Казань,29 Мая, Среда $ 64.54 € 72.17
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

АкБарсАэроПорт

АкБарсАэроПорт
Фото: Ната Смирнова

Новым владельцем международного аэропорта «Казань» (МАК) станет госхолдинг «Связьинвестнефтехим». В наследство ему, кроме отменной инфраструктуры и нестабильного финансового положения аэропорта, достанется решение главного вопроса: как реализовать имеющиеся у предприятия конкурентные преимущества?

Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайство ОАО «Связьинвестнефтехим» (СИНХ) о покупке 85,1% уставного капитала ОАО «Международный аэропорт «Казань». Теперь СИНХ сможет довести свою долю в уставном капитале аэропорта до 100%. На сегодня основными акционерами МАК являются Инвестиционно-венчурный фонд РТ (49,8%) и принадлежащее Минземимущества республики ЗАО «Тат-авиа» (35,3%). По факту, в Казани реализуется сценарий «аэропорт и базовый перевозчик в одних руках» (СИНХ является также владельцем авиакомпании «Ак Барс Аэро», которая располагается в аэрогавани). Решение выглядит вынужденным — такое совмещение бизнесов доказало свою низкую эффективность: почти повсеместно крупные аэропорты и базовые для них авиакомпании управляются разными структурами. Впрочем, глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев не исключает, что со временем, когда СИНХом будет решена задача сохранения этих активов и недопущения их банкротства, аэропорт и авиакомпания разойдутся «по разным рукам».

Переход аэропорта под единоличный контроль СИНХ даст возможность решить тактические вопросы: сделать более прозрачным управление, а также упростить и ускорить процедуры клиринга, необходимого в ситуации все возрастающей дебиторской задолженности МАК (940 млн руб лей в начале этого года против 686 млн в начале 2013-го), в том числе со стороны «Ак Барс Аэро». Да и в целом поправить отчетность по основным финансовым показателям, сильно ухудшившимся по итогам прошлого года. Финансовый директор МАК Эльмира Галямова объяснила «Эксперту-Татарстан» это ухудшение значительным ростом расходов за счет введения в эксплуатацию новых инфраструктурных объектов (таких как Терминал 1А и Терминал 1, плоскостные сооружения, система взлета и посадки, инженерные сети), включая расходы на содержание этих объектов и амортизационные отчисления. Кроме того, по словам финансового директора, в прошлом году МАК приобретал оборудование и технику и увеличил численность персонала. То есть — и эксперты это подтверждают — финансовый спад не связан с качеством управления аэропортом. Так, Олег Пантелеев не видит каких-то пробелов в стратегии МАК: «Собственник и менеджмент аэропорта провели масштабную реконструкцию, создали действительно очень качественный продукт, причем как для пассажиров, так и для авиакомпаний».

Но главный вопрос с повестки не снят: что делать с этим «качественным продуктом» дальше? Как загрузить аэропорт в имеющихся географических и экономических условиях при существующей мобильности населения, и в какую сторону его развивать? По итогам 2013 года МАК обслужил 1,85 млн пассажиров (в 2012-м — 1,49 млн, в 2011-м — 1,23 млн), за первые пять месяцев этого года — 671 тыс. человек (на 14,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года). Для сравнения: уфимский аэропорт (на 100% принадлежит правительству Башкирии) принял в прошлом году 2,22 млн пассажиров, а самарский Курумоч (находится под управлением входящей в «Ренову» группы «Аэропорты регионов») — 2,17 млн. Это при том, что в этих городах не было универсиад. «Мундиали» и прочие статусные мероприятия, как показывает практика, не дают Казани взрывного роста пассажиропотока — нужна системная деятельность по расширению географии полетов и линейки авиакомпаний, грамотной организации стыковок и активизации социальной рекламы.

Нельзя сказать, что работа в этом направлении не ведется. В свое время озвучивались разные варианты — создать на базе МАК поволжский или даже международный хаб, активнее развивать грузовые перевозки, продать аэропорт профильным инвесторам, которые перестроили бы его работу по международным стандартам (в России это холдинги «Новапорт», «Ренова» и «Базэл-аэро»). Последнее, учитывая успешность подобных проектов в Екатеринбурге и Самаре, выглядит не самым плохим решением. Однако маловероятным, поскольку республиканские власти по-прежнему делают ставку на развитие МАК в качестве регионального базового аэропорта для всего ПФО, что требует наличия в нем мощной базовой авиакомпании. Сторонний инвестор не будет отдавать преимущество местным авиаперевозчикам.

Стратегия регионального аэропорта, по словам Пантелеева, вполне оправдана, хотя «банкротство авиакомпании «Татарстан» и сложное финансовое положение «Ак Барс Аэро» — не лучший фон для ее реализации». Напомним, в январе 2013 года правительство РФ утвердило правила предоставления авиаперевозчикам ПФО субсидий из федерального и региональных бюджетов для удешевления тарифов в рамках пилотного проекта развития перевозок в округе. Тогда одним из трех консолидаторов поволжских перевозок была выбрана авиакомпания «Татарстан», а в декабре прошлого года ее место занял «Ак Барс Аэро» (до 2016 года). Благодаря этому Татарстан «завел» на себя значительную часть денежных потоков и попытался замкнуть часть транзитных перелетов на Казань. Из выделяемого на 2014 год без малого миллиарда руб лей субсидий «Ак Барс Аэро» освоит 459 миллионов. Правда, по словам Пантелеева, на старте проекта (апрель 2013 года) был допущен ряд просчетов, в результате чего бюджетные расходы в пересчете на одного пассажира оказались достаточно большими. «Отрадно то, что постепенно правила игры стали меняться (теперь субсидируется весь рейс, а не количество его пассажиров. — Ред.), авиакомпании начали оптимизировать свою работу и постепенно эффективность проекта стала выправляться», — добавляет аналитик.

Однако этому отрадному явлению, как и в целом стратегии «поволжского хаба», мешают объективные обстоятельства. Прежде всего — спрос на перевозки. Пассажиропоток в Казани показывает стабильный рост, но он связан с общим ростом бизнес-контактов и туризма. Географически столица Татарстана расположена близко к Москве, и до нее большинство пассажиров предпочитают добираться наземным транспортом. По прежнему слишком велика роль московского авиаузла и как центра транзита.

Аэропорты в российской провинции — бизнес сложный и не слишком прибыльный. Поэтому чисто рыночной стратегия их развития быть не может. Тем более — в Татарстане, где все значимые проекты замкнуты на региональную власть, и, тем более, сейчас, когда МАКу надо вставать на ноги.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

16:00

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

23 Мая

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  2. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. В РФ увеличат минимальный размер оплаты труда
    МРОТ планируют увеличить с 1 января 2021 года в связи с пересмотром потребительской корзины в большую…
  2. Госкорпорация «Ростех» запустит в Иннополисе производство Т-500
    Сегодня, 22 мая, в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» пройдет церемония запуска…
  3. Родители татарстанских школьников требуют ввести пятидневную учебную неделю
    «Родительское сообщество Татарстана» направило президенту республики Татарстан Рустаму Минниханову, а также…
  4. В ОПЕК+ отмечают влияние отношений США и КНР на нефтяной рынок
    Участники соглашения ОПЕК+ обсуждают вопрос влияния отношений США и КНР на нефтяной рынок. Об этом сообщил…
  5. Президент РТ поздравил татарстанцев с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией
    Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к жителям республики с поздравлением по случаю Дня официального…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий