производственные мощности предприятия составят 1,8 млн кубометров в год, благодаря чему группа KASTAMONU войдет в четверку мировых лидеров деревообрабатывающей отрасли. Годовой оборот предприятия в Елабуге на первом этапе прогнозируется в сумме 170 млн долларов.

Завод, в некотором смысле, государственный проект: начало ему было положено на переговорах руководителей Турции и Татарстана еще в 2011 году, после чего к интенсификации экономического сотрудничества республик подключился Hayat Holding, в состав которого входят KASTAMONU и Hayat Kimya. Последняя компания в 2015 году запустит в Татарстане производство бумажных салфеток и памперсов. Подобный завод (125 тыс. кв. метров закрытых помещений) в Турции строится обычно 10-12 месяцев, в «Алабуге» же он возводился два года. «Бюрократических проволочек в России больше», - объясняли на открытии представители турецкой компании. Тем не менее, они считают этот запуск лучшим в истории KASTAMONU. Таковым его делают доступность больших объемов сырья, низкая стоимость энергоресурсов, логистические преимущества и потенциально крупный рынок сбыта.

Рынок поделен

Общие мощности по производству МДФ в России сейчас составляют около 1,8 млн кубометров в год. Елабужский завод KASTAMONU добавит к ним 500 тыс. кубометров (реальная мощность, скорее всего, будет выше проектной). Емкость российского рынка оценивается экспертами в 2,5 млн кубов в год, соответственно маркетологи KASTAMONU планируют занять его пятую часть. По словам руководителя региональных продаж ООО «KASTAMONU маркетинг энд трейд» Александра Мокрова, это минимальная задача компании по МДФ на ближайший год, и она «будет выполнена однозначно».

Что касается ламинированных напольных покрытий, то этот рынок сейчас оценивается в 80-85 млн кв. метров в год. Мощности KASTAMONU - 20 млн кв. метров ежегодно, соответственно цель компании здесь еще более амбициозна – занять четверть рынка. Завод может выйти на проектную мощность уже сейчас, но заходить на рынок, как говорит руководитель по продажам напольных покрытий ООО «KASTAMONU маркетинг энд трейд» Владимир Кривцов, планируется постепенно – речь идет о двух миллионах квадратов в этом году и о семи миллионах – в следующем. Теснить здесь предполагается в основном китайских производителей. «Мы, в отличие от некоторых производителей, соблюдаем все нормы и несем полную ответственность за заявленную классификацию, – рассказывает Кривцов. – То есть, если на нашей упаковке указано: «33 класс», то это 33 класс, а не 23-й. У нас немецкие технологии, полностью автоматизированные линии. Вообще, по технологической оснащенности нам нет равных в России». Часть рынка KASTAMONU отберет и у европейских производителей – за счет своей «более интересной цены» локального производителя.

Директор по продажам и маркетингу ООО «KASTAMONU маркетинг энд трейд» Дженк Бюйюктосун сказал корреспонденту «Эксперта-Татарстан», что небольшой объем продукции будет экспортироваться в Турцию (на родину инвестора уже ушли три судна с первой партией МДФ). Основной же объем «плиты» и напольных покрытий будет реализовываться в России (70%). На рынки стран СНГ будет уходить 10%, на экспорт в страны дальнего зарубежья – оставшиеся 20%.

По словам специалистов по продажам KASTAMONU, проведенные компанией исследования рынка показали, что текущие экономические риски открытия производства в России перекрываются факторами, указанными выше, а также поддержкой местных властей и независимостью от ситуации на валютном рынке (расчеты будут производиться в рублях). Более того, собственники и топ-менеджмент компании рассматривают возможность расширения своего присутствия в России в течение ближайших пяти лет. Подробности экспансии пока не раскрываются, но, скорее всего, это будут еще два завода.

Основными потребителями продукции елабужского завода должны стать крупные федеральные и региональные дилеры, а также российские мебельные фабрики и дверные производства. Выяснить их отношение к его открытию оказалось непросто – они пока не спешат комментировать это событие. «ИКЕА

Рус» традиционно не раскрывает информацию, касающуюся сотрудничества с поставщиками, несколько российских мебельных фабрик также проигнорировали запросы журнала. Правда, «Эксперту-Татарстан» удалось поговорить с Алексеем Кропотовым, директором по закупкам компании «Алмаз» (торговая марка «Любимый Дом», Волгодонск, Ростовская область), входящей в первую пятерку российских производителей мебели. Кропотов отмечает, что в Южном федеральном округе, где МДФ – дефицитный продукт, открытия завода в Елабуге ждали: «Вообще-то нам это нужно, как воздух. Для KASTAMONU главное сейчас – подровнять логистику. Пока она у них не совсем отлажена».

Конкуренты KASTAMONU в России (три компании, сопоставимые по объему выпускаемой продукции) также, судя по всему, пока только оценивают обстановку. Открытие завода нам прокомментировали лишь в ОАО «Лесплитинвест» (входит в холдинг «Промышленная группа «Союз», производственные площади находятся в Приозерске Ленинградской области). Начальник отдела продаж МДФ «Лесплитинвеста» Игорь Степанов полагает, что нынешняя рыночная конъюнктура для продаж плиты не самая удачная: «Емкость рынка сейчас не очень хорошая. Идет спад, в том числе из-за событий на Украине (сказываются санкции и затруднения с получением кредитов). Кроме того, не так давно к нам зашли белорусские производители, ранее открылся завод в Томске, планируется открытие нового производства на юге. Для МДФ характерна сезонность продаж, пик приходится на сентябрь-февраль. Так вот, сейчас мы сезонного роста не видим». В центральном регионе и в Поволжье KASTAMONU, по словам Степанова, встретит сильную конкурентную среду: «На поволжском рынке «толкаются» лесоперерабатывающий комбинат «Партнер-Томск», ООО «Кроностар» (Костромская область), мы, другие производители. На сегодня рынок поделен, и чтобы зайти на него, придется демпинговать. Томск год пролезал на рынок с помощью демпинга. Здесь, на Северо-Западе, мы присутствия елабужского завода на сегодня не ощущаем вообще. Хотя, знаю, завод хороший. Надеемся, что емкость рынка будет увеличиваться, и места хватит всем».

Рельеф местности

Главный редактор одного из российских лесопромышленных журналов (попросил не указывать его имя) считает, что «оптимизм у плитников сейчас может быть только сдержанным. Другое дело, если турки запускали производство «под себя» и четко понимают, как будут использовать всю продукцию». Производством «под себя» мог быть региональный кластер по производству мебели, попытки создания которого в Татарстане предпринимаются не первый год. В свое время предполагалось, что KASTAMONU и станет ядром этого кластера. Вопрос поднимался и в ходе первых переговоров с руководителями KASTAMONU, и в феврале 2012 года, когда в Казань на торгово-инвестиционный мебельный форум «Татарстан – Турция 2012» приехала делегация ведущих турецких производителей мебели. Тогда министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов сообщил, что в ближайшее время будет организована совместная рабочая группа, которая рассмотрит возможности создания в Татарстане турецких мебельных фабрик.

Однако инвесторов привлечь не удалось, фабрики так и не были созданы. Но идея не оставлена. Во всяком случае, председатель правления Hayat Holding Ахмет Яхья Кигылы заявил, что появление завода позволит Татарстану стать центром мебельной промышленности России. Дальнейшая переработка плит на территории республики называлась в 2013 году приоритетной задачей отрасли и минпромторгом Татарстана. Тогда же в министерстве заявили о необходимости учреждения ассоциации производителей мебели. Последняя была создана в ноябре прошлого года, и ее руководитель Герман Гумеров сразу назвал турецкую компанию «нашим локомотивом» (она вошла в ассоциацию) и поведал о планах перехода на закупку материалов у KASTAMONU. Так что та самая поддержка местных властей, наличие которой подчеркивают в KASTAMONU, заключается и в помощи в освоении местного рынка.

На сегодня KASTAMONU имеет восемь заводов в Турции, заводы в Румынии, Болгарии, Боснии и Герцеговине, России (всего 13). Годовой оборот в 2013 году составил 1,18 млрд долларов. Компания специализируется на производстве древесных плит МДФ, ДСП, ламинированных напольных покрытий, дверных накладок и мебельных панелей. Общая производственная мощность составляет 4 миллиона 550 тысяч кубов МДФ и ДСП и 60 млн кв. метров ламината в год. На предприятии KASTAMONU в ОЭЗ «Алабуга» создано 500 рабочих мест, еще 2500 мест создаются для работников, занятых в смежных отраслях. Сырьем для производства будет служить местная древесина низкосортных пород, ранее не находившая применения.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

16:00

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

23 Мая

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  2. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. В РФ увеличат минимальный размер оплаты труда
    МРОТ планируют увеличить с 1 января 2021 года в связи с пересмотром потребительской корзины в большую…
  2. Госкорпорация «Ростех» запустит в Иннополисе производство Т-500
    Сегодня, 22 мая, в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» пройдет церемония запуска…
  3. Родители татарстанских школьников требуют ввести пятидневную учебную неделю
    «Родительское сообщество Татарстана» направило президенту республики Татарстан Рустаму Минниханову, а также…
  4. В ОПЕК+ отмечают влияние отношений США и КНР на нефтяной рынок
    Участники соглашения ОПЕК+ обсуждают вопрос влияния отношений США и КНР на нефтяной рынок. Об этом сообщил…
  5. Президент РТ поздравил татарстанцев с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией
    Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к жителям республики с поздравлением по случаю Дня официального…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий