Казань,29 Мая, Среда $ 64.54 € 72.17
Подписаться
Годовая подписка на журнал за 3960 руб
Оформить подписку

Опасный прецедент

Опасный прецедент
Фото: Ната Смирнова

За введением местных сборов для малого бизнеса стоит попытка улучшить состояние бюджета РФ путем роста налоговой нагрузки на бизнес. Но этот путь ведет в тупик — в долгосрочной перспективе в стране может не остаться налогоплательщиков, которые вообще будут в состоянии платить налоги

Самым обсуждаемым законопроектом ноября по праву можно назвать проект поправок в Налоговый кодекс РФ, предполагающих введение местных сборов (от шести до 600 тыс. руб­лей) для субъектов малого бизнеса. В частности, для прачечных, парикмахерских и даже платных туалетов — всего же в список попало 22 вида деятельности. Размер сборов должен был зависеть от вида деятельности и от некоторых других факторов, установленных в поправках. Например, от размера помещения. Так, за каждый квадратный метр торгового зала или кафе площадью свыше 50 кв. м предприниматель должен был заплатить по 6 тыс. руб­лей. Если зал меньше или его нет, предприниматель выплачивал бы 600 тыс. руб­лей в квартал. Муниципалитетам давалось право уменьшать ставки до нуля или увеличивать в 10 раз. С 2015 года планировалось введение таких сборов только в городах федерального значения: Москве, Санкт­Петербурге и Севастополе.

Такие поправки вызвали бурю негативных отзывов у представителей бизнеса и экспертного сообщества. После чего пакет поправок в предложенном виде был отклонен на совещании у премьер­-министра РФ Дмитрия Медведева. 18 ноября документ должны были рассматривать в Государственной Думе. Причем проект намеревались рассмотреть сразу в третьем чтении, в ускоренном режиме.  Вопрос, к счастью, пока снят с повестки дня по причине негативного общественного резонанса.

Лиха беда начало

Разговор о возможности введения сборов для малого бизнеса Дмитрий Медведев начал еще весной. На совещании 14 ноября он продолжил: «Надо чтобы и малый бизнес выполнял свою часть социального контракта, вносил свой вклад в копилку нацио­нального богатства, платил налоги, не использовал сомнительных схем оптимизации, помогал решать задачи местного значения». При этом глава правительства напомнил собравшимся, что государство, несмотря на «крайне непростую ситуацию», все же не пошло на повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) и введение налога с продаж, таким образом показав, что государство идет на уступки бизнесу, после которых и бизнес должен пойти на уступки ему: перестать использовать теневые схемы «оптимизации» налогообложения и помогать стране в тяжелые времена кризиса.

Медведева и все правительство в его лице, конечно, можно понять. Бюджеты многих регионов находятся на грани дефицита. При этом цены на основной источник доходов страны — нефть — падают (с июня — примерно на 30%), а потому достаточно трудно прогнозировать изменение цен в ближайшей перспективе, не говоря уже о годовом прогнозе. Не радует и ситуация с экономикой. По самым оптимистичным прогнозам Минэкономразвития, ВВП России на конец текущего года составит 0,5%, а в 2015 году некоторые эксперты ждут спада на 1,2%. Быстрыми темпами растет инфляция (в октябре с начала года она составила 7,1%), продолжает девальвацию рубль, предприятия и финансовый сектор все больше испытывают на себе последствия экономических санкций. Так же давит политическая обстановка.

Естественно, что при таком состоянии экономики руководство страны будет предпринимать любые шаги для увеличения источников наполняемости бюджетов, особенно регио­нальных, которым постоянно приходится перечислять деньги из федерального бюджета для исполнения регионами своих обязательств.

Малый бизнес: спасаем себя или бюджет?

Данный пакет поправок — первый шаг в поиске таких источников. Правда, начали с одних из самых слабых звеньев экономики в России. Малый бизнес испытывает на себе кризисные явления один из первых. По расчетам разработчиков поправок, Москва в 2015 году могла бы получить от сборов для малого бизнеса до трех млрд руб­лей, а к 2016–2017 годам эта цифра увеличилась бы до 10 млрд. Возможно, в первые месяцы введения сборов и можно было бы ожидать объемов, более­менее приближенных к плановым. Однако не понятно, как чиновники и депутаты учитывали потери по собираемости сборов от закрытия большого количества малых предприятий в случае введения данных сборов — и учитывали ли вообще. А закрытие многих из них действительно оказалось бы неизбежным, поскольку средняя квартальная выручка по малым предприятиям (особенно подпадающим под сборы, парикмахерским и мелким предприятиям общепита) не превышает 600 тыс. руб­лей — средней суммы сбора, которую планировалось брать по проекту поправок.

Бизнес в целом по стране сейчас испытывает не лучшие времена. Уже сейчас идет снижение спроса на товары и услуги, связанное с повышением цен и ростом нестабильности, склоняющих население к сбережениям. В ближайшем будущем можно ожидать серьезного роста безработицы, а, значит, и значительного снижения доходов населения. В такой ситуации люди начнут экономить на всем, в том числе на услугах. В одной Москве, где у многих выработалась привычка посещать кафе и рестораны, и в которой уровень доходов значительно выше, чем в регионах, наблюдается снижение спроса на предприятия общественного питания на 20% вне зависимости от того, дешевое это кафе или дорогой ресторан.

Еще одна проблема бизнеса — растущие издержки. Поднимаются цены на российские товары, а девальвация руб­ля повышает цены на импорт. Все это приходится перекладывать на потребителей услуг. Тут к бизнесу претензий быть не может, но понятно, что спрос от роста цен повышаться не будет. В итоге, бизнес оказывается между молотом — сжимающимся спросом, и наковальней — растущими издержками. И в такой момент из Госдумы поступает новость про дополнительную нагрузку в виде сборов! Что на это может сказать бизнес­сообщество? Как должны реагировать отдельные представители малого бизнеса?

Поднявшаяся волна протестов вполне понятна и закономерна. Сейчас вопрос только в том, сможет ли бизнес отстоять свои права и не допустить введения дополнительных поборов. Причем уровень ставок тут большой роли уже не сыграет. В условиях, когда малый бизнес и так оказывается на краю пропасти, любое увеличение налоговой нагрузки может стать для него фатальным. Кроме того, от увеличения ставок для малого бизнеса из сферы услуг пострадает и крупный бизнес. Дополнительные издержки по сборам «малыши» будут закладывать в цену своих услуг, значит, будут расти и издержки крупных предприятий, пользующихся ими. Так, например, рост услуг по перевозкам повысит издержки логистики промышленным предприятиям и т.п. В результате негативный эффект от повышения налогов в одном сегменте экономики пройдет по производственным цепочкам и скажется на всей экономической системе.

История — лучший учитель

Ясно, что властям страны тоже деваться некуда, и они будут пытаться улучшать состояние бюджета через увеличение налоговой нагрузки сначала на бизнес, затем на другие группы налогоплательщиков (по мере выработки того или иного ресурса). Вопрос только в том, насколько далеко они зайдут в попытках получить деньги в краткосрочной перспективе, не думая о будущем налогоплательщиков, которые окажутся не в состоянии платить налоги. При его решении им полезно было бы заглянуть в историю и вспомнить, что происходило в нашей стране не так давно.

Опыт необдуманной налоговой политики, рассчитанный, исходя из необходимости латания дыр муниципальных и регио­нальных бюджетов, уже был в 1990­е годы. 12 декабря 1991 года в законе об основах налоговой системы РФ был закреплен достаточно длинный перечень из 22 налогов, устанавливаемых на местном уровне. Среди них были те, которые существуют до сих пор, например, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Но встречались и довольно нестандартные (сбор с владельцев собак, сбор за право проведения кино— и телесъемок). Однако даже такое количество налогов не обеспечивало наполняемости местных бюджетов. Уже тогда было очевидно, что налоговая нагрузка находится на критическом уровне, и население близко к тому, чтобы начать скрываться от налогообложения. Но федеральная власть вместо того, чтобы подумать об альтернативных способах наполняемости бюджетов, решает еще больше увеличить налоговую нагрузку и дать дополнительные полномочия субъектам и муниципалитетам по введению новых налогов. В декабре 1993 года указом президента регио­нальным и местным властям предоставляется право вводить налоги за пределами списка, установленного законом «Об основах налоговой системы РФ». В результате стало быстро расти число действующих в России налогов. В 1994–1996 годы в 24 регионах были введены местные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством. Среди них были: налог на содержание излишнего поголовья дойных коров (Башкирия), налог за использование иностранных алфавитов в названиях предприятий (Курская, Липецкая, Орловская области), налог за освещение фасадов зданий (Московская область), налог за проезд по автодорожному мосту (Саратовская область) и другие. По различным оценкам, их количество к 1996 году достигло 200.

Но и это не помогло местным бюджетам. Несмотря на избыточное количество налогов, местные бюджеты не преодолели дефицитов. Налоговая «свобода» привела только к ухудшению налогового климата. Большинство местных налогов относилось к числу «раздражающих» и не оправдывало даже затраты на их сбор. Муниципалитеты, вынужденные действовать спонтанно, получали доходы, как могли, не задумываясь о последствиях своей политики. Главное для них было наполнить бюджет «сейчас», а как их будут платить предприниматели и способны ли вообще налогоплательщики тянуть тяжелую налоговую нагрузку, их не интересовало. Более того, им не нужно было отчитываться перед центром за вводимые налоги (самому центру тогда было не до муниципалитетов), их главной целью на том этапе было выживание.

В таких обстоятельствах чиновники решили реагировать на проблемы по мере их поступления. Нет денег — значит, надо их найти. Подействовали сиюминутные меры (вроде увеличения количества налогов) — хорошо. Прекратят действовать — можно будет подумать о других механизмах, способствующих наполнению бюджета. Но такие принципы в области налоговой политики привели к тому, что у населения сложилось отрицательное восприятие местных властей. Усугубило это восприятие то, что, несмотря на высокие поборы, муниципалитеты не обеспечивали высокого качества услуг, за которые они были ответственны (образование, здравоохранение, дороги, ЖКХ и т.д.). В итоге стало ясно, что излишняя налоговая самостоятельность не помогла муниципалитетам решить их финансовых проблем, и в некоторой степени даже навредила экономике муниципалитетов (увеличение налоговой нагрузки сдерживало развитие предприятий). И 18 августа 1996 года Борис Ельцин подписал указ № 1214 «О признании утратившим силу п.7 указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994 г.», предложивший регио­нальным и местным властям с 1 января 1997 года отменить налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством. С этого момента перечни регио­нальных и местных налогов и сборов, установленные федеральным законом, снова стали закрытыми и не подлежащими расширению на территориальном уровне.

Ноябрьский прецедент с попыткой ввести сборы на малый бизнес вновь открыл вопрос о предоставлении регионам и муниципалитетам источников для увеличения своих доходов. Во что это может вылиться, пока говорить рано. Сейчас остается только наблюдать за разворачивающейся на наших глазах кампанией по спасению российского бюджета и надеяться, что поучительная сказка «Приключения Чипполино» так и останется сказкой.

Распечатать
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читать также
Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

16:00

Пользователи соцсетей получат бесплатный доступ к бизнес-знаниям

Украина попала в список беднейших стран региона

24 Мая

Украина попала в список беднейших стран региона

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

24 Мая

В Японии стартовали тестовые поставки товаров по Транссибу в Европу

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

23 Мая

В Казани обсудят строительство первого участка второй линии метро

Как правильно закопать деньги?

23 Мая

Как правильно закопать деньги?

В Татарстане ожидается град

23 Мая

В Татарстане ожидается град

В Казани на два месяца перекроют две улицы

23 Мая

В Казани на два месяца перекроют две улицы

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

23 Мая

О том, что имеют — не знают, но можно дать и больше...

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

23 Мая

Цены на нефть в четверг постепенно снижаются

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

23 Мая

Руслан Халилов: «Мы будем проводить эти форумы ежегодно»

Рост производства в апреле показал максимум за два года

23 Мая

Рост производства в апреле показал максимум за два года

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

23 Мая

Гендиректор «Яндекс. Такси» станет вторым человеком компании

У Казани появится фирменный халяльный торт

23 Мая

У Казани появится фирменный халяльный торт

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

23 Мая

ЦБ потребует возмещения убытков от разорившихся НПФ

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

23 Мая

На ЦИПР-2019 в Иннополисе прошел вечер, посвященный робототехнике

Все события

Корпоративные Блоги

Все блоги

Экономика и финансы

  1. Лидеры энергоэффективности
    Компании, входящие в группу «ТАИФ», в рамках международного форума поделились передовым опытом в сфере энергосбережения. Сложнейшие технологические решения отмечены и президентом Татарстана, и правительством…
  2. Когда потребитель выходит из энергосети...
    Вопросы ценообразования и его перспективы на внутреннем российском рынке на заседании правительства Татарстана в эксклюзивном интервью «Эксперту Татарстан» очень наглядно представила член совета директоров…
  3. Энергетика Татарстана: победы и проблемы
    Итальянские ветры татарстанской энергетики, газомоторное топливо для привлечения федеральных средств и энергоэффективность предприятий обсудили на международном форуме в Казани
Подписаться

Топ

  1. В РФ увеличат минимальный размер оплаты труда
    МРОТ планируют увеличить с 1 января 2021 года в связи с пересмотром потребительской корзины в большую…
  2. Госкорпорация «Ростех» запустит в Иннополисе производство Т-500
    Сегодня, 22 мая, в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» пройдет церемония запуска…
  3. Родители татарстанских школьников требуют ввести пятидневную учебную неделю
    «Родительское сообщество Татарстана» направило президенту республики Татарстан Рустаму Минниханову, а также…
  4. В ОПЕК+ отмечают влияние отношений США и КНР на нефтяной рынок
    Участники соглашения ОПЕК+ обсуждают вопрос влияния отношений США и КНР на нефтяной рынок. Об этом сообщил…
  5. Президент РТ поздравил татарстанцев с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией
    Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к жителям республики с поздравлением по случаю Дня официального…

Интервью

WorldSkills. Все стороны медали

WorldSkills. Все стороны медали

Казань готовится принять мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс). Это престиж для Татарстана, инвестиции, 9,5 млрд рублей на развитие инфраструктуры, специально построенный красивый многофункциональный комплекс «Kazan Expo»… А что «турнир профессионалов» даст ребятам-участникам и что - экономике страны? С вопросами мы обратились к инициатору появления WorldSkills в России Павлу Черных, а также к непосредственным участникам образовательного процесса

Научный фундамент застоя

Научный фундамент застоя

Как «сшить» разрыв между наукой и бизнесом? Синергия фундаментальной науки и промышленности обещает колоссальный прорыв обеих отраслей, однако на этом пути есть множество препятствий