Казань,23 Апреля, Вторник $ 63.79 € 71.72
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

АкБарсАэроПорт

АкБарсАэроПорт
Фото: Ната Смирнова

Новым владельцем международного аэропорта «Казань» (МАК) станет госхолдинг «Связьинвестнефтехим». В наследство ему, кроме отменной инфраструктуры и нестабильного финансового положения аэропорта, достанется решение главного вопроса: как реализовать имеющиеся у предприятия конкурентные преимущества?

Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайство ОАО «Связьинвестнефтехим» (СИНХ) о покупке 85,1% уставного капитала ОАО «Международный аэропорт «Казань». Теперь СИНХ сможет довести свою долю в уставном капитале аэропорта до 100%. На сегодня основными акционерами МАК являются Инвестиционно-венчурный фонд РТ (49,8%) и принадлежащее Минземимущества республики ЗАО «Тат-авиа» (35,3%). По факту, в Казани реализуется сценарий «аэропорт и базовый перевозчик в одних руках» (СИНХ является также владельцем авиакомпании «Ак Барс Аэро», которая располагается в аэрогавани). Решение выглядит вынужденным — такое совмещение бизнесов доказало свою низкую эффективность: почти повсеместно крупные аэропорты и базовые для них авиакомпании управляются разными структурами. Впрочем, глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев не исключает, что со временем, когда СИНХом будет решена задача сохранения этих активов и недопущения их банкротства, аэропорт и авиакомпания разойдутся «по разным рукам».

Переход аэропорта под единоличный контроль СИНХ даст возможность решить тактические вопросы: сделать более прозрачным управление, а также упростить и ускорить процедуры клиринга, необходимого в ситуации все возрастающей дебиторской задолженности МАК (940 млн руб лей в начале этого года против 686 млн в начале 2013-го), в том числе со стороны «Ак Барс Аэро». Да и в целом поправить отчетность по основным финансовым показателям, сильно ухудшившимся по итогам прошлого года. Финансовый директор МАК Эльмира Галямова объяснила «Эксперту-Татарстан» это ухудшение значительным ростом расходов за счет введения в эксплуатацию новых инфраструктурных объектов (таких как Терминал 1А и Терминал 1, плоскостные сооружения, система взлета и посадки, инженерные сети), включая расходы на содержание этих объектов и амортизационные отчисления. Кроме того, по словам финансового директора, в прошлом году МАК приобретал оборудование и технику и увеличил численность персонала. То есть — и эксперты это подтверждают — финансовый спад не связан с качеством управления аэропортом. Так, Олег Пантелеев не видит каких-то пробелов в стратегии МАК: «Собственник и менеджмент аэропорта провели масштабную реконструкцию, создали действительно очень качественный продукт, причем как для пассажиров, так и для авиакомпаний».

Но главный вопрос с повестки не снят: что делать с этим «качественным продуктом» дальше? Как загрузить аэропорт в имеющихся географических и экономических условиях при существующей мобильности населения, и в какую сторону его развивать? По итогам 2013 года МАК обслужил 1,85 млн пассажиров (в 2012-м — 1,49 млн, в 2011-м — 1,23 млн), за первые пять месяцев этого года — 671 тыс. человек (на 14,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года). Для сравнения: уфимский аэропорт (на 100% принадлежит правительству Башкирии) принял в прошлом году 2,22 млн пассажиров, а самарский Курумоч (находится под управлением входящей в «Ренову» группы «Аэропорты регионов») — 2,17 млн. Это при том, что в этих городах не было универсиад. «Мундиали» и прочие статусные мероприятия, как показывает практика, не дают Казани взрывного роста пассажиропотока — нужна системная деятельность по расширению географии полетов и линейки авиакомпаний, грамотной организации стыковок и активизации социальной рекламы.

Нельзя сказать, что работа в этом направлении не ведется. В свое время озвучивались разные варианты — создать на базе МАК поволжский или даже международный хаб, активнее развивать грузовые перевозки, продать аэропорт профильным инвесторам, которые перестроили бы его работу по международным стандартам (в России это холдинги «Новапорт», «Ренова» и «Базэл-аэро»). Последнее, учитывая успешность подобных проектов в Екатеринбурге и Самаре, выглядит не самым плохим решением. Однако маловероятным, поскольку республиканские власти по-прежнему делают ставку на развитие МАК в качестве регионального базового аэропорта для всего ПФО, что требует наличия в нем мощной базовой авиакомпании. Сторонний инвестор не будет отдавать преимущество местным авиаперевозчикам.

Стратегия регионального аэропорта, по словам Пантелеева, вполне оправдана, хотя «банкротство авиакомпании «Татарстан» и сложное финансовое положение «Ак Барс Аэро» — не лучший фон для ее реализации». Напомним, в январе 2013 года правительство РФ утвердило правила предоставления авиаперевозчикам ПФО субсидий из федерального и региональных бюджетов для удешевления тарифов в рамках пилотного проекта развития перевозок в округе. Тогда одним из трех консолидаторов поволжских перевозок была выбрана авиакомпания «Татарстан», а в декабре прошлого года ее место занял «Ак Барс Аэро» (до 2016 года). Благодаря этому Татарстан «завел» на себя значительную часть денежных потоков и попытался замкнуть часть транзитных перелетов на Казань. Из выделяемого на 2014 год без малого миллиарда руб лей субсидий «Ак Барс Аэро» освоит 459 миллионов. Правда, по словам Пантелеева, на старте проекта (апрель 2013 года) был допущен ряд просчетов, в результате чего бюджетные расходы в пересчете на одного пассажира оказались достаточно большими. «Отрадно то, что постепенно правила игры стали меняться (теперь субсидируется весь рейс, а не количество его пассажиров. — Ред.), авиакомпании начали оптимизировать свою работу и постепенно эффективность проекта стала выправляться», — добавляет аналитик.

Однако этому отрадному явлению, как и в целом стратегии «поволжского хаба», мешают объективные обстоятельства. Прежде всего — спрос на перевозки. Пассажиропоток в Казани показывает стабильный рост, но он связан с общим ростом бизнес-контактов и туризма. Географически столица Татарстана расположена близко к Москве, и до нее большинство пассажиров предпочитают добираться наземным транспортом. По прежнему слишком велика роль московского авиаузла и как центра транзита.

Аэропорты в российской провинции — бизнес сложный и не слишком прибыльный. Поэтому чисто рыночной стратегия их развития быть не может. Тем более — в Татарстане, где все значимые проекты замкнуты на региональную власть, и, тем более, сейчас, когда МАКу надо вставать на ноги.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
27 апреля во всех районах республики пройдет акция «Ден посадки леса»

17:50

27 апреля во всех районах республики пройдет акция «Ден посадки леса»

Белоруссия планирует начать импорт альтернативной российской нефти

17:20

Белоруссия планирует начать импорт альтернативной российской нефти

Россияне стремятся продать дачи из-за нового налога

16:45

Россияне стремятся продать дачи из-за нового налога

Утверждены даты праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам

16:05

Утверждены даты праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам

Проект ВМС Москва — Казань отложен, но не закрыт

15:25

Проект ВМС Москва — Казань отложен, но не закрыт

Замминистра экономического развития РФ Оксана Тарасенко примет участии в пленарной сессии II Международного форума ParkI

14:45

Замминистра экономического развития РФ Оксана Тарасенко примет участии в пленарной сессии II Международного форума ParkI

Минниханов провел заседание Инвестиционного совета Татарстана

14:10

Минниханов провел заседание Инвестиционного совета Татарстана

На проведение WorldSkills 2019 Татарстану выделят 4,6 млрд рублей

13:35

На проведение WorldSkills 2019 Татарстану выделят 4,6 млрд рублей

Цена нефти марки Brent закрепилась выше $74 за баррель

11:55

Цена нефти марки Brent закрепилась выше $74 за баррель

Минэкономразвития РФ предсказал рост реальным доходам россиян

11:20

Минэкономразвития РФ предсказал рост реальным доходам россиян

За 2018 год Счетная палата выявила нарушений на 772,7 млрд рублей

10:45

За 2018 год Счетная палата выявила нарушений на 772,7 млрд рублей

С 23 апреля частично перекроют движение по улице Рахматуллина

10:10

С 23 апреля частично перекроют движение по улице Рахматуллина

РЖД оборудует вагоны душевыми кабинами, холодильниками, кондиционерами и сейфами

09:35

РЖД оборудует вагоны душевыми кабинами, холодильниками, кондиционерами и сейфами

Международный форум ParkI в Казани соберет российских и зарубежных участников

22 Апреля

Международный форум ParkI в Казани соберет российских и зарубежных участников

Эксперты дали советы, как продлить жизнь смартфону

22 Апреля

Эксперты дали советы, как продлить жизнь смартфону

Все события

Мероприятия

Все мероприятия

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Второй Международный форум ParkI в Казани соберет гостей из 30 регионов России и 50 стран зарубежья
    Всё больше предприятий в России концентрируются в индустриальных парках, особых экономических зонах и территориях опережающего социально-экономического развития. В Татарстане промплощадки получили большое…
  2. «Инноскоп» – доступ к инновациям России
    Цифровая платформа Российского центра открытых инноваций «Инноскоп» является перспективным инструментом выстраивания коммуникации между участниками инновационного процесса
  3. Прошел V международный форум автомобилестроения РТ TIAF supported by Automechanika 2019
    С 26 по 28 февраля в Казани при поддержке ведущего международного выставочного бренда в области автозапчастей, компонентов и оборудования для автосервиса Automechanika, в пятый раз прошел Международный…
Подписаться

Топ

  1. Водителей предлагают разделить на любителей и профессионалов
    Вчера на официальном портале проектов нормативно-правовых актов были опубликованы поправки в федеральном…
  2. Минтруда прояснил, как татарстанцы отдыхают в мае
    На сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты опубликована информация, проясняющая, как…
  3. До 31 мая движение по улице Ершова будет ограничено
    Исполком города подписал распоряжение, согласно которому, до 31 мая текущего года в Казани будет ограничено…
  4. МСП Татарстана в 2019 году получит в поддержку более 2-х млрд рублей
    Министр экономики республики Татарстан Фарид Абдулганиев сообщил журналистам, что в текущем году на поддержку…
  5. В Казани предпенсионерам помогут найти работу
    Мэр Казани Ильсур Метшин на «Деловом понедельнике» в мэрии города сообщил, что предпенсионерам помогут…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий