Заявленный срок окупаемости проекта — пять лет с момента начала строительных работ. Инвестиции в новое производство составят 9 млрд рублей, из которых только 20% — собственные средства компании. Большую часть требуемой суммы выделит в качестве кредита под федеральную гарантию Россельхозбанк. «С РСХБ работаем над проектом год. Постановление правительства России № 1044 («Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования» — прим. ред.) позволило нам рассчитывать на приемлемую ставку. Имеем подтвержденные условия финансирования», — сказал в интервью «Ведомостям» управляющий директор «Группы Юджи» Максим Авдеев.
Фураж — наш
На заседании Наблюдательного совета ОЭЗ «Алабуга» были озвучены основные параметры будущего производства. Проект предусматривает глубокую переработку пшеницы, прежде всего фуражной, в объеме 170 тыс. тонн ежегодно. На выходе будет сырье для производства бумаги и картона (75 тыс. тонн), пищевой промышленности (16 тыс. тонн) и животноводства (79 тыс. тонн). Пшеницу фуражных (непродовольственных) сортов компания намерена закупать в Татарстане. Данный факт, а также режим благоприятствования инвесторам, созданный в ОЭЗ «Алабуга», подтолкнули «Группу Юджи» отказаться от первоначальной идеи привязки проекта к Ульяновской области: «Более комфортных условий для реализации проекта, чем в Татарстане, мы не нашли. Пока все четко, конкретно и в срок. Регион заинтересован в проекте, рассматривается его участие в капитале», — отмечает Авдеев. Запуск производства намечен на II квартал 2017 года.
По данным Российского зернового союза, приводимым журналом «Агробизнес», в ближайшие 5–7 лет на российском рынке есть место для 6–7 проектов глубокой переработки зерна (в основном пшеницы) и производства лизина, пшеничной клейковины, лимонной кислоты. Общий объем переработки пшеницы через 10 лет, в зависимости от спроса, может вырасти с нынешних 1,8 до 4–8 млн тонн в год. Причем переработка 8 млн тонн, пишет издание, предполагает наличие экспорта.
Датский размер
Технологическую составляющую проекта обеспечит датский Международный институт крахмала — мировой лидер в области глубокой переработки пшеницы. Там же, в Дании, «Группа Юджи» намеревалась найти средства для финансирования поставок оборудования, но санкционная война перечеркнула эти планы. «Впрочем, почти сразу открылись другие варианты. Постановление о поддержке проектного финансирования по импортозамещению дало проекту реализоваться. И если в конце прошлого года мы смотрели в будущее с пессимизмом, то теперь все изменилось. Базовый проект сделан, оборудование, технологические решения и продуктовая линейка выбраны. Более того, уже подписаны контракты по продаже почти 70% продукции. Правда, пока на экспорт, но мы думаем и о возможности импортозамещения на российском рынке», — цитирует Авдеева одно из интернет-изданий.
Отметим, проблема импортозамещения в отечественной целлюлозно-бумажной промышленности, действительно, стоит очень остро. Россия производит порядка 50 млн тонн пшеницы в год, и при этом она вынуждена импортировать до 70 тыс. тонн модифицированного крахмала. «Почти половина из этого объема закупается в европейских странах (в основном в Дании), которые объявили нашей стране экономические санкции», — констатирует аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. По его словам, риски создания такого производства в России минимальны, хотя модифицированный крахмал не подпадает под ответные санкции и может ввозиться из США, ЕС и других стран. Запуск завода «Ал-Стар» — важный шаг к модернизации отрасли, которая пока не в состоянии производить высококачественную бумагу и картон. Пока же компания «исключительно с целью сбалансировать валютные риски» заключила экспортные контракты на поставки глютена в Америку и модифицированного крахмала — в Скандинавию и Финляндию, которые составят 70% в общем объеме продукции.
О существующем пока только на бумаге заводе «Ал-Стар» Михаил Авдеев, естественно, говорит только в превосходных тонах: самый большой в Европе, не имеющий аналогов в России, оснащенный по последнему слову техники… А вот генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько считает подобную самооценку завышенной. Он отмечает, что «крахмал из пшеницы у нас уже производят в Тульской области, причем в значительных объемах — 500 тыс. тонн, проект реализует компания «Каргилл». Есть у эксперта вопросы и к экономике «Ал-Стара». «В Татарстане цены на пшеницу всегда достаточно высокие, в том числе на фуражную. И в результате продукт может оказаться неконкурентоспособным по цене», — сомневается Рылько. По его словам, такие производства хорошо создавать в южных регионах, где держатся постоянно низкие цены на пшеницу. В аналитической компании «Прозерно» проект «Группы Юджи» также считают рисковым, но уже по другой причине: «Дело не в цене сырья: Татарстан — это очень развитый перерабатывающий регион, здесь и так тесновато для переработчиков», — считает эксперт компании Владимир Петриченко.
Картофель vs пшеница
Идея создания в Татарстане завода по глубокой переработке зерна озвучивается не впервые. Так, в 2012 году с соответствующей инициативой выступило ЗАО «Волжский мельник». Компания в партнерстве с немецкой EPC Engineering Consulting GmbH намеревалась реализовать в Арском районе проект общей стоимостью 109 млн долларов и проектной мощностью 700 тонн пшеницы в сутки. Рассматривались варианты международного финансирования под гарантии экспортного агентства HERMES (ФРГ) и при условии, что республика возьмет на себя не менее четверти финансовой нагрузки. В обосновании резонности проекта Агентство инвестиционного развития РТ приводило следующие доводы: «В Татарстане, как и в целом по России, выделяется много сил и средств на выращивание зерна, однако эффективная переработка выращенного зерна отстает от требований времени. До 20% выращенного урожая просто пропадает».
Свой проект по строительству комплекса предприятий глубокой переработки зерна существовал и в Набережных Челнах, где инвестором должно было выступить ЗАО «Агросила Групп». Речь шла о переработке 500 тыс. тонн зерна в год и производстве 100 (!) тонн комбикормов в час. Запустить комплекс планировалось на базе ОАО «Набережночелнинский элеватор», в распоряжении которого имелась вся необходимая инфраструктура: собственный причал, рассчитанный на обслуживание судов водоизмещением до 5 тыс. тонн, четыре железнодорожные ветки, а также такие «мелочи», как производственно-техническая лаборатория, современное весовое хозяйство и инженерные сети с большим заделом для дальнейшего развития. Объем инвестиций — 12 млрд рублей. Помочь осилить его «Агросиле», как и ЗАО «Волжский мельник», должны были бюджет и инвесторы. Не получилось. И дело, судя по всему, не только в отсутствии поддержки со стороны государства и специфике проектов (оба ориентировались, главным образом, на предприятия пищевой промышленности), но и в упомянутых экспертами рисках, которые, увы, дают о себе знать. Так, в Арском районе, по информации председателя Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Камияра Байтемирова, с мая 2014 года разрабатывают проект завода по глубокой переработке… картофеля. Специализировавшийся же на зерновых «Волжский мельник» месяцем ранее был признан банкротом.
Сам инвестор за разговорами о перспективах проекта «Ал-Стар» не горит желанием связывать себя какими-либо обязательствами. Как сообщил нам начальник отдела маркетинга и PR «Алабуги» Айдар Муртазин, соглашение между особой экономической зоной и «Группой Юджи» пока не подписано.